Воспоминания Командира
ПРИКАЗ Командующего Черноморским Флотом
Рейд Севастопольский, декабря 20 дня 1916 г. №2531
Назначается
Лейтенант ЧИРИКОВ («БЫСТРЫЙ») командующим эскадренным миноносцем «ЖУТКИЙ».
Подписал: Вице-адмирал КОЛЧАК Верно: Делопроизводитель Колл. регистратор ВОЛОБУЕВ
***
Копия списка выходов на пробу механизмов и походов в море эскадренного миноносца «ЖУТКИЙ» с 11 апреля по 1 августа 1917 года под моим командованием.
11 апреля 1917 года, стоя на швартовах у пристани Отделения Балтийского судостроительного и механического завода на реке Ингул, подняли флаг и вымпел и начали кампанию.
Того же числа в 10 часов отдали швартовы, отошли от пристани и пошли на заводскую пробу механизмов. Сделали пробеги по реке Буг. Проба оказалась неудовлетворительной. Пройдено 29 миль.
16 апреля выходили на компасный круг для уничтожения и определения девиации. Вследствие свежей погоды работа удалась плохо. Возвратились, став на швартовы у пристани завода на реке Ингул. Пройдено 6 миль.
17 апреля выходили на заводскую пробу механизмов на мерной миле на реке Буг. Сделали пробеги до Волошской Косы и обратно. Проба оказалась неудовлетворительной. Возвратились к пристани завода на реке Ингул. Пройдено 50 миль.
25 апреля выходили на заводскую пробу механизмов. Сделали пробеги по реке Буг. Проба оказалась удовлетворительной. Пройдено 35 миль.
28 апреля выходили на пробу механизмов с приемной, от Морского Ведомства, комиссией. Проба оказалась неудовлетворительной. Возвратились и стали на швартовы у пристани завода Наваль на реке Буг. Пройдено 14 миль.
6 мая выходили на пробу механизмов на реке Буг с приемной комиссией от Морского Ведомства. Проба оказалась удовлетворительной, и миноносец был комиссией принят от завода.
Того же 6 мая в 17 часов отдали швартовы и пошли в Севастополь, куда прибыли 7 мая в 8 часов 30 минут, став на швартовы на базе Минной Бригады в Южной бухте, близ Каменной пристани. Пройдено 300 миль.
До 26 мая, во время стоянки в Севастополе были полностью приняты все предметы снабжения, торпеды, боевые и продовольственные запасы. Миноносец был введен в Алексеевский док и поставлен на блоки. Проверили якорные канаты, заменили цинки. Осмотрели все забортные клапана и кингстоны. Очистили и покрасили подводную часть.
По приказанию Начальника Минной Бригады контр-адмирала князя В. В. Трубецкого миноносцу было приказано по готовности следовать совместно с госпитальным судном «Петр Великий» в Батум, где вступить в состав судов Восточного Отряда.
26 мая в 7 часов 35 минут выходили на мерную Лукульскую милю. Сделали несколько пробегов, проверив соответствие числа оборотов главных машин и скорости ходов. Возвратились в Севастополь и стали на девиационную бочку на рейде. Исправно уничтожили и определили девиацию, после чего пошли к угольной пристани, где приняли до полного запас угля.
Того же 26 мая в 20 час. совместно с госпитальным судном «Петр Великий» пошли в качестве конвоира в Батум. 27 мая около 10 час. встретили в море густой туман, рассеявшийся лишь к 14 час. 27 мая. Погода в течение всего похода была тихая. Прибыли благополучно в Батум 28 мая в 8 час. 35 мин. и стали на якорь и швартовы и нефтяной гавани. За поход пройдено 442 мили.
______
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Срочно. Секретно. Копия
Командиру эск. мин. «Жуткий» № 1 Флаг-офицера штаба Начальника 7-го дивизиона миноносцев Черного моря.
Июня 3 дня 1917 г. По приказанию Начальника дивизиона завтга 4 июня Вам надлежит сняться с якоря в 4 часа утра и идти в Поти. Конвоировать оттуда в Батум транспорт № 53.
Фл.-оф. мичман Сукин
***
4 июня в 4 часа 10 мин. снялись якоря, отдали швартовы и пошли в Поти, куда прибыли в 9 час. В 10 час. совместно с транспортом «Принчипесса Христиана» № 53 снялись с якоря, вышли из Поти и пошли в Батум, куда благополучно прибыли в 11 час. 30 мин.
______
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Срочно. Секретно. Копия
Командиру эск. мин. «Жуткий» № 2 Флаг-офицера штаба Начальника 7-го дивизиона миноносцев Черного моря
Июня 4 дня 1917 г.
Согласно приказанию Начальника Св. дивизиона вам надлежит приготовиться к походу сегодня 4 июня и выйти в море в 19 час. для конвоирования транспорта № 111 «Атенэ» в Трапезонд. По окончании нагрузки раненых совместно с «Атенэ» возвратиться в Батум.
Фл. -оф. мичман Сукин
Того же 4 июня в 19 час. 35 мин. снялись с якоря и пошли совместно с транспортом «Атенэ» №111 в Трапезонд, куда благополучно прибыли 5 июня в 7 час. Всего пройдено за эти два дня похода 180 миль.
5 июня в 18 час. 50 мин. снялись с якоря, отдали швартовы и совместно с транспортом «Атенэ» №111 пошли обратно в Батум, куда благополучно прибыли 6 июня в 5 час. 45 мин. Пройдено за этот поход 100 миль.
9 июня в 19 час. 50 мин. снялись с якоря, отдали швартовы и пошли совместно с госп. судном «Петр Великий» в Трапезонд, куда прибыли благополучно 10 июня в 5 час. 40 мин. На этом походе шел пассажиром из Батума в Трапезонд генерал-майор Цабель, назначенный Временным правительством на должность коменданта крепости Трапезонд. Генерал был замечателен тем, что состоял в Ставке Верховного Главнокомандующего Государя Императора Свиты Его Величества генерал-майором и командиром железнодорожного полка. Был весьма близок к Государю Императору и в Пскове, при отречении Государя Императора от престола, находился вместе с генералом Воейковым в Императорском вагоне, где произошло это драматическое, горестное, несчастное для России событие. В Трапезонде после полудня, к вечеру, было получено на миноносце известие о выходе в Черное море германского крейсера «Бреслау» *). Пройдено было за этот поход 100 миль.
10 июня в 18 час. 20 мин. отдали швартовы и совместно с госп. судном «Петр Великий» пошли в Батум, куда благополучно прибыли 11 июня в 6 час**). Пройдено за этот поход 100 миль.
Командиру эск. мин. «Жуткий» № 220 Экстренно. Копия.
От И. д. Флаг-Капитана Навостота СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА И. д. Флаг-Капитана штаба Начальника отряда судов и портов Восточной части Черного моря Июня 14 дня 1917 По приказанию Наштаморси Вам надлежит в три часа ночи сняться и выйти в море совместно с «Капитаном Сакеном», по сигналу с последнего отделиться и идти в Трапезонд, где вступить в охрану рейда. При следовании Вашем гидростанции Батум — Платана — Эллеу будут производить воздушную разведку. До сих пор обнаруженные суда неприятеля: около 18½ часов 13 июня транспорт у Эспие, два паровых катера у Тиреболи и подлодка у Эллеу курс на Трапезонд. В море должен быть у Тиреболи «Стремительный», которому поручено уничтожить неприятельский транспорт.
Старший лейтенант Виноградов
14 июня в 3 час. 10 мин. снялся с якоря и совместно с эск. мин. «Капитан Сакен» вышел в море. В 5 час. 10 мин. отделился от «Капитана Сакена» и пошел в Трапезонд, куда прибыл в 8 час. 45 мин. и вступил в охрану рейда, подняв на грот-мачте брейд-вымпел старшего на рейде. Пройдено за этот поход. 100 миль.
За Командира Bp. ТРАПЕЗОНДСКОГО Военного Порта 14 июня 1917 г. №4142 г. Трапезонд
Срочно. Секретно. Копия
Командиру эск. миноносца «Жуткий»
Предлагаю Вам согласно телеграмме от 14 сего июня за №802 конвоировать госпитальное судно «Петр Великий» в Батум.
Капитан 2-го ранга Одржеховский Адъютант (подпись неразборчива)
________
Того же 14 июня снялись с якоря в 19 час. 50 мин. и совместно с госп. судном «Петр Великий» пошли в Батум, куда благополучно прибыли 15 июня в 4 час. 10 мин. Всего пройдено за этот поход 100 миль.
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Копия.
Кому… Начальнику Сводного Дивизиона Миноносцев… 1917 г. 21 июня — 11 час. 36 мин. № 197 от Флаг-Капитана штаба отряда судов и портов Восточной части Черного моря.
Прошу Вашего распоряжения о посылке миноносца «Жуткий» сегодня в 20 час. в Трапезонд для конвоирования госпитального т-та «Петр Великий», вместе с которым по нагрузке раненых миноносцу вернуться в Батум.
Капитан 1-го ранга Свиньин
21 июня в 20 час. 05 мин. снялись с якоря, отдали швартовы и пошли в качестве конвоира совместно с госп. судном «Петр Великий» в Трапезонд, куда благополучно прибыли 22 июня в 3 час. 05 мин.
Того же 22 июня в 6 час. 50 мин. выходили в море для практической стрельбы ныряющими снарядами, но вследствие проливного дождя стрельба не была осуществлена. В 7 час. 45 мин. возвратились в Трапезонд.
Того же 22 июня в 19 час. 50 мин. снялись с якоря и совместно с госп. судном «Петр Великий» пошли в Батум, куда благополучно прибыли 23 июня в 4 час. 05 мин. За поход расстреляна всплывшая мина заграждения в 18 каб. от Чорохской мигалки на 250 гр. За эти три похода всего пройдено было 233 мили.
2 июля в 20 час. 15 мин. выходили в море, конвоируя транспорт «Владимир №15 до устья реки Чорох. Возвратились в Батум в 21 час 50 мин. Пройдено 18 миль.
4 июля, получив служебную записку от Навостота, коей предписывалось миноносцу «Жуткий» следовать вечером в Трапезонд и, прибыв туда, вступить в распоряжение полковника Смирнова, в 22 часа снялись с якоря, отдали швартовы и пошли в Трапезонд. Полковник Смирнов состоял в должности помощника начальника разведки штаба Главнокомандующего Кавказским фронтом. 5 июля в 5 час. 35 мин. прибыли в Трапезонд. Приняли на борт миноносца полковника Смирнова и 29 разведчиков вооруженной команды особого назначения с крупной шлюпкой, поднятой на палубу.
Полковник Смирнов указал задание миноносцу, заключавшееся в следующем: надлежало подойти незаметно ночью на рейде гор. Уние к условленному камню, находившемуся на берегу в расстоянии около 500 метров (2-2½ каб.) к востоку от окраины гор. Уние. Подойдя возможно ближе, спустить на воду двойку и на ней отправить одного разведчика, имевшего взять из-под этого условленного камня записку, положенную туда лазутчиком, ходившим в районах тылов неприятельского фронта. Доставить эту записку, возвратившись на миноносец, полковнику Смирнову. В зависимости от содержания этой записки полковник Смирнов рассчитывал направить оперативную деятельность миноносца для уничтожения интендантских, продовольственных и прочих складов и боезапасов противника, а также разрушения телеграфной и телефонной связи посредством высадки мелких отрядов десантов.
В 12 час. 30 мин. снялись с якоря и пошли для выполнения этой операции. Чтобы успешно выполнить задание, на рейде гор. Уние следовало проявить довольно высокую степень навигационного искусства. Надлежало, придя с наступлением темного времени суток на меридиан гор. Уние и в расстоянии от него в 12 миль к Норду, получить свое астрономическое обсервованное место по трем линиям разных высот трех небесных светил. Погода стояла тихая и ясная. Ночь была безлунная. Блистало яркое безоблачное небо мерцанием сонма своих звезд.
Около 23 час. 30 мин. 5 июля, получив отличное свое астрономическое обсервованное место, легли на курс Зюйд и пошли средним ходом на рейд гор. Уние. Подойдя к О час. 30 мин. 6 июля на ред. уменьшили ход до самого малого и перестали пользоваться машинным телеграфом, передавая приказания в машину по переговорной трубе голосовой передачи. На рейде и в гор. Уние царила глубокая тишина при полном штиле. 6 июля после полуночи наступало празднование мусульманского Рамазана, во время коего и решено было произвести высадку на берег людей, считая, что бдительность у противника в течение этого празднования будет слабее.
Были приняты все меры предосторожности на миноносце, чтобы не производить никакого шума. Подошли вплотную к берегу на расстояние никак не более одного кабельтова (200 метров). Развернулись самыми малыми ходами носом по направлению в море и кормой к берегу после чего застопорили машины, и была спущена двойка с обернутыми ветошью уключинами. На ней был отправлен на берег один разведчик для взятия под камнем записки и доставки ее полковнику Смирнову.
В час ночи в гор. Уние стали поблескивать отдельные огоньки света и раздаваться выстрелы, и наконец поднялся сильный шум празднования Рамазана. Засверкали бенгальские огни, фейерверк, устремились в небо пущенные ракеты, стали доноситься радостные крики толпы и прочие звуки. Пирующий город не подозревал, что тут, бок о бок, вплотную к берегу стоял вражеский миноносец, а по берегу пробирался неприятельский разведчик.
Само собой разумеется, что при входе на рейд вся команда миноносца была вызвана по своим местам по боевой тревоге по боевому расписанию. Томительно и протяженно тянулось время ожидания возвращения посланного на берег разведчика. Некоторые люди команды начали проявлять заметные признаки нервозности. Действительно, близость неприятельского берега от места стоянки с застопоренными машинами миноносца требовала соблюдения полной тишины и зоркого наблюдения, чтобы не подвергнуться внезапному нападению врага, если бы он обнаружил миноносец.
Наконец, спустя полтора часа разведчик возвратился и доставил полковнику Смирнову записку. Известия оказались благоприятными. Раскинутая в тылу неприятеля сеть разведывательной организации доносила, что момент для высадки новых партий благоприятен, ибо передвижение войск вдоль берега только что закончилось. Полковник Смирнов решил высадить здесь, в Уние, десять разведчиков, что и было осуществлено посредством крупной шлюпки разведчиков, спущенной с палубы на воду. Двойка была поднята на шлюпбалки, а шлюпка разведчиков, заполненная четырнадцатью разведчиками, направилась к берегу. Наступило опять томительное выжидание. В 3 час. 30 мин. шлюпка, высадив на берег десять разведчиков, с четырьмя разведчиками возвратилась на миноносец. Она была тотчас же поднята на палубу, и миноносец, дав ход. пошел в море. Отойдя миль 15, направился на восток с целью быть на рассвете в заливе Фатц.
По донесениям разведчиков, в заливе Фатц, в селении Тавла, сосредоточены крупные интендантские склады, а у берега находится много шхун и фелюг. Эти суда, плавая вдоль берега, снабжают турецкую армию. В селении Тавла, на берегу залива Фатц, находится жандармерия, так называемые «карагульские кордоны», телефонная и телеграфная сети. Все это разведчикам, при поддержке десанта и артиллерийского огня с миноносца, следовало уничтожить. Идя полным ходом, миноносец лег на курс, ведущий прямо к селению Тавла. Приготовились к спуску четверки, вельбота и крупной шлюпки разведчиков для десанта. В 5 час. 20 мин. подошли вплотную к берегу у селения Тавла. С всевозможным проворством спустили на воду шлюпки с десантом, состоявшим из командующего десантом мичмана А. П. Иванова, артиллерийского кондуктора, фельдшера, шести человек подрывной партии команды «Жуткого» и десяти разведчиков.
Люди десанта были вооружены винтовками, револьверами, ручным**, гранатами и одно — и шестифунтовыми подрывными патронами. На четверке был установлен пулемет Максима. Шлюпки быстро подошли к песчаному берегу, и люди десанта, высадившись, бегом направились к селению. Песчаный, широкий в глубину пляж тянулся вдоль побережья на длину в 250-300 метров и был ограничен с двух сторон лесистыми пригорками, густо заросшими кустами и деревьями. Таким образом, эти покрытые растительностью пригорки находились на обоих флангах широкого, простиравшего до селения пляжа.
Тем временем миноносец пошел в глубь залива Фатц, где были видны многочисленные парусники. Подойдя к парусникам, приступил к их уничтожению таранными ударами. Людей не губил, давая им возможность уходить на шлюпках. Вскоре со стороны селения Тавла стали раздаваться сильные взрывы, а затем частая, бойкая ружейная стрельба, и стал стрекотать пулемет. Пришлось прекратить уничтожение парусников и идти к месту высадки десанта.
Оказалось, что, взорвав склады, люди десанта, отступая из селения по широкому песчаному пляжу к своим шлюпкам, подверглись сильному ружейному огню со стороны неприятельских стрелков, засевших на двух заросших растительностью пригорках, расположенных на флангах пляжа.
Прекратив свою «корсарскую» деятельность по уничтожению плавучих средств противника, миноносец полным ходям поспешил к месту действия десанта, к селению Тавла. Подойдя совсем вплотную к берегу и разобравшись в создавшейся обстановке, приступил к поддержке своим артиллерийским огнем отхода людей десанта к шлюпкам. Артиллерийский офицер миноносца лейтенант В. М. Федоровский очень искусно несколькими залпами двух орудий накрыл покрытые растительностью оба пригорка на флангах пляжа, где засели вражеские стрелки, бойко обстреливавшие весь пляж, по которому перебежками продвигались к шлюпкам люди десанта. Всплески на пляже неприятельских пуль производили впечатление сыпавшегося града. После нескольких залпов орудий по пригоркам беглый огонь был перенесен по флангам пляжа для создания завес взрывами фугасных снарядов, чтобы этими завесами прикрыть людей от взоров засевших в кустах вражеских стрелков.
Артиллерийский кондуктор продолжал строчить из пулемета с четверки у берега. Вся эта схватка длилась уже с десяток минут, и люди десанта, перебежками по пляжу и временами залегая, подобрались наконец к шлюпкам. Глядя с мостика миноносца на эту перепалку, можно был с тревогой предполагать, что не мало людей десанта будет ранено или убито. Действительность, однако, не подтвердила этого предположения, и среди людей десанта не было никаких потерь ни убитыми, ни ранеными.
Шлюпки, отстреливаясь, благополучно отвалили и пошли к миноносцу, продолжавшему огонь. Но тут обнаружилось событие, показавшее тлетворное влияние «великой и бескровной» на настроения среди некоторых команд вооруженных сил нашего отечества. На шлюпке, в которой находились разведчики, с мостика миноносца увидели нечто, повергшее меня в негодование. Гора перин, подушек, швейных машин, одеял, матрасов и всякой домашней рухляди высилась над ней, а на них и кругом — вихрастые папахи разведчиков.
Что же оказалось, как мне впоследствии доложил начальник десанта мичман А. П. Иванов? Как только склады взлетели на воздух, разведчики, бросились в селение для грабежа. Крики и мольбы женщин и детей только разжигали их. Ручные гранаты с остервенением летели в двери и окна, а за ними, в хаосе дыма и огня, — озверелые горцы, и начинался грабеж. Пух, перья, одежда, материя, домашний скарб, крики, стоны, пылающие остовы взорванных жилищ… Мичман Иванов, с револьвером в руках, вместе с матросами «Жуткого» бросился унимать разбой. Но разъяренные грабежом разведчики не желали прекратить этот грабеж. Привыкшие ежеминутно рисковать жизнью, они считали грабеж своим неотъемлемым правом, ибо только ради него, ради наживы, и шли рисковать своей головой. Горсточка матросов с «Жуткого» ничего не могла с ними поделать. К тому же следовало спешить с уничтожением телефонной и телеграфной связи.
Увидев подходившую к борту миноносца шлюпку, набитую награбленным добром, я доложил полковнику Смирнову, что категорически отказываюсь принять на борт миноносца плоды этого безобразного грабежа. Полковник вступил с разведчиками на шлюпке в переговоры на их кавказских наречиях, передав им мое требование вернуть населению их добро. После долгих пререканий и ругательств шлюпка все же повернула к берегу. С большой неохотой расставались горцы с награбленным добром. Противник, видимо, понял, в чем было дело и не препятствовал выгрузке своей стрельбой.
По возвращении десанта на миноносец командовавший им мичман А. П. Иванов доложил о том, что все задания, поставленные полковником Смирновым были на берегу точно выполнены, все склады взорваны, а телеграфные и телефонные сети связи порваны и уничтожены. Люди подрывной партии команды «Жуткого» действовали проворно, отчетливо, и искусно. Потерь во время обстрела противником среди людей команды и разведчиков не было. Все возвратились на миноносец целыми и невредимыми.
Окончив эту операцию, миноносец пошел в глубь залива Фатц, захватил там и взял на буксир шесть груженных мукой парусных шхун, снял пленных. Выйдя из залива Фатц, пошел на Ост вдоль берега, уничтожил артиллерийским огнем у устья реки Чершембе жандармский кордон и разрушил четыре парусника на берегу. Несколько далее на восток застопорил машины, спустил на воду шлюпки и отправил на них на берег подрывную партию и разведчиков под начальством мичмана А. П. Иванова. Десантная партия срубила на берегу несколько телеграфных столбов и порвала тгехпроводную телеграфную и телефонную кагагульскую сеть, взорвала груз, выгруженный на берег со шхун, и благополучно возвратилась на миноносец. Окончив эту операцию, миноносец пошел на восток вдоль берега. В полдень обстрелял и разрушил склады и фелюги в местечке Коза-Акзы, после чего пошел в Трапезонд, в который прибыл в 22 часа 50 мин. Шхуны, которые вел на буксире, принужден был утопить вследствие поднявшихся ветра и крупной волны. 7 июля в 1 час 15 мин. снялся с якоря и пошел в Батум, в который прибыл в 9 час. 35 мин. того же дня. За этот поход пройдено всего 560 миль.
СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА
Кому… Командиру эск. миноносца «Жуткий», 1917 г. 19 июля — 10 час. 30 мин. №233. От вр. исп. обязанности Флаг-Капитана Навостота.
Предлагаю Вам с получением сего 19 июля в 15 часов идти в Трапезонд в распоряжение полковника Смирнова
Bp. исп. об. Флаг-Капитана Капитан 2 ранга Одржеховский
20 июля в 4 часа 20 мин. снялся с якоря, отдал швартовы и пошел в Трапезонд, в который прибыл в 11 час. 25 мин.
21 июля в 12 час. 15 мин. на борт миноносца прибыли помощник полковника Смирнова прапорщик Селиванов, переводчик — охотник флота Калларо и особая команда разведчиков со своей крупной шлюпкой, поднятой на палубу миноносца. Прапорщик Селиванов давал указания от имени полковника Смирнова, заменяя его в течение этого похода. Он сообщил ряд заданий миноносцу и указал места, где надлежало высаживать и принимать разведчиков. Полковник Смирнов передал для меня записку со сведениями о неприятельских войсках на побережье, копию коей при сем прилагаю.
21 июля в 12 час. 35 мин. снялся с якоря и вышел в море для осуществления операции. 22 июля в 2 часа подошел к устью реки Кунчугас и высадил 10 человек разведчиков. Эту операцию произвел успешно, не будучи обнаружен противником. В 7 час. подошел к устью реки Ак-Чай, принял с берега высаженную ранее партию разведчиков и значительное количество беженцев. Разрушил артиллерийским огнем жандармский кордон. После этого пошел на восток, обошел рейд гор. Уние и, не обнаружив плавучих средств, продолжал идти на Ост вдоль берега. У мыса Ай-Никола застопорил машины, спустил на воду шлюпки и отправил на берег разведчиков для уничтожения фелюг на берегу и телеграфной и телефонной сети. Эту операцию выполнил удачно. В этом же районе разрушил артиллерийским огнем карагульский пост и четыре крупных шхуны. Близ мыса Вона обстрелял и разрушил несколько парусников, вытащенных на берег.
Около 18 часов, подойдя к позициям у Тиреболи, хотел оказать содействие нашим войскам путем обстрела неприятельских позиций, но в продолжение полутора часов не удалось достигнуть связи с берегом.
Поэтому, и вследствие того, что топливо было на исходе, пришлось оставить эту попытку оказать огневую поддержку со стороны моря нашим войскам, дали ход и пошли в Трапезонд, в который прибыли в 22 часа. Разведчики, ходившие по тылам противника, сообщили прапорщику Селиванову среди различных сведений и следующее: в Орду имеются большие склады запасов турецкой армии и завод, изготовляющий моторы, а невдалеке от города Орду находятся ангары для самолетов. Мне стало известно, что в штабе в Трапезонде возник на основании этих сведений и опыта осуществленных удачно десантов эск. мин. «Жуткий» замысел произвести крупную совместную операцию частей армии и флота с десантом в Орду для уничтожения указанных выше военных объектов, о чем будет сказано далее.
23 июля в 0 час. 35 мин. снялись с якоря для следования в Батум, в который прибыли в 9 час. 35 мин. Всего было пройдено за этот поход 569 миль. Еще в течение этого похода я стал чувствовать себя больным. Ежедневно, необычайно регулярно в 6 час. пополудни меня начинала трясти лихорадка в продолжение часа. Поднималась температура, и выступала холодная испарина. Затем, по окончании кризиса наступала сильная слабость, требовавшая лежания в койке. По приходе в Батум я обратился к старшему врачу госп. судна «Петр Великий» доктору Бильвейс. Осмотрев меня, доктор определил мою болезнь называемой местным названием «трапезондская хава», — британцы же называют ее «dengue». Доктор Бильвейс признал для меня необходимым переменить климат, считая, что если я останусь здесь, в районе Батума — Трапезонда, мне грозит опасность умереть от этой болезни, ибо она у меня протекает в очень острой форме.
Продолжать командовать миноносцем я, конечно, больше не был в состоянии. По распоряжению начальства я 3 августа сдал командование лейтенанту Макееву, а 4 августа на госп. судне «Петр Великий» отбыл в Севастополь. В Севастополе я находился на излечении до конца сентября, когда был назначен на должность начальника разведывательного отделения в город. Сулин. Еще находясь в Севастополе, я узнал из писем лейтенанта В. М. Федоровского, что лейтенант Макеев вскоре сдал командование «Жутким» старлейту Зубову.
11 августа была осуществлена операция высадки крупного десанта с поддержкой морских сил флота с моря в гор. Орду. Операция эта носила характер безобразного грабежа, о чем будет сказано подробнее ниже. 14 августа 1917 г. эск. мин. «Жуткий» под командованием старлейта Зубова сделал попытку высадить на берег небольшую десантную партию близ мыса Вона. Шлюпка при подходе к берегу была жестоко обстреляна ружейным огнем с берега и принуждена была возвратиться на миноносец. Шлюпка оказалась залитой кровью убитых и раненых. Был убит бравый начальник команды разведчиков грек Мавридий, тяжко ранен гардемарин Павел Сербулов и убито и ранено несколько разведчиков. Высадка так и не состоялась. В виде возмездия «Жуткий» обстреливал в течение часа здания на берегу селения Вона.
Об этих операциях высадки в Орду и попытки высадить малую партию десанта у мыса Вона упоминает германский историк контр-адмирал Герман Лорей в своем капитальном труде «Дер Криг Цур Зее. Дер Криг ин туркишен гевассерн». Уже много позже мне стало ясно, что удачные высадки десантных партий, осуществленные «Жутким» под моим командованием, были последней «лебединой песнью», если можно так выразиться, Русского Военного Флота под Андреевским флагом в Черном море. Далее все операции носили непристойный характер, будучи осуществлены совершенно разложившимися военными частями, о чем красочно повествует копия рапорта одного из командиров вспомогательных крейсеров капитана 2 ранга князя Туманова, при сем прилагаемая.
Следует упомянуть о том, что еще 23 апреля 1917 г. приказом по Армии и Флоту о военных чинах Флота и Морского Ведомства за № 30 я был произведен за отличие в делая против неприятеля в чин старшего лейтенанта со старшинством в чине с 28 июня 1916 г.» За дело захвата в плен и привода в Одессу турецкого товаропассажирского парохода «Иттихад», получившего русское название «Добыча». Пароход был захвачен призовой командой под моим командованием вблизи Босфора 28 июня 1916 г.
Это производство в чин старшего лейтенанта являлось хорошей наградой, ибо давало мне старшинство в чине, ставя меня во главе всего моего выпуска из Морского Корпуса. Старше меня моего выпуска был лишь Н. Г. Фомин, но он состоял флаг-офицером у адмирала А. В. Колчака при обороне Рижского залива и был произведен в чин старшего лейтенанта «за отличие» 10 апреля 1916 г. и таким образом оказывался старше меня.
Следовательно, командуя эскадренным миноносцем «Жуткий», я с 23 апреля 1917 г. был командиром в чине старшего лейтенанта, а не «командующим» в чине лейтенанта.
Капитан 2 ранга Н. С. Чириков
Приложение
Копия.
СВЕДЕНИЯ о турецких войсках на побережье
От Бафры до Самсуна — Кавалерийский полк, 2 горных орудия, 2 пулемета, жандармские посты.
Самсун — Запасный пехотный полк, немного кавалерии, горные орудия. Ожидались 15-см. орудия для расстановки их от маяка до Чивы.
Устье Чершембе — 40 жандармов.
Чершембе — Рота с двумя пулеметами.
Район Фатца — Чершембе — Пехотный полк, сильные береговые жандармские конные и пешие посты, есть окопы.
Орду — Жандармы. Ожидался аэроплан.
Керасунда — 300 человек пехоты и жандармов.
Фатца Керасунда — По берегу слабые жандармские посты.
В районе Тиреболи Зефирос — Может быть артиллерия, пулеметы, целые батальоны пехоты.
Кроме того, всюду по берегу могут оказаться случайно проходящие эшелоны вооруженной пехоты и орудий.
21. 7. 1917 Полковник Смирнов
Командир Вспомогательного Крейсера «ИМПЕРАТОР ТРАЯН» Августа 14 дня 1917 г. №…
Рейд Батумский.
С. СЕКРЕТНО.
ПОЛУЧЕНО В Оп. Част. Шт. К-щего Чер. фл. в оперативном отделении 23 8 1917 г.
Вх. № 2264.
Начальнику Крейсерской Бригады Рапорт
Считаю своим долгом доложить Вам, господин Контр-Адмирал свои соображения об операции 11 августа, в которой принимал участие вверенный мне крейсер.
Операция заключалась в следующем: отряд сухопутных войск должен был высадиться в городе Орду и уничтожить там склады запасов турецкой армии и завод, изготовляющий моторы, а также захватить уже готовые моторы и фелюги. Флот должен был поддерживать сухопутный отряд своим огнем, давая возможность отряду продвигаться к намеченным пунктам в случае, если он встретит сопротивление. Кроме того, воздушная разведка должна была выяснить вопрос о существовании (по имеющимся агентурным сведениям) неподалеку от Орду ангаров и, в случае действительного их существования, корабли, пользуясь корректировкой с гидро, должны были уничтожить эти ангары своим орудийным огнем. В операции принимали участие: вспомогательные крейсера «Дакия и «Император Траян», миноносцы «Фидониси», «Громкий», «Свирепый» и «Строгий», два быстроходных катера и тральщик, на который были погружены сухопутные войска.
Операция эта по своему заданию не представляла собою ничего сложного, принимая во внимание полную беззащитность города Орду и ту могучую поддержку, которую имел десантный отряд с моря.
Выполнение операции протекало следующим образом: назначенные корабли собрались в отправном пункте экспедиции — Элеву — лишь в 22 часа 10-го числа, накануне дня, назначенного для операции. По прибытии в Элеву начальником экспедиции были созваны начальники всех участвовавших в операции частей, то есть командиры кораблей и сухопутные начальники с начальником десанта, капитаном Скрыпиным, во главе. На этом совещании начальник десанта видимо впервые знакомился с планом города Орду, вследствие чего совещание затянулось за полночь. Командир тральщика заявил, что он лишь незадолго до этого узнал о своем назначении в операцию, до последнего момента занимаясь выгрузкой и погрузкой.
Такая конспирация и хранение в тайне предполагаемой операции даже от командира одного из участвующих в операции судов до самого момента погрузки войск и съемки с якоря в высшей степени похвальна. К сожалению, командир тральщика являлся исключением, потому что по словам присутствовавших на совещании весь Трапезонд уже около двух недель только и говорил что о предстоящей операции, а представитель земского союза, имеющий пребывание в Эдеву, рассказывал мне, что в этом пункте, из которого должны были быть взяты главные силы десанта, уже за месяц давались и принимались заказы на те или другие товары, имеющие быть привезенными из Орду.
Участники высадки были посажены на тральщик уже после полуночи, и отряд в 2 часа 45 мин. 11 августа снялся и пошел по назначению. Конечно, о внезапности высадки уже не могло быть и речи, потому что отряд подошел к Орду лишь после 8 час. утра.
Подробное описание операции не входит в задачу моего настоящего донесения и будет, без сомнения, представлено начальником ее. Я считаю лишь долгом довести до Вашего, господин Контр-Адмирал, сведения те подробности, свидетелями которых были офицер, гардемарины и матросы вверенного мне крейсера.
Получив разрешение начальника операции, я составил по числу имеющихся на крейсере винтовок добровольческий отряд из 14 человек гардемарин и матросов, который под командой мичмана Кек был перевезен на тральщик еще в Элеву и передан в распоряжение десанта в помощь сухопутным войскам.
По рассказам этих вернувшихся после операции живых свидетелей я составил себе совершенно отчетливое убеждение, что это была не военная операция, а довольно хорошо организованный грабеж с мощной поддержкой флота. Многие солдаты высаживались на берег с заранее заготовленными мешками. С первых же шагов высадившихся войск началась вакханалия насилий и безудержного грабежа. Очень скоро высадившиеся войска перепились, начали разбивать магазины и частные квартиры. Награбленное добро грудами тащилось на тральщик. От времени до времени поднималась беспорядочная пулеметная и ружейная стрельба. Прилегающая к морю часть турецкого квартала была разрушена артиллерийским огнем с судов еще до высадки десанта. После высадки флот перенес огонь по просьба начальника десанта на более отдаленные кварталы и склоны гор.
Начальник десанта находился на миноносце, посылая от времени до времени панического свойства радио вроде следующего,: «Пехота терпит потери, непременно обстреливать вершины гор» (принята в 11 час. 46 мин.). Те мизерные потери (2 убитых, 1 раненый), которые понес десант, по мнению моих участников были результатом своей же беспорядочной стрельбы.
Вскоре во многих местах город запылал, большинство домов по набережной турецкого квартала превращены снарядами в решето, минарет разрушен, большое здание под флагом Красного Полумесяца превращено в руины. Греческое население сначала сбилось в ограде гречсской церкви и после того, как высадились наши войска, высыпало им навстречу и стало собираться около тральщика, умоляя русских вывезти их из Орду, потому что по уходе наших турки, без сомнения, вырежут в отместку всех греков. Вначале им отказывали, но обезумевшие люди кидались в воду, вплавь добирались до тральщика, карабкались по якорному канату.
Начались насилия над женщинами. Солдаты вырывали у них детей и насиловали женшин тут же. К стыду и позору русского офицррства, от солдат не отставали и некоторые офицеры: рулевой вверенного мне крейсера, грозя штыком, отогнал какого-то подпоручика от гречанки-девушки, которую волок этот офицер. Не отставали сухопутные офицеры от своих солдат и в грабеже. Едва не был ограблен мичман Кек, в карман которого залез было солдат, видимо плохо знакомый с формой морского офицера.
Мой маленький десант, разбитый к тому же на отдельные группы по несколько человек, ничего не мог поделать с разнузданной, перепившейся толпой солдат. Мичман Кек с несколькими матросами пробовал спустить на воду моторную шлюпку, но это ему не удалось, потому что никто не шел к нему на помощь. За первой линией домов, вдоль улицы стоял целый ряд фелюг, некоторые — с моторами, но спускать их на воду было некому, потому что десант был занят мануфактурой, кожей и домашним имуществом. Фелюги и моторы пришлось сжечь.
Около полудня начальник десанта дал сигнал об окончании операции. В это же время начали прибывать партии беженцев-греков, которые доставлялись на корабли быстроходными катерами. Одна такая партия была доставлена и на вверенный мне крейсер. Люди эти производили самое жалкое впечатление: обезумевшие от ужаса, без всякого имущества, многие еле прикрытые одеждой, видимо — выскочившие из своих домов в чем были. С этой партией (около 50 человек) прибыл и местный греческий архимандрит. Он умолял меня не оставлять в Орду ни одного грека вследствие того, что все они будут вырезаны вернувшимися после нашего ухода турками. Я отправил его на быстроходном катере на «Дакию», на которой находился начальник операции. В общем, из 3-4 тысяч греческого населения Орду было вывезено менее 1000 человек. Вывоз части греческого населения, по моему мнению, еще более озлобит турок против оставшихся и в участи последних, мне кажется, сомнений не может быть никаких.
Хотя операция закончилась около полудня, мы могли выйти в море лишь в 17 часов. Пять часов времени понадобилось для того, чтобы погрузить на тральщик десант. Этот же тральщик взял и большую часть вывезенных нами греков.
С чувством гордости за вверенный мне корабль считаю долгом донести Вам, господин Контр-Адмирал, что десант с «Траяна» не запятнал себя позором и вернулся на корабль с пустыми руками. Подобранные фельдшером на берегу, видимо брошенные несведущими солдатами пачки турецких бумажных денег были переданы им старшему офицеру для раздачи беженцам — грекам. Деньги эти сданы под расписку бывшему у меня на корабле служащему в трапезондском контр-разведывательном отделении прапорщику, которому была поручена передача беженцев под покровительство греческого благотворительного комитета. Когда у попавших случайно на «Траян» двух матросов с «Дакия», также свозившего небольшой десант, обнаружено было награбленное добро (до заплатанных женских кофт включительно), оно было немедленно конфисковано моим судовым комитетом.
По просьбе команды я сделал следующий семафор начальнику экспедиции: «Вернувшиеся из операции возмущены мародерством солдат. Командир «Траяна» просит Вашего распоряжения о конфискации награбленного имущества в пользу вывезенных греков. Награбленное добро везется на тральщике в трюме и на фелюге, идущей у него на буксире» Какое последовало распоряжение на этот семафор, мне неизвестно.
Исходя из описанного, я пришел к заключению, что операции, подобные описанной, бессмысленны и вредны. Такие набеги могут быть производимы лишь отборными, с железной дисциплиной частями войск, а вследствие того, что таковых в настоящее время в русской армии нет (среди грабителей и мародеров в Орду гардемарины и матросы видели также солдат пресловутых батальонов смерти, с черно — красными шевронами), то таковых операций производить не должно. Не принося никакой пользы с точки зрения военной, они развращают солдат, покрывают русское имя неизгладимым позором, вызывают множество бессмысленных и ненужных жертв (на улицах и в домах турецкого квартала валялись многочисленные трупы женщин и детей). Флот должен категорически и раз навсегда отказать армии в организации и поддержке подобных «операций».
Нельзя и преступно рисковать дорого стоящими кораблями ради того, чтобы дать возможность нескольким сотням негодяев обзавестись мануфактурой, кожей и заплатанными женскими кофтами. Семь кораблей в продолжение девяти часов толклись на крошечном рейде Орду, и если бы где-нибудь поблизости была неприятельская подводная лодка, то не только «Дакия» и «Траян», но наверное и некоторые из миноносцев не числились бы уже в списках Черноморского флота.
Капитан 2 ранга кн. Туманов
_______________
*) Получив известие о выходе германского легкого крейсера «Бреслау» в Черное море, эск. миноносец «Жуткий» приготовился к отражению противника, если он предпринял бы набег на Трапезонд. Миноносец подтянулся вплотную к пристани и соорудил некий блиндаж из сложенных тут же на пристани мешков с песком и цементом. В блиндаже, прикрывавшем со стороны моря весь корпус судна, дымовые трубы и надстройки, были оставлены амбразуры для стрельбы из орудий. Торпедные аппараты были покрыты командными койками.
Однако крейсер «Бреслау» близ Трапезонда не появлялся, а направил свою оперативную деятельность в сторону северо-западной части Черного моря. Вражеский крейсер поставил у острова Фидониси ночью 11 июня минное заграждение из 80 мин и обстрелял и разрушил наблюдательный пост службы связи на острове. На одной из мин заграждения, поставленного крейсером «Бреслау», взорвался и утонул 7 июля 1917 г. русский эск. миноносец «Лейтенант Зацаренный», причем погибли его командир старший лейтенант Штильберг и 37 человек команды.
**) В Батуме было получено известие о том, что вице-адмирал А. В. Колчак сдал должность Командующего флотом контр-адмиралу В. К. Лукину и 10 июня 1917 г. с вечерним поездом отбыл в Петроград для доклада Временному правительству о событиях происшедшей смуты среди команд Черноморского флота в Севастополе.
Похожие статьи:
- Сведения из формулярного списка эскадренного миноносца «Жуткий». – Н. С. Чириков
- Памяти трагически погибших офицеров одного полка. – А. Волков
- Посыльное судно «Китобой». – Н. А. Боголюбов
- Три похода в Хорлы в 1920 году. – Г. А. Усаров
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Памяти капитана 2-го ранга Н.С. Чирикова. – В.М. Федоровский
- Балтийский флот в войну 1914-1917 гг. – Н.П. Солодков
- У берегов Кавказа в 1920 году (Продолжение, №119). – П. Варнек