В начале девятисотых годов, в целях развития в юношестве любви к морскому делу, в военно-морских кругах зародилась мысль создать Лигу Обновления Флота. Узнав об этом от своего друга адмирала Князева, мой отец предложил мне войти в эту Лигу и провести два летних месяца в плавании на парусном судне в качестве добровольца экскурсанта. Предполагалось плавание по Балтийскому морю с заходом в Швецию, где мы должны были присутствовать на Олимпийских играх. Идея этого путешествия, а также знакомство с судовой жизнью матроса мне понравились, и я с удовольствием согласился. Некоторое понятие о жизни на борту военного корабля я уже имел, когда с моим другом Глебом Князевым ездил на эск. бронен. «Славу», которой тогда командовал его отец. Там мы проводили иногда целые дни, знакомясь с жизнью судовой команды. До Кронштадта мы тогда добирались на колесном двухтрубном пароходе «Луч», совершавшем постоянные рейсы между Ораниенбаумом и Кронштадтом.
В первых числах июня я записался в эту Лигу, надел матросскую форму и прибыл на трехмачтовую моторно-парусную шхуну «Утро». Всех нас, экскурсантов, было сорок человек — гимназистов, кадет и студентов. Командовал шхуной отставной капитан 2 ранга, помощником же его был старший лейтенант, много лет служивший в торговом флоте и хорошо знакомый с парусным делом. Кроме нас, экскурсантов, было еще двенадцать человек матросов — финнов. Очень характерной фигурой был боцман, тип настоящего морского волка, всю свою жизнь он плавал и рыбачил по морям и океанам. Всегда со своей неизменной трубкой в зубах, отлично зная свое дело, он держал всю судовую команду и нас, молодых и неопытных, в строгом повиновении. Когда нужно было, он умел так смачно ругнуться, да еще со своим характерным чухонским акцентом, что «чертям становилось тошно», а уж нам, «зеленым», не умевшим еще твердо стоять и ходить по палубе, и подавно.
Из Петербурга в Кронштадт, по Морскому каналу, нас привел небольшой буксирный пароход, а затем, поставив паруса мы двинулись в поход самостоятельно. Легкий попутный ветер надувал паруса, увеличивая крен и заставляя наше судно резать голубые волны с белыми барашками. На корме он трепал наш родной трехцветный флаг, который каждый день торжественно поднимали в 8 часов утра и спускали с заходом солнца, причем при этой церемонии вся команда выстраивалась на шханцах. День начинался с общей молитвы, и после поднятия флага и общего завтрака, под наблюдением боцмана мы скребли и мыли щетками палубу, скатывая ее водой из особых парусиновых ведер, затем чистили все медные части корабля, надраивая их до блеска золота. Отдохнув немного, мы строились на палубе и затем, по отделениям, под руководством офицеров, проходили курс морского дела теоретически и практически, знакомясь с морскими картами, работой на штурвале, ставили и спускали паруса, учились лазать по веревочным лестницам на все три мачты. На корме учились обращению с лагом, определяющим скорость хода корабля, и своевременно «били склянки» на юте, в повешенной там рынде. Слушая и исполняя команды, запоминали специальные морские термины. В течение суток каждое отделение по очереди несло вахту, сменяясь каждые четыре часа. Ночная вахта, с 12 до 4 утра, по флотскому обычаю называлась «собакой», потому что, заснув с вечера крепким, хорошим сном, было тяжело просыпаться, вставать с койки и идти на палубу, особенно в свежую ночь. На судне мы носили парусиновую белую блузу, такие же штаны и, конечно, никакого белья. Только с заходом в порта, при съезде на берег надевали свои белые матроски с синим воротником, полосатые тельняшки и черные военные штаны с «полупортом» (особая откидная передняя часть морских штанов, их особенность. Ред.).
Стоя на якоре, мы обучались спускать шлюпки, грести на распашных веслах или, поставив на шлюпках паруса, состязались в скорости, — одно отделение перед другим. Купались, бросаясь прямо с борта, плавали вокруг судна, причем всегда нас сторожила дежурная шлюпка, готовая в любой момент прийти на помощь и спасти неумеющего еще хорошо плавать.
На рейде Котка мы посетили суда Отряда Морского корпуса и Морского инженерного училища, где были приняты желанными гостями. Гостеприимные хозяева знакомили нас с их судовой жизнью. Они так же, как и мы, проходили практические плавание с той только разницей, что плавали они на военных кораблях, а потому изучали еще и военно-морскую науку, в то время как мы, на рыбачьей парусной шхуне и не как ученики, а как любители экскурсанты, развлекались, проводя свои летние каникулы в море.
Тут же, на стоянке Балтийского флота, мы были однажды приглашены на учебную стрельбу минами Уайтхэда. Рано утром, после подъема флага, за нами были присланы военные баркасы и нас разместили на четыре эскадренных миноносца, по десяти человек на каждом. Перед выходом в море нас пригласили в кают-компанию пить чай. Наше любопытство возбудил один офицер инженер-механик, имевший странную привычку вместо чая пить натощак внушительную рюмку водки, находя, что это полезнее и здоровее. Окончив чаепитие, мы вышли на палубу, где наблюдали, с каким проворством матросы приготовлялись к учебной стрельбе, следуя командам командира. Вот миноносцы снялись с якорей, построились в кильватерную колонну и пошли полным ходом к плавучим мишеням. Наше отделение находилось на миноносце, дважды сбившем эти мишени, произведя взрывы и подымая вверх огромные водяные столбы, где бесчисленные брызги сверкали на солнце, как алмазы.
Во все время нашей стоянки здесь, изо дня в день мы знакомились с морской жизнью не только нашей шхуны, но и других кораблей Балтийского флота, посещая линейные корабли, крейсера, миноносцы и различные вспомогательные суда, стоявшие на рейде. Тут как-то незаметно зародилась во мне любовь к морю, и моему отцу было очень приятно узнать, что командир мой отметил мое рвение и назначил меня старшиной отделения, с исполнением обязанностей вахтенного начальника. Как раз на моей вахте ночью мы пришли в Гельсингфорс и легко, без «аврала», справились моим отделением, спустили паруса и стали на якорь на указанном нам месте.
На другое утро все были приятно удивлены, увидев столицу Финляндии, с ее красивыми зданиями, лютеранскими кирками и православным собором. В описываемое мною время Финляндия принадлежала России, называлась Великим Княжеством Финляндским и управлялась русским генерал-губернатором.
В день прихода шхуны в Гельсингфорс мне удалось снестись с помощником командира порта капитаном 1 ранга берегового состава В. Н. Протопоповым, с которым я был знаком еще в Ораниенбауме, где он имел свою дачу и где летом жила его семья. Он был так любезен, что дал в мое распоряжение паровой катер, который подошел к трапу, и я, с разрешения командира, пригласил все мое отделение, десять человек, сделать прогулку по финским шхерам. На некоторых особо красивых островах мы останавливались, гуляли в сосновых лесах и фотографировали замечательные пейзажи. Вернулись только к вечеру, а на другой день, уже на своих шлюпках, отправились на берег осматривать город.
Своей западной архитектурой, безукоризненной чистотой, широкими, прямыми улицами, цветущими скверами и тенистыми аллеями он резко отличался от наших русских провинциальных городов. Несмотря на русские вывески и русских городовых в белых летних кителях с белыми чехлами на фуражках, все-таки чувствовалось, что мы не дома, а заграницей, причем, казалось, что и уличная толпа одета как-то иначе, «по-заграничному».
Простояв три дня и запасшись продовольствием и питьевой водой, ранним утром мы поставили паруса и, пользуясь свежим попутным ветерком, вышли в море, держа курс к берегам Швеции. Утро было ясное, солнечное, но с каждым часом ветер все крепчал, паруса надувались, крен и скорость корабля увеличивались, синие волны с белыми гребнями ударялись в борта, а то и хлестали через них, обливая нас, стоящих на палубе у снастей, готовых в любой момент по команде командира приступить к спуску парусов. К семи часам вечера стало темнеть, на небе появились черные грозовые тучи, порывистый ветер частыми шквалами готов был разорвать паруса, гнул мачты, и они жалобно скрипели. Наконец с мостика раздался зычный голос командира: «Спустить паруса!». Моему отделению было приказано остаться на оставшихся кливерах и держать шкоты вручную, по два человека на каждом. Силой ветра нос корабля, погружаясь, резал волны, которые расходились по обоим бортам корабля. На штурвале, вместо одного рулевого двое еле удерживали шхуну на курсе.
Чтобы избежать скалистых берегов и в то же время не оставаться в море в такую погоду, наш командир решил выброситься на песчаный берег, который быстро к нам приближался, и мы уже видели, как волны высотой с добрый дом накатывались на него и с шумом возвращались в пенное море. Наконец, уже у самого берега была подана команда: «Отдать кливера!», то есть спустить их, чтобы ослабить удар форштевня корабля о берег, в который мы врезались и остановились. Полил сильный дождь, оглушительные раскаты грома эхом отдавались в прибрежных горах. Вся команда надела желтые клеенчатые дождевики и такие же шляпы с широкими полями и принялась за усиленную работу, приводя судно в порядок после бури, которая к ночи прекратилась. Яркий месяц вылез из-за быстро бегущих темных облаков и осветил своим голубоватым светом берег и набегающие волны.
На другой день собственными силами начали вытягивать шхуну из песка, работая баграми и лопатами, а также спустив на воду все четыре шлюпки. Завели тросы и на веслах потянули корму нашей шхуны. Нам помогал небольшой мотор, которым пользовались только в тихую погоду, в штиль, когда паруса полоскали в воздухе без всякой пользы. В конце концов, после дружной работы судно благополучно выбралось из песков и снова легко покачивалось на волнах. Пока паруса просыхали на солнце, мы отправились на своих шлюпках на лежавший вблизи необитаемый остров. Раздевшись догола, принялись стирать свое белье и платье, а затем сушить, развешивая его на деревьях. Сварив чай на костре и плотно закусив привезенной с собой провизией, мы разбрелись по острову. Чувствуя себя настоящими детьми природы или первобытными людьми, мы бегали, боролись, прыгали в воду с прибрежных скал, ныряли, плавали. Достаточно насладившись, выбегали на берег, бросались в горячий песок, подставляя голое тело палящим лучам солнца. Отдохнув таким образом весь день с утра до вечера, к ночи вернулись на судно, где нас ждал здоровый, сытный ужин.
Как я уже упоминал, в программе нашего плавания было посещение Олимпийских игр, которые как раз в это время происходили в Стокгольме, но, к сожалению, мы опоздали прибыть вовремя, прежде всего из-за бури, но также и вследствие наступившей после нее долгой ясной, безветренной погоды, когда мы еле двигались с помощью своего маленького моторчика, не имея возможности поставить паруса.
Придя в Стокгольм, мы ошвартовались у пристани, где нас уже ждал русский консул. Он поздравил нас с благополучным прибытием и пригласил всех к себе на завтрак в консульство. Принарядившись как могли лучше, строем, под командой нашего командира мы пошли частыми широкими улицами, любуясь красивыми зданиями и весело отвечая улыбками на приветствия встречавшихся шведов и шведок, некоторые из которых были в национальных костюмах. После завтрака мы осматривали музеи, картины галереи, парки, дворцы и здание Парламента. Простояв в шведских водах два дня, мы с помощью шведского лоцмана снова вышли в море и пошли фиордами, проложив курс на Ригу и Ревель, где мы также знакомились с достопримечательностями этих старинных исторических городов.
На другой день рано утром, после подъема флага, мы снялись с якоря и пошли в Кронштадт. Хорошо окрепшие за лето, мы возвращались домой. Один из нас принес гитару и, аккомпанируя себе, приятным баритоном запел студенческую песню: «Быстры, как волны, все дни нашей жизни…» Другие поддержали, и ладно полилась знакомая мелодия. Пахло морем, дул легкий соленый ветерок летней темной ночи. Чистое небо вызвездило и делало темноту мягкой и прозрачной. Бесшумно скользило нашё судно с натянутыми парусами. Конечно, всем нам взгрустнулось, наше плавание подходило к концу. В середине августа вернулись в Кронштадт.
Тут со мной случилась маленькая неприятность. Идя узкой портовой улицей, я встретил парный экипаж, в котором важно восседал какой-то адмирал. От неожиданности я растерялся и, как-то неумело приложив руку к фуражке, отдал честь. Адмирал остановил экипаж и что-то закричал. Не успел я прийти в себя, как ко мне подошел патруль и отвел в Комендантское управление, где мне объяснили, что это был «гроза флота», адмирал Вирен. Когда выяснилось, что я не настоящий матрос, а экскурсант, мне посоветовали поспешить переодеться в студенческую форму, чтобы снова не попасть в такое положение.
По возвращении домой к себе на дачу в Ораниенбаум, я был, конечно, обрадован радушной встречей моих близких и прежде всего неподдельной радостью моего отца, который очень интересовался моим плаванием, и, конечно, сожалел что сделаться моряком для меня поздно, — я уже избрал себе другую карьеру: проходя экономические науки в Политехническом институте, я имел в виду в будущем консульскую службу. Как раз в это время был основан специальный консульский подотдел.
Г. И. Холенков
Похожие статьи:
- Следы старой катастрофы. – П.А. Варнек
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- Письма в Редакцию (№ 125)
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Иван Константинович Айвазовский. – Г. фон Гельмерсен
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- Mоре. – А. Крапивин
- Из воспоминаний гардемарина. – Н. Кулябко-Корецкий