ОТ АВТОРА
Русские орденские знаки 18-го века являют собою высокие образцы современного им ювелирного искусства, являясь одновременно важным атрибутом военного мундира.
Казалось бы, они заслуживают внимания ревнителей военной старины, но доселе ими не занимались.
Приступая к описанию сих знаков за рубежом, автор не льстит себя надеждою на непогрешимость. Цель автора будет достигнута, если он возбудит интерес к дальнейшим в сей области изысканиям.
Евгений Молло
ВВЕДЕНИЕ
Великий Учредитель первого российского ордена предназначил его в награду заслуг чрезвычайных. Второй орден предназначался им в награду подвигов*). В течение 69 лет 18-го века иных орденов в России не учреждалось.
С прибытием в Россию в 1742 году Герцога Карла-Ульриха Голштинского (будущего Императора Петра III), началось пожалование голштинским орденом св. Анны, но орден сей оставался орденом иностранным и к российским орденам не сопричислялся до 1797 года.
В 1769 году Императрицею Екатериной II был учрежден «Военный Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия», а в 1782 году — «Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира».
В царствование Императора Павла 1-го «благородное дворянство Империи Всероссийской» жаловалось еще орденом св. Иоанна Иерусалимского; учрежденные же его матерью ордена сим Императором не жаловались.
Орденские знаки 18-го века отличны от современных и различны меж собою, сходствуя лишь в указанных пределах и рознясь в размерах, в мастерстве выполнения и в степени украшенности драгоценными камнями. Так, по Статуту ордена св. Апостола Андрея Первозванного на крест отпускалось 85 рублей, личный же орденский крест Императора Петра II оценивался в 25 тысяч. Тем же Статутом кавалерам разрешалось «дать несколько алмазов и других дорогих каменьев Казначею для употребления на крест и украсить оный по своей воле».
Русские орденские знаки 18-го века чрезвы чайно редки. Знаков ордена св. Апостола Андрея Первозванного первоначального образца вовсе не сохранилось. Знаки других орденов сохранились лишь в весьма ограниченном количестве и насчитываются единицами даже в таких хранилищах, каковым является Государственный Эрмитаж. О некоторых знаках мы знаем лишь по их изображениям, коими автор воспользовался при составлении настоящего описания.
*) Автор не касается дамского ордена св. Великомученицы Екатерины.
ОРДЕН СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО
Ни указа об учреждении сего первого Российского ордена, ни первоначальных знаков его не сохранилось. Нам известно только, что 10-го марта 1699 года орденом сим был пожалован боярин Федор Головин. По счастию, Головин тогда же показал свою высокую награду секретарю Цесарского посольства Корбу, отметившему сие событие в своем дневнике и описавшему виденный им орденский знак. По Корбу, то был «крест, на котором обычно изображают святого Андрея, иначе называемый Бургундским» 1).
С этого же, примерно, времени изображение знаков ордена св. Апостола Андрея Первозванного появляется на русских знаменах. Знаки изображались на них то в виде висящего на простой цепи, увенчанного царскою короною Андреевского креста с распятым на нем святителем (рис. 1), то в виде подобного же креста, но с прибавлением двуглавых орлов по углам, причем нижний орел изображался главою и вниз, и вверх 2) (рис. 2).
Что на знаменах изображались знаки ордена св. Апостола Андрея Первозванного подтверждается из дел «О Построении Знамен» Оружейной Палаты, например: «…у знамен ветви и облака и кресты кавалерские Апостола Андрея Первозванного…» или «…в обдержании чепь… у чепи крест подобен кавалерскому…» 3).
Орденским Андреевским крестом украшены были и первые русские офицерские знаки. Один такой знак, принадлежавший лично Царю Петру Алексеевичу, ныне хранится в Эрмитаже. Крест на нем накладной, покрытый синей финифтью, увенчанный царскою короною, и с накладным же изображением святителя (рис. 3).
Головин не только показал Корбу знаки своего ордена, но и пересказал ему содержание орденского Статута. Если и существовал в 1699 году писаный Статут сего ордена, то он до нас не дошел. Первый, дошедший до нас Статут ордена св. Апостола Андрея Первозванного был сочинен в 1720 году. Орденские знаки описаны в нем следующим образом:
«Орденский знак имеет две стороны: передняя представляет изображение св. Андрея, висящего на так называемом Андреевском кресте, представленном продолговатым изображением в виде косого креста, на котором сей святой Апостол был распят… На задней же стороне изображен двуглавый орел с тремя золотыми коронами, означенный золотою и синеватою тенью на крыльях. Грудной щит изображает Георгия Победоносца, убивающего копием змия… На одном боку орла стоит А — начальная буква имени святого Апостола Андрея, патрона сего ордена, а на другой — П, в память Основателя и Покровителя оного ордена. Кругом креста, на орденской цепи написано российскими буквами изречение, или девиз: за веру и верность. Сей крест должен быть золотой с алмазами, наведенный финифтью, украшенный алмазною короною, ценою около 85 рублей, повешен сквозь крючки на петлях из цельного золота. Ангелы, держащие над ним корону должны быть вышиты серебром, корона — золотом, а слова: за веру и верность служат надписью, или девизом. Однако ж кавалер может дать несколько алмазов и других дорогих каменьев Казначею для употребления на крест и украсить оный по своей воле. Носить же сей орден на голубой ленте косвенно через плечо от правого на левое до пояса. Орденскую осьмиконечную звезду должно пришивать на кафтане и епанче, в середине оной золотое поле, в котором серебряный крест» 4).
Высочайшего утверждения сей Статут не удостоился.
Каков же был первоначальный вид знаков ордена св. Апостола Андрея Первозванного? Ныне об этом можно только строить догадки. Автор полагает первоначальный их вид схожим с изображениями на знаменах и на офицерских знаках и что наложение Андреевского креста на Российского двуглавого орла явилось позже, ко времени написания вышеуказанного Статута. Орденская цепь, подобная описанной в Статуте, изображена на знамени л.-гв. Преображенского полка 1727 года и состоит из 15 звезд с одной из литер орденского девиза на каждой. На портрете Петра Великого, писанном Караваком в 1723 году, цепь эта выглядит уже иначе и состоит из трех чередующихся частей :1) из двуглавых орлов, 2) из колец с литерами «П» и 3) из звезд с литерами орденского девиза (рис. 4).
В царствование Императора Петра II был сочинен второй Статут, также не получивший Высочайшего утверждения и до нас не дошедший.
В 1730 году был сочинен третий Статут, ранее также почитавшийся утерянным, но ныне найденный и публикуемый впервые. Орденские знаки описаны в нем следующим образом:
«Крест, с имеющеюся над ним Императорскою короною, имеют быть золотые с темносинею финифтью, и сия сторона крылами и хвостом двоеглавного российского орла обнята. На другой же стороне того кавалерского знака имеет быть двйной российский орел, которого крылья золотом и темносиним тушированием означены. Тако ж над орлом три обыкновенные золотые короны являются. Образ на груди орла представляет воина святого Георгия, который змия копием прободает, еже явственнее на приложенном к сему листу под № 1 и 2 изображено.
Сей кавалерский крест надлежит на голубой ленте через правое плечо на левую сторону до шпаги носить.
Кавалерская звезда имеет быть серебром шитая, а в середине имеет золотое поле с темносиним Андреевским крестом. Около же оной символ кавалерии: за веру и верность золотом шито, а в верх Императорская корона, от двух ангелов держимая, как под № 3 является.
Большая кавалерская чепь состоит: в двоеглавном тремя коронами венчанном орле, у которого на груди воин святой Георгий змия копием прободающа изображен, так же в окруженном трофеями и в середине вензелевое имя ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА имеющем щите и в одной, Андреевским крестом прорезанной звезде, в котором на четырех углах литеры «S. А. P. R.» видимы. Которые три штуки переменно, одна под другой связаны.
А в середине всей чепи висит вышеописанный орденский крест, яко же сие все под № 4 пространно означено» 5).
Упомянутые в Статуте рисунки орденских знаков, к сожалению, не сохранились или до сего времени еще не разысканы, но из описания их следует, что к началу царствования Императрицы Анны Иоанновны они приняли окончательный вид и что единственным различием являлся вензель Императрицы Анны Иоанновны на одном из звеньев орденской цепи, позднее замененный вензелем Петра Великого.
Замена вензелей совершилась 14 февраля 1742 года, Указом Императрицы Елизаветы Петровны, которая: «по докладу коллегии иностранных дел соизволила указать: чепи золотые кавалерские ордена святого Апостола Андрея отныне делать и употреблять с вензелем имяни родителя своего, блаженныя и вечнодостойныя памяти ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЯ ІМПЕРАТОРА ПЕТРА ПЕРВАГО, яко фундатора онаго ордена и всем кавалерам, которые таковые кавалерские чепи с вензелем имяни блаженныя памяти ГОСУДАРЫНИ ІМПЕРАТРИЦЫ АННЫ IОАННОВНЫ имеют, объявить, дабы они на тех чепях вензели переделали в немедленном времяни» 6).
По замене вензелей, знаки ордена св. Апостола Андрея Первозванного приняли тот вид, который затем оставался неизменным до самого конца 18-го века.
Император Павел 1-й в день священного своего коронования, 5 апреля 1797 года, обнародовал «СТАТУТ ЧЕТЫРЕХ РОССИЙСКИХ ОРДЕНОВ»: св. Апостола Андрея Первозванного; св. Великомученицы Екатерины; св. Александра Невского и св. Анны, сопричисленной к российским орденам. Об учрежденных матерью его орденах в Статуте не упоминалось, и во все царствование Императора Павла 1-го ордена эти не жаловались.
Статут 1797 года, писанный на пергаменте и снабженный рисунками орденских знаков, одеяний и печатей, хранился в Капитуле Российских Императорских и Царских Орденов. Он был гравирован на меди известным гравером Кошкиным. Знаки ордена св. Апостола Андрея Первозванного описаны в нем следующим образом:
«Лента голубая через правое плечо. Крест синяго цвета в двуглавном и тремя коронами увенчанном орле, представляющий распятаго на нем Святаго Апостола Андрея, и по четырем концам имеющий четыре золотыя Латинския буквы S. А. P. R. означающия SANCTUS ANDREAS PATRONUS RUSSIAE на другой стороне в середине Орла хартия, на которой написан девиз орденский; ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ.
Звезда серебрянная имеющая в середине в золотом поле Крест гладкий голубой Святого Андрея; в окружности же в голубом поле над Крестом корону и тот же Орденский девиз золотыми буквами. Кавалеры носят оную на левой стороне.
В праздник Орденский и другие дни, когда от НАС повелено будет кавалерам быть в полном их одеянии, носят они вместо ленты Крест Орденский на цепи золотой, украшенный знаменованиями оному присвоенными, нашитой на крагене епанчи» 7).
Описание это весьма кратко и несовершенно, но приложенные к Статуту рисунки отличны. Примером служит приложенный нами рисунок орденских креста и цепи (рис. 5), на котором, однако, нами замечены следующие неточности: а) на фигурных, окруженных воинскою арматурою и увенчанных императорскою короною щитах, в вензеле Петра Великого отсутствует цифра «I»; б) на золотых, покрытых красною финифтью и перекрещенных Андреевским крестом бляхах, меж концами креста отсутствуют литеры: «S. А. P. R.». Во всем остальном рисунок этот совершенно подобен орденским кресту и цепи 1795 года, хранящихся в собрании автора.
ПРИМЕЧАНИЯ
1) Johann-Georg Korb, «Diarium intineris in Moscovian», Vienna 1700. «1699 Mart 20 — Tzarea Majestas instruit ordinem equitum Sancti Apostoli Andreae, cru- cem deferre praescriptum, qualem sancti Andreae solent depingere, alias Burgundicam compellatam».
2) Андреевский крест этого образца с нижним орлом, обращенным главою вверх в 1909 году был Высочайше утвержден, как знак л.-гв. Преображенского полка.
3) «Историческое Описание Одежды и Вооружения Российских Войск» § 76 приложений.
4) Баятыш-Каменский, «Историческое Собрание Списков кавалерам Четырех Российских Орденов», «Проект Устава Ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, Государем Петром I Учрежденного».
5) Текст печатается впервые, по полученному автором из России фотостату Статута 1730 года.
6) Текст печатается впервые, по полученному автором из России фотостату Указа 14 февраля 1742 года.
7) Печатается по Статуту в собрании автора.
ОРДЕН СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Мы не знаем доподлинно времени учреждения сего ордена. Нам известно только, что в день бракосочетания Цесаревны Анны Петровны с Герцогом Голштейн-Готторпским Карлом-Фридрихом, 21 мая 1725 года, орденом сим было пожаловано единовременно двенадцать персон.
Статута орден св. Александра Невского не имел до обнародования Императором Павлом І-м в день своего священного коронования, 5 апреля 1797 года, «Статута Четырех Российских Орденов».
Об учреждении ордена св. Александра Невского в Статуте сем сказано:
Прадед НАШ безсмертныя памяти ИМПЕРАТОР ПЕТР ВЕЛИКИЙ… приуготовляясь к походу в Персию, в награду подвигов предопределил Орден Кавалерский Святаго Князя Александра Невского, благочестием и мужеством знаменитого. Смерть вскоре Его постигшая не допустила произвести в действо таковое установление: Но Супруга и Преемница Его исполнила и сие намерение в 1725-м году учреждением помянутаго Кавалерскаго Чина в воздаяние трудов для Отечества подъемлемых».
В силу вышесказанного, учредительницею ордена св. Александра Невского считалась Императрица Екатерина 1-я, но автор с подобным истолкованием не согласен. Автор почитает учредителем ордена Петра Великого, и по следующим причинам:
В Статуте указано, что Петр Великий «предопределил» новоучреждаемый орден «в награду подвигов», иными словами, учреждался орден военный, что далее подтверждается избранием патроном ордена св. Александра Невского, «благочестием и мужеством знаменитого». Но смерть не допустила Петра «произвести в действо таковое установление». Вникнем в смысл этих слов: «установление» не было произведено «в действо», иными словами, Петр не успел никого наградить новоучрежденным орденом. Произошло же это по той причине, что в последние годы жизни Петра не было войны, а по сему не могло быть и награждений подвигов новоучрежденным военным орденом. Орден, однако, был учрежден и знаки его были созданы и изготовлены еще при жизни Петра. Иначе, у Екатерины не достало бы времени и утвердить рисунок знаков, и изготовить их в достаточном количестве для первого награждения, случившегося через четыре месяца после кончины Петра.
Автор не только не признает Екатерину 1-ю учредительницею ордена св. Александра Невского, но и ставит ей в вину то, что она не соблюла предначертания своего мужа и вместо «награды подвигов» раздала новоучрежденный орден прибывшим на свадьбу гостям.
С тех пор орден св. Александра Невского жаловался «в награду трудов для Отечества подъемлемых». Но столь мудро предусмотренная Петром Великим потребность в военном ордене осталась и была восполнена лишь через 44 года, учреждением Военного ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Знаки ордена св. Александра Невского описаны в вышеозначенном Статуте следующим образом:
«Крест красный имеющий в промежутках двуглавных орлов, а в середине изображение Святаго Александра на коне, на другой стороне в белом поле его вензель с Княжескою Короною.
Звезда серебряная, в середине которой в серебряном поле вензелевое имя Святаго Александра Невского под Княжескою Короною. В окружности на красном поле Орденский девиз: ЗА ТРУДЫ И ОТЕЧЕСТВО, изображен золотыми буквами».
Сие краткое описание восполнено приложенными к Статуту рисунками.
Особенностью орденского креста св. Александра Невского 18-го века было то, что с лицевой стороны четыре его конца покрывались не финифтью, а красным стеклом. Автор не знает, почему был избран подобный способ украшения креста, во всяком случае, не о неумения делать финифть, которую русские мастера изготовляли издавна и отлично. Орденская звезда, как и все орденские звезды 18-го века, была шитая (рис. 6, 7 и 8).
ОРДЕН СВЯТОЙ АННЫ
Орден св. Анны был учрежден 14 февраля 1735 года Герцогом Голштейн-Готторпским Карлом-Фридрихом, тем самым, на свадьбе которого с Цесаревной Анной Петровной были впервые розданы знаки ордена св. Александра Невского.
Голштинский статут ордена ограничивал число кавалеров пятнадцатью. Прочими условиями пожалования были: бригадирский или полковничий чин, 15-летняя беспорочная служба, участие в посольствах, заключение полезных договоров и оказание иных отличных заслуг 1).
Знаки ордена св. Анны описаны в голштинском статуте следующим образом:. «Орденский знак состоит в прямом позлащенном финифтяном красного цвета кресте, в середине которого, в кругу на правой стороне представлено избражение св. Анны, а на левой стороне — вензелем связанные литеры: «A. J. P. F.», которые в историческом разуме значат начальные буквы славной Государыни сего имени 2), в безсмертную славу и память, а в нравственном — потребные должности в разсуждении Бога, Правитель
ства, Власти и самого себя с надписью начальных букв: «A. J. P. F.» (AMANTIBUS JUSTIТІАМ, РІЕТАТЕМ, FIDEM) 3). Вышеупомянутый крест носить на красной с железного цвета каймами ленте с левого на правое плечо. Также и звезду на правой стороне груди, с прямым в середине красного цвета крестом с вышеписанною надписью».
Карл-Фридрих умер в 1739 году, и голштинский престол, а вместе с ним и гроссмейстерство ордена св. Анны перешли к его одиннадцатилетнему сыну Карлу-Ульриху. Через три года, 15 ноября 1742 года, Карл-Ульрих был объявлен наследником Российского престола, вызван в Россию и переименован в Великого Князя Петра Феодоровича. Вместе с ним перешел в Россию и орден св. Анны, который он жаловал как состоящим при нем голштинцам, так и российским подданным.
7 июля 1762 года голштинский престол унаследовал Цесаревич Павел Петрович, но 22 августа 1767 года Императрица Екатерина II отказалась от прав сына на Голштинию. Павел Петрович, однако, сохранил звание гроссмейстера выморочного ордена св. Анны и право награждать им, или, точнее говоря 4), подписывать грамоты тем лицам, которым орден назначался его матерью.
Императрица Екатерина II щедро раздавала захваченный ею голштинский орден. Лишенный же возможности распоряжаться своим орденом по своей воле, Павел Петрович, тайком от матери учредил особый вид орденских знаков, которые носились на шпажных эфесах и которыми он жаловал своих гатчинских офицеров 5).
В день своего священного коронования, 5 апреля 1797 года, Император Павел 1-й обнародовал уже упомянутый нами «Статут четырех Российских Орденов». Четвертым орденом стал ныне причисленный к российским орденам, орден св. Анны, о коем сказано: «На конец блаженныя памяти Прародитель НАШ Владетельный Герцог Шлезвиг-Голстинский Карл Фредерик в 1736-м году установил Кавалерский Орден Святыя Анны тезоименитыя Супруге Его, НАШЕЙ Любезной Прародительнице, Дщери Государя ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО, в Бозе почившей ЦЕСАРЕВНЕ и ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ АННЕ ПЕТРОВНЕ, в котором заимствовав надпись от первоначальных букв имени и породы Супруги Своей, присвоил оный Любящим правду, благочестие и верность: Когда же блаженныя памяти Родителю НАШЕМУ и Потомству Его были обнадежены права Его на Всероссийский Императорский Престол, то с сего времени помянутый Кавалерский Орден по Главе Дома и Верховному Начальнику того Ордена, учинился присвоенным Империи Всероссийской». Знаки ордена св. Анны описаны в статуте следующим образом: «Лента красная с широкою желтою каймою для Кавалеров перваго класса через левое плечо; а для втораго класса носящих на шее уже первой. Крест красный с промежутками золотыми украшенный алмазами, в середине коего изображена Святая Анна, на другой же стороне Латинский ея вензель. Звезда серебрянная носимая на правой стороне, в середине коей изображен красный пламенистый Крест, в округе же онаго девиз Ордена: AMANTIBUS JUSTITIAM, РІЕТАТЕМ, FIDEM. Для Кавалеров третьяго класса Крест такой же как и на звезде изображается на инфантерийской или кавалерийской шпаге или сабле. Заслуженным из нижних чинов дается лента татая же, но уже и втораго класса с позолоченною медалью, на которой с одной стороны изображается такой же Крест как и на шпаге, а на другой номер для сохранения вернаго щета сих раздаваемых награждений».
Отметим, что сим статутом орден св. Анны был впервые разделен на степени и, что третья степень, подобно тайно жаловавшимся гатчинским «Аннам», носилась на шпажном эфесе. Отметим также учреждение «Знака Отличия Святой Анны» для награждения «удостоившихся за двадцатилетнюю безпорочную службу унтер Офицеров и рядовых». Отметим и вкравшиеся в статут неточности, повторяемые затем и во всех последующих статутах ордена св. Анны. Укажем, во-первых, что на оборотной стороне Аннинского креста изображен не «латинский ея вензель», а, как указано в голштинском статуте ордена, «вензелем связанные литеры: «A. J. P. F.»; во-вторых, латинский орденских девиз: «AMANTIBUS JUSTITIAM, РІЕТАТЕМ, FIDEM» в переводе на русский язык означает не «Любящим Правду, Благочестие и Верность», но «Любящим Справедливость, Благочестие и Веру».
Обратимся теперь к самим знакам ордена св. Анны. В голштинском статуте говорится, что Аннинские кресты должны быть финифтяные. Если и существовали подобные кресты, то они до нас не дошли. Все известные автору кресты ордена св. Анны 18-го века покрыты красным стеклом. Кресты эти весьмы различны по размерам, по мастерству выполнения и по степени украшенности драгоценными камнями. Находящийся в собрании автора Аннинский крест 18-го века изготовлен из вызолоченной бронзы и имеет в центре с лицевой стороны финифтяное изображение св. Анны, а с оборотной — вензелем связанные литеры «A. J. P. F.». Концы креста покрыты красным стеклом и украшены алмазами — по три на каждом конце. Пространство между концами заполнено орнаментом, состоящим из пальмовых ветвей с алмазом по середине. Размер креста — 6×6 см. Крест этот вполне соответствует как по рисунку, так и по размерам, кресту, изображенному в статуте 1797 года. Аннинские звезды 18-го века были шитые и имели в центре красный на золотом фоне крест, окруженный шитым золотом на красном фоне орденским девизом и двумя несущими императорскую корону ангелами. Носимые на эфесах знаки ордена св. Анны 3-й степени, а также Знаки Отличия Святой Анны были подобны современным. (Рис. 9, 10, 11).
ПРИМЕЧАНИЯ
1) «Исторический очерк Российских орденов и сборник основных орденских статутов» сост. генерал-адъютант граф Воронцов-Дашков, СПб. 1892 г.
2) Литеры «A. J. P. F.» обозначали: «ANNA, ІМРЕRATORIS PETRI FILIA» т. е.: «АННА, Императора Петра Дщерь».
3) т. е.: «Любящим Справедливость, Благочестие, Веру».
4) Кобеко «Цесаревич Павел Петрович» СПб. 1887 г. стр. 13.
5) «Мы уже упоминали, что Павел Петрович, как герцог голштинский, жаловал орден св. Анны. Но как пожалование этим орденом зависело от Императрицы, то он почти всегда доставался не тем, которым желал бы дать его Павел Петрович, что было ему очень досадно. Чрезвычайно хотелось ему пожаловать им кого нибудь из своих любимцев, но им то и не давала его Екатерина. Наконец, придумал он вот что. Он призывает к себе Растопчина и Свечина, подает им два анниские крестика с винтами и говорит: «жалую вас обоих аннинскими кавалерами; возмите эти кресты и привинтите их к шпагам, только на заднюю чашку, чтобы не узнала Императрица». Свечин привинтил, хотя и со страхом, а Растопчин, думая, что это будет плохая шутка, если узнает об этом Императрица, решился рассказать об этом А. С. Протасовой, которая была теткою его жены и была любима Екатериною. Протасова обещала доложить об этом Екатерине, чтоб узнать ея мнение и действительно передала это Императрице, сказав, что Растопчин очень опасается носить орден, а между тем боится оскорбить великого князя. Императрица улыбнулась и промолвила: «Ах, он горе-богатырь! И этого то получше не выдумал! Скажи Растопчину, чтоб он носил свой орден и не боялся: а я не буду замечать».
После этого ответа Растопчин смело привинтил свой орден, не к задней, а к передней чашке шпаги и явился во дворец. Павел Петрович заметил это, подходит к нему и говорит: «Что ты делаешь? Я велел привинтить к задней чашке, а ты привинтил к передней! Императрица увидит! — Милость Вашего Высочества так мне драгоценна, отвечал Растопчин, что я не могу ее скрывать! — Да ты себя погубишь! — Готов погубить себя, но докажу этим преданность Вашему Высочеству».
Павел Петрович чрезвычайно узивился этой преданности и твердости, а Растопчин остался при своем. Вышло, что Свечин дрожал от страха за себя; Павел Петрович за себя и за обоих кавалеров, а Растопчин остался героем твердости и преданности и один без опасения». См. Кобеко «Цесаревич Павел Петрович» СПб. 1887 г. стр. 437 – 439.
ВОЕННЫЙ ОРДЕН СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ
Военный орден св. Великомученика и Победоносца Георгия был учрежден 26 ноября 1769 года и тогда же был утвержден и отпечатан первый его статут. Орденские знаки описаны в нем следующим образом:
«Звезда четвероугольная золотая, по середине которой в черном обруче желтое или золотое поле, а в оном изображено вензелем имя Святого ГЕОРГИЯ, а в черном обруче золотыми литерами надпись: ЗА СЛУЖБУ И ХРАБРОСТЬ.
Крест большой золотой с белою с обе стороны финифтью, по краям с золотою каймою, в середине котораго изображен Царства Московскаго Герб на финифте ж, то есть: в красном поле Святой ГЕОРГИЙ, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчею, имеющий на голове золотую Диадиму, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся збруя золотая, чернаго змия в подошве щита золотым копьем поражающий. На задней стороне в середине в белом поле вензелевое сего Святого ГЕОРГИЯ имя.
Лента шелковая, о трех черных и двух желтых полосах.
Крест для Кавалеров третьяго и четвертаго классов во всем подобен большому, кроме того, что несколько меньше. Равномерно ж и лента с такими ж полосами, только поуже первой».
Из вышеозначенного описания следует, что орденские знаки св. Великомученика и Победоносца Георгия были совершенно подобны современным нам знакам. В действительности это не совсем так. Орденский знак 18-го века всегда отличен от современных нам знаков и по размерам, и по рисунку, и, в особенности, по качеству финифти. Орденские кресты 18-го века были больше современных. Середина, по сравнению с концами, была больше. Концы были слегка выгнуты. Золотое окаймление концов было шире. Финифтяное изображение св. Георгия в центре креста было выполнено в стиле 18-го века на розовом фоне. Белая финифть на концах креста была слегка волниста и с небольшими изъянами. Орденские звезды были шитые. (Рис. 12, и 13).
ОРДЕН СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
Орден св. Равноапостольного Князя Владимира был учрежден 22 сентября 1782 года и тогда же был утвержден и отпечатан первый его статут. Орденские знаки описаны в нем следующим образом:
«Звезда осьмиугольная, попеременно угол серебрянный и угол золотой, посреди которой в черном круглом поле обведенном красною каймою малый золотой крест, около коего литеры С:Р:К:В: то есть: Святый Равноапостольный Князь Владимир: крест же значит просвещение России Святым крещением и Евангелием. В красной кайме серебрянными литерами подпись: ПОЛЬЗА, ЧЕСТЬ И СЛАВА.
Крест большой золотой с красною с обеих сторон финифтью, по краям с черною финифтяною каймою, в середине которого в горностаевом поле изображено вензелевое имя Святого ВЛАДИМИРА под Великокняжескою короною. На задней стороне день и год установления Ордена, то есть 22 Сентября 1782.
Лента шелковая о трех полосах равной ширины, крайния черныя, а средняя красная.
Крест для Кавалеров третьей и четвертой степени во всем подобен большому, кроме того, что несколько меньше, равномерно же и лента с таким же полосами уже первой.
На кресте за тридцатипятилетною службу жалуемом, во всем подобном третьей и четвертой степени, поставлено на концах креста 35 лет».
Из вышеозначенного описания следует, что знаки св. Равноапостольного Князя Владимира 18-го века были совершенно подобны современным нам знакам, однако, все сказанное нами ранее о знаках ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, относится и к этим знакам. Кресты были больше. Финифть грубее, Звезды были шитые.
Евгений Молло
Https://blagovest.ru https://blagovest.ru sovplym оборудование для вентиляционных систем. blagovest.ru | Среди цветов Цветы и комнатные растения Гиагинская среди цветов. giaginskaya.sredi-cvetov.ru |
Похожие статьи:
- Орден св. Великомученика и Победоносца Георгия в царствование Павла I – Евгений Молло
- Боевые знаки отличия второй половины восемнадцатого века. – Евгений Молло
- Письма в Редакцию (№104)
- Об изображении св. Георгия на орденских крестах. – Евгений Молло
- О ношении знаков отличия в царствование императора Александра I. – Евгений Молло
- Нагрудные знаки Русской армии (дополнение). – С. Андоленко.
- «ВОИНСКАЯ ЖИЗНЬ ЗА РУБЕЖОМ» (№107)
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- Хроника «Военной Были» (№116)