В Харбине была Алексеевская школа для детей офицеров Заамурского Пограничного Округа. В ней учились и живущие мальчики и приходящие. Название школы, помещавшееся на фронтоне здания, золотыми буквами на синем поле, гласило:
Школа — приют Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Алексея Николаевича для детей офицеров Заамурского Округа Пограничной Стражи.
В ней готовились к поступлению в кадетские корпуса маленькие мальчики, дети офицеров. Эта школа-приют была необходимым подспорьем к жизни семей офицеров-Заамурцев, разбросанных на сотни верст по глухим стоянкам Заамурских полков. Штаб Заамурского Округа находился в Харбине, и школа, возникшая по инициативе этого штаба, была подчинена непосредственно ему. Название «приют» она получила именно потому, что в интернате ее жили дети-сироты или же дети офицеров, служивших по стоянкам вдали от Харбина.
Насколько я помню, в нашей школе было три подготовительных класса для девочек и мальчиков с 7-летнего возраста. Условия нашей жизни были таковы, что нельзя было создавать две отдельные школы для мальчиков и для девочек. Фактически, до 1-го класса это был детский сад а затем, в 1912 году был учрежден первый класс, из которого мальчики могли поступать в корпуса, прямо во второй класс, без экзамена.
В связи с поездкой на Дальний Восток Великого Князя Константина Константиновича, возникла мысль превратить школу в Заамурский кадетский корпус, ибо отправлять детей для продолжения образования в кадетские корпуса, даже в такие как Хабаровский или Иркутский, было слишком далеко и связано с большими, для семей, расходами и потерей времени. Война помешала возникновению этого Дальневосточного корпуса.
Дети начинали свое обучение буквально с азбуки, и я помню как этой премудрости я обучался со слезами у терпеливой и доброй нашей учительницы, Зои Георгиевны, которую мы, дети, очень любили и часто называли просто тетей Зоей.
Когда именно была основана эта школа, — сказать не могу, потому что был слишком мал, чтобы запомнить такую важную дату. Зато прекрасно помню нашу замечательную форму, которую мы, мальчики, носили с большой гордостью.
В начале это была просто форма армейского солдата с заамурскими зелеными погонами и заамурской же фуражкой с солдатской кокардой. Зимой мы носили черные папахи и башлыки. Потом эта форма была изменена. Мы получили сапоги с голенищами, черные суконные брюки, носившиеся, по обстоятельствам, в сапоги или навыпуск, Шерстяная защитного цвета гимнастерка (не косоворотка) на пять маленьких орленых медных пуговиц, твердые зеленые погоны с черным кантом и трафаретом «А» с короной. Шинель была дана черная, со встречной складкой сзади и кавалерийским разрезом, петлицы твердые, зеленые, как и погоны, спереди на шинели два ряда пуговиц. Фуражка заамурская, темно-зеленая тулья, и светло-зеленый околыш. Кокарда солдатская, но меньшего размера, зимой — полушубок, папаха с зеленым верхом или «нансеновка», что теперь называют «ушанкой», валенки. Ремень был черный, бляха — вороненой стали.
Особое положение Алексеевской школы обусловливалось тем, что Заамурский Округ был на особом положении и лучше снабжался. В наше время (1913-1914 гг.) директором школы была графиня Строганова, она же вела и подготовительные классы. Очень умная женщина и хороший человек. Школа очень хорошо содержалась.
Когда Заамурские полки в 1915 году ушли на фронт, школа еще продолжала существовать, обслуживая гарнизон, но с началом революции, насколько мне известно, была расформирована.
Сергей Латышев
Похожие статьи:
- Письма в редакцию (№121)
- Письма в Редакцию (№114)
- С Амура на Дунай. – П. Гаттенбергер
- После корпуса. – X.
- Письма в Редакцию (№118)
- Ташкентский Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус. – П. И. Крылов
- Воспоминания об Александровском кадетском корпусе. – В. Каменский
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
- Хроника «Военной Были» (№103)