У наблюдавшего из открытого окна старческого дома за стоящими на рейде иностранными миноносцами старого моряка, вспомнившего свой родной флот, невольно скатилась слеза по морщинистым щекам.
В девятисотых годах, со стапелей Николаевского Адмиралтейства были спущены на воду миноносцы «Живой», «Живучий», «Жуткий» и «Жаркий».
Строителем их был известный Инженер-механик капитан 1 ранга Николай Иванович Егоров. Механизмы ставил Петербургский металлический завод. Свои мореходные и боевые качества суда эти показали во время 1-й Великой войны, когда этот дивизион под командой лихого капитана 1-го ранга князя Трубецкого во время сильного шторма выходил из Севастополя к Анатолийским берегам и «под носом» у немецких крейсеров «Гебен» и «Бреслау» топил турецкие фелуги, подвозившие горючее и продовольствие в Босфор. Как сами миноносцы, в точности выполнявшие сигналы — прибавить или уменьшить обороты винтов, не теряя переднего мателота, так и команды, вышколенные командирами, со знанием и усердием выполняли свое морское дело.
Поэтому я хочу рассказать об одном из миноносцев этого дивизиона, о «Жарком».
Покойный лейтенант Манштейн уже во время гражданской войны нашел его в Новороссийском порту. Собрав инженеров, офицеров и команду из старых кондукторов, студенческой молодежи, яхтклубменов и армейских офицеров-специалистов, он принялся за работу, чтобы привести судно в боевую готовность. Настойчивым трудом миноносец был подготовлен к плаванию.
Одним из первых появляется он в Днепровско-Бугском лимане и входит в фарватер реки Буг, поддерживая своим огнем наступление добровольцев на Николаев. В то время оба берега реки были еще заняты красными, которые, увидев 4-трубный корабль, уходили подальше от берегов. Дойдя почти до входа в Бугско-Ингульский лиман, миноносец отдал якорь на рейде против Яхтклуба, с одной стороны, и села Варваровки, с другой, где отступающие красные сосредоточили большие силы орудиями и броневиками.
Наконец подходит пароход «Граф Игнатьев» и высаживает десант из 75 человек Симферопольского офицерского полка. Нам видно, как навстречу им выходят из Варваровки два красных броневика. Манштейн подает команду: «Кормовое орудие, огонь!» И кондуктор З. прямой наводкой опрокидывает оба броневика. Тогда цепочка из 75 человек, ружья наперевес, наступает на Варваровку, на которую уже перенесен огонь миноносца и подошедшей канонерской лодки «Грозный».
Плавучий мост через Буг был наведен, и Слащев перешел в преследование красных. «Жаркий» ошвартовался у пристани РОПИТ-а и, запасшись пресной водой и углем, пошел в Севастополь.
Здесь «Жаркий» получает приказ сопровождать в Батум транспорт «Мечта» для погрузки на него имущества Кавказского фронта, находящегося в пакгаузах РОПИТ-а. Прибыв в Батум, ошвартовались кормой к пристани. На рейде стоит английский броненосец «Император Индии». Идем к пакгаузу, у дверей которого стоит грузин и говорит, что здесь — Грузия и никакого русского имущества здесь нет.
Манштейн приказал грузину удалиться и поставил парных часовых. Является опять грузин в сопровождении нескольких сенегалов при сержанте, наши часовые взяли винтовки наизготовку и они удалились. Через короткое время появляется их взвод уже под командой английского капрала. Тогда Манштейн командует: «Тент долой, оружие на картечь!» И надо было видеть, как, увидевши дуло орудия, поворачивающееся на них, удирали эти сенегалы…
Через час отходит от броненосца катер, подходит флаг-офицер к командиру, извиняется за недоразумение, и мы начали погрузку. Но все таки броненосец всю ночь держал нас под прожектором.
Окончив погрузку, «Мечта» ушла, а миноносец задержался для покупки Сараджевского коньяку. На другой день является флаг-офицер и передает просьбу командира броненосца Манштейну — уходить, так как прогрузка закончена. Манштейн отвечает, что у него не хватает горючего и он ожидает такового из Севастополя.
Офицер уехал на броненосце, и через короткое время подошла баржа с хорошим английским углем, и мы, погрузившись, ушли в Севастополь.
К. К. О.
Похожие статьи:
- Сведения из формулярного списка эскадренного миноносца «Жуткий». – Н. С. Чириков
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- Что произошло на “Пруте”. – П. А. Варнек
- Памяти трагически погибших офицеров одного полка. – А. Волков
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году. – П. А. Варнек
- На немецких минах на Дунае. – А.Н. Пестов
- Ha «Жутком». – Н. С. Чириков
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг. (№119). – Г. М. фон Гельмерсен