Разбирая архив скончавшегося друга — офицера Лейб-Гвардии Измайловского полка, я нашел в нем пакет с документами, программами и другими, во многом, несомненно, уникальными, материалами, связанными с одним из интереснейших начинаний в Императорской армии — с «Измайловским Досугом.»
Мне думается, что далеко не все старшее поколение эмиграции, даже не все офицеры Императорской армии, знали в свое время, что представлял собою в довоенное время Измайловский Досуг; уж, конечно, ничего о нем не знает младшее поколение эмиграции, и потому мне представляется, что и читателям будет интересно познакомиться с историей его возникновения и деятельностью.
При каждом полковом и гарнизонном офицерском собрании были библиотеки, почти во всех частях, в особенности в провинции, в таких полковых стоянках, как разные Штабы и Урочища, где не было столичных театров и культурных развлечений больших городов, периодически устраивались любительские спектакли, музыкально-вокальные вечера, делались доклады не только на военные, но и на исторические и литературные темы. Но все это носило случайный характер и даже отдаленно не походило на то налаженное культурное времяпрепровождение чинов полка в свободное от службы время, как это было Лейб-Гвардии в Измайловском полку созданием в 80-х годах 19-го столетия Измайловского Досуга.
Полковник Петр Васильевич Данильченко, один из старших в эмиграции Измайловцев, активнейший член Досуга, его многолетний секретарь и бессменный администратор и организатор устраивавшихся Досугом спектаклей, рассказывает в своих воспоминаниях, что идея создания Измайловского Досуга родилась в караульном помещении Зимнего Дворца. Это было вскоре после перехода Великого Князя Константина Константиновича из службы во флоте Лейб-Гвардии в Измайловский полк, с назначением его в этом полку командиром роты Его Величества. В один из октябрьских дней 1884 года Государева рота Лейб-Гвардии Измайловского полка занимала караул в Зимнем Дворце при командире роты флигель-адъютанте Великом Князе Константине Константиновиче и младшем офицере поручике бароне Владимире Юльевиче фон Дрентельн. Дежурным по караулам в этот день был тоже Измайловец — флигель-адъютант полковник Николай Алексеевич Косач.
Именно эти три офицера Измайловского полка, разговаривая за чаем в караульном помещении для офицеров при гауптвахте в Зимнем Дворце, пришли к заключению о желательности, чтобы офицеры свое свободное от службы время проводили с пользой, для чего периодически следует собирать офицеров на товарищеские встречи, на которых знакомить друг друга как с своими литературными и музыкальными произведениями, так и с произведениями известных, но только русских, поэтов, писателей, композиторов.
2 ноября того же 1884 года в одной из гостиных офицерского собрания, по инициативе этих трех офицеров Измайловского полка, состоялась первая такая товарищеская встреча. Интерес к ней был небольшой: собралось всего лишь 11 человек; через две недели состоялась вторая встреча, привлекшая еще меньше участников — 9 человек. Начало не слишком обнадеживающее при количестве офицеров в гвардейском пехотном полку в 60-70 человек. Но инициаторы идеи — прежде всего Великий Князь Константин Константинович и его правая рука — барон фон Дрентельн были оптимистами, верили, что полезное начинание постепенно получит всеобщее признание, что интерес к задуманным ими встречам будет расти, и оказались правы: с каждой новой встречей число участников Досуга росло и уже 9 января 1885 года Великий Князь на очередной встрече мог прочитать посвященное им Досугу стихотворение.
Собираяся, как жрецы на жертвоприношенья,
Перед художества священным алтарем,
Служа искусству, мы свои произведенья
На суд товарищей смиренно отдаем.
Не ищем мы, друзья, ни славы, ни хвалений —
Пусть безымянные в могиле мы уснем,
Лишь бы Измайловцы грядущих поколений,
Священнодействуя пред тем же алтарем,
Собравшись как и мы, стремяся к той же цели,
В досужие часы через многие года
Те песни вспомнили, что мы когда-то пели,
Не забывая нас и нашего труда.
Гремите, пойте же Измайловские струны
Во имя доблести, добра и красоты!
И меч наш с лирою, неопытной и юной,
Да оплетут нежней художества цветы.
Исключительно удачное наименование этим товарищеским встречам «Измайловский Досуг» придумал полковник Косач, девиз же Досуга — «во имя доблести, добра и красоты» несомненно исходит от Великого Князя: он его впервые и вложил в приведенное стихотворение. Великий Князь был бессменным председателем Досуга: он оставался им и после того, как покинул ряды полка, будучи в 1891 году, в чине полковника, назначен командующим Лейб-Гвардии Преображенским полком, в 1900 году — Главным Начальником Военно-Учебных Заведений, а в 1910 году — Генерал-Инспектором всех Военно-Учебных Заведений.
Первые годы Досуг не имел своего устава. Его положения вырабатывались самой жизнью, от встречи до встречи, и в окончательном виде были утверждены приказом по Лейб-Гвардии Измайловскому полку 4 ноября 1891 года, т. е. ровно через 6 лет после первой товарищеской встречи офицеров Измайловского полка на ниве культурного развлеченья.
Передо мною изящно изданная книжечка в малиновой обложке с золотым тиснением на ней: Положение об Измайловском Досуге. Оно так определяет задачи Досуга:
- 1) Измайловский Досуг имеет целью: а) доставить участникам возможность знакомить товарищей с своими трудами и с произведениями различных отечественных и иностранных деятелей на поприще науки и искусства, но непременно на русском языке б) поощрять участников к развитию их дарований; в) соединять приятное препровождение свободного от службы времени с пользой; г) сплотить воедино полковую семью посредством обмена мыслей и мнений.
- 2. Досуги состоят в чтении и сообщениях по изящной словесности и по научным предметам в общедоступном изложении. На Досугах допускается и музыка.
- 3. Досуги назначаются не чаще одного раза в неделю.
- 4. Досуг строго подчиняется положению об офицерских собраниях.
И эти цели были не только полностью осуществлены, но вышли далеко за пределы офицерского собрания Лейб-Гвардии Измайловского полка. Несомненно этому много содействовало то, что, как сказано, бессменным председателем Досуга, вплоть до своей кончины, был Великий Князь Константин Константинович, всей России известный поэт К. Р., талантливый драматург, переводчик классических произведений Шекспира, Шиллера, отличный исполнитель своих и посторонних авторов произведений в камерной обстановке и на сцене, вдумчивый музыкант, Президент Императорской Академии Наук находившийся в самых дружественных отношениях с поэтами Майковым, Фетом, Полонским, Апухтиным, композитором Чайковским, писателями Гончаровым, Григоровичем. Но наряду с Великим Князем среди офицеров и чинов полка было много и других настоящих талантов: поэтов, художников, музыкантов, отличных исполнителей художественного чтения, мелодекламаций, романсов и других музыкальных пьес. Просмотр программ Досуга позволяет назвать, помимо Великого Князя, поэтов-Измайловцев фон Дрентельна, Брюнелли, Кавелина, Кузнецова. В качестве исполнителей вокальных и других музыкальных произведений на вечерах Досуга выступали офицеры фон Витт, Шкляревич, Голощапов, Крестьянов, Кржижановский, Нарбут (рояль), доктор Захаров (виолончель).
Вот программа Досуга 28 февраля 1892 года. Великий Князь прочел свое стихотворение «Будда», стихотворение Полонского «Казимир Великий» и оду Семенова «Капитан Мартынов»; фон Дрентельн и Кавелин прочли свои стихотворения, поручик Рихтер — еще одно стихотворение фон Дрентельна, подполковник Арбузов стихотворение Крестовского «Фрина», А. Архипов прочел свою прозу-шутку «Свадебная абракадабра», штабс-капитан Подчерков — очерк неизвестного автора (три звездочки «поручик Четыркин»), поручик Теплов — отрывок из романа Печерского «В лесах».
Встреча 7 января 1905 года была «юбилейной»: праздновалось 20-летие со дня основания Досуга. Программа была исключительно разнообразна. Капитан Рихтер прочел доклад: Отчет за 20-летие Измайловского Досуга. Поручик Кузнецов прочел свое стихотворение: «К 20-летию Измайловского Досуга». Великий Князь прочел свое и капитана фон Дрентельна стихотворения «Измайловские Досуги», свое известное стихотворение «Наш Полк» и стихотворение Полонского «Касандра». Еще стихи: генерал-майор Арбузов «К портрету Императора Александра III» Майкова, штабс-капитан Герхен — «Над лагерем тихо всходит луна» фон Дрентельна и стихотворение Лермонтова «На смерть Пушкина», А. П. Попов — «Алкивиад» Майкова и «Бранят» Полонского. Прозаические отрывки из Пушкина, Толстого, Тургенева и Гоголя читали полковник Божерянов, штабс-капитан Чигаев, полковник Теплов, поручик Рейнеке. В заключение исключительно длинной, по случаю юбилея, программы Великий Князь Константин Константинович, генерал-майор Арбузов и капитан Голощапов разыграли сценку из трагедии о принце Гамлете в переводе К. Р.
Программа Досуга 16 января 1902 года была исключительно музыкальной. Доктор Захаров исполнил на виолончели Песнь Трубадура и Испанскую серенаду Глазунова, Великий Князь промелодекламировал свое стихотворение «Растворил я окно» и известное стихотворение в прозе Тургенева «Как хороши, как свежи были розы» (музыка Лисовского). В следующем отделении была исполнена в настоящее время известная двухактовая опера Ребрикова «В грозу». Исполнителями были госпожа Ван-Путерен, капитан Голощапов, поручики Крестьянов и Кржижановский. Хоровые номера исполняли хор полковых певчих и школа солдатских детей; воспитанники той же школы исполнили балетный номер «Трепак». Оркестра не было: опера проходила под аккомпанемент рояля в четыре руки — штабс-капитан Шкляревич и подпоручик Рейнеке; музыка оперы была переложена для рояля тем же капитаном Шкляревичем.
Я остановился несколько подробно на случайно сохранившихся программах Досуга, чтобы показать как широко развивались вечера Досуга и как быстро, после полупровалов первых двух товарищеских встреч, они встретили всеобщее сочувствие чинов полка и прикомандированных к нему офицеров. Позволю себе привести еще одно стихотворение Великого Князя, посвященное Досугу в связи с 25-летием его существования.
Робко мы в храме огонь возжигали
С жертвой смиренной своей,
Не предрекая туманной дали
Творчества будущих дней.
Лиру и меч мы сплетали цветами
И не гадали о том,
Как наш алтарь разгорится с годами
Светлым и жарким огнем.
Вам завещаем мы наше служенье:
Старым пора на покой,
Юное, полное сил поколенье
Пусть нас заменит собой.
О, да не гаснет наш пламень заветный
Бережно вами храним!
Пусть он пылает отрадный, приветный,
Пусть озаряет им
Долго Досуги — Дверь храма родного
Двадцать пять лет отперта;
Нам ее открыли три слова:
Доблесть, добро, красота,
Сколько Досугов было проведено с 1884 по 1914 год данных не имеется. Вероятно, никогда не будет известно, сколько интересных докладов за эти 30 лет было прослушано офицерами Лейб-Гвардии Измайловского полка; вероятно, бесследно погибла и значительная часть стихотворений, прочитанных на этих Досугах их авторами — офицерами полка. В майском номере «Исторического Вестника» за 1909 год имеется небольшая безымянная заметка, согласно которой за первые 25 лет существования Досуга состоялось 223 вечера, на которых присутствовало 9.348 человек; на этих Досугах было исполнено различных произведений в стихотворной, прозаической, драматической, вокальной и в других формах 1.325 произведений, из которых около 2/3 были творчеством членов Досуга. Помимо офицеров и чинов Измайловского полка на вечерах Досуга исполнителями своих произведений были и выдающиеся поэты второй половины прошлого столетия А. Н. Майков и Я. К. Полонский. Несколько Досугов было посвящено исключительно творчеству К. Р.; были юбилейные вечера, посвященные Пушкину, Гоголю, Лермонтову, Гончарову, графу А. К. Толстому, Тургеневу, Фету, почетным академикам А. Ф. Кони. Н. А. Котляревскому, композитору А. К. Глазунову, Козьме Пруткову и другим. Среди офицеров полка были и отличные художники — Гуго Карлович Бакмансон, Отто фон Моллер. Бакмансон, финляндец по происхождению, будучи офицером Измайловского полка, окончил в Петербурге Академию Художеств. Это был художник большого таланта и масштаба; его батальная большая картина «Измайловский полк на маневрах под Красным Селом» висела в галерее Зимнего Дворца; кисти его принадлежит и большая картина, специально посвященная Досугу: в переполненном внимательными слушателями-офицерами во главе с сидящим в качалке Великим Князем помещении поэт Майков читает свои стихотворения. Эта громадная картина висела в библиотечном зале офицерского собрания полка, какова была ее судьба неизвестно. Один Досуг был посвящен творчеству Бакмансона и фон Моллера; выставка их картин была открыта для гостей офицеров полка в течение трех дней. Художник Бакмансон, по выходе в запас посвятивший себя всецело художеству, стал одним из популярнейших и плодовитых художников Финляндии. Он скончался в 1953 году в возрасте 94 лет, до последних дней не выпуская из рук кисти.
Много внимания Досуг посвящал драматическому искусству. Уже первые постановки Досуга показывают, что руководители его не пошли по пути обычных любительских спектаклей того времени, постановки которых сводились к пустым, бессодержательным вещицам Крылова — Александрова, общедоступным одноактным пьесам-шуткам Чехова и другим легким, коротким пьесам. Вот, вероятно, неполный перечень пьес, поставленных Измайловским Досугом на сцене домашнего характера в одном из помещений офицерского собрания Измайловского полка. Ревизор, Женитьба и Игроки — Гоголя. Сцена у фонтана — Пушкина, его же Каменный гость, Безденежье — Тургенева, сцены из Мертвых Душ, Свадьба Кречинского — Сухова-Кобылина, Смерть Иоанна Грозного — графа А. Толстого, Горе от ума — Грибоедова, картины 1812 года по роману Толстого «Война и Мир», составленные исключительным любителем драматического искусства П. В. Данильченко.
Но интерес к драматическому искусству рос, артисты-офицеры развивали свои сценические таланты и вкусы, они приобретали необходимый опыт и в 1900 году Специальный Комитет, ведавший делами Досуга, рискнул поставить такую сложную вещь, как Шекспировскую «Трагедию о принце Гамлете» в переводе К. Р. Режиссировать этот спектакль был приглашен знаменитый артист Александринского театра В. Н. Давыдов; роль Гамлета играл Великий Князь Константин Константинович.
Спектакль прошел блестяще, но сцена в зале собрания была не слишком подходящей для такого сложного спектакля, требовавшего смены многих декораций и спектакль был повторен в Мраморном Дворце, в большом зале которого специально для этого спектакля была построена настоящая поместительная сцена. Через несколько дней, по личному желанию Государя Императора, пожелавшего показать этот спектакль Своей Семье, Гамлет был повторен в прелестном Эрмитажном театре в декорациях из Александринского театра. Эрмитажный Императорский театр в Зимнем Дворце, даже во внешнем виде, был своего рода уникум: кресла в нем были только для Царского Семейства, все же остальные зрители сидели на амфитеатром поднимавшихся ступенях, обитых оранжевым плюшем с серебряной отделкой — это было и красиво и интимно. Все места были ненумерованные.
В 1909 году Комитет рискнул поставить очередным спектаклем Досуга еще более сложную по постановке пятиактовую трагедию Шиллера «Мессинская невеста», также в переводе Августейшего поэта К. Р. Режиссировал этот спектакль H. Н. Арбатов; в пьесе 38 ролей: 2 женских и 36 мужских; женские роли Донны Изабеллы и Беатриче исполняли В. П. Пушкарева-Котляревская и Д. М. Мусина-Озаровская, все мужские — 36 офицеров Измайловского полка; Великий Князь Константин Константинович исполнял роль Дона Цезаря — одного из сыновей Донны Изабеллы, Мессинской княгини. В пьесе много музыки: реквием на органе исполнил капитан фон Витт, сигналы, фанфары, марши — хор полковой музыки и певчие Лейб-Гвардии Измайловского полка. Государь Император пожелал видеть эту постановку и 28 января того же 1909 года спектакль был повторен в Царском Селе в Императорском Китайском театре.
Кульминационным пунктом в деятельности Измайловского Досуга является постановка мистерии-драмы Великого Князя Константина Константиновича «Царь Иудейский». Спектакль был дан 9 января 1914 года на сцене Императорского Эрмитажного театра в присутствии Государя Императора и 26 членов Императорского Дома. Этот спектакль вышел далеко за пределы обычных товарищеских встреч и постановок Досуга; именно с этого дня Измайловский Досуг стал известен всему культурному Петербургу и даже много шире: спектакль был повторен для представителей русской и иностранной прессы, а вслед затем для членов Императорской Академии Наук.
Спектаклю 9 января, после того, как он был окончательно слажен, предшествовало девять репетиций. Это были подлинные, вполне оформленные спектакли — в костюмах, со всеми световыми и другими эффектами, с оркестром, хорами и балетом, но они назывались репетициями, потому, что они были даны до премьеры спектакля, дававшегося Августейшему Хозяину Эрмитажного театра — Государю Императору. На этих девяти репетициях перебывал весь светский и культурный Петербург, все те, кто только имел возможность получить пригласительные билеты, число которых было ограничено и которые выдавались членами Досуга с большим разбором. Восторженные отзывы о спектакле появились не только в крупнейших газетах Петербурга и Москвы, но и в парижских, берлинских и лондонских, не скупившихся на похвалы, как самой драме, так и ее исполнителям. Достаточно сказать, что «Царь Иудейский» был сразу же переведен на 10 иностранных языков.
Подготовка этого исключительного по значению и грандиозности спектакля была проведена исключительно тщательно и заняла много времени. Великий Князь работал над этой своей крупнейшей и выдающейся вещью 25 лет. В начале 1912 года он прочел ее на очередном Досуге. Прочитанная с исключительным подъемом мистерия-драма произвела на всех присутствовавших в этот вечер в обширном помещении библиотеки офицерского собрания Измайловского полка — а их было на этот раз больше 100 человек — громадное впечатление. Энергичный организатор и администратор драматических постановок Досуга П. В. Данильченко сразу же загорелся идеей постановки мистерии. Но он отлично понимал, что поставить такую вещь можно лишь на сцене настоящего театра, лучше всего в Эрмитажном или Китайском, уже известным участникам Досуга по постановкам там «Гамлета» и «Мессинской Невесты». По его предложению и просьбе, Великий Князь написал Государю о плане поставить свое новое произведение — «Царя Иудейского», спрашивая, не разрешит ли Его Величество использовать для этой постановки один из Императорских Придворных Театров. Ответ Государя был исключительно милостивый: Он написал Великому Князю, что «двери Эрмитажного и Китайского Театров для Измайловского Досуга всегда открыты».
Окончательное решение о постановке было принято после того, как Государь лично прочел весной 1913 года «Царя Иудейского»; это произвело на Него такое же сильное впечатление, как на всех тех, кто к этому времени познакомился с этим выдающимся произведением К. Р. Но поднять такую драму, как «Царь Иудейский», с громадным количеством действующих в ней лиц, с хорами, музыкой, балетными номерами, сложными декорациями и костюмами, было Досугу не по силам по чисто финансовым соображениям. На первоначальные расходы Великий Князь приказал выдать из своей конторы аванс в размере 7.000 рублей. Это было явно недостаточно и секретарь Досуга, тот же П. В. Данильченко, рискнул подать рапорт Министру Двора, в котором он, ссылаясь на полученное разрешение Государя поставить «Царя Иудейского» на сцене Эрмитажного театра,
просил Министерство взять все расходы по постановке драмы. Великого Князя на себя. Граф Фредерикс доложил на очередном докладе Государю об этом письме, после чего П. В. Данильченко получил за подписью самого графа Фредерикса письмо с уведомлением, что Его Величеству было благоугодно, чтобы все расходы по постановке «Царя Иудейского» взял на себя Кабинет Его Величества и что директору Императорских театров, В. А. Теляковскому, уже дано распоряжение выдавать ассигновки на все расходы по постановке драмы. В том же письме граф Фредерике уведомил, что Государь разрешил Придворному оркестру участвовать в «Царе Иудейском». Вся постановка обошлась в 43 тысячи рублей; был погашен и израсходованный аванс, который Великий Князь не принял, а пожертвовал в кассу Досуга.
Постановка спектакля была поручена H. Н. Арбатову, музыку для драмы написал А. К. Глазунов. Великий Князь Константин Константинович играл одну из центральных фигур мистерии — Иосифа Аримафейского, Пилата играл штабс-капитан Герхен (играл без грима); сын Великого Князя, также офицер Лейб-Гвардии Измайловского полка, Князь Константин Константинович играл роль Префекта Когорты, брат его Князь Игорь Константинович, тогда еще камер-паж, играл роль поселянина Руфа. В пьесе две больших женских роли — Прокула, жена Пилата и Иоанна — жена домоправителя Ирода их исполняли известные артистки Александринского театра М. А. Ведринская и Е. И. Тиме. В многочисленных ролях мироносиц, рабынь, продавщиц цветов, женщин из народа выступали молодые артистки Малого (Суворинского) театра и ученицы Драматических Курсов; балетный номер — танец рабынь исполнял кордебалет Мариинского театра, с сольным выступлением балерины Шоллар. Все мужские роли исполняли офицеры Измайловского полка: в этом спектакле приняло участие 66 офицеров полка. Пьеса была насыщена дивной музыкой Глазунова, отлично освоившего тот религиозный пафос, с которым с таким благоговением писал свою драму-мистерию К. Р. Музыка Глазунова включала и оркестровую и хоровые моменты, исполнителями которых был Императорский Придворный Оркестр под управлением капельмейстера Гуго Варлиха, и церковный хор Князя Иоанна Константиновича. И оркестр и хор были невидимы, находясь за сценой. Декорации для спектакля написал художник П. К. Степанов, костюмы шились в костюмерной мастерской Императорских театров по эскизам художника Н. А. Клименко.
Спектакль имел потрясающий успех. Как рассказывает в очерке «Лебединая песнь», не так давно скончавшийся писатель Месняев, Государь говорил после спектакля: «Сколько раз я присутствовал в церкви на богослужениях Страстной Недели, но никогда не переживал Страстей Господних, как сегодня в театре. Мне приходилось сильно сдерживать себя, чтобы не расплакаться». Так говорил Самодержец, через какие-то четыре года Сам переживший страшную Голгофу.
Государь высказал пожелание, чтобы «Царь Иудейский» был повторен в следующую зиму. Но летом 14-го года разразилась война, а вскоре на Россию налетел страшнейший ураган, от одного воспоминания о котором замирает сердце и пробирает дрожь и последствия которого до сих пор сотрясают мир.
Последний Измайловский Досуг состоялся во время войны, в боевой обстановке. Скончавшийся в эмиграции офицер полка капитан Фомин вспоминает, что этот Досуг состоялся в конце июня 1915 года в деревне Дзито Холмской губернии; этот Досуг был посвящен памяти скончавшегося 2/15 июня 1915 г., Великого Князя Константина Константиновича. Капитан Фомин не помнил программы этого последнего Досуга, но поскольку он был посвящен памяти бессменного председателя Досуга, можно думать, что кем-либо из офицеров был сделан доклад о творчестве К. Р. и роли Великого Князя в жизни и деятельности Досуга, а затем был прочтен ряд его произведений; возможно, что было и спето переложенное на музыку популярное в солдатских кругах стихотворение К. Р. «Умер бедняга».
За рубежом, численно довольно большое в первые годы эмиграции Измайловское Объединение, созданное бывшим командиром полка генералом Киселевским, оказалось распыленным по государствам всего мира — в Европе, Америке, Африке. Это обстоятельство не давало возможности возобновить Досуг за границей. Своеобразную попытку сохранить в эмиграции дорогое всем офицерам Лейб-Гвардии Измайловского полка имя сделал П. В. Данильченко. Переехав в середине 20-х годов из Германии, где он первоначально обосновался в Соединенные Штаты, он стал в Нью-Йорке выпускать скромный журнал «Измайловский Досуг». Это был жертвенный подвиг старого Измайловца: в исключительно трудных условиях, в свои немолодые годы обеспечивая свое существование физическим трудом на фабрике, он сумел выпустить отпечатанных на машинке несколько номеров «Измайловского Досуга», в которых напоминал своим однополчанам славное прошлое доблестного полка, его службу Царю и России и бытовые условия жизни полка в предвоенные годы. Сколько номеров ему удалось выпустить пишущему эти строки неизвестно, — в архиве моего скончавшегося друга их пять.
Г. Др.
Похожие статьи:
Спасибо! Блестящий материал.Хотелось бы, чтобы статья была бы опубликована в массовых изданиях! уверен, что пора сделать телепередачу для канала культура и историческому каналу как минимум.Буду рад переписке. Есть интересные материалы , над которыми работаю.
С уважением, Валерий Ольшевский.
Всегда пожалуйста, в чем бы ни заключалась наша заслуга. На сегодня добавлено менее трети всех материалов, впереди много работы. Поддержка читателей важна как никогда.
С уважением, Администрация
Спасибо за статью, наткнулся на неё, потому как искал какую-либо информацию про художника Г.Бакмансона, жаль что картинка плохого качества
Картинка с наибольшим разрешением, какое возможно. Таково качество скана, ничего не поделаешь.
Спасибо за статью. Может быть у Вас есть еще материалы о участниках Измайловских досугов. Меня интересует Вадим Петрович Разгильдеев, Герхен, Елагин.
К сожалению, нечем порадовать. Некто Елагин упоминается как автор книги о военных маршах и это все.
Передо мной сейчас программа спектакля общества “Измайловского досуга” “Трагедия о Гамлете, принце датском” в Мраморном дворце 27 февраля 1899 года. Можно узнать источники о премьерном показе спектакля в Мраморном дворце в 1900 году ?.