Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Sunday April 28th 2024

Номера журнала

Первое боевое применение авиации. – Г. Усаров



В широких кругах публики и даже среди авиаторов принято обычно думать, что авиация впервые приняла участие в боевых операциях только во время первой мировой войны 1914­1918 гг. Это мнение не соответствует истине, и впервые военной авиации пришлось принять участие в военных действиях еще задолго до этой войны.

Во время итало-турецкой войны 1911-12 гг., по инициативе покойного итальянского коро­ля Виктора Эммануила, ясно себе представ­лявшего, какую пользу может принести авиа­ция в военных операциях, было отправлено на театр военных действий в Триполитанию 10 аэропланов (8 монопланов и 2 биплана). Эти аэропланы были французской постройки и предназначались главным образом для разве­дывательных целей. Этот авиационный от­ряд был поставлен под начальство капитана Piazza, героя рейда Болонья — Венеция — Римини — Болонья.

Первая воздушная разведка была произве­дена 22 октября капитаном Piazza в Либии, на дистанцию в 156 клм. Он пролетел над Трипо­ли, над морем и на юг, до начала пустыни, не обнаружив никакого присутствия турецких войск.

Через несколько дней после этой первой воздушной разведки произошла первая воз­душная бомбардировка.

Первого ноября капитан Piazza и лейтенан­ты Moizo Gavotti и Rossi произвели тщатель­ную большую разведку у Триполи. Во время этого рейда лейтенант Gavotti, поднявшись на 700 метров и находясь над оазисом Aïn-Zara, в 8 клм. на юго-восток от аванпостов, заметил две большие группы неприятеля, приблизите­льно в полторы тысячи человек каждая. До­став из кармана ручную гранату, он зажал ее между коленями и одной рукой (другая рука была занята управлением) приготовил ее к дей­ствию. Затем, пролетая над замеченной груп­пой, он зубами оторвал предохранитель и че­рез правое крыло бросил гранату. Около двух-трех секунд он мог наблюдать ее падение, но потом потерял гранату из вида. Сделав вираж, он увидел на земле облако песка и пыли и па­ническое бегство во все стороны людей груп­пы. Из-за шума своего мотора он не слышал звука взрыва.

Вот так произошла первая воздушная «бомбардировка». Думаю, что читатель нево­льно улыбнется, сравнивая условия, в кото­рых она происходила, с современными воздуш­ными бомбардировками.

Интересно вспомнить некоторые даты и цифры развития авиации: Братья Wright, впервые поднявшиеся на аэроплане 17 де­кабря 1903 г., пролетели 40 метров в 12 секунд.

В 1909 г. рекорд высоты был в 155 метров, а уже в следующем году он был в 3.100 метров.

Через 60 лет после первого полета брать­ев Wright, рекорд высоты достиг 36.229 мет­ров, а американский авион X 15 поднялся в том же 1963 году на 107.960 метров.

Первый гидроавион появился в 1910 году. Первый же авион с турбореактивным мотором (jet) был построен немецкой фирмой в 1939 г., а в 1942 г. появились первые американские и английские jetbi.

В морской войне первое боевое применение авиации произошло во время балканской вой­ны в 1913 г., когда греческий авиатор Мутусис, вылетев с острова Мудрое, произвел налет на турецкую эскадру, сбросив четыре бомбы, ко­торые, впрочем, в цель не попали. Авиатор сделал рейд в 180 клм., что уже само по себе было тогда целым событием.

Первая воздушная атака подводной лодки произошла в ноябре 1915 г. на банках Фланд­рии, у Middelkerque. Английским авиатором было сброшено с высоты в 350 метров две бом­бы в 30 клг. каждая, но ни одна из них в лодку не попала.

Эти первые попытки применения авиации к морским операциям производились при взле­те и посадке аппарата с берега. В море же для операций пользовались первое время только гидроавионами, которые помещались на авиа­ционных транспортах. Это были коммерческие корабли, приспособленные для перевозки не­которого, весьма небольшого. количества гидроавионов, которые для взлета должны бы­ли быть спущены на воду. При снижении ап­парат также садился на воду и затем подни­мался краном на борт.

Первая такая операция была совершена 25 декабря 1914 г., когда девять гидро были спу­щены с английских авиатранспортов «Empress»,

«Engadine» и «Riviera» *) и бомбардировали немецкий порт Cuxhaven. Только три из них вернулись, и летчики были подобраны подвод­ными лодками.

То обстоятельство, что пользование гидро бы­ло, очень затруднительно в море, так как все­цело зависело от состояния моря (даже при небольшом волнении они ломали пропеллеры и поплавки), и, кроме того, много времени ухо­дило на выгрузку и погрузку, заставило обра­титься к аппаратам сухопутного типа и искать возможности взлета и посадки их с палубы ко­рабля.

14 ноября 1910 г. американский летчик Ely впервые поднялся с устроенной на носу амери­канского крейсера «Birmingham» узкой на­клонной платформы в 25 метров длины. Он же 18 февраля 1911 г. впервые снизился на платформу в 36 метров длины, установленную на корме крейсера «Pennsylvanie». В обоих случаях корабли стояли на месте.

Первый взлет с корабля на ходу был произ­веден 4 мая 1912 г. авиатором Samson с плат­формы, установленной на носу английского линейного корабля «Hibernia». Вторичный подъем был сделан в августе 1915 г. с платфор­мы в 40 метров длиной на переделанном пас­сажирском пароходе «Campania», шедшем 17-узловым ходом.

Первая посадка аппарата в море на ходу была исполнена 7 августа 1917 г. английским летчиком Duning, севшим на носовую платфор­му «Furious» а, шедшего 18-узловым ходом. «Furious» был переделанный быстроходный (31 узл.) крейсер, на котором была установле­на одна только носовая платформа в 65 метров длиной. Но так как мачты, труба и мостик про­должали стоять на обычном месте, то летчику для снижения нужно было садиться наиско­сок. Вторая попытка такой посадки окончи­лась трагично: аппарат с летчиком был сбро­шен в море и погиб.

Это заставило соорудить вторую платфор­му на корме, в 90 метров длиной, уже исключи­тельно для посадки. Но эти две платформы были по-прежнему разделены трубой, мости­ком и мачтой, которые остались на своем обыч­ном месте.

В марте 1918 г., после переделки, «Furious» снова вошел в строй. Но ввиду того, что над­стройки (мачта, труба и мостик) остались по-прежнему, они создали сзади себя такие воз­душные водовороты, что посадка была весь­ма рискованной. Несмотря на этот серьезный недостаток «Furious» все же сопровождал раз­ведывательные отряды флота так как был единственным авианосцем, обладавшим боль­шим ходом.

В июле 1918 г. в первый раз с него была произведена боевая операция. Семь авионов, имевших по две бомбы в 23 клг. каждая, под­нялись с его носовой платформы за 80 миль до базы немецких цеппелинов в Tondern (Шлезвиг) и, благополучно туда прилетев, сбросили свои бомбы, уничтожив два ангара и находив­шиеся в них цеппелины L 54 и L 60 **). Пер­вый неудачный опыт с «Furious» заставил англичан изменить форму корабля и в сентяб­ре 1918 г. вошел в строй первый настоящий авианосец с одной цельной, совершенно сво­бодной платформой для подъема и спуска ап­паратов. Это был «Argus» в 14 тысяч тонн, переделанный из пассажирского парохода, строившегося для итальянской компании, по­стройка которого была прервана начавшейся войной. Он имел платформу в 150 метров дли­ной и 20 метров шириной. Мостик его был опу­скающимся, а дымопровод выходил горизон­тально на корму. Он имел на борту 20 авионов, помещавшихся в ангаре длиной в 100 метров. С взлетной платформой ангар был соединен двумя лифтами.

За ним следовал построенный в 1921 году японский «Hoscho».

Таким образом честь создания авианосцев принадлежит английскому флоту. Он первый в 1917 г. после многочисленных неудач с гид­ро решил перейти на авионы сухопутного типа, которые к тому же были более быстроходны и более поворотливы. Такой переход вызвал в свою очередь постройку специальных кораб­лей с одной сплошной платформой для подъе­ма и спуска аппаратов.

Г. Усаров

*) Переделанные для этой цели пассажирские пароходы, в мирное время поддерживавшие сообще­ние через Ламанш.

**) Интересно отметить, что «Furious». много раз впоследствии переделывавшийся, принимал уча­стие во второй великой войне и только по ее окон­чании был сдан на слом.

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ


Голосовать
ЕдиницаДвойкаТройкаЧетверкаПятерка (Не оценивали)
Loading ... Loading ...





Похожие статьи:

Добавить отзыв