Мне не пришлось вернуться в Россию с Макаровым, на «Витязе». Вскоре по его приходе на Дальний Восток, отец мой, тогда лейтенант на окладе, был назначен старшим офицером на мореход, канон, лодку «Бобр», Владивостокского экипажа и я перешел с ним на это, курьезное по внешности, судно, на котором никто, начиная с командира, не знал — для чего оно в сущности построено именно так а не иначе *).
Не помню ни одного имени личного офицерского состава.
Я заметил, что отец сразу же сильно заинтересовался чем-то в носовой части лодки, спускал туда часто водолаза, потом вел какие-то разговоры с командиром, где упоминался руль и раз, при мне, командир сказал ему: — «Да бросьте, Виктор Христианович, это не наше дело, так хорошо ворочаемся и спокойно плаваем». Я ничего не понимал, ведь руль-то был в корме и к тому же, против своего обыкновения, отец отвечал на мои вопросы коротким: «подожди, увидим».
Плавали-то мы, действительно, спокойно, хорошо болтаясь на волне и посещали как-раз порты Японии, где мне открывался волшебный мир и где какой-то япончик привез раз отцу целую серию (примерно 20 X 13 см.) сброшюрованных тремя шелковыми бантиками гибких, на гладкой шелковой бумаге, книжечек в переводе на английский язык «Сказки древней Японии» издания Хасегава в Токио, обильно иллюстрированные японскими художниками. Это были шедевры, из коих я особенно любил «Войну обезьян с крабами» и «Воробей с отрезанным языком»- Это меня так заняло, что я перестал думать о тайне носа «Бобра».
Как-то, по приходе во Владивосток, где командир всегда ночевал на берегу и оставался там иногда по 3-4 дня, не возвращаясь на судно, где велись портовыми рабочими разные мелкие работы, мой отец, воспользовавшись одной из таких длительных отлучек, приказал затопить кормовые отсеки водой. Нос «Бобра» вылез чуть не на 35° из воды, обнажив, совершенно странного вида, носовой руль, как бы сросшийся с корпусом судна, под слоем водорослей и ракушек, наросших, как говорили в команде, чуть не с самого появления «Бобра» на Востоке.
Тотчас же, рой матросов на беседках и плотиках, занялся его очищением, были пробиты г.се пазы и удалось, с большим трудом, повернуть предназначенным для него штурвалом руль,. Тогда, занялись промывкой, масло текло рекой, горы грязной пакли наросли на плотиках и, день и ночь, при свете фонарей и рефлекторов, стали быстро красить откопанный руль и все очищенные части.
Аврал царил невероятный. Отец почти не спал, но ходил сияющий если можно назвать «ходил» наклонную позицию, в которой он передвигался, как и все мы, на судне. Наконец, все было окончено, судно поставлено на ровный киль а, прибывший после недели отсутствия, командир, поставлен в известность о произведенных работах. Он остолбенел, хмуро посмотрел на отца и выразил свое беспокойство по поводу того, что-то еще отец ему готовит, со своими испытаниями, остановить, которые он, конечно, не решался.
Эти испытания начались с первого же выхода в море. Командир, согласно какой-то табличке с чертежами, набросанными отцом, и при содействии штурмана, вертел судно в разные стороны, отец на носу следил за рулем в воде и что-то отмечал на бумаге, прикрепленной кнопками к дощечке. Наконец, «Бобр» стал рыскать, необычайно быстро, переходить на другой галс, описывать круги. На следующий день пошли к какой-то высокой скале над морем и стали палить из носового 9 дм. орудия, все более и более задирая нос, путем затопления кормовых отсеков. Тут уже все и даже командир заинтересовались. Спустили плавучий щит и стали стрелять по нему из разных орудий, а «Бобр» вилял и крутился. Дня три провели мы так в море- Теперь и командир и отец оба сияли, причем последний объяснил мне, наконец, вкратце, что корабельный инженер, построивший «Бобр» и «Сивуч», не ошибся в своих расчетах и создал очень интересный тип судна для обстрела с воды высоких береговых позиций или батарей неприятеля, с наименьшими для последнего шансами попасть в маневрирующую канонерку. С этой поры, я проникся большим уважением к «Бобру» и только жалел, что Макаров не увидел как он маневрировал и стрелял.
Отец сделал, вскоре, длинное сообщение всем офицерам «Бобра» но оно было уже слишком специально и ничего мне, малышу, не говорило. Помню только, что после него, командир и старший артиллерист горячо благодарили отца и все пили шампанское (которого я, увы, терпеть не мог) за его здоровье и успех его работ.
Мы продолжали таскаться, проникая и в Охотское море и как-то съехали на остров Иезо, где познакомились с интересным племенем «Айнов» совершенно не японского происхождения. Они были высокие, бородатые и ничего, кроме раскосых глаз с густыми бровями, типично монгольского в них не было. Никто не снал как они затесались на Иезо. Характера были тихого и отлично уживались с их покорителями японцами. Проходили мы Хокодатским проливом в Тихий океан и посещали множество портов Японии, вплоть до острова Киу-Сиу.
Я жил, конечно, как в очарованном сне до того дня, когда отец, по окончании положенного «цензом», старшего офицерства, был произведен в кап. 2 ранга и я с ним вернулся в Россию.
Н. Иениш
*) «Бобр», как и его «систер-шип» «Сивуч», были неизмеримо лучше проэктированы для своей роли, чем последующие «Гиляк» и «Кореец» уже третий тип для Дальнего Востока, в короткое время. Уже не говоря о черноморских «Кубанце», «Терце» и «Уральце». Построенные же для Черного моря кан. лодки типа «Черноморец», вообще были пригодны только как яхты для разъездов Посла в Константинополе. «Храбрый» для Средиземного моря со своим носовым 9 дм. и кормовым 6 дм. орудиями был уже много лучше, но все же далек от типа «Бобра». (Все это, конечно, относится ко времени до японской войны). Это показывает полную у нас анархию программы судостроения того времени — коллекция типов.
Похожие статьи:
- Плавание на шхуне „Утро”. – Г. И. Холенков
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Последние дни Порт-Артура (из дневника молодого офицера). – Г.С. Пилсудский
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- Из воспоминаний гардемарина. – Н. Кулябко-Корецкий
- «Гебен» был на русских минах 16 октября 1914 года. – А. Н. Пестов
- На немецких минах на Дунае. – А.Н. Пестов
- На Двине в 1915-1917 гг. (Окончание) – В. Е. Милоданович
- Что произошло на “Пруте”. – П. А. Варнек