Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Андреевский флаг адмирала Брауна и фрегат «Геркулес». – А.Штром



В первые же дни после моего прибытия в Буэнос-Айрес в 1948 году, еще находясь в Эми­грантском Доме, я обратил внимание, проходя по городу в припортовой его части, недалеко от Дома Правительства и разных министерств, на небольшой, но очень изящный памятник адми­ралу Брауну, имя которого мне тогда ничего не говорило. Приблизительно года через полтора я попал в город Лухан, известный своим вели­чественным собором с чудотворным изображением Луханской Божией Матери. Там же, не­далеко от собора находятся и большой истори­ческий музей, осматривая который я обратил внимание на наш Андреевский флаг, занимав­ший всю витрину против лестницы. Заинтере­совавшись, я стал искать объяснения и на таб­личке при флаге прочел следующее:

«Флаг адмирала Брауна, которым он поль­зовался как своим флагом на эскадре в кампа­нию 1826 и 1827 гг. Принесен в дар его зятем, г. Хуаном Миллер, коллегии св. Георгия в гор. Кильмес. Передан в музей названным учреж­дением».

Тогда я еще ничего не знал ни об адмирале Брауне, ни об его роли в морской истории Аргентины.

Об обнаруженном мною в музее флаге я рас­сказал на ближайшей «встрече» членов Кают-Компании, для которых мое сообщение оказа­лось новостью. Написал я об этом также и председателю Исторической комиссии в Нью-Йорке старшему лейтенанту С. В. Гладкому, ко­торый мое письмо направил на отзыв в Кана­ду, старшему лейтенанту Д. Н. Федотову — Уайт, как специалисту по «гишпанским де­лам».

Старший лейтенант Федотов высказал по поводу флага два предположения: первое, — что Браун соприкасался с русскими моряками и знал о существовании Андреевского флага, и второе, — что Браун мог получить его в пода­рок от лорда Кочране. Все это мне ничего не объяснило, а от себя старший лейтенант Глад­кий добавил, что, если у меня имеется жела­ние и время, то вопрос о флаге интересно было бы разработать. «Это, конечно, для души!».

Так как вопрос о флаге меня очень заинте­ресовал, то я предпринял посильные поиски. Но ни в обширном труде капитана 2 ранга Теодо­ра Кайже-Буа «Морская история Аргентины», вышедшем в 1944 году, ни в книге «Жизнь Брауна» Гектора Ратто, я не нашел никаких намеков на разъяснение этого вопроса, кроме того, что на гравюре с картины Е. Мартино, на­ходящейся в Морском музее в г. Тигре, воспро­изведено преследование брига «Меркурий» из эскадры роялистов в бою 17 мая 1814 года фре­гатом «Геркулес», флагманским кораблем Брау­на, на котором на фок-мачте видно изображе­ние Андреевского флага. Из этого можно зак­лючить, что Браун пользовался Андреевским флагом не только в 1826-27 гг., но еще и за две­надцать лет до этого.

Видя безуспешность моих поисков в этом направлении, я решил обратиться непосред­ственно к автору «Морской истории», г. Кай­же-Буа, с письмом, в котором просил его, как лицо, располагающее историческими материа­лами, дать объяснение по интересующему нас, русских морских офицеров, вопросу. Месяца через два я получил из Генерального штаба Морского министерства уведомление, в котором сообщалось, что «посланное мною письмо вдова скончавшегося в минувшем году г. Кайже-Буа переслала в Морское министерство с просьбой дать просимое объяснение, но что в имеющих­ся у них книгах по морской истории Аргенти­ны они не нашли относительно флага Брауна никаких указаний. Причина, по которой этот вопрос передан для изучения Историческому отделу Генерального морского штаба. О резуль­татах мне будет сообщено».

Прошел еще почти год, как я совершенно неожиданно получил из Организационного от­дела Генерального морского штаба следующее сообщение:

«Предмет: флаг св. Андрея. По особой про­сьбе семьи покойного капитана 2 ранга Кайже-Буа Морское министерство произвело рассле­дование, чтобы удовлетворить мой запрос, ка­сающийся Андреевского флага, принадлежав­шего адмиралу Брауну и находящегося в нас­тоящее время в Историческом музее в гор. Лухане. Так как упомянутое исследование не да­ло конкретных результатов, этот отдел наме­рен продолжать изучение затронутого вопроса с целью его окончательного выяснения».

В поисках возможно отправной точки пришлось заинтересоваться морской историей Аргентины.

В мае 1810 года в Буэнос-Айресе произош­ла «национальная революция» и взамен управ­ления тогдашней испанской колонией в Южной Америке вице-королем возникло местное вы­борное национальное правительство, с чем Ис­пания не могла, конечно, примириться и, как следствие, неизбежно должны были последо­вать вооруженные столкновения между сто­ронниками нового порядка и Испанией, на сто­роне которой осталась так называемая «Banda Oriental», то есть провинция Уругвай, куда пе­ренес свое местопребывание и вице-король.

Вооруженные столкновения не ограничились военными действиями только на суше, но и рас­пространились и на прилегающий водный рай­он обширного устья реки Рио-де ла Плата. В Буэнос-Айресе, стоявшем во главе провинций — сторонников независимости, никакого воен­ного флота, конечно, не было, но так как в ту эпоху военные и торговые суда почти не раз­нились между собой, то естественно, что пер­вая национальная эскадра была сформирована из наскоро вооруженных коммерческих кораб­лей. Во главе ее стал лейтенант полковник Асопардо, 37 лет, француз, бывший корсар с острова Мальта. В течение следующего, 1811 года, была сформирована вторая эскадра, так же как и первая из трех судов. Этих сил ока­залось, однако, недостаточно для успешной борьбы с эскадрой «роялистов» из Монтеви­део. Поэтому, в конце 1813 года было преступ­лено к формированию постоянной националь­ной эскадры «Объединенных провинций». Для этой эскадры из числа судов, находившихся в Буэнос-Айресе, часть которых прибыла из-за океана, в спешном порядке были куплены рус­ский фрегат «Геркулес» (350 тонн), корвет «Зе­фир», американский галиот и британская бри­гантина.

Для командования всеми тремя эскадрами из имевшихся трех кандидатов выбор остано­вился на коммерческом капитане ирландце Ви­льгельме Браун, который начал свою морскую карьеру 12 лет от роду и в момент избрания имел уже 25 лет морской практики. Предпола­гают, что он служил на эскадре адмирала Нель­сона, так как был хорошо знаком со многими деталями организации службы на военных су­дах и с морской практикой того времени (зах­ват им в качестве корсара французского кораб­ля «Президент»). С 1810 года владелец неско­льких судов, плававших по Ла Плате, собствен­ник недвижимого имущества в Буэнос-Айресе и свидетель национальной майской революции 1810 года, Браун был принят 1 марта 1814 го­да на службу с чином лейтенанта полковника на должность «комондоро», то есть командующего эскадрой. Своей «capetana», он избирает фрегат «Hercules». С этого момента начинает­ся его организационная и боевая деятельность на эскадре «Объединенных Провинций», увен­чавшаяся рядом крупных и мелких морских побед, сделавших его национальным героем Ар­гентины. Все это натолкнуло меня на мысль, что существует, по-видимому какая-то связь между Андреевским флагом Брауна и русским фре­гатом «Геркулес». В этом направлении я и про­должал свои поиски.

Что же это за фрегат «Геркулес», и как он попал в Буэнос-Айрес?

Из судов русского военного флота такого фрегата в дальнем плавании не было, но был шлюп «Нева» в 350 тонн, принадлежавший Российско-Американской торговой компании на Аляске. Шлюп «Нева» под командой капи­тан-лейтенанта Ю. Ф. Лисянского, вместе со шлюпом «Надежда», под общим начальством капитан-лейтенанта И. Ф. Крузенштерна, со­вершил в 1803 -1806 гг. первое кругосветное плаванье под русским флагом по маршруту Кронштадт — мыс Горн — Кадьяк — мыс Доб­рой Надежды — Кронштадт. В 1806 -1807 гг. под командой лейтенанта Л. Л. Гагемейстера «Нева» делает переход Кронштадт — мыс Доб­рой Надежды — Тасмания — Новый Арханге­льск на Аляске. В январе 1813 года, находясь под командой капитан-лейтенанта Подушкина, в одно из своих очередных плаваний на Аляску шлюп «Нева», потерпел крушение у берегов острова Куба. Это — факты, а дальше идут предположения и догадки. Дело в том, что шлюп «Нева», хотя и принадлежал Российско-Американской торговой компании, но все время находился под командой флотского офицера и плавал под Андреевским флагом. Возможно, что после крушения он попал в Буэнос-Айрес, где и был продан. То, что шлюп, пусть и воору­женный, являлся собственностью торговой ком­пании позволило оформить куплю — продажу очень быстро, что не могло иметь места при про­даже военного судна, и взамен названия «НЕВ а», совершенно чуждого американцам, шлюп получил новое имя «HER cules». Эту возможность подтверждает и одинаковый их тоннаж (350 тонн).

Возможно, что в оставшемся корабельном имуществе оказались кормовые Андреевские флаги, и Браун, ирландец по происхождению, мог воспользоваться одним из них, сходным по рисунку с флагом Ирландии, но имевшим вме­сто красного косого креста синий. Но это соче­тание белого и синего цветов отвечало цветам, уже принятым как государственные для «Объ­единенных Провинций», и Браун поднимает этот флаг на фрегате «Hercules», его «capetaпа», оставшимся таковым весь первый период его боевой деятельности за независимость ны­нешней Аргентины.

15 ноября того же 1814 года правительство «Объединенных Провинций» за выдающиеся боевые заслуги Брауна дарит ему его флагман­ский корабль, фрегат «Геркулес», в знак на­циональной признательности, и Браун, уже в чине полковника (coronel) назначается «jefe en general del Escuadra».

По-видимому, Браун очень дорожил этим флагом, под которым он одержал ряд действи­тельно блестящих побед не только в период бо­рьбы за независимость, но и потом, после пере­рыва, во время войн с Бразилией и с Уругва­ем, и, уйдя на покой, он продолжал хранить его у себя до своей смерти. Потом флаг, как боевая реликвия, был принесен в дар коллегии св. Георгия и позже передан в Национальный Исторический музей.

Вот, вкратце, возможное объяснение того, как попал к Брауну Андреевский флаг, почему он использовал его в качестве своего адмираль­ского флага и того, каким образом русский фре­гат оказался флагманским кораблем Брауна.

Изображение фрегата «Hercule», фигури­рует на многих картинах, относящихся к эпо­хе борьбы за национальную независимость те­перешней Аргентины.

В 1964 году, в связи со 150-летием первой победы Брауна, 17 мая 1814 года, при Монтеви­део, покойный председатель Кают Компании в Аргентине капитан 2 ранга Н. Б. Федосеев на­писал большую картину, изображающую один из эпизодов этого сражения, а именно — фрегат «Hercules», прорывает строй испанской эскад­ры.

Эта картина находилась на выставке, орга­низованной Морским министерством в связи с названным юбилеем, затем, в 1966 году, на вы­ставке картин капитана 2 ранга Федосеева и в 1967 году — на выставке в Историческом музее картин и портретов, относящихся к историк аргентинского флота, собранных из разных му­зеев к 150-летию независимости Аргентины, и была впоследствии приобретена упомянутым музеем.

А.Штром

Прохождение службы Брауном

I марта 1814 г. Вильгельм Браун, ирландец был принят на службу «Объединенных Провин­ций» с чином Teniente-Coronel на должность «Comodoro».

По объяснению Т. Кайже-Буа «Comodoro» — не чин, а должность, которая существовала только в аргентинском флоте до конца прошло­го столетия для обозначения начальника эска­дры. В начале этого столетия звание «Como­doro» было заменено чином адмирала. При уч­реждении Морского министерства в 1898 году первым министром был «Comodoro» и только в 1905 году в этой должности появляется адми­рал.

  • II марта 1814 г. — первая победа у острова Мартин Гарсия.
  • 17 мая 1814 г. — большая победа над эска­дрой «роялистов» у Монтевидео.
  • 1 июля 1814 г. — чин Coronel,
  • 15 ноября 1814 г. — получает в подарок фре­гат «Hercules» и назначение; ; Jefe en general del Escuadro».
  • Февраль 1818 г. — декабрь 1825 г. — пере­рыв в службе.
  • 1826-1828 гг. — война с Бразилией.
  • 12 января 1826 г. — Coronel-Mayor, что со­ответствует теперь чину General de Brigada, и
  • Comodoro del Escuâdra.
  • 11 июня 1826 г. — победа при Los Posos.
  • 30 июля 1826 г. — победа при Quilmes.
  • 9 февраля 1927 г. — победа при Juncal-e.
  • 24 февраля 1827 г. — победа при Quilmes.
  • 8 апреля 1827 г. — победа при Santiago.
  • 1828 год — мелкие стычки.
  • 3 марта 1829 г. 1833 г. — губернатор про­винции Буэнос-Айрес.
  • 19 сентября 1833 г. — Brigadero General del Estado — Главный командир морских сил рес­публики.
  • 1842 г. — 1845 г. — война с Уругваем.
  • 3 января 1842 г. — Comandante General en Jefe del Escuadra — Командующий эскадрой Федерации.
  • 15 августа 1845 г. последняя победа у Cos­ta Bravo.
  • Июль 1854 г. — последний раз держал свой флаг во главе эскадры республики Аргентина.
  • 3 марта 1857 г. — скончался.

Таким образом хотя фактически Браун и не имел чина адмирала, а только бригадного ге­нерала, по роду своей деятельности он был ад­миралом аргентинского флота.

А. Штром

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв