В период углубления «великой и бескровной», то есть летом 1917 года, мне пришлось плавать на эскадренном миноносце «Жуткий», входившем в состав Сводного дивизиона эскадренных миноносцев. Этот дивизион, в свою очередь, входил в Восточный отряд судов Черного моря, обычно называемый Батумским отрядом, по имени своей базы. Постоянная боевая служба дивизиона, когда миноносцы, как волки, носились вдоль вражеских берегов, рыская по всем бухтам Анатолии, топя все, что еще оставалось плавающим у турок, обстреливая города и селения, связываясь в перестрелках с береговой артиллерией противника, высаживая наших шпионов в тылу неприятеля и тем сея панику среди правоверных поклонников Ислама — все это спаивало еще теснее офицерский состав и без того объединенный общностью интересов и однородным воспитанием.
Интенсивная боевая деятельность оставляла мало свободного времени и не позволяла командам распускаться и заниматься митингованием. В ото же время в Севастополе, ставшем революционным центром, шли бесконечные митинги, на которых выносились все углубляющие революцию решения.
В нашем отряде, благодаря вышеуказанной причине и вследствие относительной оторванности от Севастополя, царила почти дореволюционная дисциплина.
Все корабли плавали, конечно, под Андреевским флагом. Хотя, заботами Гучкова, Керенского и Ко, были созданы судовые комитеты, тем не менее это мало отражалось на службе. В эти комитеты попадали обыкновенно умеренные матросы, прислушивающиеся к мнению офицеров, выбранных в комитеты, и выносившие постановления чаще всего по их указке.
В эту пору нам случалось, захватывая турецкие шхуны, делить их грузы между офицерами и матросами, так как с революцией вошло опять в силу призовое право. Чаще всего эти грузы были самого невинного характера: мелкие лесные орешки (часто уже очищенные от скорлупы) и табак. Эти грузы предназначались для оборванных и полуголодных аскер и голодающего населения. Временами было даже как-то неловко и топить, и отбирать у турок эти жалкие грузы. Чувствовалось, что когда- то мощная Оттоманская империя напрягает свои последние силы перед предсмертной агонией. Однажды, мы захватили шхуну, груженную Самсунским табаком, считавшимся одним из лучших в мире. Этот груз был разделен, пользуясь, очевидно, старым, а не демократическим призовым правом, так как все офицеры получили во много раз больше чем матросы. Каждому офицеру досталось по несколько пудов этого прекрасного табака. Мы положительно не знали, что делать с таким количеством, раздаривая его своим друзьям и знакомым направо и налево. Матросы продавали свою долю, но офицеры в то время еще не были опытны ни в спекуляции, ни в торговле.
Надо сказать, что, если бы офицеры не были принуждены носить галуны на своих рукавах и погонах, по западному образцу, вместо старых офицерских погон и не обращение матросов: г-н мичман, г-н лейтенант и т. д. вместо обычного «Ваше Высокоблагородие», можно было бы думать, что революции и не было. Попадались сверхсрочнослужащие матросы, упорно продолжавшие титуловать по-прежнему, не скрывая своей нелюбви к новым порядкам и презрения к своим более «сознательным» товарищам. Особенно выделялся наш баталер — старый и исправный унтер, который «крыл» своих свободолюбивых товарищей самыми отборными словами морского лексикона, утверждая, что и Россия, и они сами переживут много бед без Царя. Когда, идиотским приказом Временного Правительства, эти опытные и лучшие служаки были уволены от службы, сразу почувствовалось, что лопнула какая-то струна — исчезла какая-то связь между офицерами и матросами, хотя наружно дисциплина не нарушалось. К концу лета, произошла смена командиров на нашем миноносце. Уходил ст. лейтенант Н. С. Чириков — прекрасный командир миноносца и один из лучших штурманов в Черном море. Его уход меня особенно огорчил — мы были старыми соплавателями по эскадренному миноносцу «Громкий» и у нас с тех пор установились самые дружеские отношения. Новый командир — уже немолодой ст. лейт. Е. П. Винокуров — недавно был переведен с Дальнего Востока и был нам почти неизвестен. Он оказался милейшим человеком, но недостаточное знание местных условий приносило ему немало неприятностей. Я плавал на «Жутком» в качестве заведующего артиллерией и ротного командира, но приходилось исполнять также обязанности старшего офицера. Эти обязанности заставляли быть в постоянном соприкосновении с командой, но я не припомню ни одного анти-дисциплинарного выступления со стороны матросов.
Наша база — Батум — была в то время тихим провинциальным городком с значительным привкусом Востока. Там была мечеть, настоящие восточные бани (находившиеся вблизи стоянки миноносцев и часто посещаемые нами). На базаре Нурие, в недалеком расстоянии от нашей стоянки, среди грузинских черкесок то и дело мелькали аджарцы в своих национальных костюмах, с головами замотанными причудливо завязанными башлыками, спускавшиеся в город из своих горных захолустий.
Довольно обширная бухта была защищена от N-ых ветров молом, с белым маяком на его конце, и окружена зелеными горами, где виднелись кое-где наши, кажется, довольно- таки устаревшие, укрепления. Эти горы, на отроги которых взбегали белые домишки предместья, Орта Батум, сливались вдали с синеющими горами Аджарского хребта. На главной аллее Приморского бульвара, идущей перпендикулярно к прекрасному пляжу, и на его боковых аллеях, в тени субтропической растительности, почти всегда была видна публика. Офицеры отряда, в перерывах между походами, предавались флирту с местными дамами и девицами, число которых было увеличено морскими сестрами милосердия с госпитального судна «Петр Великий», стоявшего на рейде. После обстрела Батума «Гебеном», еще в 1914 году, не причинившим городу никакого вреда, неприятель не показывал своего носа, и город жил совсем как в мирное время. Если бы не присутствие на рейде необычайного для него количества военных судов и затемнения города по вечерам, то можно было бы предположить, что здесь забыли о войне.
Офицеры отряда веселились на вечерах Общественного Собрания и часто посещали чуть ли не единственное (кроме грузинских духанов) кафэ «Религиони» при кино того же названия. Там подавали вкусные туземные блюда и под звуки оркестра, исполняющего «Алла верды», «Мравал джамие» и другие кавказские мелодии, за стаканом доброго кахетинского вина, шли веселые и оживленные разговоры, свойственные офицерской молодежи. Не взирая на «свободы», матросы почему-то не появлялись ни на бульварах, ни в кафэ. Все шло, как при старом режиме, до поздней осени, когда положение на отряде стало заметно ухудшаться благодаря разлагающим распоряжениям правительства и приехавшим с севера агитаторам от Центрофлота, Совета солдатских и рабочих депутатов и прочих «государственных» учреждений. На нашем миноносце отношения с командой значительно натянулись после того, когда (кажется в конце ноября) вместо нашего командира, добродушного, кругленького ст. лейт. Е. П. Винокурова (по прозвищу «просфорка», на которую он был похож), был назначен ст. лейт. Зубов, нелюбимый матросами еще задолго до революции, хотя и ставший значительно мягче во время ее.
До Батума дошли сведения о неудачной экспедиции на Дон севастопольских матросов против контр-революционных казаков. В этой экспедиции было перебито много матросов. От участия в этом выступлении офицеры категорически уклонились, не желая сражаться во славу революционной демократии. Эти слухи, без сомнения, не улучшили положения, но даже и в это время никаких выступлений со стороны матросов не наблюдалось.
В начале октября «Жуткий» ушел в Севастополь — в сухой док для ремонта механизмов, сильно потрепанных за время постоянных походов. Мне, как недавно женившемуся, было предложено благосклонным начальством оставаться в Батуме, впредь до возвращения миноносца или же до соединения с ним, если бы он получил другое назначение. Вскоре после ухода «Жуткого», наша батумская идиллия была окончательно нарушена: до Батума доползли зловещие слухи о массовых: расстрелах флотских офицеров в Севастополе. Эти слухи скоро подтвердились и даже стали известны фамилии расстрелянных — в большинстве”, самых блестящих и способных офицеров, среди которых было несколько моих приятелей и сослуживцев. Угадывалась работа неприятельских агентов, тем более, что не было случая расстрела офицеров своими же матросами, кроме убийства молодого офицера на эскадренном миноносце «Фидониси», только что законченном постройкой и вступившем в строй, на котором была сборная команда, еще совершенно не знавшая своих офицеров.
Однажды, во второй половине декабря, гуляя с женой по Приморскому бульвару, я увидел входящий на рейд большой миноносец под красным флагом, в котором я опознал «Фидониси».
Внезапный приход этого революционного миноносца, да еще под красным флагом (не виденном еще в отряде на гафеле военного корабля), не предвещал ничего доброго. Настроение сразу испортилось, и я поспешил вернуться в дом Военно-Инженерного Управления, находившийся напротив входа в Приморский бульвар, где я тогда жил в казенной квартире, занимаемой отцом жены. Не прошло и часа после того, как «Фидониси» успел ошвартоваться, как ко мне пришел очень взволнованный младший флаг-офицер Навостота (Н-ка Восточного отряда) мичман Ю. А. Сукин. Он передал мне совет Навостота: немедленно «смываться» и уходить в горы. Оказалось, что по сведениям, доставленным в штаб Навостота верным матросом, «Фидониси» пришел со специальной целью арестовать и доставить в Севастополь на суд военно-революционного трибунала пять флотских офицеров, согласно списку, в котором числился и я. Быстро уяснив, чем это пахнет, я был принужден принять срочные меры. Вместо ухода в горы (что бы я делал в дикой Аджарии?) было решено попытаться уехать с первым поездом в Тифлис, где был постоянный дом родных жены. К вечеру, переодетый в черную кожаную куртку, в высоких сапогах, с серой папахой на голове, с удостоверением на имя писаря Военно-Инженерного Управления, с женой, тоже переодетой, отправились пешком на вокзал, надеясь захватить последний вечерний поезд на Тифлис. Наши чемоданы нес денщик тестя.
На вокзале, при сравнительно небольшом количестве пассажиров, я увидел большую толпу вооруженных матросов с «Фидониси», среди которых при беглом осмотре не обнаружил ни одной знакомой физиономии. По существовавшему тогда правилу пассажиры до звонка не выпускались на платформу из общей залы, где теперь сбились в кучу. У двух дверей, выходящих на платформу, уже стояли толпы матросов с видимой целью контролировать отъезжавших. Всей этой сильно вооруженной бандой распоряжался какой-то высокий и тощий матрос. При его приближении я узнал бывшего старшего кочегарного унтер-офицера Киданова. Он был у меня в роте на эскадренном миноносце «Громкий», на котором я проплавал большую часть войны, исполняя должность артиллерийского офицера и ротного командира. По слухам, доходившим до Батума, Киданов был одним из революционных вожаков и сторонником применения крутых мер по отношению к офицерам, вплоть до «вывода в расход».
Мне вспомнилась история, случившаяся приблизительно за год до описываемого времени. Однажды утром, выходя из своей каюты перед подъемом флага, я увидел стоящего у моей двери Киданова, доложившего мне, что он хочет заявить претензию на старшего инженер-механика ст. лейтенанта В. А. Кортиковского, опытного и знающего инженера, но обладавшего довольно несдержанным характером. Оказывается, он приказал Киданову, бывшему тогда старшим кочегарным унтер-офицером, привести в порядок какой-то механизм (кажется — ветрогонку). По окончании работы инженер-механик нашел ее неудовлетворительной, изругал Киданова и, яко бы, сильно толкнул его. Мне, как ротному командиру, не оставалось ничего другого как дать делу законный ход. В результате пострадали оба: ст.лейт. Кортиковский, насколько помню, был временно отставлен от производства в следующий чин, а Киданов был возвращен в «первобытное состояние», то есть из старших унтер- офицеров превратился в простого кочегара. Он всегда производил на меня впечатление толкового, но озлобленного фабричного рабочего, кем он и был до призыва во флот. В данное время, особенно, я не мог расчитывать на приятную встречу с ним.
Я надеялся проскользнуть через те двери, у которых его не будет. Как будто узнав мое намерение, он приказал закрыть одну дверь наглухо и стал у другой, готовясь проверять документы пассажиров. Для меня оставалось два выхода из создавшегося положения: либо идти на «пролом», то есть мимо Киданова, надеясь, что он меня не узнает, либо вернуться обратно в город, где меня, конечно, выловили бы если не в эту ночь то на следующий день. Кроме того, в последнем случае я, несомненно, подвел бы тех, у кого укрывался. Оставался только первый выход да надежда на милость Божию.
После звонка, пассажиры двинулись гуськом, проходя мимо Киданова, тщательно проверявшего их документы и вглядывавшегося в лицо пропускаемых. Поровнявшись с ним, я протянул мой «документ». Когда он взглянул на меня, у меня не было сомнения, что я опознан, и что надо приготовиться к развязке. Однако, после недолгого колебания, он протянул обратно мое удостоверение.
Я вышел на платформу, ожидая каждую секунду или быть возвращенным, или получить пулю в спину из висевшего на поясе у Киданова Нагана. Только после третьего звонка, когда поезд тронулся, я понял, что избавился от опасности. Поезд тащился как черепаха, останавливаясь на каждой станции, где его атаковали расхлестанные и разнузданные банды озверевших людей, которые еще так недавно были солдатами славной Кавказской армии. Наконец, утром, проползши мимо древнего Мцхета, поезд, тяжело дыша, остановился на Тифлисском вокзале.
Через несколько дней, проходя по Головинскому проспекту, где-то недалеко от бывш. дворца Наместника, я увидел группу людей, одетых в какое-то подобие офицерской морской формы, без всяких отличий, в которой я нашел всех уклонившихся от революционного «правосудия». Никто из нас так никогда и не узнал, кто нас обвинял и в чем заключалась наша вина. Среди беглецов я тотчас опознал капитанов 2-го ранга Б. М. Пышнова и А. Г. Магнуса, капитана Военно-Морского Судебного ведомства И. Питкевича. С ними разговаривал како-то заросший щетиной субъект, в грязном, защитного цвета, плаще и с солдатской фуражкой на голове. Присмотревшись, я с трудом узнал моего приятеля лейтенанта П. М. Ротаст. Предупрежденные, как и я, Навостотом, они последовали его совету, уйдя в окрестность Батума — Махинджаури и Зеленый мыс, куда вскоре, в погоне за ними, явились сильные матросские облавы с «Фидониси». После многих приключений, попадая в окружение облав, как загнанные звери, под пулями, они все-таки словчились уйти от своих преследователей и, где зайцами на поезде, где пешком, по одиночке, добрались до Тифлиса. Здесь правило демократическое Кавказское правительство, не признававшее большевиков. «Фидониси» ушел с «носом». Для нашей группы начиналась новая эпопея в Закавказье. В это время в Тифлисе формировались национальные воинские части. А. Г. Магнус превратился в штаб офицера для поручений при инспекторе артиллерии Мусульманского корпуса. Он был очень эффектен в своей черной черкеске с золотыми газырями и с позолоченной, с чернью, кавказской шашкой с Георгиевским темляком. В этом, казалось, типичном горце с погонами подполковника, украшенными какими-то арабскими буквами, было очень трудно узнать бывшего старшего артиллериста линейного корабля, а потом бравого командира новейшего миноносца.
Я попал в Русский Добровольческий корпус. где служил адъютантом инспектора артиллерии этого корпуса, в управление которого удалось устроить П. М. Ротаста.
Вскоре нам стало известно, что миноносцы нашего дивизиона так же как и другие суда отряда, один за другим потянулись в Севастополь, унося своих офицеров на их Голгофу. Из достоверных источников мы узнали, что большинство матросов с миноносцев нашего дивизиона разошлись по своим домам и лишь меньшая часть примкнула к активным «углубителям» революции.
Еще недавно такой оживленный Батумский рейд почти совсем опустел*).
Так окончил свое существование Сводный дивизион эскадренных миноносцев Батумского отряда, теплая память о боевой службе которого, без сомнения, хранится у немногих, еще оставшихся в живых, его офицеров.
В. М. Федоровский
*) Остались в Батуме еще на 2-3 месяца после этого лишь: эскадренный миноносец «Стремительный», вспомогательный крейсер «Король Карл» (реквизированный в свое время у румын) и 2-3 сторожевых катера.
Похожие статьи:
- Памяти капитана 2-го ранга Н.С. Чирикова. – В.М. Федоровский
- Форма одежды чинов флота в царствование императора Александра I. – Юрий Солодков.
- №112 Сентябрь 1971 г.
- Вооруженные силы Рижского залива перед боем на Кассарском плесе. – В.Б.
- Первые дни революции в Балтийском флоте. – Борис Бьеркелунд
- СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ (№107)
- У берегов Кавказа в 1920 году (Продолжение, №119). – П. Варнек
- Три похода в Хорлы в 1920 году. – Г. А. Усаров
- Памяти трагически погибших офицеров одного полка. – А. Волков