Занимался ли кто-нибудь из моряков в эмиграции следующим, очень интересным вопросом, ответа на который я не нашел ни в русской, ни в советской литературе. Не нашел я его даже у блестящего знатока русской морской истории профессора В. В. Мавродина: какими были и как точно выглядели русские суда среднего периода средних веков (конечно, не кочи, шитики, досчанники или ладьи, а крупные морские суда)?
Таковые, конечно, были и получили свое дальнейшее развитие, чему доказательством может служить договор Богдана Хмельницкого с Турцией о статусе «плавания украинских коммерческих судов по Черному морю», факт, который в широких кругах (даже в России), оставался неизвестным даже в научной русской литературе.
Исходя из того, что в случае «западных кораблей» ответ на многие вопросы о их форме, видах такелажа и т. п. был дан во многом искусствоведами, при изучении художественных памятников (миниатюры, фрески, гравюры) и историческими документами (печати и древние морские карты), я обратился к художественным памятникам древней Руси.
Просмотрев обширную имеющуюся у меня литературу об искусстве древней Руси и приложенную к ней документацию в хорошую сотню икон, миниатюр и др., я могу сказать, что из примеров середины ХѴІ-го века особенного внимания заслуживают миниатюры «Егорьевского сборника», а именно листы с «Чудесами Архангела Михаила» — «Осада Цариграда» и «Чудо с Ионой». Однако корабли, представленные на этих миниатюрах, не русские. Художнику несомненно послужили образцами западные шедевры. что видно из сравнения представленных судов с кораблями в «Хронике Франции» Жана Фуке (1480 г.), «Жития Святой Магдалины» Иоганна Жоффра (1503 г.) или знаменитой «Оцеания Классис». Рисунки отличаются точнейшей вырисовкой корабельных деталей, включая стоячий и бегучий такелаж и т. п… Таким образом, представленные в «Егорьевском Сборнике» суда западные, а не русские.
Значительно большего интереса заслуживает икона «Никола с житием» (вторая половина XIV века) из северного села Каргач. На этой иконе представлено гребное судно, притом «русское». Вряд ли в северно-русское село в XIV веке могла бы попасть рукопись запада с ее миниатюрами и рисунками. Сама форма судна ясно показывает, что художнику подобный тип был хорошо известен, на это указывают прежде всего обмеры (длина, высота от ватерлинии до планширя и соотношение длины к высоте от предполагаемого киля до планширя и предполагаемой ширине), ахтерштевень и фордерштевень нарисованы правильно, причем фордерштевень украшен звериной головой, весьма пропорциональной. Правильно дана обшивка «в набор», что характерно для северных судов. Это видно из рисунка ее «поясов». Таким образом, форма и вид русского гребного судна XIV века нам становятся документально известными.
Но самым интересным, во всех отношениях, кораблем является корабль, созданный в 1408 году гениальным Рублевым в Успенском соборе города Владимира, на находящейся над аркой центрального нефа храма фреске «Море отдает своих мертвецов». Отклоним дар прозорливости этого гения, но, зная из биографий этого «чернеца», что Рублев никогда Руси не покидал, задумаемся над вопросом: как мог возникнуть этот корабль, все в котором, от формы корпуса до рангоута, такелажа и парусности включительно, соответствует всем приемам и требованиям тогдашней «Архитектура Навалис»?
Рублев, рисовавший несомненно «с натуры», знал хорошо «построенный» им во Владимире корабль, притом корабль чисто морской или, по меньшей мере, предназначенный для таких рек как Волга. Живи Рублев лет на двести раньше, можно было бы предположить, что он плавал на «нефах» Людовика Святого или, по крайней мере, видел эти суда в тогда существовавшем порту Эг Морт, на юге Франции. Но на нефах XIII века (см. труды проф. Жаля) хотя и были с латинские паруса, но фок-мачта не была так сильно наклонена к носу. Это появилось много позднее и то — на Средиземном море.
Может быть, Рублев нарисовал корабль, описанный ему Феофаном Греком, но тот мог дать ТОЛЬКО корабль своей родины — Византии. Тогда корабль Рублева представляет единственное в мире изображение корабля Византии последнего периода, и мнение западных историков о том, что «не существует ни одного изображения этих кораблей» сводится на нет.
Корабль Рублева несомненно «корабль средиземноморский». Но, сильно наклоненная к носу фок-мачта (ее можно до сих пор встретить на некоторых мелких судах этого района) заимствована у арабов (сравним старинную «дау» Персидского залива). Нельзя утверждать, что и персы заимствовали этот тип большого корабля для своего плавания по Каспийскому морю.
Несомненно, что и русские этот тип приняли и для себя. Русская торговля с Персией и Кавказом, вопреки распространенному даже среди русских мнению, не прекращалась во время татарского ига и шла по Волге через Золотую Орду.
Возможно, однако, что Феофан Грек не только описал корабль для иконы. Может быть он и показал новгородцам свой византийский корабль, который новгородцы и их кораблестроители, обладая громадным опытом постройки судов для плавания по Балтике и Северному морю, несомненно усовершенствовали, приспособив для плавания в суровых северных водах. Не представляет ли ют «парадиз», то-есть «рай» Рублевского корабля именно тот самый «чердак» новгородских судов, о котором повествует нам проф. В. В. Мавродин? Норманы для своих плаваний по северней Атлантике, конечно, не пользовались дракарами, а плавали на судах другого, более крупного типа, — прототипе северных «ког».
Конечно, и «богатый гость Садко» не ходил по морям на стругах и ладьях. Не на таком ли корабле ходил Садко, который оставил нам Рублев?
Разрешить этот вопрос окончательно должны искусствоведы, историки и русские кораблестроители. Заграницей, среди русских, они, конечно, есть, и им он ставится на разрешение. Наша задача опровергнуть высказывания западников, что Россия моря не знала. Она его знала и, во многом, России принадлежит в этой области преимущество.
Олег Обух
Похожие статьи:
- Военно-историческое издательство «Военная Быль» (№116).
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- №118 Сентябрь 1972 г.
- №115 Март 1972 г.
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№108)
- № 124 Сентябрь 1973 г.
- № 126 Январь 1974 года
- Н А Ш С Т Я Г
- Ратные знаки отличия допетровской Руси. – Евгений Молло