«Его Величество Император Всероссийский, с одной стороны, соизволяя изъявить знаменитому Ордену Мальтийскому Свое благоволение, внимание и уважение и тем обеспечить, утвердить и распространить в областях Своих заведение сего Ордена существовавшее уже в Польше, а особливо в присоединенных ныне к Российской Державе областях Польских, и желая также доставить собственным Своим подданным,, кои могут быть приняты в знаменитый Мальтийский Орден, все выгоды, почести и преимущества от того проистекающие; а с другой стороны Державный Мальтийский Орден и Его Преимущество Гросс-Мейстер, зная всю цену благоволения Его Императорского Величества к ним, важность и пользу такового заведения в Империи Российской, и желая с своей стороны соответствовать мудрым и благотворительным распоряжениям Его Императорского Величества всеми средствами и податливостью, совместными с утановлениями и законами Ордена, с общего согласия условились постановить Конвенцию для достижения предметов, обеими Высокодоговаривающимися сторонами предположенных».
Так начиналась заключенная Павлом Петровичем с Державным Орденом Св. Иоанна Иерусалимского конвенция об установлении Великого Приорства Российского.
Для подписания конвенции в Петербург прибыл Полномочный Министр Ордена, Бальи1), кавалер большого креста, кавалер по праву дворянства почетного языка Итальянского, Военного Ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия третьей степени, Польских: Белого Орла и Св. Станислава кавалер и Российского флота контр-адмирал граф Юлий Рене (он же Юлий Помпеевич) Литта.
Литта привез в Петербург дары Ордена: позлащенную кольчугу и орденские знаки для Павла Петровича и его семейства. Автор не знает, какое значение придавал этим дарам Орден, но Павел Петрович, воздев позлащенную кольчугу и возложив на себя орденские знаки, почел себя посвященным в рыцари-иоанниты и «сняв с себя корону и спустив с плеч мантию, надел поднесенную ему трехугольную шляпу и, обнажив меч, нанес им плашмя три удара по левому плечу Великого Князя. После чего Павел вручил Наследнику Престола шпагу и, возложив на него знаки большого креста, трижды облобызал, как нового по Ордену брата”).
Автор, однако, считает действительность посвящения Павла Петровича в рыцари-иоанниты, по меньшей мере, сомнительной: во-первых, в Орден могли вступать только католики; во вторых, Павел Петрович не дал и, как женатый человек, не мог дать духовно-рыцарских обетов; в третьих, Павел Петрович, сам не получивший «риттершлага», не мог преподать его иным 3).
Конвенция была подписана 15-го января 1797 года, а 12-го июня 1798 года Мальта была захвачена генералом Бонапартом и Орден рассеялся по всему свету.
15-го августа того же 1798 года в Петербурге состоялось собрание Великого Приорства Российского, на котором присутствовали граф Литта и случившиеся тут кавалеры иных Приорств. Собрание признало Великого Магистра «виновным в глупейшей беспечности», «низложило» его и единогласно постановило просить Павла Петровича принять на себя звание Великого Магистра Ордена. Павел Петрович звание принял.
Автор однако, считает, что что-то тут получилось не так, как полагается. Обратимся к Орденскому Статуту, «поелику все члены Мальтийского Ордена равно повинны исполнять точно обязанности свои по Статуту» 4). По Статуту, Великие Магистры избираются Капитулом и утверждаются в сем сане Папой Римским. Мало того, Великие Магистры избираются пожизненно и не могут ни быть низложены, ни сами сложить с себя сей сан. Ну, да, куда ни шло… лишь бы Папа утвердил избрание, но в том то и дело, что Папа избрание не утвердил 5).
Автор того мнения, что аппробации Папы и испрошенно не было, ибо вместно ли было Благоверному Государю и Самодержцу Всероссийскому искать аппробации, ставившей его в положение вассала «Святого Престола»? Среди «Манифестов, Указов и Конвенций, касающихся установления Ордена Св. Иоанна Иерусалимского в России и вошедших в Полное Собрание Законов Российской Империи6), нет ни апробации Папы, ни запроса о ней. Видно, что католики правы, и что Павел Петрович учинился Великим Магистром самочинно; — характерно, что и поднесенная ему рыцарями «Мальтийская корона» была не подлинная; подлинную похитили французы.
29-го ноября того же 1798 года был обнародован нижеследующий Манифест:
«БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, ПАВЕЛ 1-Й, ИМПЕРАТОР И САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙ-
СКИЙ, ВЕЛИКИЙ МАГИСТР ОРДЕНА СВ. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ, И ПРОЧАЯ.
Орден Св. Иоанна Иерусалимского от самого своего начала благоразумными и достохвальными учреждениями своими споспешествовал как общей всего Христианства пользе, так и частой таковой же каждого Государства. МЫ всегда отдавали справедливость заслугам сего знаменитого Ордена, доказав особливое НАШЕ к нему благоволение по восшествии НАШЕМ на Императорский Всероссийский Престол, установив Великое Приорство Российское с доходами ему присвоенными. В новом качестве Великого Магистра того Ордена, которое восприяли МЫ на СЕБЯ по желанию добронравных членов его, обращая внимание НАШЕ на те средства, кои возстановление блестящего состояния сего Ордена и возвращение собственности его, неправедно отторгнутой, совершить и вящше обеспечить могут, желая с одной стороны явить перед светом новый довод НАШИХ уважения и привязанности к столь древнему и почтительному установлению, с другой же — чтоб и НАШИ верноподданные, благородное дворянство Российское, коих предков и их самих верность Престолу Монаршему, храбрость и заслуги доказывают целость Державы НАШЕЙ, расширение пределов Империи и низложение многих сильных супостатов Отечества, не в одном веке в действо произведенные, участвовали в почестях, преимуществах и отличиях, сему Ордену принадлежащих, а тем и открыт был для них новый способ к поощрению честолюбия на распространение подвигов их, Отечеству полезных и НАМ угодных, признали МЫ за благо установить и через сие Императорскою НАШЕЮ властию установляем новое заведение Ордена св. Иоанна Иерусалимского в пользу благородного дворянства Империи Всероссийской на правилах ниже изъясненных, которые долженствуют служить на предбудущие времена первоначальным тому основанием».
Итак, в России устанавливалось «новое заведение Ордена Св. Иоанна Иерусалимского», но было ли то «новое заведение» уже существовавшего в России Ордена, или то был новый Орден?
Рассмотрим, прежде всего, чем был тот Орден, Приорство которого было установлено в России конвенцией от 15-го января 1797 года.
«Державный Военный Орден Госпиталитов Св. Иоанна Иерусалимского, именуемый также Родосским и Мальтийским был католическим духовно-рыцарским Орденом. Древним и почтительным он несомненно был, ибо в описываемое нами время ему стукнуло за 700 лет. Подобно прочим католическим духовно-рыцарским Орденам, Орден сей был устроен по образцу Орденов монашеских и вступающие в него обязывались монашескими обетами бедности, целомудрия и послушания 7). Подобно же прочим католическим духовно-рыцарским Орденам, Орден образовывал особое рыцарское войско, в котором орденские звания соответствовали занимаемым должностям, а орденские знаки служили для обозначения званий и должностей. «Державным» Орден именовался, потому что был независимым государством, признававшим над собой лишь духовный авторитет Римских Пап. Прибавим еще, что Орден доживал последние дни своего «державства», ибо после потери Мальты и нескольких лет скитания Орден обосновался в Риме и занялся благотворительностью.
Орден Св. Иоанна Иерусалимского был последним истинным духовно-рыцарским Орденом. Другие еще ранее сошли с исторической сцены и, либо вовсе исчезли, либо были секуляризованы и обращены в светские Ордена.
Установим теперь сущность светских Орденов. Светские Ордена явились в свет позднее духовно-рыцарских и позаимствовали от них ритуалы, геральдику и номенклатуру. Прерогатива учреждения светских Орденов принадлежала монархам, которые обычно и становились их «великими магистрами». Пожалование «кавалером» светского Ордена было знаком монаршей милости. Над пожалованным совершалось подобие «посвящения в рыцари», но с него не требовалось монашеских обетов. Пожалование сопровождалось возложением «орденских знаков»: «большого креста» на пожалованных «командором», и «малого креста» на пожалованных «кавалером». На этом и заканчивалось сходство светских Орденов с духовно-рыцарскими. Светские Ордена не владели государствами и не составляли особого рыцарского войска. Вопросов религии они не касались, и их «кавалерами» могли быть и нехристиане. Орденские звания не обозначали занимаемых в светском Ордене должностей, а «орденские знаки» утратили свое первоначальное назначение и превратились в «знаки отличия». Награждение заслуг пожалованием «орденских знаков отличия» и было единственной функцией светских Орденов.
Как уже указывалось выше, некоторые светские Ордена произошли непосредственно от духовно-рыцарских. Другие учреждались заново, и для них измышлялись «орденские знаки» на подобие духовно-рыцарских. Случалось также, что новоучреждаемым светским Орденам придавалась видимость «обновленных» духовно-рыцарских. Так и Петр Великий желал придать своему новоучрежденому Ордену Св. Апостола Андрея Первозванного видимость «обновленного» одноименного шотландского Ордена.
К какой же из двух категорий принадлежал установленный в России Манифестом от 29-го ноября 1798 года Орден?
Автор почитает его светским Орденом ибо: Орден сей не был устроен по образцу Орденов монашеских и с вступающих в него не требовалось монашеских обетов; Орден не составил в России особого рыцарского войска; орденские звания не обозначали занимаемых в сем Ордене должностей, а «орденские знаки сего Ордена являлись «знаками отличия» и жаловал их Павел Петрович без различия вероисповеданий. Мало того: новоучрежденный Орден был «Императорским», ибо учредил его Павел Петрович не своею, весьма сомнительною, «магистрального» властью, но, как сказано в Манифесте, властью «Императорскою». Также явствует из Манифеста, что Павел Петрович желал придать своему новоучрежденному светскому Ордену видимость «обновленного» одноименного духовно- рыцарского Ордена. Прибавим еще, что Павел Петрович не был одинок в принятых им по отношению Ордена мерах — подобные же меры принимались и другими монархами, на территории которых Орден имел свои заведения8).
Если автор прав, то Манифестом от 29-го ноября 1798 года в России был учрежден второй по счету Императорский Военный Орден, ибо сим Орденом Павел Петрович заместил не жаловавшийся при нем Орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия. Мнение автора сугубо подтверждается установлением в 1800 году Донатских Знаков Ордена Св. Иоанна Иерусалимского,, ибо в них, поистине, не было ничего католического и духовно-рыцарского, а были они солдатскими крестами, жаловавшимися нижним воинским чинам за 20-летнюю беспорочную службу.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Орденское звание.
2) Анаташевский. «ДЕРЖАВНЫЙ ОРДЕН СВ. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО В РОССИИ». СПб, 1914 г.
3) «Риттершлаг» — рыцарский удар, соответствует рукоположению.
4) Статья 17-я конвенции от 15-го января 1797 года
5) В капитальном труде «LRDRE SUVERAIN MILITAIRE ET HSPITALIER DE SAINT-JEAN DE JERUSALEM DE RHDES ET DE MALTE», éditins Guy Victr, 1963. стр. 118 говорится: «Car, Paul 1-er a réussi à se faire élire Grand Maître par les chevaliers appartenant au Grand Prieuré de Russie auxquels se sont ralliés les chevaliers réfugiés; ils lui divent bien cela. r, cmme le pape na pas donné sn approbatin à cette éléctin, sa légitimité purrait donc être considérée comsujette à cautin».
6) Анаташевский дает перечень сих документов.
7) Когда Юлий Помпеевич Литта, обжившись в России, возымел намерение жениться, он испросил разрешение Папы Римского оставить Орден, и женился лишь по получении такового.
8) «Захват Мальты Наполеоном положил начало катастрофическому развалу Ордена как идеологической организации и как экономического целого. Европейские государства, на территории которых находилось имущество Ордена, одно за другим спешили расхватать его, либо вовсе не заботясь о формальностях, либо прикрыв это сохранением от всего былого только названия да знаков — для пополнения своего набора орденов. Одной из первых так сделала Бавария, наложив секвестр на имущество Ордена в 1799 году: за нею последовали государи, объединившиеся в Рейнском союзе. Пруссия в 1810 году секвестровала имущество Бранденбургского приората и объявила Орден прекратившим существование, но, спохватившись, в 1812 году провозгласила учреждение королевского светского Ордена Иоаннитов». И. Г. Спасский. «ИНОСТРАННЫЕ И РУССКИЕ ОРДЕНА», стр. 29. издательство Государственного Эрмитажа. 1963 г. — Павел Петрович не был одинок в принятых им по отношению к Ордену мерах.
Похожие статьи:
- Орден св. Великомученика и Победоносца Георгия в царствование Павла I – Евгений Молло
- Боевые знаки отличия второй половины восемнадцатого века. – Евгений Молло
- О ношении знаков отличия в царствование императора Александра I. – Евгений Молло
- Военно-историческое издательство «Военная Быль» (№116).
- №120 Январь 1973 г.
- ОТ РЕДАКЦИИ
- Об изображении св. Георгия на орденских крестах. – Евгений Молло
- Памяти Павла Васильевича Пашкова
- № 128 Июнь 1974 г