(К столетию со дня основания)
Из всех российских воинских частей и военно-учебных заведений наше Киевское Великого Князя Константина Константиновича военное училище одно не прекращало ни на один день, до тех пор пока существовала Русская Армия, своего служения Родине. И только учреждение последним Главнокомандующим генералом Врангелем, уже за рубежом. Русского Обще-Воинского Союза, наследника Российской Императорской и Белых Армий, заменило для Киевлян-Константиновцев службу в рядах училища — служением Родине уже заграницей в составе только что основанного Союза, объединившего русских офицеров и солдат, отказавшихся признать Россией Союз советских республик.
Улицы родного для училища Киева, равнины и горы Кубани, перешейки Крыма и, снова, кубанские степи, обильно политы кровью Константиновцев.
В октябре 1917 года, в Киеве, в дни начала борьбы с большевиками, прервавшей деятельность училища, как военно-учебного заведения, победа склонилась на сторону так называемых «украинцев» — сторонников отделения Малороссии от России и наше училище ушло из Киева туда, где горел еще огонь Русской Государственности, в казачьи земли, на Дон. Но не было еще Добровольческой Армии, еще не выяснилась окончательная позиция Дона, и училище прошло дальше, на Кубань.
Составляя, затем, ядро пехотных частей Кубанской армии, юнкера и офицеры училища дрались с большевиками в предгорьях Кавказа до соединения с Добровольческой Армией великих русских патриотов Алексеева, Корнилова и Деникина. В рядах Добровольческой Армии они продолжали борьбу до освобождения Кубани, до тех пор, пока не стало возможным возобновление нормальной военно-учебной деятельности училища.
Екатеринодар сменился Феодосией. Кровью Константиновцев, в тяжкий для Вооруженных сил Юга России момент, был удержан Крым и генерал Врангель получил возможность с честью закончить трехлетнюю нашу борьбу.
Но не увенчалась успехом борьба и училище покинуло родную землю в сознании честно и жертвенно исполненного долга, унося незапятнанными свои национальные идеалы и свои верные России боевые штыки.
Феодосию заменило Галлиполи… Наконец, затерянная в горах Болгарии Горная Джумая стала последней стоянкой училища.
62 убитых офицера и юнкера, 166 раненых — за один только 1920-ый год (боевые потери 1917 и 18-го годов точно неизвестны) — и три сотни подготовленных по программе мирного времени офицеров, — таковы итоги боевой и учебной деятельности училища за время с ноября 1917. года.
Сегодня, последние Киевляне-Константиновцы считают своим долгом оставить будущим российским офицерам свидетельство, пусть, из- за отсутствия подробных исторических данных, — неполное, о службе России и родной Армии нашего училища, воспитавшего за время своего существования многие поколения русских офицеров, от безвестных прапорщиков и подпоручиков (сколько их было? кто знает их имена?) до выдающихся военачальников, среди которых — генерал Антон Иванович Деникин, а также и тех юнкеров, которые пали смертью храбрых в боях за честь и достоинство Родины в 1917-1920 гг., не успев еще надеть офицерские погоны!
1964 год, Париж.
Киевляне-Константиновцы
1865 — 1916.
Училище основано в 1865 году Императором Александром 2-м и получило наименование «Киевское пехотное юнкерское училище».
В сражениях Освободительной войны 187778 гг. приняли, впервые, участие офицеры, выпущенные из Киевского пехотного юнкерского училища.
С 1888 года училище стало переходить к военно-училищному курсу. При Начальнике училища ген. штаба полковнике Дюбюк, между 1888 и 1901 годами, батальон училища, состоявший из двух рот, был развернут в четырех-ротный.
Для того, чтобы получить представление о том, чем было Киевское пехотное юнкерское училище в те далекие времена, лучше всего обратиться к воспоминаниям такого авторитетного свидетеля, каким был генерал Деникин, бывший питомец училища (выпуска 1892 г.), посвятивший нашему училищу одну из глав своего автобиографического труда «Путь русского офицера».
Вот что пишет генерал Деникин:
«В конце 80-х годов для комплектования русской армии офицерами существовали училища двух типов: «военные» училища, комплектовавшиеся юношами, окончившими кадетские корпуса, и «юнкерские» училища. Военные училища выпускали своих питомцев офицерами, а юнкерские — в пехоту и кавалерию — подпрапорщиками, впоследствии производившимися в офицеры… Путем постепенных реформ, к 1911 году все училища стали «военными», и русский офицерский состав по своей квалификации не уступал германскому и был выше французского.
В 1888 году было создано училище третьего типа, под названием «Московское юнкерское училища с военно-училищным курсом». Программа и права были те же, что и в военных училищах, и принимались туда вольноопределяющиеся с законченным высшим или средним образованием гражданских учебных заведений… Такие же военно-училгацные курсы были открыты и при Киевском юнкерском училище, куда я поступил осенью 1890 года, предварительно записавшись в 1-ый Стрелковый полк, в Плоцке.
Училище наше помещалось на Печерске, в старинном крепостном здании со сводчатыми стенами, с окнами-нишами, обращенными на улицу и с пушечными амбразурами, глядевшими в поле, к реке Днепру.
Воинская дисциплина стояла в училище на большой высоте так же, как и строевое образование. Военная муштра скоро преобразовывала бывших гимназистов, студентов и семинаристов в заправских юнкеров, создавая ту особенную выправку, которая не оставляла многих до смерти и позволяла отличить военного человека под каким угодно платьем.
Проходили мы солдатскую службу обстоятельно, первый год в качестве учеников, второй — в роли учителей молодых юнкеров. Строевыми успехами мы гордились, роты соревновались одна с другой.
На классных занятиях всегда бывали тишина и порядок. Военные предметы и подсобные к ним проходили основательно, но, может быть, слишком теоретически. Позднее, во время военного ренессанса», после японской войны, программы изменились к лучшему. Из общих предметов проходили Закон Божий, два иностранных языка, химию, механику, аналитику и русскую литературу.
Военная школа уберегала своих питомцев от духовной немочи и от незрелого политиканства, но она не помогала им разобраться в сонме вопросов, всколыхнувших русскую жизнь. Тем не менее, вся окружающая атмосфера, проникнутая бессловесным напоминанием о долге, строго установленный порядок жизни, постоянный труд, дисциплина, традиции юнкерские, не только ведь, школьнические но и разумно-воспитательные, все это в известной степени искупало недочеты школы и создавало военный уклад и военную психологию, сохранявшие живучесть и стойкость не только в мирное время, но и на войне, в дни великих потрясений и великих искушений».
В 1897 году училищу было пожаловано знамя, а 9-го июля того же года — присвоено наименование «Киевское военное училище».
О жизни и военно-учебной деятельности училища в период после 1900 года рассказывает в своих воспоминаниях полковник Василий Афанасьевич Сигарев, так же, как и генерал Деникин, бывший питомец училища (одного с ним выпуска, 1892 года), зачисленный в 1901 году в училище младшим офицером, командир сначала 2-ой, потом 1-ой роты, а с 1909 по 1917 год — командир батальона училища.
Уже с первого дня своей службы в училище, пишет полковник Сигарев, он мог убедиться в большой интенсивности и напряженности работы всего состава училища. Начальник училища, генерального штаба генерал Шуваев, будущий Главный Интендант и Военный Министр, прекрасный организатор и отличный хозяин, человек с твердым и решительным характером, главное свое внимание обращал на части учебную, возглавляемую Инспектором классов генералом Цыгальским, и хозяйственную. Область строевой подготовки будущих офицеров была почти полностью предоставлена командиру батальона полковнику Левуцкому и его ближайшим подчиненным, командирам рот: 1-ой капитану Примо, 2-ой — капитану Бондареву, 3-ей — капи-
Державный основатель Киевского пехотного юнкерского училища Государь Император АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ
тану Соколову и 4-ой — капитану Орлову. Младшими офицерами рот были штабс-капитаны: Соловьев, Львов, Галущинский, Буйвид, Дейчман, Севриков, Воронцев, Шаревский, Забуга, Ивицкий. В августе 1903 года, полковник Сигарев, тогда — капитан, принял в командование 2-ую роту.
В конце августа 1903 года училище приняло участие в большом Курском маневре, составляя, совместно с Одесским военным училищем, Сводный батальон из двух рот нашего училища и двух рот — Одесского, под начальством нашего командира батальона полковника Левуцкого. На маневре присутствовали также и Начальники обоих училищ.
В предпоследние сутки перед окончанием маневра, Сводному батальону пришлось, по условиям обстановки, проделать 70-тиверстный форсированный марш: выступив с места ночлега в 4 часа, после двух небольших привалов на обед и на ужин, батальон прибыл в 23 часа в небольшую деревню в окрестностях Курска. На улицах этой деревни, в темноте и тесноте, юнкера спали сидя, облокотившись на заборы и стены хат, до 2 часов следующего утра, когда батальон был поднят и двинулся дальше. Через два часа марша, перейдя вброд реку Сейм, батальон занял предписанную ему позицию и, наскоро окопавшись, заснул, буквально, «мертвым» сном.
Около 11 часов к позиции прибыло «начальство» и, убедившись в нахождении батальона на указанном ему месте, благодарило юнкеров за совершенный поход.
После окончания маневра и общего парада в Высочайшем присутствии, роты училища вернулись в Киев.
В бытность Начальником училища генерала Шуваева был выстроен большой манеж, пристроен к главному зданию училища лазарет, оборудована собственная электрическая станция; амбразуры тыльной стороны главного здания в обоих этажах казематов были переделаны в нормальные окна. Все, принадлежавшие училищу земельные пустоши (сзади здания и напротив, через улицу, где был манеж), были использованы под огороды и, таким образом, все овощи стали обходиться в 3-4 раза дешевле, чем раньше, когда их приходилось покупать у торговцев. На реализованные экономические средства были приобретены — прекрасная столовая посуда завода Кузнецова с монограммой училища, столовое серебро и чайные серебряные ложки, которые многими юнкерами при производстве в офицеры так охотно не сдавались, как «утерянные», и оставлялись на память. За такие «утерянные» ложки с юнкеров удерживалась их стоимость, а в роты, под теми же номерами, от заведующего хозяйством, поступали новые ложки.
С началом Японской войны, по собственному желанию были командированы в Действующую Армию капитан Аксенов, павший смертью храбрых в Манчжурии, и штабс-капитан Соловьев.
В 1905 году генерал Шуваев получил назначение начальником 5-ой пехотной дивизии в Житомире, а несколько позже — скончался генерал Цыгальский. Начальником училища был назначен генерал Коссович, прекрасный, спокойный и обходительный в обращении человек, но как начальник — мягкий и несколько нерешительный. Должность Инспектора классов занял полковник Данкварт.
В сентябре 1905 года в училище прибыли для прохождения курса 50-60 прапорщиков, участников Японской войны, произведенных в этот чин за боевые отличия и не имевших военного образования. По существовавшим законам такие офицеры могли продвигаться по службе только до чина штабс-капитана, и потому, желавшие продолжать службу и далее, должны были пройти курс военного училища. Жили эти прапорщики на частных квартирах и, приходя в училище на занятия, занимались в отдельном от юнкеров классе. Так же отдельно велись с ними и строевые занятия.
Россия переживала в то время период революционного брожения, отразившийся, конечно, и на армии. Отразился он, к сожалению, в какой-то степени и в жизни училища. Некоторые преподаватели, среди которых полковники ген. штаба Черемисов и Бонч-Бруевич и преподаватель артиллерии полковник Матюшенко, позволяли себе довольно открыто высказывать свое недовольство правительством да и, вообще, порядками в стране. При генералах Шуваеве и Цыгальском вопросы политического характера никогда не поднимались между офицерами училища, теперь же вопросы эти обсуждались в преподавательской комнате и довольно часто переходили в открытые, бурные споры. «Вольный» дух преподавателей, очевидно через классы, стал проникать и в роты, от чего страдала дисциплина; очень скоро строевой командный состав почувствовал необходимость применения все более суровых мер для поддержания дисциплины на должной высоте.
Наибольшее, сравнительно, число анти-дисциплинарных проступков наблюдалось в это время в 1-ой роте, командир которой капитан Примо, иногда смотревший «сквозь пальцы» на проступки юнкеров, был вынужден оставить училище. В апреле 1905 года 1-ую роту было предложено принять полковнику Сигареву (тогда — капитану), которому пришлось положить немало труда для восстановления в роте должного порядка. Командиром 2-ой роты, после капитана Сигарева, стал капитан Галущинский.
К концу 1906 года или в самом начале 1907 года были одновременно сменены Начальник училища и командир батальона. Вскоре получил другое назначение и полковник Данкварт, а Инспектором классов стал наш преподаватель администрации полковник Старк.
На место генерала Коссовича Начальником училища был назначен ген. штаба генерал Константин Александрович Крылов, имевший репутацию энергичного и решительного начальника. Новый командир батальона, полковник Лейб-гвардии Кексгольмского полка Борис Викторович Адамович, участник войны с Японией, отличался как чрезвычайной работоспособностью так и неисчерпаемой энергией и умел импонировать подчиненным; всегда подтянутый, прекрасный гимнаст, он везде и всегда служил примером аккуратности и точности; обладал он и даром слова. Эти два человека, сыгравшие в училище большую и очень положительную роль, сразу же внесли в жизнь училища свое знание дела и твердую волю. Почти сразу же были заменены два ротных командира: 3-ей роты капитан Соколов — капитаном Веригиным, впоследствии, в 1911 году, назначенным командиром батальона Виленского военного училища, и 4-ой роты капитан Орлов — капитаном Шаревским, одним из наших младших офицеров. Сменен был и заведующий хозяйством, каковым стал капитан Семенович.
Новый Начальник училища и командир батальона прежде всего принялись за внутренний распорядок училища. Все, без исключения, стороны жизни, учения, работы и отдыха юнкеров явились предметом строжайших и точнейших инструкций, выработанных полковником Адамовичем. Инструкции эти составлялись им на основании его собственных наблюдений и
тщательного изучения вопроса, произведенных им на месте: в ротных помещениях, в классах, в цейхгаузах, в лазарете, на кухне и т. д. (После вмешательства полковника Адамовича, например, в организацию довольствия юнкеров, оно было значительно улучшено вообще; так к утреннему чаю юнкерам стала подаваться даже мясная котлета. Через какой-то промежуток времени, после представления по предписанию Главного Управления Военно-учебных Заведений рассчета содержания калорий в ежедневном меню юнкеров, в наше училище были командированы офицеров из Одесского и Чугуевского военных училищ для ознакомления с постановкой довольствия юнкеров).
Инструкции эти, в рамках под стеклом, вывешивались в каждой роте на видном месте. Впоследствии, все инструкции были сведены в одну общую «Инструкцию юнкерам Киевского военного училища», которая была отпечатана и выдавалась каждому юнкеру при поступлении в училище. Она сыграла впоследствии очень большую роль, особенно с началом войны 1914 года, сильно облегчая работу строевого командного состава.
Главным отделом, подвергшимся коренной ломке, были строевые занятия юнкеров, которые, до принятия батальона полковником Адамовичем, производились так же, как еще в Киевском пехотном юнкерском училище, когда полковник Сигарев был юнкером младшего класса в 1888-89 учебном году, и зависели всецело от усмотрения и вкуса ротных командиров. Нередко, поэтому, бывало так, что один ротный командир увлекался прицеливанием со станка, в то время как другой — стрельбой дробинками; у одного производились ружейные приемы, у другого — ротные учения и т. д. Даже по выходе в лагерь еще продолжались и приготовительные к стрельбе упражнения и сомкнутые взводные и ротные учения.
Весь курс строевой подготовки будущих офицеров был переработан полковником Адамовичем совершенно заново. В сентябре месяце командирам рот было роздано расписание строевых занятий на весь зимний период с точным указанием Числа часов, ]отведенных на каждый отдел строевого обучения. Строевые занятия потеряли вид рутины, каждая минута стала дорога. Команда «вольно!» стала подаваться лишь тогда, когда офицеру нужно было или показать что-либо новое или что-нибудь объяснить; не стало хватать времени. Занятия были вынесены на воздух и, зачастую, можно было видеть взводы, марширующие по лужам, подоткнувши полы шинелей за пояс. К моменту выхода в лагерь все сомкнутые ученья бывали закончены, до батальонного включительно; закончена одиночная подготовка к полевым и тактическим занятиям, и весь период
Погон синий с красным кантом. Галун и пуговицы — золотые. Шифровка — желтая.
лагерной службы проходил в стрельбе и тактических ученьях. К зиме 1908-09 гг. возле училища был построен тир для стрельбы на 200 шагов и к стрельбе боевыми патронами приступали сейчас же, как только заканчиваюсь приготовительные к стрельбе упражнения.
Для гимнастического зала были приобретены новые снаряды и гимнастика приняла, вообще, вид спорта. По соглашению с полковым начальством были введены инструкторские занятия по гимнастике с солдатами ближайшего к училищу по месту расквартирования Миргородского полка. С. 1908 года организовывались состязания по гимнастике и верховой езде, в которых победителям раздавались призы: часы, училищные жетоны, серебрянные подстаканники, компасы и т. д. Очень интересны были состязания во взводных учениях взводов младшего курса под командой своих портупей-юнкеров. Уже с начала учебного года в ротах начиналась подготовка к этим состязаниям, наградой в которых служил переходящий альбом с групповыми фотографиями призового взвода, с отдельной карточкой взводного портупей-юнкера и с поименным списком всех юнкеров взвода. Альбом этот целый год хранился в особом ящике в роте, взявшей приз. Судьей в состязании была особая комиссия из пяти офицеров, под председательством командира батальона и бывало очень трудно, по свидетельству полковника Сигарева, отдать предпочтение тому или другому взводу, настолько красиво и ловко производилось учение всеми представлявшимися взводами.
Декабрь 1916 г. Справа от Начальника училища полковник Сигарев, слева — инспектор классов генерал Старк. Крайний слева, с шашкой, капитан де-Лобель.
Состязания эти очень стимулировали строевую подготовку молодых юнкеров.
Одновременно обращалось внимание и на воспитание юнкера. Организовывались беседы на темы о дисциплине, о патриотизме, о родине, об умении себя держать в разных случаях жизни. Несколько таких бесед блестяще провел сам командир батальона.
Были приняты меры к улучшению обмундирования юнкеров (собственное обмундирование носить не разрешалось) и к концу 1907 года каждому юнкеру была «построена» отпускная форма: шинель, мундир, шаровары, сапоги и головной убор. Эти вещи не пригонялись, как раньше, из общей массы мундирной одежды, хранившейся в цейхгаузе, а шились по мерке, на каждого юнкера отдельно.
Была введена полковником Адамовичем и новая система первого отпуска юнкеров младшего класса. В течение первого месяца пребывания в училище, юнкеров младшего класса, за исключением кадет, в отпуск не пускали совершенно, и они занимались в своих ротах одиночной выправкой и отданием чести. Через месяц ротные командиры представляли их, группами по 5-6 человек лучших, командиру батальона, который лично поверял каждого. Малейшая шероховатость в выправке, в отдании чести, в ответах на летучие вопросы, задававшиеся командиром батальона, лишала юнкера права на отпуск.
Такой прием сразу породил между юнкерами соревнование на скорейшее получение права на отпуск. Юнкера же, плохо успевавшие в отношении строевой подготовки, к декабрю месяцу отчислялись от училища в полки. За период с сентября по декабрь таких неуспевавших набиралось человек 15-20.
Часто по воскресным дням, командир батальона приказывал оседлать пять лошадей, брал из каждой роты по юнкеру, которых он называл своими «ординарцами», и с ними совершал верховые прогулки по окрестностям города.
Через два года все эти меры уже дали реальные результаты: юнкера Киевского военного училища стали выделяться своим поведением и выправкой не только среди гарнизона Киева, но и в других городах, куда они уезжали на каникулы в отпуск.
В мае 1909 года полковник Адамович был назначен Начальником Виленского военного училища, а 5-го июня 1909 года был отдан Высочайший приказ о назначении командиром батальона нашего училища полковника Василия Афанасьевича Сигарева.
Переходя к воспоминаниям о времени своего командования батальоном, полковник Сигарев еще раз отмечает напряженную работу строевого командного состава училища не только в отношении строевой подготовки юнкеров, но и по воспитанию будущих офицеров.
И одно и другое лежит на ответственности командира батальона; два года юнкер живет в своей роте и наблюдение и ответственность за выполнение им всех требований дисциплины и службы, за его поведение в стенах училища и вне
его, лежит на строевом начальстве, В случае неуспеваемости юнкера в классных занятиях, об этом сообщается тому же строевому начальству для принятия соответствующих мер. Как юнкер одет, пришиты ли все пуговицы, вычищены ли сапоги, что бы и где бы юнкер ни сделал, отвечает все то же строевое начальство. Строевой офицер в училище — не только начальник, он и гувернер, он и наставник юнкеров; именно на нем и лежит главная ответственность за воспитание будущего офицера. А если принять во внимание, что наше училище пополнялось на 85% штатскими молодыми людьми (кадет поступало в среднем 30-40 человек в год), то станет понятным, что строевому начальству приходилось часто перерабатывать психику молодых людей, совсем не имеющих понятия или же, что еще хуже, имеющих превратное понятие о дисциплине, о чувстве воинского долга, о войсковых традициях и т. д. И за два года работы училище этого добивалось: полковнику Сигареву не один раз приходилось слышать от молодых офицеров, бывших студентов, сожаления об отсутствии в университетах «хоть десятой доли тех разумных требований, которые предъявляются в училище: университеты были бы тогда образцовыми учебными заведениями».
Очень большое внимание обращалось на выбор будущих портупей-юнкеров. До принятия должности командира батальона полковником Адамовичем, каждый командир роты представлял, в надлежащее время, командиру батальона рапорт, ходатайствуя о производстве таких-то юнкеров в портупей-юнкера. Производства эти автоматически утверждались командиром батальона и начальником училища. Полковник Адамович ввел для этих производств совершенно новый порядок. Зная хорошо, если не всех, то, по крайней мере, большую половину юнкеров, полковник Адамович собирал ротных командиров и совместно с ними обсуждал каждую кандидатуру, часто заменяя представляемых другими кандидатами. Этот «совещательный» способ, давший прекрасные результаты, продолжал применяться и при командире батальона полковнике Сигареве. При этом, главное внимание обращалось не на успехи в классных занятиях, а на моральные качества кандидатов на портупей-юнкерские нашивки: твердость характера, силу воли, уменье подчинять себе других и т. д.
Была принята, также, система общих заседаний всех офицеров строевого командного состава, на первом из которых, в конце сентября месяца, командиры полурот младшего класса подробно докладывали о каждом юнкере своей полуроты, о его качествах, насколько они выявились за истекший месяц, характере, исполнительности, дисциплинированности и т.д. В конце ноября назначалось такое же заседание и перед роспуском на Рождество — третье. После Нового Года бывали еще два заседания.
В соответствующие периоды на таких собраниях обсуждались и вопросы о производстве в портупей-юнкера. Это давало возможность всем офицерам высказать свое мнение по поводу юнкеров других рот, если ими было что-нибудь за кем-либо из юнкеров замечено.
Далее, полковник Сигарев вспоминает, что, составляя расписание строевых занятий на 1909-10 учебный год, он лишний раз убедился в том, насколько целесообразно и продуманно оно было составлено полковником Адамовичем, так что в него не понадобилось внести, кроме самых незначительных деталей, почти никаких изменений. В последующие годы расписание это все время усовершенствовалось с учетом опыта прошлых лет, и в конце 1912 года Главное Управление Военно-Учебных заведений приказало Начальнику училища разослать наше расписание строевых занятий во все училища, как образец.
Из личного своего опыта, как преподавателя тактики, полковник Сигарев вынес впечатление о том, как трудно юнкерам младшего класса усвоить понятие о действиях роты состава военного времени в боевом порядке. Поэтому, с самого начала своего командования батальоном, полковником Сигаревым были введены показные учения, производившиеся ротой юнкеров старшего курса, усиленной пулеметной командой. После походного движения с мерами охранения эта рота проходила на полигон, где проделывала полное наступление роты, от резервного порядка, движения в сфере артиллерийского огня, перестроения в боевой порядок, наступления под пулеметным и ружейным огнем, до удара в штыки и преследования противника включительно. Сопровождавшие роту юнкера младшего курса, наблюдая ее действия и выслушивая объяснения своих офицеров и преподавателей тактики, изучали на примере полную картину боя роты.
Ознакомление с артиллерией и конницей про исходило на практике, для чего в училище специально прибывали полевая батарея и казачья сотня. Эта последняя, в конце своих занятий, проносилась лавой через нашу цепь…
Число часов, отведенных на ночные учения, было при полковнике Сигареве удвоено.
В 1910-11 годах при училище было организовано «Общество вспомоществования бывшим Киевлянам». Устав Общества, состоявшего под Августейшим покровительством Великого Князя Константина Константиновича, был Высочайше утвержден 27 июня 1911 года. Особенно много труда вложил в это начинание капитан Луганин, впоследствии командир 4-ой роты.
В сентябре месяце 1911 года, батальон, под командованием капитана Галущинского (полковник Сигарев был назначен посредником при одной из дивизий) и в присутствии Начальника училища, принимал участие в больших маневрах войск Киевского военного округа в Высочайшем присутствии. По окончании маневров состоялся общий парад у села Мотыжино, где после объезда войск Государем, училище прошло церемониальным маршем в голове всех войск парада. Затем, выступив 15 сентября в 17 часов походным порядком, батальон прибыл в Киев 16 сентября в 8 часов, сделав переход в 58 верст за 15 часов.
К 1913 году был закончен постройкой новый двух-этажный флигель для классных помещений, соединенный с главным зданием. В том же флигеле была устроена церковь с примыкавшим к ней огромным залом, в котором мог быть совершенно свободно построен весь батальон. В этом зале потом происходили балы, концерты, спектакли, разбор вакансий и проч. В нижнем этаже, под этим залом был оборудован новый гимнастический зал со множеством снарядов, в котором могла заниматься одновременно целая рота, разбиваясь на 12-15 партий, по 6-7 человек в каждой. Рядом с гимнастическим залом был фехтовальный зал. Весь верх старого здания служил теперь как помещения для рот, а нижний его этаж был отведен под всевозможные хозяйственные учреждения. Явилась возможность оборудовать при ротах прекрасные умывальные комнаты, курилки, парикмахерские и т.д. Столовая была расширена, кухня, хлебопекарня и булочная усовершенствованы. Была также расширена и библиотека.
Подводя итог уже сказанному, можно утверждать, что к 1912 году жизнь и деятельность училища уже твердо и окончательно установились. Весь состав его, от Начальника училища и до последнего по списку юнкера, слился в одно прочное целое. Честью училища дорожил каждый и все крепко придерживались традиций и девиза «Дисциплина — прежде всего!», выбитого над входом в училище. Улучшались оценки ежегодно инспектирующих училище генералов или же самого Главного Начальника Военно-Учебных заведений Великого Князя Константина Константиновича. Последний смотр училища Великим Князем имел место летом 1913 года, когда Великий Князь прожил в лагере училища три дня. На вопрос полковника Сигарева, обращенный к генералу, сопровождавшему Великого Князя в Его поездке, о том, как Он находит училище, генерал ответил, что сейчас Киевское военное училище во мнении Главного Управления Военно-Учебных заведений стоит на первом месте.
Немалая заслуга в этом принадлежит Начальнику училища генералу Крылову; он любил училище, заботливо вникал во все его нужды. Редко бывал день, чтобы Начальник училища не побывал на занятиях во всех ротах. Генерал Крылов всегда горячо стоял за своих юнкеров; случаи, когда комендантский надзор сообщал в училище что-нибудь о нашем юнкере, стали чрезвычайно редкими, так как даже самое ничтожное замечание Начальник училища близко принимал к сердцу. Был случай, когда Начальник училища, по докладу юнкера, найдя, что юнкер не был виноват, немедленно отправился к командующему войсками округа. Комендант города Киева генерал Медер приезжал потом к Начальнику училища с объяснениями.
В этот период, вспоминает полковник Сигарев, работать стало легче. Офицерский состав училища представлял собой испытанных, опытных людей; ротами командовали капитаны: 1-ой — Дейчман, 2-ой Галущинский, потом Минин, 3-ей Воронцов, 4-ой Ивицкий, потом — Луганин. Радовали своей образцовой службой и младшие офицеры, штабс-капитаны Басанько, Никольский, Фокин, Каминский, — регент нашего церковного хора, Мошинский, преподававший у нас фехтование, Тутковский, ротмистр Дужкин. Учебное дело было в руках генерала Старка и его помощника полковника Попова, преподававшего артиллерию, замечательного работника. Законоучителем и училищным священником был о. Евгений Капралов, магистр богословия. Это был единственный преподаватель, на лекции которого по истории церкви и догматам веры приходили, умудряясь удрать со своих лекций, юнкера из других классов. Старшим врачом был действительный статский советник доктор Бочаров, хирург по специальности, расстрелянный большевиками в Мариинском парке в Киеве в 1918 году. Помощником его был доктор Воронецкий, специалист по внутренним болезням. Хозяйственная часть оставалась в руках опытного полковника Семеновича, а квартермистром был полковник Фомин.
Весь постоянный состав училища, до старшего повара Орленко и вахтера, начальствовавшего над всей училищной прислугой, составлял большую, дружно работавшую и сплоченную семью.
(Окончание следует)
Составил К. М. Перепеловский
Похожие статьи:
- «Щипонос». – П.В. Шиловский
- Братские могилы Симбирцев. – В.Н. Лукин
- Чугуевское военное училище. – В. Альмендингер
- Чугуевское Военное Училище (Окончание). – В. Альмендингер
- Штабс-капитан В. Д. Парфенов. – Анатолий Векслер
- Чугуевское Военное Училище. Продолжение, №109). – В. Альмендингер
- Бунт роты 5-го саперного батальона в Киеве в ноябре 1906 года. – К. Сазонов
- Письма в Редакцию. (№111)
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский