С большим интересом читая статьи, помещаемые в журнале «ВОЕННАЯ БЫЛЬ» и, в частности, касающиеся организации Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, я обратил внимание, что в статьях этих до настоящего времени не упоминалось о Морской Флотилии названного Корпуса.
В 1913 году, в течение шести месяцев (апрель — сентябрь), я находился в прикомандировании к этой Флотилии и плавал на пограничном крейсере «Беркут», базировавшемся на Ревель. Мне бы хотелось, насколько позволяет память, хотя бы вкратце пополнить этот пробел.
В состав Отдельного Корпуса Пограничной Стражи входила также Морская Флотилия, обязанности которой в мирное время состояли в том, чтобы препятствовать ввозу контрабандного товара на побережье Балтийского и Черного морей. В случае объявления войны суда эти поступали в распоряжение Командующего Флотом.
В Балтийском море эту задачу выполняли следующие корабли: яхта «Роксана» — в Петербурге, крейсер «Беркут» — в Ревеле, крейсер «Орел» — в Риге и переданный из Действующего Флота бывший минный крейсер «Абрек», имевший стоянку в Либаве. В Черном море — крейсер «Коршун», стоявший в Одессе, и второй, название которого не сохранилось у меня в памяти, — в Новороссийске.
Крейсера Морской Пограничной Флотилии представляли из себя небольшие суда, около 1.000 тонн водоизмещения, имевшие около ста человек команды, пять-шесть офицеров и вольнонаемного механика. Вооружение их состояло из 47 и 37 мм. орудий, расположенных по бортам. «Абрек» имел, кроме того, по одному трехдюймовому орудию на баке и на юте корабля.
Командный состав Флотилии комплектовался офицерами, переведенными из военного флота, а матросы приходили по общему призыву, как и в военном флоте, с пятилетним сроком службы. Форма одежды для офицеров была общефлотская, с заменой на погонах черных просветов — зелеными. Матросы имели зеленую тесьму по краю синего воротника и на вырезе матросской голландки.
Во время моего пребывания на»Беркуте» командный состав состоял из следующих офицеров: Командир — капитан 1 ранга Шульц, Помощник командира — старший лейтенант князь Максутов, вахтенные офицеры: лейтенант Варзар, лейтенант Зубов и, по вольному найму, из запаса флота, мичман Шейх-Ашири.
Внутренняя отделка пограничных крейсеров Балтийского моря была очень красива. Рубка командира корабля, кают-компания и офицерские каюты были просторны, хорошо обставлены и весьма комфортабельны. Самым замечательным было то, что офицеры Морской Пограничной Флотилии должны были руководствоваться при обучении матросов строевым кавалерийским уставом, что представляло из себя сущий камень преткновения для морских офицеров, которые до перевода в Отдельный Корпус Пограничной Стражи руководствовались строевым пехотным уставом, установленным для военного флота. На этой почве происходило много недоразумений при перестроениях и прохождении церемониальным маршем на столь частых в те времена парадах. Надо полагать, что Морская Пограничная Стража была единственной частью, где матросы ходили в строю «пеший по конному».
Что касается охраны морского побережья, то она велась следующим образом: каждый крейсер имел определенный район береговой полосы для наблюдения; находясь в море (а пограничные крейсера большую часть времени проводили в плавании), они подвергали осмотру все подозрительные или заведомо известные как занимающиеся перевозкой контрабанды суда. Большей частью, подобные суда или шхуны были хорошо известны офицерам и команде наших крейсеров. В случае встречи поднимался сигнал с требованием подозрительному судну остановиться. Когда оно останавливалось, с пограничного крейсера спускалась шлюпка на веслах или моторный катер с командой и офицером. Офицер и насколько матросов с винтовками поднимались на борт и производили проверку товарных документов на товар, имевшийся на борту судна. Если оказывался товар, не значившийся в документах, или его оказывалось больше, чем стояло в них, — судно задерживалось, отводилось в ближайший порт и сдавалось таможенным властям. Однако нередко бывали случаи, когда подозрительное судно, невзирая на сигнал с требованием остановиться, пыталось прибавить ходу и уйти. Тогда несколько снарядов, выпущенных с крейсера, беря уходящее судно в вилку, принуждали его остановиться.
Надо отдать справедливость Морской Пограничной Флотилии: служба на ней была суровой и тяжелой военно-морской школой. Офицеры и матросы проводили большую часть своей службы в море. Небольшие пограничные суда неустанно крейсировали вдоль морского побережья и добросовестно выполняли свой долг.
П. Маковой.
Купить инженерную доску alpine floor здесь Свежая информация купить инженерную доску alpine floor здесь. parketsibir.store |
Похожие статьи:
- Письма в Редакцию (№ 125)
- №108 Январь 1971 г.
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Письма в редакцию (№121)
- Школа-приют Заамурского Округа Пограничной Стражи. – Сергей Латышев
- Хроника «Военной Были» ( № 125)
- Балтийский флот в войну 1914-1917 гг. – Н.П. Солодков
- Следы старой катастрофы. – П.А. Варнек