9 сентября 1780 года (все числа по старому стилю) шедший из Архангельска в Кронштадт пинк «Евстафий» штормом был выброшен на скалы пустынного острова Графскерри, группы Шотландских островов.
Набегавшие огромные волны разрушили его надстройки и разбили все шлюпки. Вскоре течение и волны оттащили корпус пинка на глубокое место и он затонул. Пытавшиеся вплавь достигнуть острова люди погибли на прибрежных скалах, об которые их побили волны. Из всей команды и пассажиров спаслось лишь пять человек, которые, держась за обломки корабля, были отнесены течением к отстоявшему на три мили от места крушения острову Вальсай, где им оказали помощь местные рыбаки.
Командир пинка капитан-лейтенант Марков, четыре офицера, 176 человек команды, включая в это число несколько пассажиров, 6 женщин и трое детей погибли в этой катастрофе.
Пинк (по современной терминологии — вооруженный транспорт) был построен в Архангельске и спущен на воду в сентябре 1773 года. Он был назван «Евстафием» в память погибшего в 1770 году, в первый день Чесменского боя, флагманского корабля адмирала Спиридова. Это было трехмачтовое судно, длиной в 40 метров и 9½ метров в ширину.
Ввиду того, что в те времена англо-французских войн моря кишели корсарами, которые без разбору нападали и на нейтральные суда, против чего протестовала Императрица Екатерина, выдвинувшая лозунг «свободы морей», пинк получил на вооружение 38 пушек, — артиллерия равная малому фрегату.
Летом 1972 года, почти через два века после происшедшей трагедии, группа бельгийских легких водолазов под предводительством господина R. Stenait, пользуясь передававшимся из поколения в поколение рассказом рыбаков, нашла остатки «Евстафия». Они обнаружили 18 пушек, вероятно ранее стоявших на верхней палубе, много ядер, чугунные болванки, возможно служившие балластом, и подняли со дна моря еще какие-то мелкие вещи: свинцовый лот, оловянную трубу, серебряную медаль, пожалованную всем участникам Чесменского боя, один из которых, возможно спасшийся при взрыве первого «Евстафия», погиб на втором — десять лет спустя. Кроме того, было найдено несколько старообрядческих медных иконок, причем по два и три одинаковых экземпляра, что вызывает предположение, что какой-то старообрядец взял с собой, более или менее скрытно от начальства, сделанные на севере, в скитах, иконки для передачи их старообрядцам в центральной России.
После этого случая в русском флоте долгое время не было корабля, носившего имя «Евстафий», и лишь в 1904 году в Николаеве был заложен эскадренный броненосец в 12.840 тонн, получивший это имя. В 1914 и 1915 гг. он был флагманским кораблем Черноморского флота и отличился в боях против германо-турецкого корабля «Гебен».
П.А. Варнек
Похожие статьи:
- Памятник русским воинам в Голландии. – П. А. Варнек
- К статье в Хронике «Военной Были» № 121, стр 46 и 47. – Ф.Р.
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- Что произошло на “Пруте”. – П. А. Варнек
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году (окончание, №109) – П. А. Варнек
- Медаль “Поборнику православия”. – Евгений Молло
- Первое боевое применение авиации. – Г. Усаров
- Образование флота Добровольческой армии. – П.А. Варнек
- Императорская яхта «Штандарт». – Сергей Двигубский