Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Орден Святого Иоанна Иерусалимского в России



«Его Величество Император Всероссийский, с одной стороны, соизволяя изъявить знамени­тому Ордену Мальтийскому Свое благоволение, внимание и уважение и тем обеспечить, утвер­дить и распространить в областях Своих заве­дение сего Ордена существовавшее уже в Поль­ше, а особливо в присоединенных ныне к Рос­сийской Державе областях Польских, и желая также доставить собственным Своим поддан­ным,, кои могут быть приняты в знаменитый Мальтийский Орден, все выгоды, почести и пре­имущества от того проистекающие; а с другой стороны Державный Мальтийский Орден и Его Преимущество Гросс-Мейстер, зная всю цену благоволения Его Императорского Величества к ним, важность и пользу такового заведения в Империи Российской, и желая с своей стороны соответствовать мудрым и благотворитель­ным распоряжениям Его Императорского Ве­личества всеми средствами и податливостью, совместными с утановлениями и законами Ор­дена, с общего согласия условились постано­вить Конвенцию для достижения предметов, обеими Высокодоговаривающимися сторонами предположенных».

Так начиналась заключенная Павлом Петро­вичем с Державным Орденом Св. Иоанна Иеру­салимского конвенция об установлении Велико­го Приорства Российского.

Для подписания конвенции в Петербург при­был Полномочный Министр Ордена, Бальи1), кавалер большого креста, кавалер по праву дво­рянства почетного языка Итальянского, Военно­го Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия третьей степени, Польских: Белого Ор­ла и Св. Станислава кавалер и Российского фло­та контр-адмирал граф Юлий Рене (он же Юлий Помпеевич) Литта.

Литта привез в Петербург дары Ордена: по­злащенную кольчугу и орденские знаки для Павла Петровича и его семейства. Автор не зна­ет, какое значение придавал этим дарам Орден, но Павел Петрович, воздев позлащенную коль­чугу и возложив на себя орденские знаки, по­чел себя посвященным в рыцари-иоанниты и «сняв с себя корону и спустив с плеч мантию, надел поднесенную ему трехугольную шляпу и, обнажив меч, нанес им плашмя три удара по левому плечу Великого Князя. После чего Па­вел вручил Наследнику Престола шпагу и, воз­ложив на него знаки большого креста, трижды облобызал, как нового по Ордену брата”).

Автор, однако, считает действительность по­священия Павла Петровича в рыцари-иоанниты, по меньшей мере, сомнительной: во-первых, в Орден могли вступать только католики; во вто­рых, Павел Петрович не дал и, как женатый че­ловек, не мог дать духовно-рыцарских обетов; в третьих, Павел Петрович, сам не получивший «риттершлага», не мог преподать его иным 3).

Конвенция была подписана 15-го января 1797 года, а 12-го июня 1798 года Мальта была захва­чена генералом Бонапартом и Орден рассеялся по всему свету.

15-го августа того же 1798 года в Петербурге состоялось собрание Великого Приорства Россий­ского, на котором присутствовали граф Литта и случившиеся тут кавалеры иных Приорств. Со­брание признало Великого Магистра «виновным в глупейшей беспечности», «низложило» его и единогласно постановило просить Павла Петро­вича принять на себя звание Великого Магистра Ордена. Павел Петрович звание принял.

Автор однако, считает, что что-то тут полу­чилось не так, как полагается. Обратимся к Ор­денскому Статуту, «поелику все члены Маль­тийского Ордена равно повинны исполнять точ­но обязанности свои по Статуту» 4). По Статуту, Великие Магистры избираются Капитулом и утверждаются в сем сане Папой Римским. Мало того, Великие Магистры избираются пожизнен­но и не могут ни быть низложены, ни сами сло­жить с себя сей сан. Ну, да, куда ни шло… лишь бы Папа утвердил избрание, но в том то и дело, что Папа избрание не утвердил 5).

Автор того мнения, что аппробации Папы и испрошенно не было, ибо вместно ли было Бла­говерному Государю и Самодержцу Всерос­сийскому искать аппробации, ставившей его в положение вассала «Святого Престола»? Среди «Манифестов, Указов и Конвенций, касающих­ся установления Ордена Св. Иоанна Иерусалим­ского в России и вошедших в Полное Собрание Законов Российской Империи6), нет ни апроба­ции Папы, ни запроса о ней. Видно, что католи­ки правы, и что Павел Петрович учинился Ве­ликим Магистром самочинно; — характерно, что и поднесенная ему рыцарями «Мальтийская корона» была не подлинная; подлинную похити­ли французы.

29-го ноября того же 1798 года был обнаро­дован нижеследующий Манифест:

«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, ПАВЕЛ 1-Й, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙ-

СКИЙ, ВЕЛИКИЙ МАГИСТР ОРДЕНА СВ. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского от самого своего начала благоразумными и достохвальными учреждениями своими споспешествовал как общей всего Христианства пользе, так и частой таковой же каждого Государства. МЫ всегда отдавали справедливость заслугам сего знаме­нитого Ордена, доказав особливое НАШЕ к не­му благоволение по восшествии НАШЕМ на Им­ператорский Всероссийский Престол, установив Великое Приорство Российское с доходами ему присвоенными. В новом качестве Великого Ма­гистра того Ордена, которое восприяли МЫ на СЕБЯ по желанию добронравных членов его, обращая внимание НАШЕ на те средства, кои возстановление блестящего состояния сего Ор­дена и возвращение собственности его, непра­ведно отторгнутой, совершить и вящше обеспе­чить могут, желая с одной стороны явить перед светом новый довод НАШИХ уважения и при­вязанности к столь древнему и почтительному установлению, с другой же — чтоб и НАШИ верноподданные, благородное дворянство Рос­сийское, коих предков и их самих верность Пре­столу Монаршему, храбрость и заслуги доказы­вают целость Державы НАШЕЙ, расширение пределов Империи и низложение многих силь­ных супостатов Отечества, не в одном веке в действо произведенные, участвовали в почестях, преимуществах и отличиях, сему Ордену при­надлежащих, а тем и открыт был для них но­вый способ к поощрению честолюбия на распро­странение подвигов их, Отечеству полезных и НАМ угодных, признали МЫ за благо устано­вить и через сие Императорскою НАШЕЮ властию установляем новое заведение Ордена св. Иоанна Иерусалимского в пользу благородного дворянства Империи Всероссийской на прави­лах ниже изъясненных, которые долженству­ют служить на предбудущие времена первона­чальным тому основанием».

Итак, в России устанавливалось «новое за­ведение Ордена Св. Иоанна Иерусалимского», но было ли то «новое заведение» уже существо­вавшего в России Ордена, или то был новый Орден?

Рассмотрим, прежде всего, чем был тот Ор­ден, Приорство которого было установлено в России конвенцией от 15-го января 1797 года.

«Державный Военный Орден Госпиталитов Св. Иоанна Иерусалимского, именуемый также Родосским и Мальтийским был католическим духовно-рыцарским Орденом. Древним и почти­тельным он несомненно был, ибо в описываемое нами время ему стукнуло за 700 лет. Подобно прочим католическим духовно-рыцарским Ор­денам, Орден сей был устроен по образцу Орде­нов монашеских и вступающие в него обязывались монашескими обетами бедности, целомуд­рия и послушания 7). Подобно же прочим като­лическим духовно-рыцарским Орденам, Орден образовывал особое рыцарское войско, в кото­ром орденские звания соответствовали занимае­мым должностям, а орденские знаки служили для обозначения званий и должностей. «Дер­жавным» Орден именовался, потому что был не­зависимым государством, признававшим над собой лишь духовный авторитет Римских Пап. Прибавим еще, что Орден доживал последние дни своего «державства», ибо после потери Мальты и нескольких лет скитания Орден обо­сновался в Риме и занялся благотворительно­стью.

Орден Св. Иоанна Иерусалимского был по­следним истинным духовно-рыцарским Орде­ном. Другие еще ранее сошли с исторической сцены и, либо вовсе исчезли, либо были секуля­ризованы и обращены в светские Ордена.

Установим теперь сущность светских Орде­нов. Светские Ордена явились в свет позднее духовно-рыцарских и позаимствовали от них ритуалы, геральдику и номенклатуру. Прерога­тива учреждения светских Орденов принадле­жала монархам, которые обычно и становились их «великими магистрами». Пожалование «ка­валером» светского Ордена было знаком монар­шей милости. Над пожалованным совершалось подобие «посвящения в рыцари», но с него не требовалось монашеских обетов. Пожалование сопровождалось возложением «орденских зна­ков»: «большого креста» на пожалованных «ко­мандором», и «малого креста» на пожалованных «кавалером». На этом и заканчивалось сходство светских Орденов с духовно-рыцарскими. Свет­ские Ордена не владели государствами и не со­ставляли особого рыцарского войска. Вопросов религии они не касались, и их «кавалерами» могли быть и нехристиане. Орденские звания не обозначали занимаемых в светском Ордене дол­жностей, а «орденские знаки» утратили свое первоначальное назначение и превратились в «знаки отличия». Награждение заслуг пожало­ванием «орденских знаков отличия» и было единственной функцией светских Орденов.

Как уже указывалось выше, некоторые свет­ские Ордена произошли непосредственно от духовно-рыцарских. Другие учреждались зано­во, и для них измышлялись «орденские знаки» на подобие духовно-рыцарских. Случалось так­же, что новоучреждаемым светским Орденам придавалась видимость «обновленных» духов­но-рыцарских. Так и Петр Великий желал при­дать своему новоучрежденому Ордену Св. Апо­стола Андрея Первозванного видимость «обнов­ленного» одноименного шотландского Ордена.

К какой же из двух категорий принадлежал установленный в России Манифестом от 29-го ноября 1798 года Орден?

Автор почитает его светским Орденом ибо: Орден сей не был устроен по образцу Орденов монашеских и с вступающих в него не требова­лось монашеских обетов; Орден не составил в России особого рыцарского войска; орденские звания не обозначали занимаемых в сем Ордене должностей, а «орденские знаки сего Ордена яв­лялись «знаками отличия» и жаловал их Павел Петрович без различия вероисповеданий. Мало того: новоучрежденный Орден был «Император­ским», ибо учредил его Павел Петрович не сво­ею, весьма сомнительною, «магистрального» вла­стью, но, как сказано в Манифесте, властью «Императорскою». Также явствует из Манифе­ста, что Павел Петрович желал придать своему новоучрежденному светскому Ордену види­мость «обновленного» одноименного духовно- рыцарского Ордена. Прибавим еще, что Павел Петрович не был одинок в принятых им по от­ношению Ордена мерах — подобные же меры принимались и другими монархами, на терри­тории которых Орден имел свои заведения8).

Если автор прав, то Манифестом от 29-го но­ября 1798 года в России был учрежден второй по счету Императорский Военный Орден, ибо сим Орденом Павел Петрович заместил не жа­ловавшийся при нем Орден Св. Великомучени­ка и Победоносца Георгия. Мнение автора сугу­бо подтверждается установлением в 1800 году Донатских Знаков Ордена Св. Иоанна Иеруса­лимского,, ибо в них, поистине, не было ничего католического и духовно-рыцарского, а были они солдатскими крестами, жаловавшимися нижним воинским чинам за 20-летнюю беспо­рочную службу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Орденское звание.

2) Анаташевский. «ДЕРЖАВНЫЙ ОРДЕН СВ. ИО­АННА ИЕРУСАЛИМСКОГО В РОССИИ». СПб, 1914 г.

3) «Риттершлаг» — рыцарский удар, соответствует рукоположению.

4) Статья 17-я конвенции от 15-го января 1797 года

5) В капитальном труде «LRDRE SUVERAIN MI­LITAIRE ET HSPITALIER DE SAINT-JEAN DE JE­RUSALEM DE RHDES ET DE MALTE», éditins Guy Victr, 1963. стр. 118 говорится: «Car, Paul 1-er a réus­si à se faire élire Grand Maître par les chevaliers appar­tenant au Grand Prieuré de Russie auxquels se sont ral­liés les chevaliers réfugiés; ils lui divent bien cela. r, cmme le pape na pas donné sn approbatin à cette éléctin, sa légitimité purrait donc être considérée comsujette à cautin».

6) Анаташевский дает перечень сих документов.

7) Когда Юлий Помпеевич Литта, обжившись в Рос­сии, возымел намерение жениться, он испросил разре­шение Папы Римского оставить Орден, и женился лишь по получении такового.

8) «Захват Мальты Наполеоном положил начало ка­тастрофическому развалу Ордена как идеологической организации и как экономического целого. Европейские государства, на территории которых находилось иму­щество Ордена, одно за другим спешили расхватать его, либо вовсе не заботясь о формальностях, либо прикрыв это сохранением от всего былого только на­звания да знаков — для пополнения своего набора ор­денов. Одной из первых так сделала Бавария, наложив секвестр на имущество Ордена в 1799 году: за нею по­следовали государи, объединившиеся в Рейнском союзе. Пруссия в 1810 году секвестровала имущество Бранденбургского приората и объявила Орден прекратив­шим существование, но, спохватившись, в 1812 году провозгласила учреждение королевского светского Ор­дена Иоаннитов». И. Г. Спасский. «ИНОСТРАННЫЕ И РУССКИЕ ОРДЕНА», стр. 29. издательство Государ­ственного Эрмитажа. 1963 г. — Павел Петрович не был одинок в принятых им по отношению к Ордену мерах.

Добавить отзыв