Статья Г. И. Холенкова «Плавание на шхуне «Утро» меня особо заинтересовала, так как и я совершил на этом корабле одно плавание.
Приходится начать издалека: «Лига обновления флота» возникла в 1905 году как одно из последствий неудачной для нас войны с Японией, в которой мы потеряли наш флот, а широкие общественные круги стали называть Морское министерство — «Самотопное ведомство». Многострадальное морское офицерство, уцелевшее после Цусимы, подверглось, как среди интеллигенции, так и в «передовой» печати, такой травле и глумлению, что это заставило часть молодых офицеров покинуть флот. С другой стороны, здоровая часть населения, по собственной инициативе, начала приносить свои посильные пожертвования на восстановление флота. В результате был создан Комитет под председательствованием Великого Князя Александра Михайловича и на собранные им народные пожертвования были построены 20 эскадренных миноносцев, во главе с непревзойденным «Новиком», которые составили ядро возрождавшегося Балтийского флота.
В том же 1905 году, по инициативе нескольких офицеров флота была создана «Лига Обновления Флота», для пропаганды идеи о необходимости флота для такой, казалось бы, сухопутной страны, как Россия, и для привлечения молодежи на морскую службу. Возглавлял «Лигу» вице-адмирал Бергштрессер. Несколько позже, при «Лиге Обновления Флота» был образован специальный «Комитет морских экскурсий», под председательством контр-адмирала H. Н. Беклемишева. Осуществить свою идею Комитету удалось не сразу и только, если я не ошибаюсь, в 1907 или 1908 году была организована первая морская экскурсия на крейсере 2 ранга «Крейсер», предоставленном для этой цели Морским Министерством.
Однако на деле оказалось, что плавание молодежи на таком большом корабле не достигает цели, и потому Комитет в следующие годы заарендовал небольшую шхуну, на которой в дальнейшем и совершались морские экскурсии, в две смены в течение короткого балтийского лета.
В 1911 году я приехал в Петербург для поступления в университет и уже знакомый по журнальным статьям, с «Морскими экскурсиями» записался в члены «Лиги Обновления Флота», которая тогда помещалась на Мойке, в доме, где жил и скончался Пушкин. Члены «Лиги» носили маленький серебряный значек, который носили в петлице, (см. рисунок). Насколько помню, на одном из собраний «Лиги» в зиму 1911-1912 гг., трое молодых людей прочли доклад о своем плавании на яхте «Наяда» от верховьев до устья Волги. Доклад этот был выпущен «Лигой» отдельной книжкой.
К кампании 1912 года «Лига» приобрела в собственность трехмачтовую финскую шхуну «URPO», переименованную в «Утро». На этой только что построенной и даже еще не окрашенной шхуне натурального свежего дерева я и совершил плавание в конце мая и начале июня 1912 года по Финскому заливу и в Стокгольм. К участию в экскурсиях принимались студенты и учащиеся старших классов средних учебных заведений, прошедшие тщательный медицинский осмотр.
Г. И. Холенков не указывает точно месяцы плавания, но судя по тому, что он упоминает об опоздании на Олимпийские игры, это была вторая экскурсия 1912 года, июнь-июль, так как наша первая экскурсия этого года застала еще Олимпиаду и мы присутствовали при финале состязания в футбол между Англией и Данией, который выиграли англичане благодаря своей невероятно грубой игре — с поля унесли чуть ли не половину датской команды. Первенство тенниса взял русский спортсмен граф Сумароков Эльстон. Все русские участники Олимпиады жили на пароходе Русско-Азиатского общества «Бирма», зафрахтованном для этой цели русским правительством.
В отличие от второй экскурсии нам не удалось побывать на судах Балтийского флота. Упомяну о том, что молодые люди, участвовавшие в этих экскурсиях вторично, носили на рукаве красный шеврон и сразу же были назначены старшинами вахт и отделений. Помню также, что нас, экскурсантов, очень разочаровало, что на лентах полученных нами бескозырок стояло «Комитет Морских Экскурсий», а не «Лига Обновления Флота». Командовал шхуной «Утро» не отставной капитан 2 ранга, а бывший флагманский штурман штаба адмирала Рожественского полковник В. И. Филипповский, стяжавший себе печальную известность в деле сдачи эскадренного миноносца «Бедовый», а его помощником был преподаватель Мореходного Императора Петра Великого училища в Петербурге, сравнительно молодой капитан с нерусской фамилией, которую я не запомнил. Плавали мы не под национальным трехцветным флагом, а под флагом Невского Яхт-Клуба, в списках которого «Утро» числилось.
К сожалению, это полезное начинание не получило широкого распространения и осталось в пределах Балтийского моря, тогда как при интересе, проявленном молодежью к этому начинанию, экскурсии могли бы быть организованными и в Черном море, где климатические условия были гораздо благоприятнее, что дало бы возможность увеличить число экскурсий в год.
Во всяком случае, я и до сих пор с удовольствием вспоминаю месяц, проведенный на шхуне «Утро», хотя, к сожалению, совершенно испарились из памяти фамилии моих тогдашних соплавателей.
А. А. Штром.
Похожие статьи:
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Плавание на шхуне „Утро”. – Г. И. Холенков
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- «ВОИНСКАЯ ЖИЗНЬ ЗА РУБЕЖОМ» (№107)
- Хроника «Военной Были» (№113)
- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ (№108)
- Андреевский флаг адмирала Брауна и фрегат «Геркулес». – А.Штром
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение, №117). – Б. А. Щепинский