Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Tuesday December 3rd 2024

Номера журнала

Иван Константинович Айвазовский. – Г. фон Гельмерсен



(1817-1900)

Он вырос на берегу Черного моря, в гор, Феодосии, и настолько полюбил море, что оно стало родной стихией, которой он отдал всю свою жизнь.

Учился Айвазовский в Академии Художеств в С.-Петербурге. На одной из его академичес­ких выставок он встретился с А. С. Пушкиным, который выразил ему свое восхищение и «с тех пор и без того любимый мною поэт сде­лался предметом моих дум и вдохновения», говорил Айвазовский.

Он создал ряд картин с образом Пушкина и в их числе знаменитое полотно «Прощание Пушкина с морем», написанное под впечатле­нием пушкинских строк:

«Прощай, свободная стихия, В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой…»

Первые же его морские пейзажи выделя­лись на академических выставках, и за успе­хи в живописи ему сократили курс в Акаде­мии на два года.

В 1837 году ему присудили высшую награ­ду — «Большую золотую медаль», и в начале 1840 года молодого 23-летнего художника от­правили заграницу на стипендию Академии. В Неаполе и в Венеции своими морскими пей­зажами он вызывает восторг и обретает широ­кую известность. В Париже получает золотую медаль, а в Амстердаме удостаивается звания «академика». Даже гордый английский ху­дожник-маринист Д. Тернер, скупой на похва­лы, увидя картину Айвазовского «Неаполи­танский залив лунной ночью», написал в честь ее автора: «Прости мне, великий худож­ник, если я ошибся, приняв картину за дей­ствительность, но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. Искусство твое вы­соко и могущественно, потому что тебя вдохно­вляет Гений!».

Еще до поездки заграницу, в 1836 году он пишет картину «Большой рейд в Кронштад­те» и по возвращении в Россию он, уже столь прославленный в Европе, получает звание ху­дожника-академика и живописца-мариниста Русского Флота при Главном Военно-Морском штабе. Ему поручается написать «Порты и кре­пости на Балтийском море». Полотна «Ре­вель» и «Свеаборг» и целый цикл картин Балтики им исполнены в 1844-1845 гг.

И все же, несмотря на большой государ­ственный заказ и множество частных пред­ложений, Иван Константинович уезжает на редину в Крым, к Черному морю, в Феодосию.

Кипучая созидательная деятельность ко­мандующего Черноморским флотом адмирала М. П. Лазарева увлекает и захватывает его. Чуткий к событиям, Айвазовский сразу же от­кликался на них своими произведениями. Он не раз бывал в боевых походах при покорении Кавказа на побережье Черного моря. Участво­вал в высадке русского десанта у Суваши и запечатлел это событие на полотне.

Осенью 1846 года в Феодосии Айвазовский отметил десятилетие своего творчества. По это­му случаю прибыла эскадра Черноморского флота во главе с начальником штаба команду­ющего капитаном 1 ранга В. А. Корниловым, чтобы поздравить юбиляра. Моряки любили Айвазовского за его чуткость, отзывчивость, за «ощущение» моря и любовь к нему. Моряки видели в нем художника, для которого море было целью его жизни.

Для украшения только что созданных в Севастополе морской библиотеки и офицерского собрания Айвазовский пишет ряд картин, посвященных истории русского флота, как, на­пример, «Петр 1-й при Красной Горке», «Рус­ская эскадра на Севастопольском рейде», «Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эска­дрой», «Чесменский бой».

На основании свидетельств участников Ай­вазовский написал «Синопский бой», и адми­рал П. С. Нахимов, увидя картину, сказал: «Картина чрезвычайно точно сделана!».

В 1850 году им было создано одно из самых популярных его произведений — «Девятый вал», — бушующее море при восходе солнца. Неистовству стихии Айвазовский противопо­ставил отвагу моряков, спасающихся на плоту из обломков мачты после гибели их корабля. Яркие краски неба и моря скрашивают ужас надвигающейся водяной горы — «девятого вала».

«Движения живых стихий неуловимы для кисти, — говорил Айвазовский. — Писать мол­нию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с

натуры. Для этого-то художник и должен за­помнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину».

Айвазовский работал много, свободно, со знанием и чувством моряка, любящего и ко­рабль со всей его сложной парусной оснастской и родную ему стихию — море.

Картины «Черное море» и «Волна» напи­саны Айвазовским в 1881 и в 1889 гг., в воз­расте 64 и 72 лет, но сколько в них силы и чувства стихии! Айвазовский создал 6.000 про­изведений и пережил царствования Алексан­дра 1-го, Николая 1-го, Александра 2-го, Алек­сандра 3-го и скончался в начале царствова­ния Николая 2-го (в 1900 году). Он прекрасно знал Пушкина, адмиралов Лазарева, Корни­лова, Истомина, Невельского, Бутакова и был свидетелем постепенного умирания парусного флота и рождения парового, винтового и бро­нированного флота. Но любовью его были па­русный флот и морская стихия.

Г. фон Гельмерсен

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв