В 18-м веке так называемая «полковая музыка», играла в военной жизни весьма большую роль. Барабаны, литавры, трубы, гобои, флейты и бубны сопровождали солдата от самого начала его службы рекрутом до самой старости, даже когда он доживал свой век в полковой богадельне.
В походе пехота под музыку и бой барабанов ходила сотни верст, а при атаке, когда полки торжественно наступали на противника развернутым фронтом, играла вся полковая музыка и дробь ротных барабанов угрожающе возвещала врагу, что вот-вот мушкетеры перейдут с громовым ура в штыки. Пока играла музыка и били барабаны во время боя, солдат знал, что дело идет хорошо, что бояться нечего, что даже умереть под музыку не страшно. Вот и говорилось в старину солдатской поговоркой:
«Ну если уж умирать — так с музыкой!»
Вспомним и стихотворение Лермонтова, как в нем «дядя», т. е. старый, бывалый солдат рассказывает рекрутам про Бородинский бой и кончает свое повествование:
«Вот смерклось, были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять… Вот затрещали барабаны — и отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать…»
Литаврщики при кавалерии и артиллерии, трубачи, барабанщики, гобоисты и «флейщики», а к середине 18 века и всякого рода другие музыканты содержались в полках на особом счету. Полковые командиры гордились своими оркестрами и щеголяли друг перед другом своей музыкой не только во фронтовой службе, но и у себя дома или на многочисленных торжествах. Кроме музыкантов, у них состояли в полках и хоры певчих для богослужений и церковных парадов.
Гордились «музыкой военной» и в столице, где сам Государь Император или царствующая Императрица самолично составляли придворные «капеллы» певчих или музыкантов из людей гвардии, в особенности л. гв. Преображенского и Семеновского полков. Литаврщиками были часто темнокожие «арапы» из далекой Африки в роскошных, подбитых шелком кафтанах с позументами, кистями и страусовыми перьями на белых тюрбанах. Естественно, что и всех других музыкантов старались приукрасить в их формах одежды, т. е. выделить из общей солдатской массы зеленых кафтанов, — дать им особенно красивый и обращающий на себя внимание вид.
Для парадов в столице нередко заказывались литавреннные колесницы, которые богато украшались позолоченной резьбой по дереву, изображающей военные трофеи, Минерву и двуглавых орлов, увенчанных императорскою короною. Одна из этих колесниц сохранилась и до наших дней в военно-историческом музее артиллерии и инженерных войск в Петербурге. Она была создана в ознаменование боевых заслуг артиллерии в Семилетней войне. Она, кроме постановки литавр, предназначалась для перевозки на парадах знамени 1-го артиллерийского полка, роты которого участвовали во взятии Берлина нашими войсками. Эта парадная колесница была изготовлена мастерами С. Петербургского арсенала по проекту создателя Зимнего дворца и ансамбля Смольного монастыря в Петербурге, знаменитого зодчего графа В. В. Растрелли.
Музыканты царствования Имп. Петра Великого получили особые нашивки из шерстяного басона, которые носились вдоль швов кафтана и камзола. Барабаны, деревянные, вышиною в 9 1/2, шириною или в диаметре в 10 вершков, окрашивались зеленой краской, испещрялись различными узорами и цветами и имели раскрашенные изображения в красном поле: на одной стороне двуглавого орла, на другой, противоположной, — руки с обнаженным мечом, выходящей из облаков. Барабан носили на лосиной перевязи с железным крюком, надевавшейся через плечо и застегивавшейся, позади, пряжкой с запряжником и наконечником, медными. Флейта и гобой были из пальмового дерева. Литавры драгунских полков эпохи Петра Великого изготовлялись из красной меди и обтягивались наверху кожей, каждая с восемью железными винтами, для натягивания кожи. Делались они по размеру пехотных барабанов и в строю употреблялись не иначе, как с суконными, по цвету кафтанов, «занавесами», украшенными по верхнему и нижнему краям широким золотым или серебряным галуном. Трубы были медные и делались по образцу российских войск 17-го века, известных в армии под названием «труб ратного строя» древней русской воинской музыки.
На коронации Императрицы Екатерины 1-й кавалергарды имели литавры серебряные, каждая с вызолоченным, двуглавым орлом, с восемью вызолоченными же у ринтов украшениями и с кожаной подушкой. Они имели в вышину с ножками 10½ , а в поперечнике 12½ вершков. К ним принадлежали белые завесы с золотыми галуном, бахромою, 56 кистями и Императорскими вензелями в пальмовых ветвях и с двуглавыми орлами, шитыми золотом и черным шелком. Трубы, серебряные, имели золотые шнуры и кисти. Мундиры кавалергардских литаврщиков украшались галунами по всем швам. В литаврщики выбирались люди высокого роста и хорошего телосложения.
К середине 18-го века музыкантское обмундирование часто изменялось. Его старались сколько можно украсить, отчего оно никогда не выслуживало срока и требовало ремонта сверх положения. Сроки же для обмундирования солдат гвардии с 1725 по 1796 гг. были следующими: кафтаны, камзол и панталоны полагались на два года, епанча на три года и шляпа на один год. После названного срока одежда переходила в частное имущество солдата и ему выдавалась новая казенная форма. Приблизительно до 1730 года в армии и гвардии существовала т. н. Петровская система обмундирования: одежда приготовлялась портными не по мерке на каждого человека, а вся вдруг, и делилась на три разряда: на большой, средний и малый рост. Заводились полковые швальни и в полках старались приучать к работе собственных портных. После 1730 года началось т. н. «правильное устройство обмундирования нижних чинов». С того времени каждая рота обмундировывалась своими портными, что рождало весьма полезное соревнование одних перед другими. Этот способ «постройки» одежды по ротно был причиною, того что к 1735 году полки уже более не нуждались в вольных портных. Одни закройщики оставались наемными. Камзолы и кафтаны шились теперь на каждого солдата по мерке.
До 1760 года кафтан музыканта не отличался цветом сукна от кафтанов солдат, но с 1760 г. музыканты в Преображенском, Семеновском и Измайловском полках получили красные, а не зеленые, как это было раньше. По борту и всем швам кафтан обшивался широким золотым галуном и был с белой подкладкой. Шляпы носились с золотым же галуном и плюмажем из красных перьев. Красный музыкантский кафтан оставался и при царствовании Имп. Петра III, причем как ротные, так и хорные музыканты, имели красными: кафтан, камзол и штаны, обшитые по-прежнему галуном. Введенные в 1762 г. круглые, сшивные обшлага с каждым годом стали делать все меньше, а камзол под кафтаном приказано было носить только зимою, спарывая с него галуны, а весною, когда начинали ходить в одних камзолах, нашивали их вновь. Впоследствии утвердили форму безрукавных камзолов. Причиною тому было желание по возможности суживать рукава кафтана, с тем чтобы устранить допускаемые прежде складки и сборки, которые происходили от простора одежды первой половины 18-го века. То же служило поводом подвязывать штаны внизу шнурком и плотно натягивать к колену. Галстуков в 60-ых годах 18-го века у музыкантов и солдат было два, один парадный, — из красного «стамеда», другой черный, ежедневный, — из волосяной материи. В первую половину царствования Имп. Екатерины Великой, до 1786 г., барабанщики пехотных полков и гвардии носили шерстяной басон на воротнике, клапанах, полах и всех швах кафтана и камзола. Музыканты, сверх того, украшали им наплечные крыльца и рукава. Шляпы музыкантов обшивались золотым, узорчатым галуном.
Для того чтобы барабан не протирал штанов, даны были телячей шкуры «занавески», которые надевались широким концом по поясу и шерстью вверх. Как видно из весьма интересного, подробного описания «образцового гобоистского мундира л. гв. Семеновского полка» от 10 апреля 1775 года, обмундирование гвардейских гобоистов и барабанщиков к этому времени было доведено до роскоши, столь характерной и присущей поздней эпохе рококо, накануне последующих, более строгих форм классицизма, проявивших себя в реформе обмундирования российских войск 1786 года князем Потемкиным. Мы приводим описание полностью. Оно находилось в делах л. гв. Семеновского полка за 1775 год под №433 и было впервые опубликовано в истории этого полка в 1854 году:
«Мундир парадный: мундир тонкого алого сукна. На нем около воротника выкладки из шелкового басона, голубого и черного цвета с золотом. Петлиц по бортам на каждом по пяти, кистей с золотом и шелком тоже по пяти. На клапанах выложено галуном, а под клапанами по две петлицы и по две кисти. Сверх клапана по одной кисти. На рукавах обложено поперек узким басоном семь рядов, кистей по семи. На каждом обшлаге по две петлицы и по три больших кисти. По швам, по спине и по борту, сзади и спереди обложено широким басоном, а в фалдах узким. Воротник и обшлага из синего бархата, а мундир подбит алым стамедом. К мундиру два эполета, у коих тесьма пополам с серебром и с желтым шелком, а по краям с голубыми полосками. Темляк: в нем тесьма с полосами, по середине малиновой, по сторонам ее золотые и с краев голубые. Кисть сверху золотая, внутри малинового и голубого цвета. Шляпа пуховая обшита золотым широким позументом с городками. Петлица на шляпе малиновая, оплетенная голубым и золотым трунцалом. Плюмаж шляпы по краям голубого, желтого и белого цвета. Тулья подложена розовою тафтою. Султан из красных страусовых перьев. Камзол и штаны белого сукна, подбиты голубым стамедом, воротник и обшлага светло-синего бархата, обложены узким, золотым галуном.
Вседневная форма: мундир вседневный алого сукна, подбитый русским красным стамедом. Петлиц по бортам по пяти. Вокруг воротника, по борту, по клапанам и по рукавам выложено басоном. К мундиру два эполета, такие же как и парадные, но вместо серебряных кистей белые, гарусные. Штаны белые, суконные, а летом коламянковые, с такими-же пуговицами».
Ко вседневной форме гобоиста принадлежал сюртук, заменявший плащ. Сюртук шился из толстого зеленого сукна, однобортный, с косыми клапанами на боках. Его подбивали красною байкою. Воротник сюртука, светло-синего сукна, обшивался узким золотым галуном. Разрезные рукава делались из алого сукна и обшивались узким галуном. На них было по одной кисти.
Роскошь форм музыкантских была не только в гвардии. В армейских полках командиры не стеснялись украшать своих музыкантов кистями, галунами и пестрым плюмажем по краям шляпы.
Вторая половина сделанных в царствование Екатерины II перемен в обмундировании начинается с нововведений, произведенных князем Потемкиным в полках его армии в 1786 году. Эти нововведения коснулись того обмундирования, которое существовало в России СО времен Петра Великого. Кафтан был заменен короткой курткой с небольшими, подогнутыми полами. Камзол шился совсем без пол и не выказывался из-под куртки. Шляпы заменены были касками с длинным козырьком. Отменены были пудра и букли. Епанча была заменена шинелью из зеленого сукна, с узким отложным воротником, обшитым в гвардии узким же золотым галуном. Проще стала и форма музыкантов, которые сохранили лишь на скромных своих куртках поперечные нашивки на рукавах и по всем швам.
Все это принято было в армейских полках. В гвардии же не сразу соглашались на подобные перемены, столица не поддавалась таким реформам, которые угрожали лишить ее роскоши и блеска. Гвардейские офицеры составляли разные проекты, клонившиеся к тому, чтобы отыскать что-либо среднее между прежним и новым обмундированием. В конце концов обмундирование гвардейских полков изменилось только в мелочах, в сущности же осталось то же до самой кончины Императрицы. К числу незначительных перемен в форме гвардии после 1786 года, когда вся армия стала носить совершенно новую, скромную. но для солдата удобную форму, принадлежали: 1. более узкие кафтаны, чем раньше. Воротники шились высокие. Пуговицы кафтана делались плоскими и большими.
2. Шляпы делались гораздо выше. Их носили с султаном: из красных перьев, вставленных между тульею и полем у музыкантов и барабанщиков, а из черных перьев — у солдат.
3. Барабанщики и музыканты получили кафтан красного цвета с зелеными лацканами, такого же цвета воротником и обшлагами. Наплечники, или «крыльца», у Преображенцев и Измайловцев были красными, как и кафтан, а у Семеновцев синего цвета. Нашивки делались из белого галуна с разноцветными разводами.
На этом и закончился 18-й век, век с литавренными колесницами, пудрой и буклями, шелком и бархатом на кафтанах музыкантов. Император Павел 1 уже не принес ничего и своим возвращением к мундирам Петра III, парикам и косам не смог удержать уходящего времени. Наоборот, это реакционное поведение монарха вызвало неудовольствие в войсках, а те, кто в 1786 году еще не хотели согласиться с нововведениями князя Потемкина, теперь уже смеялись над роскошью музыкантских кафтанов и были всецело за удобную и белее скромную форму.
Юрий Солодков
Материалы: История л. гв. Семеновского полка. Карцов. СПБ. 1854 г. «Музей артиллерии и инж. войск». А. А. Бумагин, Ленинград 1964. История одежды Российских войск. Висковатов СПБ. 1899 г.
Похожие статьи:
- Форма одежды чинов флота в царствование императора Александра I. – Юрий Солодков.
- №120 Январь 1973 г.
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№114)
- Вооружение и обмундирование. – Старый русский солдат
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№109)
- Русские военные оркестры. – П. Ишеев
- Письма в Редакцию. – Юрий Солодков, А. Хохлов
- О ношении медалей царствования Петра Великого. – Евгений Молло
- № 129 Сентябрь 1974 г.