В первые же дни после моего прибытия в Буэнос-Айрес в 1948 году, еще находясь в Эмигрантском Доме, я обратил внимание, проходя по городу в припортовой его части, недалеко от Дома Правительства и разных министерств, на небольшой, но очень изящный памятник адмиралу Брауну, имя которого мне тогда ничего не говорило. Приблизительно года через полтора я попал в город Лухан, известный своим величественным собором с чудотворным изображением Луханской Божией Матери. Там же, недалеко от собора находятся и большой исторический музей, осматривая который я обратил внимание на наш Андреевский флаг, занимавший всю витрину против лестницы. Заинтересовавшись, я стал искать объяснения и на табличке при флаге прочел следующее:
«Флаг адмирала Брауна, которым он пользовался как своим флагом на эскадре в кампанию 1826 и 1827 гг. Принесен в дар его зятем, г. Хуаном Миллер, коллегии св. Георгия в гор. Кильмес. Передан в музей названным учреждением».
Тогда я еще ничего не знал ни об адмирале Брауне, ни об его роли в морской истории Аргентины.
Об обнаруженном мною в музее флаге я рассказал на ближайшей «встрече» членов Кают-Компании, для которых мое сообщение оказалось новостью. Написал я об этом также и председателю Исторической комиссии в Нью-Йорке старшему лейтенанту С. В. Гладкому, который мое письмо направил на отзыв в Канаду, старшему лейтенанту Д. Н. Федотову — Уайт, как специалисту по «гишпанским делам».
Старший лейтенант Федотов высказал по поводу флага два предположения: первое, — что Браун соприкасался с русскими моряками и знал о существовании Андреевского флага, и второе, — что Браун мог получить его в подарок от лорда Кочране. Все это мне ничего не объяснило, а от себя старший лейтенант Гладкий добавил, что, если у меня имеется желание и время, то вопрос о флаге интересно было бы разработать. «Это, конечно, для души!».
Так как вопрос о флаге меня очень заинтересовал, то я предпринял посильные поиски. Но ни в обширном труде капитана 2 ранга Теодора Кайже-Буа «Морская история Аргентины», вышедшем в 1944 году, ни в книге «Жизнь Брауна» Гектора Ратто, я не нашел никаких намеков на разъяснение этого вопроса, кроме того, что на гравюре с картины Е. Мартино, находящейся в Морском музее в г. Тигре, воспроизведено преследование брига «Меркурий» из эскадры роялистов в бою 17 мая 1814 года фрегатом «Геркулес», флагманским кораблем Брауна, на котором на фок-мачте видно изображение Андреевского флага. Из этого можно заключить, что Браун пользовался Андреевским флагом не только в 1826-27 гг., но еще и за двенадцать лет до этого.
Видя безуспешность моих поисков в этом направлении, я решил обратиться непосредственно к автору «Морской истории», г. Кайже-Буа, с письмом, в котором просил его, как лицо, располагающее историческими материалами, дать объяснение по интересующему нас, русских морских офицеров, вопросу. Месяца через два я получил из Генерального штаба Морского министерства уведомление, в котором сообщалось, что «посланное мною письмо вдова скончавшегося в минувшем году г. Кайже-Буа переслала в Морское министерство с просьбой дать просимое объяснение, но что в имеющихся у них книгах по морской истории Аргентины они не нашли относительно флага Брауна никаких указаний. Причина, по которой этот вопрос передан для изучения Историческому отделу Генерального морского штаба. О результатах мне будет сообщено».
Прошел еще почти год, как я совершенно неожиданно получил из Организационного отдела Генерального морского штаба следующее сообщение:
«Предмет: флаг св. Андрея. По особой просьбе семьи покойного капитана 2 ранга Кайже-Буа Морское министерство произвело расследование, чтобы удовлетворить мой запрос, касающийся Андреевского флага, принадлежавшего адмиралу Брауну и находящегося в настоящее время в Историческом музее в гор. Лухане. Так как упомянутое исследование не дало конкретных результатов, этот отдел намерен продолжать изучение затронутого вопроса с целью его окончательного выяснения».
В поисках возможно отправной точки пришлось заинтересоваться морской историей Аргентины.
В мае 1810 года в Буэнос-Айресе произошла «национальная революция» и взамен управления тогдашней испанской колонией в Южной Америке вице-королем возникло местное выборное национальное правительство, с чем Испания не могла, конечно, примириться и, как следствие, неизбежно должны были последовать вооруженные столкновения между сторонниками нового порядка и Испанией, на стороне которой осталась так называемая «Banda Oriental», то есть провинция Уругвай, куда перенес свое местопребывание и вице-король.
Вооруженные столкновения не ограничились военными действиями только на суше, но и распространились и на прилегающий водный район обширного устья реки Рио-де ла Плата. В Буэнос-Айресе, стоявшем во главе провинций — сторонников независимости, никакого военного флота, конечно, не было, но так как в ту эпоху военные и торговые суда почти не разнились между собой, то естественно, что первая национальная эскадра была сформирована из наскоро вооруженных коммерческих кораблей. Во главе ее стал лейтенант полковник Асопардо, 37 лет, француз, бывший корсар с острова Мальта. В течение следующего, 1811 года, была сформирована вторая эскадра, так же как и первая из трех судов. Этих сил оказалось, однако, недостаточно для успешной борьбы с эскадрой «роялистов» из Монтевидео. Поэтому, в конце 1813 года было преступлено к формированию постоянной национальной эскадры «Объединенных провинций». Для этой эскадры из числа судов, находившихся в Буэнос-Айресе, часть которых прибыла из-за океана, в спешном порядке были куплены русский фрегат «Геркулес» (350 тонн), корвет «Зефир», американский галиот и британская бригантина.
Для командования всеми тремя эскадрами из имевшихся трех кандидатов выбор остановился на коммерческом капитане ирландце Вильгельме Браун, который начал свою морскую карьеру 12 лет от роду и в момент избрания имел уже 25 лет морской практики. Предполагают, что он служил на эскадре адмирала Нельсона, так как был хорошо знаком со многими деталями организации службы на военных судах и с морской практикой того времени (захват им в качестве корсара французского корабля «Президент»). С 1810 года владелец нескольких судов, плававших по Ла Плате, собственник недвижимого имущества в Буэнос-Айресе и свидетель национальной майской революции 1810 года, Браун был принят 1 марта 1814 года на службу с чином лейтенанта полковника на должность «комондоро», то есть командующего эскадрой. Своей «capetana», он избирает фрегат «Hercules». С этого момента начинается его организационная и боевая деятельность на эскадре «Объединенных Провинций», увенчавшаяся рядом крупных и мелких морских побед, сделавших его национальным героем Аргентины. Все это натолкнуло меня на мысль, что существует, по-видимому какая-то связь между Андреевским флагом Брауна и русским фрегатом «Геркулес». В этом направлении я и продолжал свои поиски.
Что же это за фрегат «Геркулес», и как он попал в Буэнос-Айрес?
Из судов русского военного флота такого фрегата в дальнем плавании не было, но был шлюп «Нева» в 350 тонн, принадлежавший Российско-Американской торговой компании на Аляске. Шлюп «Нева» под командой капитан-лейтенанта Ю. Ф. Лисянского, вместе со шлюпом «Надежда», под общим начальством капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна, совершил в 1803 -1806 гг. первое кругосветное плаванье под русским флагом по маршруту Кронштадт — мыс Горн — Кадьяк — мыс Доброй Надежды — Кронштадт. В 1806 -1807 гг. под командой лейтенанта Л. Л. Гагемейстера «Нева» делает переход Кронштадт — мыс Доброй Надежды — Тасмания — Новый Архангельск на Аляске. В январе 1813 года, находясь под командой капитан-лейтенанта Подушкина, в одно из своих очередных плаваний на Аляску шлюп «Нева», потерпел крушение у берегов острова Куба. Это — факты, а дальше идут предположения и догадки. Дело в том, что шлюп «Нева», хотя и принадлежал Российско-Американской торговой компании, но все время находился под командой флотского офицера и плавал под Андреевским флагом. Возможно, что после крушения он попал в Буэнос-Айрес, где и был продан. То, что шлюп, пусть и вооруженный, являлся собственностью торговой компании позволило оформить куплю — продажу очень быстро, что не могло иметь места при продаже военного судна, и взамен названия «НЕВ а», совершенно чуждого американцам, шлюп получил новое имя «HER cules». Эту возможность подтверждает и одинаковый их тоннаж (350 тонн).
Возможно, что в оставшемся корабельном имуществе оказались кормовые Андреевские флаги, и Браун, ирландец по происхождению, мог воспользоваться одним из них, сходным по рисунку с флагом Ирландии, но имевшим вместо красного косого креста синий. Но это сочетание белого и синего цветов отвечало цветам, уже принятым как государственные для «Объединенных Провинций», и Браун поднимает этот флаг на фрегате «Hercules», его «capetaпа», оставшимся таковым весь первый период его боевой деятельности за независимость нынешней Аргентины.
15 ноября того же 1814 года правительство «Объединенных Провинций» за выдающиеся боевые заслуги Брауна дарит ему его флагманский корабль, фрегат «Геркулес», в знак национальной признательности, и Браун, уже в чине полковника (coronel) назначается «jefe en general del Escuadra».
По-видимому, Браун очень дорожил этим флагом, под которым он одержал ряд действительно блестящих побед не только в период борьбы за независимость, но и потом, после перерыва, во время войн с Бразилией и с Уругваем, и, уйдя на покой, он продолжал хранить его у себя до своей смерти. Потом флаг, как боевая реликвия, был принесен в дар коллегии св. Георгия и позже передан в Национальный Исторический музей.
Вот, вкратце, возможное объяснение того, как попал к Брауну Андреевский флаг, почему он использовал его в качестве своего адмиральского флага и того, каким образом русский фрегат оказался флагманским кораблем Брауна.
Изображение фрегата «Hercule», фигурирует на многих картинах, относящихся к эпохе борьбы за национальную независимость теперешней Аргентины.
В 1964 году, в связи со 150-летием первой победы Брауна, 17 мая 1814 года, при Монтевидео, покойный председатель Кают Компании в Аргентине капитан 2 ранга Н. Б. Федосеев написал большую картину, изображающую один из эпизодов этого сражения, а именно — фрегат «Hercules», прорывает строй испанской эскадры.
Эта картина находилась на выставке, организованной Морским министерством в связи с названным юбилеем, затем, в 1966 году, на выставке картин капитана 2 ранга Федосеева и в 1967 году — на выставке в Историческом музее картин и портретов, относящихся к историк аргентинского флота, собранных из разных музеев к 150-летию независимости Аргентины, и была впоследствии приобретена упомянутым музеем.
А.Штром
Прохождение службы Брауном
I марта 1814 г. Вильгельм Браун, ирландец был принят на службу «Объединенных Провинций» с чином Teniente-Coronel на должность «Comodoro».
По объяснению Т. Кайже-Буа «Comodoro» — не чин, а должность, которая существовала только в аргентинском флоте до конца прошлого столетия для обозначения начальника эскадры. В начале этого столетия звание «Comodoro» было заменено чином адмирала. При учреждении Морского министерства в 1898 году первым министром был «Comodoro» и только в 1905 году в этой должности появляется адмирал.
- II марта 1814 г. — первая победа у острова Мартин Гарсия.
- 17 мая 1814 г. — большая победа над эскадрой «роялистов» у Монтевидео.
- 1 июля 1814 г. — чин Coronel,
- 15 ноября 1814 г. — получает в подарок фрегат «Hercules» и назначение; ; Jefe en general del Escuadro».
- Февраль 1818 г. — декабрь 1825 г. — перерыв в службе.
- 1826-1828 гг. — война с Бразилией.
- 12 января 1826 г. — Coronel-Mayor, что соответствует теперь чину General de Brigada, и
- Comodoro del Escuâdra.
- 11 июня 1826 г. — победа при Los Posos.
- 30 июля 1826 г. — победа при Quilmes.
- 9 февраля 1927 г. — победа при Juncal-e.
- 24 февраля 1827 г. — победа при Quilmes.
- 8 апреля 1827 г. — победа при Santiago.
- 1828 год — мелкие стычки.
- 3 марта 1829 г. 1833 г. — губернатор провинции Буэнос-Айрес.
- 19 сентября 1833 г. — Brigadero General del Estado — Главный командир морских сил республики.
- 1842 г. — 1845 г. — война с Уругваем.
- 3 января 1842 г. — Comandante General en Jefe del Escuadra — Командующий эскадрой Федерации.
- 15 августа 1845 г. последняя победа у Costa Bravo.
- Июль 1854 г. — последний раз держал свой флаг во главе эскадры республики Аргентина.
- 3 марта 1857 г. — скончался.
Таким образом хотя фактически Браун и не имел чина адмирала, а только бригадного генерала, по роду своей деятельности он был адмиралом аргентинского флота.
А. Штром
Похожие статьи:
- № 124 Сентябрь 1973 г.
- №102 Январь 1970 г.
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- №113 Ноябрь 1971 г.
- Обзор военной печати (№118)
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- 125 Ноябрь 1973 года