(1817-1900)
Он вырос на берегу Черного моря, в гор, Феодосии, и настолько полюбил море, что оно стало родной стихией, которой он отдал всю свою жизнь.
Учился Айвазовский в Академии Художеств в С.-Петербурге. На одной из его академических выставок он встретился с А. С. Пушкиным, который выразил ему свое восхищение и «с тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум и вдохновения», говорил Айвазовский.
Он создал ряд картин с образом Пушкина и в их числе знаменитое полотно «Прощание Пушкина с морем», написанное под впечатлением пушкинских строк:
«Прощай, свободная стихия, В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой…»
Первые же его морские пейзажи выделялись на академических выставках, и за успехи в живописи ему сократили курс в Академии на два года.
В 1837 году ему присудили высшую награду — «Большую золотую медаль», и в начале 1840 года молодого 23-летнего художника отправили заграницу на стипендию Академии. В Неаполе и в Венеции своими морскими пейзажами он вызывает восторг и обретает широкую известность. В Париже получает золотую медаль, а в Амстердаме удостаивается звания «академика». Даже гордый английский художник-маринист Д. Тернер, скупой на похвалы, увидя картину Айвазовского «Неаполитанский залив лунной ночью», написал в честь ее автора: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений!».
Еще до поездки заграницу, в 1836 году он пишет картину «Большой рейд в Кронштадте» и по возвращении в Россию он, уже столь прославленный в Европе, получает звание художника-академика и живописца-мариниста Русского Флота при Главном Военно-Морском штабе. Ему поручается написать «Порты и крепости на Балтийском море». Полотна «Ревель» и «Свеаборг» и целый цикл картин Балтики им исполнены в 1844-1845 гг.
И все же, несмотря на большой государственный заказ и множество частных предложений, Иван Константинович уезжает на редину в Крым, к Черному морю, в Феодосию.
Кипучая созидательная деятельность командующего Черноморским флотом адмирала М. П. Лазарева увлекает и захватывает его. Чуткий к событиям, Айвазовский сразу же откликался на них своими произведениями. Он не раз бывал в боевых походах при покорении Кавказа на побережье Черного моря. Участвовал в высадке русского десанта у Суваши и запечатлел это событие на полотне.
Осенью 1846 года в Феодосии Айвазовский отметил десятилетие своего творчества. По этому случаю прибыла эскадра Черноморского флота во главе с начальником штаба командующего капитаном 1 ранга В. А. Корниловым, чтобы поздравить юбиляра. Моряки любили Айвазовского за его чуткость, отзывчивость, за «ощущение» моря и любовь к нему. Моряки видели в нем художника, для которого море было целью его жизни.
Для украшения только что созданных в Севастополе морской библиотеки и офицерского собрания Айвазовский пишет ряд картин, посвященных истории русского флота, как, например, «Петр 1-й при Красной Горке», «Русская эскадра на Севастопольском рейде», «Бриг “Меркурий” после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой», «Чесменский бой».
На основании свидетельств участников Айвазовский написал «Синопский бой», и адмирал П. С. Нахимов, увидя картину, сказал: «Картина чрезвычайно точно сделана!».
В 1850 году им было создано одно из самых популярных его произведений — «Девятый вал», — бушующее море при восходе солнца. Неистовству стихии Айвазовский противопоставил отвагу моряков, спасающихся на плоту из обломков мачты после гибели их корабля. Яркие краски неба и моря скрашивают ужас надвигающейся водяной горы — «девятого вала».
«Движения живых стихий неуловимы для кисти, — говорил Айвазовский. — Писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с
натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину».
Айвазовский работал много, свободно, со знанием и чувством моряка, любящего и корабль со всей его сложной парусной оснастской и родную ему стихию — море.
Картины «Черное море» и «Волна» написаны Айвазовским в 1881 и в 1889 гг., в возрасте 64 и 72 лет, но сколько в них силы и чувства стихии! Айвазовский создал 6.000 произведений и пережил царствования Александра 1-го, Николая 1-го, Александра 2-го, Александра 3-го и скончался в начале царствования Николая 2-го (в 1900 году). Он прекрасно знал Пушкина, адмиралов Лазарева, Корнилова, Истомина, Невельского, Бутакова и был свидетелем постепенного умирания парусного флота и рождения парового, винтового и бронированного флота. Но любовью его были парусный флот и морская стихия.
Г. фон Гельмерсен
Похожие статьи:
- Следы старой катастрофы. – П.А. Варнек
- Адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846), первый русский «плаватель круг света». – Г. фон Гельмерсен
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№109)
- Первые офицеры Российского Императорского флота русского происхождения. – Г. фон Гельмерсен
- Федор Федорович Ушаков… Горацио Нельсон… – Г. фон Гельмерсен
- Mоре. – А. Крапивин
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен