Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Wednesday November 13th 2024

Номера журнала

Старинные Русские корабли. – Олег Обух



Занимался ли кто-нибудь из моряков в эми­грации следующим, очень интересным вопро­сом, ответа на который я не нашел ни в рус­ской, ни в советской литературе. Не нашел я его даже у блестящего знатока русской морской истории профессора В. В. Мавродина: какими были и как точно выглядели русские суда сред­него периода средних веков (конечно, не кочи, шитики, досчанники или ладьи, а крупные мор­ские суда)?

Таковые, конечно, были и получили свое да­льнейшее развитие, чему доказательством мо­жет служить договор Богдана Хмельницкого с Турцией о статусе «плавания украинских ком­мерческих судов по Черному морю», факт, ко­торый в широких кругах (даже в России), ос­тавался неизвестным даже в научной русской литературе.

Исходя из того, что в случае «западных ко­раблей» ответ на многие вопросы о их форме, видах такелажа и т. п. был дан во многом искус­ствоведами, при изучении художественных па­мятников (миниатюры, фрески, гравюры) и ис­торическими документами (печати и древние морские карты), я обратился к художествен­ным памятникам древней Руси.

Просмотрев обширную имеющуюся у меня литературу об искусстве древней Руси и прило­женную к ней документацию в хорошую сотню икон, миниатюр и др., я могу сказать, что из примеров середины ХѴІ-го века особенного вни­мания заслуживают миниатюры «Егорьевского сборника», а именно листы с «Чудесами Архан­гела Михаила» — «Осада Цариграда» и «Чудо с Ионой». Однако корабли, представленные на этих миниатюрах, не русские. Художнику не­сомненно послужили образцами западные ше­девры. что видно из сравнения представленных судов с кораблями в «Хронике Франции» Жа­на Фуке (1480 г.), «Жития Святой Магдалины» Иоганна Жоффра (1503 г.) или знаменитой «Оцеания Классис». Рисунки отличаются точ­нейшей вырисовкой корабельных деталей, включая стоячий и бегучий такелаж и т. п… Та­ким образом, представленные в «Егорьевском Сборнике» суда западные, а не русские.

Значительно большего интереса заслужи­вает икона «Никола с житием» (вторая поло­вина XIV века) из северного села Каргач. На этой иконе представлено гребное судно, притом «русское». Вряд ли в северно-русское село в XIV веке могла бы попасть рукопись запада с ее миниатюрами и рисунками. Сама форма суд­на ясно показывает, что художнику подобный тип был хорошо известен, на это указывают прежде всего обмеры (длина, высота от ватер­линии до планширя и соотношение длины к вы­соте от предполагаемого киля до планширя и предполагаемой ширине), ахтерштевень и фордерштевень нарисованы правильно, причем фордерштевень украшен звериной головой, ве­сьма пропорциональной. Правильно дана обши­вка «в набор», что характерно для северных су­дов. Это видно из рисунка ее «поясов». Таким образом, форма и вид русского гребного судна XIV века нам становятся документально изве­стными.

Но самым интересным, во всех отношениях, кораблем является корабль, созданный в 1408 году гениальным Рублевым в Успенском соборе города Владимира, на находящейся над аркой центрального нефа храма фреске «Море отдает своих мертвецов». Отклоним дар прозорливо­сти этого гения, но, зная из биографий этого «чернеца», что Рублев никогда Руси не покидал, задумаемся над вопросом: как мог возникнуть этот корабль, все в котором, от формы корпуса до рангоута, такелажа и парусности включи­тельно, соответствует всем приемам и требова­ниям тогдашней «Архитектура Навалис»?

Рублев, рисовавший несомненно «с нату­ры», знал хорошо «построенный» им во Влади­мире корабль, притом корабль чисто морской или, по меньшей мере, предназначенный для та­ких рек как Волга. Живи Рублев лет на двести раньше, можно было бы предположить, что он плавал на «нефах» Людовика Святого или, по крайней мере, видел эти суда в тогда существо­вавшем порту Эг Морт, на юге Франции. Но на нефах XIII века (см. труды проф. Жаля) хотя и были с латинские паруса, но фок-мачта не была так сильно наклонена к носу. Это появи­лось много позднее и то — на Средиземном мо­ре.

Может быть, Рублев нарисовал корабль, описанный ему Феофаном Греком, но тот мог дать ТОЛЬКО корабль своей родины — Визан­тии. Тогда корабль Рублева представляет един­ственное в мире изображение корабля Визан­тии последнего периода, и мнение западных ис­ториков о том, что «не существует ни одного изображения этих кораблей» сводится на нет.

Корабль Рублева несомненно «корабль сре­диземноморский». Но, сильно наклоненная к носу фок-мачта (ее можно до сих пор встретить на некоторых мелких судах этого района) заим­ствована у арабов (сравним старинную «дау» Персидского залива). Нельзя утверждать, что и персы заимствовали этот тип большого кораб­ля для своего плавания по Каспийскому морю.

Несомненно, что и русские этот тип приняли и для себя. Русская торговля с Персией и Кавка­зом, вопреки распространенному даже среди русских мнению, не прекращалась во время та­тарского ига и шла по Волге через Золотую Ор­ду.

Возможно, однако, что Феофан Грек не то­лько описал корабль для иконы. Может быть он и показал новгородцам свой византийский ко­рабль, который новгородцы и их кораблестрои­тели, обладая громадным опытом постройки су­дов для плавания по Балтике и Северному мо­рю, несомненно усовершенствовали, приспосо­бив для плавания в суровых северных водах. Не представляет ли ют «парадиз», то-есть «рай» Рублевского корабля именно тот самый «чер­дак» новгородских судов, о котором повествует нам проф. В. В. Мавродин? Норманы для своих плаваний по северней Атлантике, конечно, не пользовались дракарами, а плавали на судах другого, более крупного типа, — прототипе се­верных «ког».

Конечно, и «богатый гость Садко» не ходил по морям на стругах и ладьях. Не на таком ли корабле ходил Садко, который оставил нам Ру­блев?

Разрешить этот вопрос окончательно долж­ны искусствоведы, историки и русские кораб­лестроители. Заграницей, среди русских, они, конечно, есть, и им он ставится на разрешение. Наша задача опровергнуть высказывания за­падников, что Россия моря не знала. Она его знала и, во многом, России принадлежит в этой области преимущество.

Олег Обух

Добавить отзыв