Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Лига Обновления Флота и шхуна “УТРО”. – А. А. Штром



Статья Г. И. Холенкова «Плавание на шху­не «Утро» меня особо заинтересовала, так как и я совершил на этом корабле одно плавание.

Приходится начать издалека: «Лига обнов­ления флота» возникла в 1905 году как одно из последствий неудачной для нас войны с Япо­нией, в которой мы потеряли наш флот, а ши­рокие общественные круги стали называть Морское министерство — «Самотопное ведом­ство». Многострадальное морское офицерство, уцелевшее после Цусимы, подверглось, как среди интеллигенции, так и в «передовой» пе­чати, такой травле и глумлению, что это заста­вило часть молодых офицеров покинуть флот. С другой стороны, здоровая часть населения, по собственной инициативе, начала приносить свои посильные пожертвования на восстанов­ление флота. В результате был создан Комитет под председательствованием Великого Князя Александра Михайловича и на собранные им народные пожертвования были построены 20 эскадренных миноносцев, во главе с непревзой­денным «Новиком», которые составили ядро возрождавшегося Балтийского флота.

В том же 1905 году, по инициативе несколь­ких офицеров флота была создана «Лига Об­новления Флота», для пропаганды идеи о не­обходимости флота для такой, казалось бы, су­хопутной страны, как Россия, и для привлече­ния молодежи на морскую службу. Возглав­лял «Лигу» вице-адмирал Бергштрессер. Не­сколько позже, при «Лиге Обновления Флота» был образован специальный «Комитет морских экскурсий», под председательством контр-ад­мирала H. Н. Беклемишева. Осуществить свою идею Комитету удалось не сразу и только, если я не ошибаюсь, в 1907 или 1908 году была орга­низована первая морская экскурсия на крейсе­ре 2 ранга «Крейсер», предоставленном для этой цели Морским Министерством.

Однако на деле оказалось, что плавание мо­лодежи на таком большом корабле не достига­ет цели, и потому Комитет в следующие годы заарендовал небольшую шхуну, на которой в дальнейшем и совершались морские экскурсии, в две смены в течение короткого балтийского лета.

Значок Лиги Обновления флота

Овал, якорь и флагшток полированные, середина матовая. Флаги — цветная эмаль. Цифры и надпись — синяя эмаль, славянская вязь. Такой же значек находился в Морском му­зее, в здании Адмиралтейства, но с накладным золотым якорем.

В 1911 году я приехал в Петербург для по­ступления в университет и уже знакомый по журнальным статьям, с «Морскими экскурси­ями» записался в члены «Лиги Обновления Флота», которая тогда помещалась на Мойке, в доме, где жил и скончался Пушкин. Члены «Лиги» носили маленький серебряный значек, который носили в петлице, (см. рисунок). На­сколько помню, на одном из собраний «Лиги» в зиму 1911-1912 гг., трое молодых людей про­чли доклад о своем плавании на яхте «Наяда» от верховьев до устья Волги. Доклад этот был выпущен «Лигой» отдельной книжкой.

К кампании 1912 года «Лига» приобрела в собственность трехмачтовую финскую шхуну «URPO», переименованную в «Утро». На этой только что построенной и даже еще не окра­шенной шхуне натурального свежего дерева я и совершил плавание в конце мая и начале ию­ня 1912 года по Финскому заливу и в Сток­гольм. К участию в экскурсиях принимались студенты и учащиеся старших классов сред­них учебных заведений, прошедшие тщатель­ный медицинский осмотр.

Г. И. Холенков не указывает точно месяцы плавания, но судя по тому, что он упоминает об опоздании на Олимпийские игры, это бы­ла вторая экскурсия 1912 года, июнь-июль, так как наша первая экскурсия этого года застала еще Олимпиаду и мы присутствовали при фи­нале состязания в футбол между Англией и Да­нией, который выиграли англичане благодаря своей невероятно грубой игре — с поля унесли чуть ли не половину датской команды. Первен­ство тенниса взял русский спортсмен граф Су­мароков Эльстон. Все русские участники Олимпиады жили на пароходе Русско-Азиат­ского общества «Бирма», зафрахтованном для этой цели русским правительством.

В отличие от второй экскурсии нам не уда­лось побывать на судах Балтийского флота. Упомяну о том, что молодые люди, участвовав­шие в этих экскурсиях вторично, носили на рукаве красный шеврон и сразу же были на­значены старшинами вахт и отделений. Помню также, что нас, экскурсантов, очень разочаро­вало, что на лентах полученных нами беско­зырок стояло «Комитет Морских Экскурсий», а не «Лига Обновления Флота». Командовал шхуной «Утро» не отставной капитан 2 ранга, а бывший флагманский штурман штаба адми­рала Рожественского полковник В. И. Филипповский, стяжавший себе печальную известность в деле сдачи эскадренного миноносца «Бедовый», а его помощником был преподава­тель Мореходного Императора Петра Великого училища в Петербурге, сравнительно молодой капитан с нерусской фамилией, которую я не запомнил. Плавали мы не под национальным трехцветным флагом, а под флагом Невского Яхт-Клуба, в списках которого «Утро» числи­лось.

К сожалению, это полезное начинание не получило широкого распространения и осталось в пределах Балтийского моря, тогда как при интересе, проявленном молодежью к этому на­чинанию, экскурсии могли бы быть организо­ванными и в Черном море, где климатические условия были гораздо благоприятнее, что дало бы возможность увеличить число экскурсий в год.

Во всяком случае, я и до сих пор с удоволь­ствием вспоминаю месяц, проведенный на шху­не «Утро», хотя, к сожалению, совершенно ис­парились из памяти фамилии моих тогдашних соплавателей.

А. А. Штром.

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв