ПОСЛЕСЛОВИЕ
По времени формирования, военные училища на восток от Волги, можно разбить на три периода: училища Оренбургское, Хабаровское, Читинское, Морское, Инструкторские школы Тюменьская и на Русском Острове во Владивостоке, Уральская школа прапорщиков (самотеком) — до января 1919 года. Второй период, когда военно-учебные заведения формируются по распоряжению Военного Министерства: училища 1-ое артиллерийское, 2-ое артиллерийское техническое, Инструкторские Школы в Екатеринбурге, Челябинске (пехотная и кавалерийская), Иркутское, Томское военное училище — в мае-июне 1919 г. последний период октябрь 1921 года: Корниловское училище во Владивостоке, Гардемаринские курсы Сибирской флотилии и заграничные формирования: Шандунское училище и Юнкерская рота 65-й дивизии Китайской армии — опять-таки частный почин местных начальников.
Случайность формирования, бессистемность, непродуманность, отсутствие понимания задач и целей приводили, как правило, к тому, что выпуски производились уже тогда, когда армия, в сущности, в офицерах не нуждалась и они становились рядовыми бойцами. Сделаны во время только выпуски: Школы на Русском Острове — 15 февраля 1919 года, Оренбургского училища — 3 июля того же года, в августе Хабаровского училища (21 юнкер) и сентябре — Екатеринбургской Школы. Единственно правильной и продуктивной можно считать работу Тюменьской Школы, впоследствии, развернутой в 16-ю Сарапульскую дивизию. Уже первый выпуск Школы на Русском Острове разсыропливается по трем дивизиям, которые, не имея хорошо сбитых кадров, оказались малобоеспособными и дали высокий процент перебежчиков к красным.
Как строевые части, военные училища оправдывают надежды, возлагаемые на них; поведение в бою юнкеров безукоризненно. Половина юнкеров челябинцев, выполняя задачу, гибнет в бою, но училище не отходит. Такую боеспособность, во всех армиях, проявляют немногие части. Екатеринбургская Школа, в течение двух месяцев, от 13 июля 1919 года — единственная основа и опора Сибирской Армии. Юнкера Оренбургцы и Иркутяне гибнут,
вследствии измены и бегства командующих ими генералов, Школа на Русском Острове является оплотом Владивостока, пока позорное поведение ее Начальника не приводит ее к бунту. Читинское училище, выходя дважды на фронт, оправдало возлагаемые на него надежды. 1-ое Артиллерийское и 2-ое Техническое гибнут, вследствии предательства генерала Розанова. Екатеринбургская Школа, Томское Военное Училище и Челябинская кавалерийская школа — единственно боеспособные части, прикрывающие с тыла движение беспорядочной орды, в которую превратились войсковые части, после оставления нами Ново-Николаевска и Томска.
Понимания, что военные училища являются политическим оплотом режима — не было. В одних городах — Томск, Иркутск, Владивосток — сбиваются по два училища, другие, как Красноярск, остаются без военных училищ и это облегчает задачу эс-эров по захвату этого города, в результате чего, 60 тысяч человек попадают в плен к красным.
Военное напряжение, при внутренней борьбе, можно определить числом юнкеров в военных училищах. На Востоке, оно было невелико, по сравнению с тем что можно было бы получить от Сибири, Урала и Поволжья. Всего, до конца 1920 года, военные училища и школы прошло около 6.500 юнкеров, а могло быть взято до 20 тысяч, при создании же общеобразовательных курсов, число это можно было довести и до 40-45 тысяч. Это> была- бы та потребная тыловая армия, которая бы и без чехов обеспечила города, а политически показывала бы остальному населению, что, с нашей стороны, нет укрывательства белоручкам, что вся тяжесть борьбы не перекладывается на плечи только крестьян, как писал в газетах Омска, в августе 1919 года, английский генерал Нокс.
Армии, сильные морально, имеющие крепкие кадры и свою народную, национальную идеологию, могут, без обладания многочисленной техникой, одерживать блестящие победы, как одерживала наша армия осенью 1915 года и в 1916. Армии, слабые морально, политически неустойчивые, как в Сибири, должны были, в технике, иметь ту поддержку, которая им не доставала при их духовном состоянии. И, тем не менее, техника — самое больное место армии Сибири, что можно видеть из прилагаемой таблицы.
На вооружении: | |||||
— февраль 1919 г. | Урал — | июль 1919 г. | Тобол | — сент. 1919 г. | |
у нас | у красных | у нас | у красных | у нас | у красных |
1.300 | 1.800 | 1.300 | 2.580 | 629 | 1.150 |
210 | 365 | 300 | 530 | 228 | 195 |
6 | 7 | 3 | 3 | ||
3 | 28 | 7 | |||
15 | 42 | 12 | 19 |
Урал — июль 1919 г. у нас у красных
Тобол — сент. 1919 г. у нас у красных
Пулеметов
Орудий
Бронепоездов
Бронеавтомобилей
Самолетов
1.300 210
1.800 365
1.300 300 6 3
15
2.580 530 7 28 42
629 228 3
12
1.150 195 3 7 19
Таким образом, как видно, инженерно-технические войска не имели должного вооружения и, фактически, отсутствовали на полях сражений. Как пример нищеты техники указывается, что в бою 8 июня 1919 года, 5 самолетов, в два налета, сбросили 9 пудов бомб!
Все причастные к вооружению Сибирской армии генералы Степанов, Будберг, Ханжин, Д. Лебедев и бессменный помощник военного министра, пробывший на этом посту весь 1918 и 1919 год, генерал Сурин, ни одним словом, не обмолвились о том, почему не были куплены танки, автомобили и бронемашины, почему этих машин не оказалось даже при наступлении на Тобол? Только в советской литературе, Спирин отмечает, что 15 октября 1919 г. Адмирал Колчак требовал покупки танков. Сколько было куплено их и сколько поставлено — неизвестно, только в феврале 1920 года, во Владивостоке было три танка, попавшие в руки красных, вывезших их, вместе с золотом, в Благовещенск. Два из них были уничтожены бронепоездом «Каппелевец», в бою за ст. Волочаевку, 11 февраля 1922 года.
Техническая нищета сказывалась не только в отсутствии материальной части, но и в самой мысли о применении боевых машин на поле боя: военные училища имеют только два инженерных взвода, давших один выпуск — Оренбургское — 80 чел. и Читинское, в двух выпусках — 15 и 9, итого 24 подпоручика. Инженерные взводы не имели, для обучения, ни броне-автомобилей, ни танков. Что делала, сколько и как готовила Гатчинская Авиационная школа, размещенная в гор. Спасск-Приморье, — неизвестно, занималась же она до октября 1922 года, когда имела для полетов полдюжины годных самолетов.
Эту прореху инженерного дела пытался как-то залатать генерал Нокс, который в инструкторских школах имел 2-ые роты, которые изучали саперное дело, 3-й роты — связь, 4-ые — автомобильное дело. Что можно было изучить в течение 4-х месяцев, как это дело было поставлено, что оно дало — неизвестно. Материальная же часть или была незначительна или вовсе отсутствовала.
Несколько лучше было поставлено дело с артиллерией. Оренбургское училище, в первом выпуске (июль 1919 г.) дало 60 подпоручиков, Читинское, в двух выпусках (январь и сентябрь 1920 г.) 42 и 53. 1-ое Артиллерийское дало, в январе 1920 года — 200 и должно было дать около 150 2-ое Артиллерийское Техническое. Но и здесь, как видно, не имелось ничего, чтобы указывало на правильную основную идею, на постановку дела на разумных началах: при явной необходимости подготовки пополнения офицерского состава артиллерии было бы проще свести батареи Оренбургского и Читинского училищ в трех-батарейные дивизионы, при одном Оренбургском училище. Омск, как правило, увлекается широтой размаха и не думает о практических потребностях текущего момента.
Кавалерийские училища, сотни и эскадроны училищ также незначительны: сотня и эскадрон Оренбургского — 150 юнкеров, 80 юнкеров Челябинской школы, сотня Читинского, давшего, при трех выпусках, 140 хорунжих и Хабаровское — 21 хорунжий — это все, что было сделано для пополнения казачьих и кавалерийских частей. При этом нужно помнить, что сотня и эскадрон оренбуржцев, в Иркутске, имели лошадей что-то около трех десятков. Если могли быть затруднения с инженерной материальной частью, с пушками, то отсутствие лошадей у юнкеров кавалерийских училищ полностью ставит вопрос о личности и деятельности Начальника училища и его заведующего хозяйственной частью.
Несмотря на вопиющую необходимость ознакомления юнкеров с основами государствостроения и знакомства с главными политическими идеями, в этом направлении, ни в одном училище ничего не предпринималось. Только лишь в Читинском училище, до выхода на Нерчинский фронт, бессистемными и беспрограммными внеклассными докладами проводилось что-то вроде ознакомления юнкеров с политическими вопросами. После возвращения с фронта и это было заброшено, даже на общеобразовательном курсе, вообще не утружденном изучением каких бы то ни было наук.
Пренебрежение к политическому воспитанию было следствием косности и положения, что армия, вне политики, что дело офицера чисто военно-техническое, что он обязан слепо выполнять приказания старшего начальника, так как разбираться в этом — преступно, тогда как разбираться в том, что преступно а что не преступно, как это трактует Дисциплинарный Устав, можно только имея твердую и четкую идеологию, которая с февраля 1917 г. в России была упразднена и признавалась в нашей армии — преступной.
Не было и борьбы с материалистической пропагандой безбожия. Никакого внимания не отводилось на ознакомление с основами Православия, все сводилось к оставшемуся шаблону: по часу в субботу и в воскресенье в церковь и пара дней для отбытия номера с говеньем. Впрочем, много-ли делали, тогда в Сибири, для защиты и внедрения Православия, сами церковные иерархи?
Преемственной связи одного выпуска с другим, училищной спайке юнкеров не придавалось никакого значения. Только в двух училищах, Читинском и Морском, были старшие и младшие курсы. Все остальные училища имели только по одному курсу, по выпуске которого, набирался следующий.
Все это, вместе взятое, указывает, что управление военно-учебными заведениями Сибири прочно держалось шаблона и не утруждало свою голову творческими мыслями. Единственное в чем оно проявило свой почин это была безпощадная эксплоатация кадетских корпусов, которых было тогда в Сибири — шесть: 1-й Сибирский, Иркутский, Хабаровский, Оренбургский-Неплюевский, 2-й Оренбургский и Псковский. По окончании учебного 1918-1919 года, было приказано кадетам, перешедшим в 7-й класс, немедленно начать занятия, для того чтобы окончить курс к Рождеству 1919 года. Для прочих мужских учебных заведений, подобного же распоряжения отдано не было.
Шаблона придерживаются прочно и неукоснительно. Сформированным в 1922 году военному училищу и гардемаринским классам приказано было придерживаться программ мирного времени, созданных для других условий и в другой обстановке. Даже в Шантунге, заграницей, программа мирного времени остается незыблемой.
Все это вело к подготовке военных техников, а не народных, национальных руководителей и воспитателей рядовой армейской массы. Иногда, у хороших начальников, массу можно было поднять на подвиги и она их давала, но затем, следовал срыв, так как твердой, веками выработанной, национальной идеологии не было, как не было и твердой, ясной, четкой, государственной, справедливой социальной программы, которая могла бы бороться с коммунистической демагогической пропагандой.
Как вывод из всего написанного можно сказать, что благодаря полной безыдейности верхов, постоянной борьбе за власть и иным превходящим обстоятельствам, формирование военных училищ в Белой Сибири запоздало, по крайней мере, на девять месяцев, то, что было сформировано, — было незначительно по количеству, а вследствии краткости времени обучения, не могло быть и удовлетворительным по качеству. Незначительность времени для спайки выразилось в эмиграции, напр., отсутствием издания памяток и журналов. Только одно Читинское военное училище имело свое Объединение, журналы и бюллетени.
Заканчивая работу, необходимо отметить, что начата она поздно, что оставшихся в живых чинов училищ и школ очень мало, что печатных воспоминаний о жизни в училищах и школах почти нет и начисто отсутствуют какие-либо архивные данные. Поэтому изложенное нуждается в обильных поправках, пояснениях, дополнениях, за которые приносится вперед самая глубокая и искренняя благодарность.
Безчисленные могилы, смертью венчанных, чинов армий Сибири, Урала и Поволжья; на их безвестные могилы, среди которых и могила моего отца, подполковника Петра Ивановича Еленевского, этой работой я благоговейно возлагаю наш венок.
А. Еленевский
Похожие статьи:
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- Школа-приют Заамурского Округа Пограничной Стражи. – Сергей Латышев
- Письма в редакцию (№121)
- Письма в Редакцию. (№111)
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
- Чугуевское военное училище. – В. Альмендингер
- КАДЕТСКИЕ КОРПУСА
- Письма в Редакцию (№103)
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№111)