Мысль применить мины на море принадлежит морякам Российского Императорского Флота.
Лейтенант Азаров и другие своими изобретениями дали возможность использовать минное оружие на море еще во время Крымской войны, и впервые в истории флотов всего мира Русский флот дал пример и идею массового применения подводных фугасов для защиты прибрежья на Черном море, Балтике, а также в устьях рек Дуная, Днепра и Днестра. Вопрос о подводных минах был разрешен в России в начале 19-го века.
Павел Львович Шиллинг, член-корреспондент Академии наук, еще в тридцатых годах девятнадцатого века (он умер в 1837 г.) изобрел и установил в С. — Петербурге электромагнитный телеграф, и ему же принадлежит идея применения гальванического тока для подрыва мин.
Борис Семенович Якоби (1801-1874) — русский академик и физик продолжил работы П. Л. Шиллинга в области телеграфа и минного дела, создав якорную мину.
Самодвижущуюся мину построил и испытал впервые в мире и в России еще в 1857 году Иван Федорович Александровский. Это доказал 17 мая 1949 г. на основании документов профессор Н. И. Фальковский. Англичанин Роберт Уайтхед и австриец Люпис создали самодвижущиеся мины в 1870 году, то есть 13 лет спустя.
Русское морское ведомство по неизвестным причинам предпочло Уайтхедовские мины. Толчком для употребления мин была война с Турцией 1877-1878 гг.
По договору в Париже 1856 года, после Крымской войны, Россия была лишена права строить военные корабли на Черном море. Реформы 1861-1874 гг. — ломка старого и налаживание нового – коснулись и флота. На страницах «Морского Сборника» из номера в номер публикуется об изобретениях морских офицеров. Герои обороны Севастополя адмиралы А. А. Попов и Г. И. Бутаков решительно борются с «иностранщиной», то есть с раболепством перед иностранной тактикой и морской изобретательностью.
Постепенно, с развитием промышленности создаются новые типы кораблей – винтовые, броненосцы; появляется дальнобойная артиллерия, совершенствуется минное дело, разрабатывается впервые в мире тактика броненосного флота. Балтийский флот довольно быстро реорганизовался и к концу шестидесятых годов представлял уже серьезную боевую силу. На Черном море флота не существовало.
По предложению адмирала Фердинанда Петровича Врангеля, известного мореплавателя и исследователя, было решено строить винтовой быстроходный торговый флот. В 1857 году основывается Русское Общество пароходства и торговли РОПИТ. Им обслуживаются порты Черного и Средиземного морей и заслуживают широкую популярность точность рейсов, комфорт и чистота кораблей общества.
Воспользовавшись поражением Франции в войне с Пруссией 1870-1871 гг., Россия отказалась в дальнейшем выполнять Парижский договор и начала строить военные корабли на Черном море. Однако строительство шло медленно и свелось к постройке адмиралом Поповым, при участии лейтенанта Степана Осиповича Макарова, оригинальных крупных, но непригодных к бою на море броненосных мониторов «Новгород» и «Вице-адмирал Попов».
Они имели шесть машин и столько же винтов, и для устойчивости — двенадцать килей Их шесть винтов едва преодолевали сопротивление воды и ход не превышал шести узлов. Круглая форма корпуса очень мешала управлению ими. Они имели тенденцию вращаться вокруг своей оси, рикошетировали и зарывались на волне. Для боя в море они не годились и могли служить как плавающие батареи у порта. Кроме них на Черном море было еще несколько тихоходных корветов и железных шхунок, также к бою в море не пригодных. Под Русским флагом на Черном море плавали в это время только пароходы РОПИТ-а, обладавшие по тому времени хорошим ходом в 11 и 3/4 узла, и колесная яхта «Ливадия».
12/24 апреля 1877 г. Россия объявила войну Турции. Война была вызвана зверствами турок над христианским населением Боснии, Герцеговины, Болгарии, Черногории и Сербии. Турецкий флот насчитывал 15 броненосцев, от 2 до 9.000 тонн водоизмещением, 5 винтовых корветов, 7 бронированных канонерок и 8 мониторов. Оставалось еще большое число парусных кораблей.
Перед русскими моряками на Черном море встала задача – защитить свои побережья с негодными военными судами. Нужно было использовать пароходы РОПИТ-а, более быстроходные и новые. Но для этого требовалось превратить их из коммерческих в военные. Из представленных проектов было выбрано два, проекты H. Н. Баранова и лейтенанта С. О. Макарова. По первому проекту, чтобы превратить эти пароходы в быстроходные крейсера, требовалось укрепить палубу и установить сильные артиллерийские орудия. Проект С. О. Макарова – более оригинальный и смелый, до него еще ни в одном флоте мира не примененный. В основу его положено было новое оружие – самодвижущаяся мина. После Крымской войны новое оружие – донная мина – сильно развивается. В Петербурге была открыта «Технико-гальваническая школа» специально для саперов, где обучались и морские офицеры. В конце 1874 г. в Кронштадте был учрежден «Минный офицерский класс» с минной школой для матросов. Но мысль русских моряков не задерживается только на донных минах. Нужно ее применить и на ходу, для атаки. Капитан-лейтенант Бурачек установил на барказах откидные шесты с укрепленными на них минами. Этим изобретением заинтересовался адмирал Бутаков, командовавший эскадрой броненосцев в Балтике, и приказал испробовать откидные шесты с минами на опыте таранного боя. Опыты дали хорошие результаты и послужили образцом для последующих изобретателей. Без всяких сомнений, интересовавшийся всем лейтенант С. О. Макаров прекрасно знал об изобретениях в минном деле.
Его проект имел целью дать движение мине. Таким образом, его беспалубные минные катера явились предшественниками самодвижущейся торпеды, минных аппаратов и станков на современных военных кораблях для выбрасываний летающих атомных мин. Но так как маленькие беспалубные катера не были годны даже для незначительных походов на море, Макаров решает приспособить для их перевозки быстроходный пароход РОПИТ-а. Но как? Пароход может вести катера на буксире, но на волне катер будет заливать, буксирный канат может лопнуть; кроме того, буксирование задерживает ход парохода, а во время войны быстрота – важное условие как при атаке нами противника, так и для избежания сильного противника. Его катера должны действовать внезапно: появиться, внезапно атаковать и быстро исчезнуть.
Оставалось только одно решение: погрузить катера на пароход и так и перевозить их на палубе. Имея на борту один или несколько катеров, снабженных минами, пароход незаметно подходит ночью к неприятельской эскадре, становится на некотором расстоянии от нее и спускает катера на воду. Катера атакуют неприятеля и немедленно возвращаются. Пароход поднимает их на борт и полным ходом возвращается в свой порт. Так Макаров дал идею кораблей-баз, миноносцев, минных заградителей и авианосцев.
Представленный еще в 1876 г. его доклад в С. Петербурге успеха не имел. Накануне войны, прибыв в Николаев, он получил поддержку в лице Главного Командира Черноморского флота и портов Черного моря адмирала Николая Андреевича Аркас. Адмирал не только принял его проект активных действий против турецкого флота, но и способствовал ему в переделке парохода «Великий Князь Константин» и назначил его командиром. Через две недели «Константин» уже был переделан из коммерческого парохода в военный крейсер, специально приспособленный для минных атак. С помощью особых, Макаровым придуманных шлюпбалок, подъем и спуск катеров производился в течение нескольких минут.
Основную силу корабля составляли четыре минных катера: «Чесма», «Синоп», «Наварин» и «Минер», и девять цилиндрических шестовых мин. Первоначально все мины были заряжены порохом. Впоследствии Макаров применил пироксилин. Каждый минный заряд весил 3 1/2 пуда. Все мины были снабжены автоматическим замыкателем. «Константин» был вооружен четырьмя девятифунтовыми нарезными орудиями и одной шестидюймовой мортирой.
12 апреля ст. стиля 1877 года была объявлена война. Турки, не встречая отпора, начали громить на Кавказском побережье порты Поти, Гадауты и Очемчиры, а 2 мая 1877 г. пять турецких броненосцев обстреляли Сухум-Кале, причинив серьезные повреждения городу и порту. Лейтенанту Макарову поручается осмотреть крымские берега. Не найдя противника, он отправляется на юг, но ни в Батуме, ни в Поти он никого не нашел. В Поти ему сообщили, что накануне турецкие корабли бомбардировали город. По имевшимся у Макарова сведениям турки переправляли свои войска в Батум для анатолийской армии. Он отправился в Батум и там застал на рейде турецкие корабли. Он остановил «Константин» в 9 час. 45 мин. вечера в 7 милях от рейда. Спустил катера и сам на катере «Минер» повел катера «Чесма», «Синоп» и «Наварин» с командирами: лейтенантом Зацаренным, лейтенантом Писаревским и мичманом Подъяпольским. Макаров приказал «Чесме» как лучшему ходоку идти в атаку. Лейтенант Зацаренный, сбросив в воду пироксилиновую мину на шесте и ведя ее на буксире, дал полный ход и пошел в атаку. На турецком корабле открыли бешеный огонь по катеру. На «Минере» лейтенант Макаров с нетерпением ждал взрыва, но вдруг мимо него осыпаемая картечью и ружейными пулями промчалась «Чесма», а за ней гнался турецкий корабль. Оставаться на рейде было бесполезно. В Батуме забили тревогу, взвились ракеты, погасли огни на маяке и в городе. Макаров отдает приказ катерам возвратиться. Но кроме «Наварина» и «Минера» никто не подошел. До двух с половиной утра ждали напрасно. Макаров решил, что оба катера ушли в Поти, согласно его приказу, отданному еще в Севастополе, перед походом, что при потере связи с «Константином» идти в Поти. Подняв катера «Минер» и «Наварин», «Константин» пошел в Севастополь. 7 мая Макаров отправился в Поти и на рейде нашел оба катера, «Чесму» и «Синоп». Оба были невредимы. Оказалось, что лейтенант Зацаренный на «Чесме» подвел мину под днище турка, но она не взорвалась.
Турецкие корабли оставили восточное побережье и появились у западного, между Сули- ном и островом Фидониси (Змеиным), сильно затрудняя снабжение русской армии. Получив подкрепление, два крупных номерных катера, которыми командовали лейтенанты Рожественский и Пущин, С. О. Макаров в качестве начальника отряда был отправлен на «Константине» для набега на Сулин. Поднялся свежий ветер. Отряд шел с потушенными огнями. Шедшие на буксире номерные катера стало заливать, лопались буксирные тросы, с палубы вырывались кнехты… Пришлось уменьшить ход до 7 ½ узлов. Сильным течением стало прижимать «Константина» к берегу и вскоре он оказался на песчаной банке. Макаров приказал выбросить уголь за борт и завести якорь. Заработал кабестан (вертикальный ворот, на который наматывается якорный трос), якорный трос стал наматываться, и Макаров дал «полный назад!» «Константин» вздрогнул и пополз на воду. Нельзя было медлить – на рассвете, в утреннем тумане, прошел мимо «Константина» корабль из Сулина в море. Ветер стих, приближалась полночь-
Большие номерные катера на буксире повели маленькие минные катера. Сначала шли вместе, но, завидев в глубине бухты турецкие корабли, они бросились врассыпную в атаку! Номерные, как более быстроходные, — на фланги! Они подошли так близко, что были слышны голоса на турецких броненосцах… Лейтенант Зацаренный первым атаковал на «Чесме» ближайший турецкий броненосец. Но как только он бросил мину за борт, проводник запутался в винте катера, и машина остановилась. За «Чесмой», на большом катере «№ 1» лейтенант Рожественский, несмотря на обстрел, спокойно подошел к борту другого броненосца и атаковал его. Это был броненосец «Иджалие». Раздался взрыв и «Иджалие» вышел из строя на все время войны. Остальные два броненосца открыли беспорядочный артиллерийский и ружейный огонь, снялись с якоря и бежали из Сулина. Русский минный катер «№ 2» получил серьезные повреждения и был затоплен своей командой. Командир его, лейтенант Пущин, и пять матросов вплавь спаслись на берег. За бой на Сулинском рейде лейтенант С. О. Макаров был награжден Владимиром 4 степени, а лейтенант Рожественский – орденом Св. Георгия 4 степени.
Убедившись в том, что его идея минной атаки вполне выполнима, Макаров на опыте увидел, что действие шестовых мин недостаточно надежно и сильно и решил испробовать мины Уайтхеда. На складах морского министерства они уже имелись, но стоили они очень дорого и их боялись пускать в дело… Макарова стали посылать на перевозку раненых и больных солдат, возить провиант для войск русской армии на Кавказе и т. д.
Наконец Макарову выдали из Севастопольского адмиралтейства несколько мин Уайтхеда. Они прибыли из С. Петербурга в разобранном виде. Собрав их, он принялся приспособлять их к своим минным катерам. Когда все было готово к походу, было получено известие, что турецкие броненосцы ушли из Сулина. Макарова отправляют в разведку к Босфору. На рассвете, при подходе к Босфору, он встретил две турецкие парусные шхуны, одна-с грузом пшена, другая-с переселенцами из Костенджи. Он сжигает шхуну с пшеном, пересадив ее экипаж на другую. У местечка Хили, в двадцати милях от Босфора, Макаров настигает три турецких парусных корабля. Дав сигнал: экипажам пересесть в шлюпки, он тоже сжигает все три корабля. Действия минного крейсера «Константин» привели турецкий флот к постоянному напряженному состоянию в ожидании его атаки.
По просьбе командующего Кавказской армией, адмирал Аркас посылает Макарова на «Константине» в Гагры с задачей отогнать с рейда турецкий броненосец, обстреливавший берег и поставивший своим огнем отряд полковника Шелковникова в критическое положение. Сильнейшей шторм задержал «Константина» в море. 6 августа на рассвете он стал приближаться к Гаграм. Турецкий броненосец, стоявший на рейде, сразу заметил его и, снявшись с якоря, пошел ему навстречу. Слишком неравны были их силы: турок, защищенный броней, обладал более мощной и более дальнобойной артиллерией. Он был недосягаем для «Константина», дальность выстрела которого была вдвое меньше. Началась бешеная погоня. От напряженной работы машин пароход дрожал, как в лихорадке. Одиннадцать узлов – максимальная скорость «Константина»… Старший механик Павловский довел ее до 12 3/4 узла. Турецкий броненосец стал отставать. Налетевший шквал с дождем скрыл противников друг от друга. Макаров вернулся к кавказским берегам. Не обнаружив нигде турецких кораблей, он прибыл в Новороссийск и там узнал, что «Константин» отвлек турецкий броненосец от Гагр в самый критический момент для отряда полковника Шелковникова.
Узнав, что в Сухум-Кале находятся турецкие броненосцы, 11 августа 1877 г., в день затмения луны, «Константин» со всеми предосторожностями подошел к Сухуму. В шести милях от берега Макаров приказал спустить все четыре катера. Командование ими было поручено лейтенанту Зацаренному. Тихо подойдя к рейду, катера остановились… и, как только луна покрылась тенью, бросились в атаку… На рейде стоял лучший турецкий броненосец «Шевкет». Под градом пуль и картечи катера пошли вперед, в атаку. Первым прорвался к броненосцу катер «Синоп» и удачно подорвал мину. На «Шевкете» поднялся огромный столб черной воды, и броненосец качнуло. Удачно действовали и остальные катера. От взрывов на рейде поднялась волна, захлестывавшая катера, множество обломков затрудняло управление ими. Не прошло и пяти минут от начала атаки как по приказу Макарова катера стали возвращаться к «Константину». Среди возвратившихся не было катера «Минер». Лейтенант Зацаренный на самом быстроходном катере бросился обратно на рейд искать его и вскоре привел его. Оказалось, что «Минер» у борта броненосца «Шевкет» сцепился с турецким гребным барказом. Дрались отчаянно. Ударом весла турок проломил голову лейтенанту Писаревскому. Ударами ружейных прикладов команда спасла своего командира. Собрав катера на палубу «Константина», Макаров поспешил уйти в море. На горизонте показался броненосец типа «Османие». Броненосец же «Шевкет» вышел из строя на долгое время.
После рейда на Сухум Макаров, получив пополнение в минах Уайтхеда, решил их испробовать в Батуме. На рейде стоял броненосец «Махмудие». Несмотря на благоприятные условия погоды и отсутствие бдительности у турок, обе выпущенные мины, пройдя вплотную к борту броненосца, выскочили на берег и зарылись в песок. Команды были недостаточно опытны и ошиблись в расчете. Турки в этой атаке не понесли материального ущерба, но моральное впечатление от все учащающихся минных атак русских и на этот раз – торпедами было потрясающее. Возмущение турецкими командирами было настолько велико, что их стали заменять англичанами.
30 декабря 1877 г. два турецких броненосца, «Ассари-Тефтик» и «Османие», под общим командованием английского офицера Монторп, превратившегося в Монторп-бея, обстреляли Евпаторию. Выпустив по городу 135 снарядов, они пытались захватить стоявшие на рейде два русских торговых судна, но были отогнаны огнем береговой батареи. Вслед за этим они бомбардировали Феодосию. По ней они выпустили 152 снаряда. Среди разрушенных домов был дом художника Айвазовского. Затем разрушили город Анапу.
10 января 1878 г. Макаров пошел в Поти и там узнал, что русские готовятся штурмовать Батум, и что там стоит эскадра из семи судов под командованием английского морского офицера Гобарта (ставшего пашой). Не доходя четырех миль до Батума, «Константин» остановился и спустил на воду два минных катера, «Синоп» и «Чесму». Под прикрытием тумана они проникли в бухту. Как только туман рассеялся, катера подошли на тридцать-сорок саженей к турецким кораблям, стоявшим кормой к берегу. Лейтенанты Зацаренный и Шешинский пустили торпеды, которые взорвались одновременно. Так в ночь с 13 на 14 января 1878 г. на Батумском рейде было потоплено турецкое посыльное судно «Интибал», водоизмещением в 700 тонн. За это дело Степан Осипович Макаров, бывший уже в чине капитана 2 ранга и всего в возрасте 30 лет, получил звание Флигель-адъютанта, лейтенант Зацаренный был произведен в капитаны 2 ранга, а лейтенант Шешинский был награжден орденом Св. Георгия 4 степени. Потоплением «Интибал» закончились боевые операции Макарова в Черном море.
Но не только в Черном море, но и на Дунае с большим успехом было применено минное оружие. Оно помогло русской армии при форсировании Дуная, который был очень полноводен, шириной свыше километра и глубиной до 30 метров. Турки имели на Дунае восемь броненосцев (мониторов), пять канонерок, одиннадцать вооруженных пароходов разного типа. В устье Дуная, у Сулина, стояла броненосная эскадра турецкого адмирала англичанина Гобарт-паши. Силы же русской Дунайской флотилии были ничтожны. Главным ее оружием были мины. В наступательных действиях она пользовалась шестовыми минами на катерах, а для обороны неподвижными донными круглыми минами. И все же ей удалось обеспечить переправу русской армии через Дунай.
В Мачинском рукаве Дуная, в ночь с 13 на 14 мая ст. стиля, русские моряки проявили особую храбрость и уменье пользоваться минами. Капитан-лейтенант Дубасов во главе четырех минных катеров, «Царевич», «Ксения», «Джигит» и «Царевна», вооруженных шестовые минами, со скоростью всего в 6 узлов, атаковал два турецких монитора, «Сельфи» и Фетул-Ислам». Катер «Царевич», несмотря на орудийный огонь крупного калибра, подошел на 7 метров к бронированному «Сельфи» и нанес ему меткий удар миной в корму. «Сельфи» накренился, и в этот момент подоспел минный катер «Ксения» и всадил ему мину под башней. Через 10 минут «Сельфи» потонул. Остальные корабли перешли к болгарскому городу Рущуку, на правом берегу Дуная. В дальнейшем ходе войны турецкая флотилия почти не оказывала сопротивления плаванию русских пароходов не только на нижнем, но и на среднем Дунае. Создавшееся положение облегчило переправу через Дунай и дальнейшее снабжение русской армии на Балканах.
«Makaroff avait créé de toutes pièces la tactique demploi dune arme qui demeure toujours en service et dont lutilisation nécessite encore actuellement, surtout pour les bâtiments de surface, des qualités de courage et dadresse auxquelles la guerre des torpilleurs doit son caractère exaltant et-sportif».
(Jacques Mordal «25 siècles de guerre sur mer»)
ХРОНОЛОГИЯ (старый стиль) 1876 г. 13 декабря — Назначение Макарова командиром парохода «Великий Князь Константин». 1877 г. 28 мая — Минными катерами с парохода «Константин» подорван у Сулина турецкий броненосец «Иджалие» 1877 г. Июль — Сожжены пароходом «Константин» у Босфора три турецкие корабля. 1877 г. Август — Пароход «Константин» оказывает помощь отряду полковника Шелковникова у Гагринского ущелья. 1877 г. 12 августа — В Сухуми поврежден турецкий броненосец «Шевкет» 1877 г. 16 декабря — В Батуме Макаров впервые применил самодвижущиеся мины. 1978 г. 14 января — Потоплен в Батуме турецкий корабль Интибал» в 700 тонн водоизмещением. Минные беспалубные катера имели 6 узлов хода. Пароход «Константин» был вооружен четырьмя девятифунтовыми нарезными орудиями и имел скорость в 11 3/4 узла. Мина Уайтхеда - крайняя ее дистанция была 200 метров. В войну 1939-45 гг. ее скорость достигла 45 узлов и дальность действия от 4 до 20.000 метров. Эскадренные миноносцы типа ДА, — 3.400 тонн, 134 метра длины на 13,40 ширины, кроме 4 орудий противоаэропланных в 100 мм и 8 — 37 мм., — имели 10 тюбов для самодвижущихся мин. 100 мин и 40-38 узлов хода, так за 89 лет прогрессировала идея Макарова. Г. фон-Гельмерсен
Https://rstroydv.ru https://rstroydv.ru кровельные пвх мембраны в хабаровске. rstroydv.ru |
Похожие статьи:
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- «Гебен» был на русских минах 16 октября 1914 года. – А. Н. Пестов
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг. (№119). – Г. М. фон Гельмерсен
- Федор Федорович Ушаков… Горацио Нельсон… – Г. фон Гельмерсен
- Иван Константинович Айвазовский. – Г. фон Гельмерсен
- Письма в Редакцию (№ 125)
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров