- Темир-Хан-Шура. — Теперь некоторые не смогут даже выговорить это название, а оно очень простого происхождения: Шура-Озень — это горная речушка, на которой стоял аул, построенный ханом Темиром. В 1834 г., по приказу ген. Ермолова (вернее, согласно его плану — постройки ряда крепостей для защиты береговой полосы от набегов горцев воинствующего мюридизма), генералом Клюге фон-Клюгенау, командовавшим тогда действующим отрядом, аул этот был перемещен на другое место, а на его месте, на возвышенности была построена крепость со слободкой, разросшейся потом в городок.
Так вот, этот городок трудно было себе представить без его родного полка, Дагестанского конного, который комплектовался добровольцами-горцами всех округов Дагестана. Каждый горец, кое-как окончивший реальное училище в Темир-Хан-Шуре или в Ставрополе, мечтал, пройдя военное училище, выйти в Дагестанский конный полк, появиться в своем родном ауле в красочной форме с офицерскими погонами, с богатым оружием и быть предметом зависти и разговоров, в городе же, в свободное от занятий время, торчать на бульваре и гипнотизировать проходящих женщин, главным образом гимназисток. Но это не мешало им быть доблестными русскими офицерами и проливать кровь свою за Россию.
Одной из красочных фигур моего времени был ротмистр Алтай Нахибашев, про которого ходило много анекдотов и который, оставшись в Дагестане, не уцелел и погиб в застенках НКВД во время чистки по делу Тухачевского. Высокий, гибкий, настоящий аварец, он, хотя и с трудом, основательно проходя курс по два года в каждом классе, кончил, наконец, реальное училище. Про него рассказывали такой анекдот: на выпускном экзамене, отчаявшись получить от него какой-нибудь положительный ответ, один из преподавателей, указывая на висевший в углу образ Св. Иоанна, сказал: «Вы, хотя и мусульманин, но пробыли столько лет в этих стенах и, может быть, знаете, кто изображен там в углу?» Нахибашев замялся и, слыша сзади подсказку — «Иоанн…», ляпнул
— «Иоанн Грозный».
Бывали случаи, когда кончавшего реальное училище горца, после долгосидения, догонял его собственный сын, поступивший в приготовительный класс.
Дагестанский конный полк был красив только в конном строю, в пешем же сильно проигрывал. Когда приказом по гарнизону, — а в гарнизон входили пехотный полк (сперва Апшеронский, а потом Ново-Баязетский) и три батареи артилл. бригады, — назначался парад и от Дагестанского полка назначался один пеший взвод, то это обстоятельство порождало в полку много неприятностей. Картина: врывается в полковую канцелярию ротмистр Алтай Нахибашев и говорит взволнованно адъютанту полка:
«Слушай, почему ты меня без кинжала режешь? Почему ты назначаешь пеший взвод от моего эскадрона? Разве ты не знаешь, что они не могут ходить в ногу?»
«Не волнуйся, Алтай», — отвечает адъютант: «никто у нас в полку не умеет ходить в ногу, но все равно надо назначить, раз приказ. «Аллах не выдаст, свинья не съест», — говорит пословица, — «все пройдет благополучно, и ты поставишь мне бутылку кумторкалинского вина».
День парада. Начальник дивизии человек новый и очень требовательный. Нахибашев стоит в свите Начальника дивизии сзади и, когда мимо проходит его взвод в болтающихся черкесках и не в ногу, он в ужасе закрывает глаза, но… чудо, слышит: «спасибо дагестанцы» и в ответ громко на всех наречиях гор несется что-то вроде «хала-бала».
«Не понимаю, говорит он адъютанту: «почему он похвалил взвод?»
«Ведь я тебе говорил, Алтай, что все будет хорошо. Ну идем пить твое вино», отвечает адъютант.
Но вот совсем другая картина: несется пронзительный звук зурны. Весь полк в конном строю проходит нарочно чрез город. Впереди командир полка со штандартом и хором трубачей, но последние молчат, дав место национальным инструментам. Зурначей два — один, сидя как-то боком, бьет в барабан, а другой зурнач, надув щеки до отказу, дует во всю мочь, вызывая зависть у бегущих, как всегда, сбоку мальчишек. Все жители бросают работу и спешат посмотреть на свой полк. Даже женская гимназия, не говоря о реальном училище, иногда прекращает занятия, чтобы полюбоваться своими знакомыми и родственниками. Здесь критика уже бессильна. Эскадроны все различной масти. Командиры их каждый в своем роде. Рыжий Бутаев едет мрачно, с восточным равнодушием, Нахибашев, наоборот, красуется перед толпой, горяча коня и принимая на себя восхищение зрителей.
Вечером, в дни праздников, перед казармами полка на утоптанной площадке кружок всадников и лезгинка.
Я, как Гоголь, спрошу у вас: «Знаете ли вы что такое настоящая лезгинка?» И отвечу: «Нет, господа, вы не знаете». То, что вы видите часто на балах, вечерах и в балетах, это не есть настоящая народная горская лезгинка. В ней много трюков, цирковщины, но нет чувства поэзии. В Дагестане она родилась и в различных округах танцуется несколько различно в зависимости от темпа барабана. Лезгинок в Дагестане насчитывается более 20-ти. Есть аварская лезгинка, есть андийская, даргинская, казикумухская и пр. Когда выступает горец танцевать, то сразу говорят, какого он аула. Особенно интересно, когда танцует пожилой лезгин — у него нет резких движений, он всегда спокоен, полон достоинства. Выходя на площадку, он садится на землю, снимает чувяки и танцует в кожаных чулках. Без партнерши-дамы лезгинка не полна, так как в танце инсценируется вся история любви, ухаживания, уклонения и похищения. В настоящей лезгинке нет ненужного бряцания оружием, нет рамахивания кинжалами; только, когда танцует одиночка, кинжалы втыкаются в землю и танцор ловко на носках лавирует между ними. Я помню раз в одной семье офицера-мусульманина девочка лет 5-6 упросила маму устроить ей русскую елку. Мать, конечно, исполнила желание крошки и пригласила других детей. Первое, что пришло девочке в голову — это протанцевать лезгинку. Импровизированная музыка, хлопание в ладоши, и девочка-клопик в своей национальной горской одежде, длинном платьице, чадре, закрывающей личико до половины, стала танцевать. Ее никто никогда не учил, но она танцевала, как взрослая. Ее глазенки-черешенки блестели от удовольствия, маленькие ножки едва касались пола, она плыла. Вся эта грация и умение пришли стихийно от природы ее гор. Чтобы уметь танцевать лезгинку, надо родиться в горах, всосать их воздух и уметь карабкаться по уступам над пропастью. То, что мы привыкли видеть — это пародия. Каждый из кавказских народов переделал лезгинку на свой лад, но это не та, что родилась в Дагестане. Теперь, пожалуй, и там она исчезла, а если и есть, то это не то. Дух убит и своеобразный быт горцев безвозвратно уничтожен советским режимом.
Горец, по привычке, любит гарцевать на коне и горячить его зря, чтобы привлечь на себя внимание. С этим офицеры полка всегда боролись, особенно офицеры, переведенные из регулярной кавалерии, а их было немало. Боль- – но кавалеристу смотреть, как дагестанский всадник скачет по булыжной мостовой, нахлестывая коня. Однажды мимо группы офицеров, сидевших под чинарами на бульваре, ехал шагом всадник Дагестанского полка. Один офицер, недавно переведенный из какого-то гусарского полка, пораженный необыкновенным зрелищем, воскликнул: «Первый раз вижу нашего всадника, едущего шагом. Стой, иди сюда, молодец. Какого эскадрона? На тебе рубль, ступай, молодец». — «Ай, спасибо», сказал всадник и, повернув круто коня, взмахнул нагайкой и с места пошел галопом по камням, подымая огненные брызги копытами коня… — «Стой, стой с… с…, давай рубль обратно», кричит корнет… но было поздно.
Офицеры-мусульмане Дагестанского полка очень чтили наши православные праздники, и елка на наше Рождество была почти в каждом мусульманском доме, что было вполне естественно, так как этот обычай приемлем для детей всех народов и религий. Пасха особенно радовала наших кунаков, ибо им нравилась наша торжественная служба, много офицеров-мусульман присутствовали на заутрени и шли потом разговляться с нами. Что им нравилось — это обычай христосоваться, и тот же Алтай Нахибашев по нескольку раз заходил в тот же дом и христосовался, начиная с денщика и горничной. Этот праздник дружно справлялся всем населением Темир-Хан-Шуры.
Относительно пребывания Дагестанского конного полка на фронте во время 1-й мировой войны сложилось немало рассказов иногда фантастического характера. Привожу три из них, взятых мною из неизданных записок недавно умершего офицера этого полка.
Галиция. Эскадрон находится в боевой линии в окопах. Идет общее отступление. Всадники приносят на бурках в лес для погребения только что убитых двух своих. Спешно вызван мулла, для совершения обряда погребения, но его долго нет, уехал хоронить других. Бросить убитых — позор для мусульман, а время не терпит. В том же лесу православный священник-иеромонах наспех отпевает убитых русских солдат. Дагестанский офицер, обращаясь к священнику, спрашивает его, может ли он прочесть молитву над убитыми мусульманами. «Отчего же, ведь Бог один для всех, спросите ваших людей». — Офицер передал слова священника своим всадникам. Всадники, посоветовавшись, ответили: «Ну что же, раз русский мулла сказал, что можно, то пусть читает молитву над нашими убитыми».
Пришел знаменитый приказ № 1-й, отменяющий чинопочитание и пр. Отдавать честь — только по желанию, а становиться во фронт — отменяется. Командир Дагестанского полка, – идя по улице селения, где расквартирован его полк, встречает урядника-горца, который брякает ему во фронт. Удивленный, спрашивает, почему он становится во фронт, раз был приказ, отменяющий это. Ответ: «Тебе большое уважение делаем».
Бродячая группа пропагандистов, разъезжая по фронту и разъясняя солдатам смысл революции и пользу от нее народу, посетила и расположение Дагестанского конного полка. Дежурный офицер пытался .их не допустить, но командир полка приказал собрать всех свободных всадников и выстроить их на площади. Довольные агитаторы вошли в середину сидящих всадников и три часа упражнялись в красноречии перед молчаливой аудиторией. Когда же кончили, то предложили задавать вопросы. Гробовое молчание. Хитро улыбаясь, командир полка пояснил, что никто из аудитории по-русски не понимает. Сконфуженные агитаторы исчезли.
Привожу несколько куплетов песни Дагестанского полка сложенной во время 1-й мировой войны:
1. Вот едут лихо Дагестанцы
На поле ужасов войны
И провожают их веселой
Любимой звуки их зурны.
2. Смелей, смелее, Дагестанцы,
На вас ведь смотрит весь Кавказ
Ведь знают вас уже австрийцы,
Вы их бивали и не раз.
3. Поля Галиции видали
Сияние алых башлыков,
И даже венгры испытали
Набеги диких удальцов.
4. Вперед, вперед, сыны Кавказа,
Покажем Русскому Царю,
Что не боялись мы ни разу
И что несем мы смерть врагу.
5. Пусть вся Россия уповает
На свой народ, а с ним на нас,
Пусть каждый всадник также знает,
Что Сам Аллах в войне за нас.
(Автор стихов известен пишущему этот очерк).
- Княжна Варвара Александровна Аргутинская-Долгорукова.
Вроде княжны Мери из «Героя нашего времени» Лермонтова. Она была достопримечательностью не только Темир-Хан-Шуры, но всего Кавказа. Старое поколение особенно ее уважало. Я застал ее в возрасте за 60 лет, вечной барышней, совершенно седой, но более привлекательной, чем другая молодая женщина. Ее звали за глаза «вечной невестой». В молодости у нее был, говорили, неудачный роман с губернатором Дагестана, кажется князем Барятинским, но замуж почему-то она не вышла, хотя ее род был аристократическим; он образовался от слияния двух родов — Князей Долгоруковых и армянского Аргутинского. Освободитель и усмиритель горцев Дагестана, ген. князь Аргутинский, памятник которому стоял в центре г. Темир-Хан-Шуры, был ее дядей или, вообще, родственником.
У княжны Вари был свой особенный шарм, глаза ее блестели, лицо было очень моложаво и она была всегда окружена молодыми офицерами. Беда, если вновь прибывший в Шуру не представился ей, она деспотически требовала новичка к себе. Она была очень остроумна и всегда весела, но осталась навсегда старой девой. Ее знали на курортах и в Тифлисе, у Наместника она была свой человек. Что же удерживало ее в такой глуши? Вероятно воспоминания молодости. Она была живой свидетель истории Дагестанского полка, в котором служил и ее брат. Революция сразу прибила ее, и она исчезла без следа. Во всяком случае, во время хаоса и гражданской войны в Дагестане ее не было видно.
Б. М. Кузнецов
Похожие статьи:
- Книгоиздательство «Военный Вестник». – Б. М. Кузнецов
- Штурм Гуниба. – Б. М. Кузнецов
- Служба в Донской артиллерии (Окончание) – М.Т. Чернявский
- ТАВРИЧЕСКИЕ ГРЕНАДЕРЫ. – В. Н. Биркин
- Вооруженные силы Рижского залива перед боем на Кассарском плесе. – В.Б.
- Боевая деятельность М.Ю.Лермонтова на Кавказе. – Н.С. Трубецкой
- Служба в Варшаве. – Б. А. Лагодовский
- Последнее отступление (Окончание) – В.Е. Милоданович
- Обзор военной печати (Полк. М.Н. Левитов «Корниловский Ударный полк» — материалы для истории Корниловского ударного полка. Париж, 1974 г.) – К.П.