Издание Обще-Кадетского Объединения под редакцией А.А. Геринга
Friday April 28th 2017

Номера журнала

О ношении знаков отличия в царствование императора Александра I. – Евгений Молло



XIX век лишь на десять недель опередил воцарение Благословенного *).

Восприемля Императорский Всероссийский Престол, Александр Павлович купно восприял и обязанность управлять Богом врученный ему народ по законам и по сердцу в Бозе почиваю­щей своей Бабки. Помимо прочего, и учрежда­емые им в начале царствования боевые медали сходствовали с екатерининскими и подобно по­следним носились лишь нижними чинами, а для офицеров учреждались подобные же екатери­нинским золотые кресты.

Но век Екатерины минул. Наступил «На­полеона Грозный Век». 13 февраля 1807 года был учрежден ЗНАК ОТЛИЧИЯ ВОЕННОГО ОРДЕНА, явивший собою отход от заветов Екатерины и возврат к заветам отца — Импера­тора Павла 1, которому принадлежит первен­ство пожалования нижних чинов сопричислен­ными к орденам знаками отличия **).

Затем, 15 марта того же 1807 года, при соста­влении Подвижной Милиции была учреждена медаль, розданная равно офицерам и ратникам: офицерам, участвовавшим в сражениях — зо­лотые на Георгиевских лентах; не участвовав­шим — золотые на Владимирских лентах; рат­никам, участвовавшим в сражениях — серебря­ные на Георгиевских лентах ***).

Наконец, 5 февраля 1813 года была учрежде­на боевая медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕН­НОЙ ВОЙНЫ, розданная равно всем чинам, в ней участвовавшим, и носившаяся всеми, от Императора до рядового. Сия медаль стала про­образом всех последовавших русских боевых медалей.

С этого же времени начинается также по­степенное образование правил ношения орден­ских и иных знаков отличия. До того орденские знаки низших степеней и наградные медали но­сились на лентах, продетых в петлицу мундира. Однако в непрерывных войнах с Наполеоном количество жалуемых для ношения в петлице знаков отличия столь преумножилось, что не стало уж хватать петлиц на мундирах «началь­ников народных наших сил, покрытых славою великого похода, и вечной памятью Двенадцатого года». У иных они заполнили всю грудь. Ни­каких правил ношения знаков отличия тогда не было, и каждый носил их по-своему. Сколь раз­личным было это ношение показано на трех­стах с лишним портретах Военной Галереи Зим­него Дворца. Правда, все изображенные там ли­ца дослужились до генеральского чина, но им-то как раз и приходилось придумывать, как бы получше разместить свои знаки. Правда также, что портреты писались много лет спустя, между 1819 и 1829 годами, когда многих участников Отечественной войны уже не было в живых, а другие рассеялись по всей необъятной России и не явились позировать в Петербург, а присла­ли взамен какие-то свои изображения, по кото­рым художник Дау и написал их портреты, причем допущены были ошибки ****), но лучше­го документа нет, и мы воспользуемся им для описания различных способов ношения знаков отличия того времени:

КУТУЗОВ — наградных медалей не носил.

БАРКЛАЙ ДЕ ТОЛЛИ — медаль В ПА­МЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ помещена под орденом МАРИИ ТЕРЕЗИИ 2-й степени. Имел, но не носил золотой крест ЗА ПРЕЙСИШ-ЭЙЛАУ.

РАЕВСКИЙ — медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕ­СТВЕННОЙ ВОЙНЫ и орден МАРИИ ТЕРЕ­ЗИИ 3-й степени помещены под орденом СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕ­ОРГИЯ 2-й степени.

МИЛОРАДОВИЧ — петличные знаки отли­чия размещены наподобие колодки: сперва ме­даль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, затем орден МАРИИ ТЕРЕЗИИ 3-й степени, за­тем орден МАВРИКИЯ И ЛАЗАРЯ, затем ме­даль ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИЖА.

ВИТГЕНШТЕЙН — петличные знаки отли­чия размещены наподобие колодки: сперва зо­лотой крест ЗА ПРАГУ, затем медаль В ПА­МЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, затем ме­даль ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИЖА.

ДОХТУРОВ — медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕ­СТВЕННОЙ ВОЙНЫ помещена высоко, под ор­деном СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДО­НОСЦА ГЕОРГИЯ 2-й степени.

НЕВЕРОВСКИЙ — петличные знаки отли­чия размещены наподобие колодки: сперва ор­ден СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОС­ЦА ГЕОРГИЯ 4-й степени, затем медаль В ПА­МЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, затем золо­той крест ЗА ПРАГУ.

ПЛАТОВ — орденскими и иными знаками отличия усыпана вся грудь. Выделяются: укра­шенный бриллиантами Высочайший портрет и большая золотая медаль, пожалованная ему еще в 1774 году. Медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТ­ВЕННОЙ ВОЙНЫ неприметна.

ДАВЫДОВ — орден СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИ­КА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ и медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ нашиты на ментике.

ЛИСАНЕВИЧ — петличные знаки отличия расположены наподобие колодки: сперва золо­той крест ЗА БАЗАРДЖИК, затем медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, затем медаль ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИЖА. Имел также, но не носил золотые кресты ЗА ОЧАКОВ и ЗА ПРАГУ.

ВУИЧ — петличные знаки расположены на­подобие колодки: сперва золотой крест ЗА ИЗ­МАИЛ, затем медаль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТ­ВЕННОЙ ВОЙНЫ, затем медаль ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИЖА… и т. д.

Но читатель, вероятно, уже убедился, что всякий носил тогда свои знаки отличия по-сво­ему. Не было тогда и правил сложения орден­ских лент. Просто, в ушко медали продевалось колечко, в которое продевалась лента, концы которой продевались в петлицу мундира. Лента сама собою складывалась крест накрест. Пра­вый ли конец ленты покрывал левый, или ле­вый покрывал правый, все равно. Если не хва­тало петлиц, то на мундир нашивались особые петли, в которые продевались орденские ленты, или же они прямо нашивались на мундир. К концу царствования, судя по портретам, образо­валось уже некоторое подобие колодки. Следу­ет, однако, заметить, что подобное расположе­ние знаков отличия встречается на портретах лиц, позировавших художнику уже в последу­ющее царствование.

Внимательный просмотр знаков отличия вы­шеуказанных портретов привел автора также к следующим заключениям:

1. Золотые кресты ЗА ОЧАКОВ, ЗА ИЗМАИЛ и ЗА ПРАГУ, ЗА ПРЕЙСИШ-ЭЙЛАУ и ЗА БАЗАРДЖИК (заветнейшая мечта коллекцио­неров) современниками не ценились и зачастую не носились. Причиной такового небрежения ав­тор почитает то, что жаловались они представ­ленным, но не получившим высших орденских знаков (подобно тому как барышням, не полу­чившим приза на конкурсе красоты, дарятся ко­робки конфет).

2. На многих портретах изображены по две медали В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙ­НЫ: одна серебряная на Андреевской ленте, а другая бронзовая, на Владимирской. Просмо­трев послужные списки означенных лиц, автор убедился, что вторая медаль долженствовала изобразить медаль ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИЖА. Оче­видно, что во время написания портретов, ни рисунок, ни лента медали ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИ­ЖА установлены еще не были.

Лучше всех носил свои знаки отличия сам Благословенный. На хранящемся в собрании ав­тора портрете Александра Павловича *****) зна­ки отличия расположены наподобие колодки: сперва орден СВ. ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПО­БЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ 4-й степени, затем ме­даль В ПАМЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, затем орден МАРИИ ТЕРЕЗИИ 3-й степени, за­тем ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ, затем прусская ме­даль 1813-1814 годов. Порядок расположения знаков и сложение лент точь-в-точь как и в на­ше время.

Евгений Молло

ПРИМЕЧАНИЯ

*) Эта прекрасная фраза заимствована автором у Габаева.

**) См. статью «Размышления о Знаке Отличия Во­енного Ордена» в № 100 «Военной Были».

***) Первый случай пожалования боевой медали на различных орденских лентах.

****) Главная ошибка заключается в том, что на портретах изображалась медаль ЗА ВЗЯТИЕ ПАРИ­ЖА, в царствование Александра Павловича лишь «предназначенная к установлению», но выбитая и роз­данная войскам лишь в последующее царствование.

*****) Воспроизведен в № 56 «Военной Были».

О ношении знаков отличия в царствование императора Александра I

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв