Воспоминания
… детство сияет,
как радуга в небе…
В Сумский кадетский корпус я попал в третий класс, куда меня перевели из Орловского Бахтина кадетского корпуса.
Новый корпус сразу меня очаровал, прежде всего самим зданием: ни одного коридора, масса света и всюду цветущие цветы.
Вдоль всего фасада корпуса разбит цветник с затейливыми клумбами, куда выходят окна всех классов.
В классе два огромных трехстворчатых окна, застекленная дверь выходит в зал, залитый светом из десяти таких же, как в классах, венецианских окон. На подоконниках горшки с цветущими цветами. В одном из углов большой образ в киоте с зажженной лампадой, в конце зала гимнастический городок: лестница, шесты и канаты, на которые я сейчас же взгромоздился. В зале вдоль стены стояли венские стулья, несколько шахматных столиков и два больших шкафа с ротной библиотекой. Эта была третья рота.
Корпус стоял за городом, в чистом поле, а не в центре города, как это было в Орле.
Крестьянин Сумского уезда Иван Герасимович Харитоненко, разбогатев, украсил свой родной город величественным собором, большой, прекрасно оборудованной больницей для бесплатного лечения жителей города, замостил все улицы и много еще полезного и доброго сделал для своих земляков, которые в воздаяние всех его заслуг воздвигли ему памятник в центре города, статую во весь рост. Харитоненко мечтал построить в Сумах кадетский корпус, но при жизни эта мечта не осуществилась, а претворил ее в жизнь его сын, Павел Иванович Харитоненко, подарив место для постройки корпуса, 50 десятин, в полутора верстах от города, и больше двух миллионов рублей деньгами.
Участок, под именем «Стенка», был на высоком берегу реки Псел (приток Днепра) и состоял из поля, совершенно ровного, на котором и были возведены все здания корпуса, затем на склоне к реке был сад с теплицами и оранжереями, домом для садовника и большой парк, наконец внизу — большой луг с несколькими рукавами реки Псел, где были построены купальни и пристань для нескольких десятков лодок. Каждый класс имел свою лодку.
В 1899 году было Высочайше утверждено постановление Военного Совета основать в городе Сумы кадетский корпус с тем, чтобы он был открыт к началу учебного 1900 года.
Главное здание имело три этажа. В центре — подъезд с большим вестибюлем, кабинет директора и приемная комната, над ними двухсветная церковь, по бокам главного входа — 4-я и 2-я роты, то есть пять классных комнат, вход в которые вел из зала, по площади большего, чем все пять классов, вместе взятых. В углах здания помещались кабинеты по ботанике, зоологии, анатомии и физике. Над ними 1-я и 3-я роты.
Третий этаж занимали два зала во всю ширину здания, один — парадный, танцевальный, украшенный портретом Государя Императора и другими портретами, и другой — гимнастический, с турниками, козлами и кобылами, трамплинами и прочими атрибутами гимнастики и спорта, а также и со сценой. Позади парадного зала были апартаменты Великого Князя и рисовальный класс, а позади гимнастического — сцена, кулисы, химический кабинет и комнатка для любителей фотографии со всякими проявителями, красными лампами и ванночками всех размеров.
Перпендикулярно главному зданию, по бокам, были спальни соответствующих рот, около них — умывалки, уборные и цейхгаузы. Посередине здания из прихожей красивая лестница вела к инспектору классов, в учительскую, фундаментальную библиотеку, а за ними кухню. Над всеми этими помещениями простиралась огромная столовая, где свободно размещалось 600 кадет.
Это было главное здание, к которому примыкали по бокам два флигеля: с одной стороны — канцелярия корпуса и квартира директора, так что он мог пройти из своей квартиры в спальню 1-й роты, и с другой стороны — двухэтажное здание лазарета.
Перед зданием были три плаца для прогулок, для 4-й и 3-й рот отдельные, а для 2-й и 1-й общий, очень большой. Кадетами первых выпусков все плацы были обсажены серебристыми тополями. Около большого плаца было три трехэтажных флигеля с квартирами воспитателей и преподавателей, а за ними несколько флигелей для семейств служителей и служащих, продуктовый магазин-кооператив, прачешные, молочная ферма, оранжереи, электрическая станция и водокачка. Корпус имел независимые от города свой водопровод и свое освещение.
Первым директором Сумского кадетского корпуса был назначен инспектор классов Первого кадетского корпуса полковник Кублицкий — Пиотух, произведенный в генерал-майоры. Он строил корпус и подбирал первоначально персонал и смог привить своему детищу дух и славные традиции старейшего корпуса России. За блестящую организацию нового корпуса он был в 1905 году произведен в генерал-лейтенанты и переведен директором корпуса в Киеве. Я его уже не застал, при мне директором корпуса был генерал-майор Андрей Михайлович Саранчев, офицер Генерального штаба, всесторонне образованный человек и педагог по призванию. Откомандовав для ценза Апшеронским полком, он мог уехать в Петербург, где ему предлагали место профессора в Академии, но он предпочел место директора кадетского корпуса в провинциальных Сумах. Должность свою он исполнял очень ревностно, обходя все свои владения по несколько раз в день. Мы, кадеты, называли его «вездесущим», так как на него можно было наткнуться в любой час дня и ночи в самых необыкновенных местах, начиная с чердака и кончая подвалом или кочегаркой. Он все видел и все знал и нас, 600 человек кадет, знал не только по фамилиям, но знал всех и по имени. Ни один именинник не оставался без его поздравления с днем Ангела и коробки конфет.
Очень часто он заменял неявившегося преподавателя по любому предмету, начиная с Закона Божьего до химии, включительно, причем его лекции всегда были так интересны, что надолго оставались в памяти. Историю же и языки он мог бы преподавать в любом университете, настолько всесторонне он их знал.
Запрещая куренье табаку в корпусе, генерал Саранчев всегда подчеркивал и неоднократно нам растолковывал: «Государь Император назначил меня директором корпуса с тем, чтобы я воспитал ему и России здоровых, крепких и дисциплинированных, законопослушных офицеров. Начиная курить в юном возрасте, вы разрушаете свое здоровье, сами этого не понимая. Беспокоясь о вашем здоровье, я запрещаю куренье, пока вы находитесь в стенах вверенного мне корпуса. Тот, кто не исполняет моего приказания, тот нарушает дисциплину, а чтобы уметь командовать, надо уметь и подчиняться. Плох тот офицер, кто старается не исполнить приказания начальника: кто в малом не верен, тот и в большом ненадежен».
Такие увещания действовали весьма успешно, тем более что ни генерал Саранчев, ни его ближайшие помощники, ротные командиры наши, не курили. В моем отделении был только один курящий.
Так как мы привыкли видеть директора по несколько раз в день, никто его не боялся, и часто можно было видеть его разговаривающим с каким-нибудь кадетом.
В гимнастическом зале была оборудована сцена, декорации для которой рисовали кадеты под руководством учителя рисования. Несколько раз в году устраивались театральные представления. Так, помню, была поставлена
«Аскольдова могила», несколько сцен из «Жизни за Царя», «Недоросль», «Ревизор»… Устраивались концерты хора и оркестра. Дважды за мое пребывание в корпусе пел у нас знаменитый хор Славянского.
Много внимания уделял генерал Саранчев спорту, всячески поощряя все его виды, а в особенности те дисциплины, которые применимы на войне. На плацу 1-й роты был сооружен целый комплекс всевозможных препятствий, преодолеть которые должен уметь всякий солдат. Там было круглое бревно над широкой ямой, стенка около двух метров высоты, через которую нужно было перелезть, широкий и глубокий ров, проволочные заграждения и волчьи ямы… Сокольская гимнастика, заменившая шведскую, снаряды и легкая атлетика, копье, диск, ядро и в особенности швырянье ручной гранаты. Бег и прыжки всех видов, фехтование на рапирах, зимой — коньки и лыжи, выдаваемые по несколько пар на каждый класс. Многие кадеты имели собственные фигурные коньки, а казенный сапожник бесплатно ставил пластинки на каблуках.
Если в мае или в августе бывали погожие теплые дни, то кадет водили в купальню и учили плавать. Ездили на лодках на маевку и тренировались в гребле. Каждую осень устраивалась военная прогулка верст за 10-15, первая рота с винтовками и оркестром. Варилась полевая каша, и с песнями возвращались затем в корпус. Упражнялись в стрельбе дробинками из винтовок и один раз боевыми патронами на военном стрельбище. Лучшим стрелкам и гимнастам выдавались специальные серебряные жетоны.
Все юношеские порывы и душевные запросы молодежи, — все было близко Саранчеву, за всем он следил и очень умело направлял в здоровое русло наши подчас буйные проявления молодой энергии.
В 1909 году, под свежим впечатлением перелета Блерио через Ламанш, нескольким кадетам пришла в голову идея построить своими силами планер и попробовать подняться на нем в воздух. Директор посмотрел чертежи и одобрил. Два друга, кадеты Фальц-Фейн и Рулев соорудили в свободное от уроков время из дерева, бамбука и промасленного полотна порядочный биплан, и однажды на плацу 1-й роты в погожий зимний день, когда плац был покрыт толстым слоем снега, биплан, влекомый шеренгой кадет за толстую веревку, поднялся выше здания корпуса. Управлявший планером Рулев, вероятно, немного растерялся на такой высоте, и его аппарат не очень плавно сел на снег, слегка сломав одно крыло. Рулев отделался легкими ушибами. Андрей Михайлович, наблюдавший этот полет, запретил дальнейшие испытания, так как ясно увидел, что эти полеты угрожают жизни молодых пилотов.
В тот знаменательный день кадеты — сумцы поставили мировой рекорд: сами построили планер, продержавшийся в воздухе пару минут. Ни одна из школ на всем земном шаре не могла похвастаться в 1909 году таким достижением. Фальц-Фейн, потом — офицер-пилот, погиб в воздушном бою в 1915 году, а судьба Рулева мне неизвестна, но имена этих юношей-героев надо помнить и ими можно гордиться. Если подобное было бы достигнуто в каком-нибудь Оксфорде или Гейдельберге, об этом знал бы весь мир, но так как это произошло в уездном городе прежней России, никто об этом не знает.
У Саранчева было три сына, и учились они все в гимназии в Сумах, а не в корпусе, чтобы не было никаких нареканий. Но воспитывал он их так же, как и нас, кадет: все три сына пали смертью храбрых на полях сражений первой мировой войны.
Вторым лицом после директора был в корпусе наш законоучитель отец Василий Виноградов, в эмиграции – духовник генерала Врангеля. О. Василий преподавал Закон Божий во всех классах, тоже знал всех нас по имени и был нашим заступником и ходатаем за нас. Скольких из нас спасал он в наших маленьких бедах! Любили мы его все, без исключения, верили ему и искали его молитв.
Бывало, выйдет он после урока в зал, как к нему мчатся кадеты из соседних классов, стремясь подойти под благословение. Так и пройдет у него переменка и едва успеет он переменить в учительской классный журнал. Обладая красивым голосом, о. Василий служил в церкви удивительно проникновенно, а преподавал нам Закон Божий так увлекательно и с такой верой, что даже такой сухой предмет, как катехизис, и то мы усвоили быстро. Его личное обаяние делало то, что даже неисправимые лентяи и те тянулись, чтобы не огорчать любимого батюшку. Очень редко кто из кадет имел у него меньше 10 баллов.
Был он какой-то благостный и спокойный, и чувствовалось, что всех нас, и хороших учеников и шалопаев, он одинаково любит. И, как искренно всех любящий, долго сердиться на нас за наши шалости не мог. Вспоминаю один предпоследний урок перед рождественскими каникулами. Ученье, конечно, на ум не идет, все мысли уже где-то далеко от корпуса… Отметки уже у всех выставлены, но о. Василий вопреки своему обычаю решил почему-то спрашивать урок. Плохие и средние урока не учили и ответить, конечно, ничего не могли, а хорошие ученики из солидарности тоже стали отказываться. Отец Василий покачал головой и говорит: «Ладно, сегодня не выучили, должны учить на завтра, а если и завтра ничего знать не будете, задержу вас, лентяев, на день в корпусе». Пришло и завтра, и опять весь класс ничего не отвечает. Рассердился отец Василий и говорит: «Ну и свиньи же вы! Будете сегодня сидеть в корпусе. Не поедете вечером домой!».
Класс притих, а один из «камчадалов» поднимает руку. «Ну, что тебе?» «Разрешите сказать, батюшка…» «Ну говори!» Глядя как-то в сторону, «камчадал» говорит: «В Евангелии сказано, батюшка, «Блажен муж, иже и скоты милует!». Улыбнулся отец Василий и говорит: «Что ж, если каетесь, что — скоты, то Бог вам простит, поезжайте!».
Математику мне преподавал полковник Иван Андреевич Котрахов, окончивший геодезическое отделение Николаевской Академии Генерального штаба и ротный командир строевой 1-й роты. Павлон с безукоризненной выправкой и с приятным лицом, слегка похожий на Императора Николая 2-го. Один ус кверху, другой — вниз, и шпоры, одна над каблуком, другая — внизу. Всегда с иголочки одетый, без единого пятнышка или соринки и притом убежденный, старый холостяк. Всегда хладнокровный и невозмутимый, он допекал нас бесконечными задачами, учил думать и соображать! Если спрашивал какую-нибудь теорему из геометрии, обязательно начертит все вверх ногами и буквы поставит невероятные: если, мол, понимаете, то доказать не трудно, думать надо! Редкая неделя проходила без «летучки»: за 10-15 минут надо было решить одну задачу. Первый подавший правильное решение получал 11 баллов, и такого счастливца он иногда приглашал к себе домой на обед в ближайшее воскресенье. Жил он с сестрой, старой девой, преподававшей французский язык в женской гимназии города. Квартира у него была огромная, в большой гостиной был зимний сад, и каких цветов там не было!
Рыцарь без страха и упрека, он олицетворял одновременно блестящего офицера и выдающегося ученого. Строгий к самому себе, он и от нас требовал аккуратности, отчетливости и сообразительности. Неутомимый в объяснении нового, пока весь класс, даже самые слабые, не поймет, он не станет идти дальше. «Если не понял, — спроси, объясню еще раз». Мы его очень полюбили и оценили за пять лет, да и он нас любил, по-отечески журил, но был требователен и математику заставил понять и многих заинтересовал ею, а переэкзаменовки по математике в нашем отделении бывали не каждый год. Нас, нескольких лучших его учеников, съедало желание найти такую задачу, чтобы Иван Андреевич над нею призадумался бы, но, увы, все наши поиски в дебрях Верещагина, Шапошникова и Гуревича кончались нашим посрамлением: с налета, в одну минуту задача бывала решена… Говорили, что он решил десять знаменитых задач Архимеда, которые считались древними мудрецами неразрешимыми. Ему я обязан тем, что окончил Михайловское артиллерийское училище и затем двадцать лет преподавал математику в сербских гимназиях.
— Иван Андреевич, почему у вас один ус кверху, а другой книзу?
— Этот — на страх, врагам, а этот — на устрашение женщин! — причем он постоянно путал, какой именно ус кого должен был пугать.
Мы то его никак не боялись, шли к нему, как и к батюшке, за помощью и советом и всегда находили у него поддержку и ласковое слово. По окончании корпуса наше отделение снялось с ним вместе и поднесло ему художественный альбом с трогательными подписями. Ему, единственному из всех педагогов!… В 1913 году он был назначен инспектором классов Полоцкого кадетского корпуса.
Тихон Михайлович Воробьев преподавал русский язык и литературу тоже все пять лет и был тоже очень требовательным. Преподавал он интересно, красочно представляя великих писателей земли русской и героев их произведений. Зная и любя родную литературу, он научил и нас любить ее и гордиться ею. Много читая сам, он требовал и от нас, чтобы и мы читали. Перед отъездом на любые каникулы он нам давал список книг, которые нам следовало бы прочесть: «Не все же время гулять и танцевать, будет и плохая погода, вот возьми хорошую книгу и прочти!…» и после каникул обязательно расспросит, кто и что прочел, заставит рассказать содержание и дать характеристику действующих лиц. Начиная с 6-го класса, он рекомендовал и иностранную литературу и поощрял писание рефератов на писателей и произведения, не входившие в обязательную программу. За хорошо написанный реферат он ставил 11 баллов.
Интересно, что в корпусе было по русскому языку две официальные отметки, за устный ответ и за письменную работу, и у многих кадет эти отметки значительно разнились.
Любил Воробьев и поэзию и знал многих самых различных стихов не только классиков, но и современных в то время поэтов: Бальмонта, Брюсова, Блока и других, и иногда нам их декламировал. Под его руководством выходил регулярно кадетский журнал «Кадет», и я помню в нем очень талантливые стихи Калугина, которому все прочили блестящую будущность как поэту. В первые месяцы войны, еще в 1914 году наш поэт пал на Золотой Липе, а революция и память о нем подмела.
Письменные работы по русскому языку были сочинения, классные или домашние, и обязательная диктовка. Почему-то наша грамотность расценивалась количеством ошибок в диктовке! При поступлении в военные училища заставляли обязательно написать пару страниц под диктовку. У меня был какой-то дефект, — последствие воспаления среднего уха, и диктовки я всегда писал плохо: не дописывал окончаний и пропускал целые слова, чем искажал смысл продиктованного и приводил в полное недоумение милейшего Тихона Михайловича, который с удивлением спрашивал меня, как это получается, что в сочинениях сплошь да рядом не бывало ни одной ошибки. Счастье мое, что в четверти, кроме диктовки, всегда было одно или два сочинения, поэтому отметка была всегда приличная. Устные ответы были всегда на должной высоте. В 7-м классе я увлекался Шекспиром, Ибсеном, Бальмонтом и Леонидом Андреевым, запоем читал все свободное время и на все прочитанное писал рефераты, которые иногда читались в классе, что очень льстило моему самолюбию. Благодаря этим моим довольно частым выступлениям случилось так, что за весь год я ни разу не отвечал по курсу.
Наступил день выпускного экзамена по русскому языку. Стол, покрытый зеленым сукном, мы в свежих гимнастерках, настроение приподнятое… Первым пришел в зал Тихон Михайлович и сразу как-то взволнованно обратился к нам, сказав, что, просматривая наш список, он спокоен за всех нас, за исключением меня, ни разу не отвечавшего по курсу.
Я прямо обмер: мой любимый учитель был прав, тем более прав, что я к выпускному экзамену не успел прочесть по учебнику весь пройденный курс и знал хорошо только первые десять билетов, а в году у меня было выведено 11 баллов, то есть высшая отметка, и, конечно, я легко мог его оскандалить…
В этот момент вошли остальные члены экзаменационной комиссии во главе с директором.
Вызвали сразу трех. Первый вытянул билет и отошел в сторону, желая обдумать трудный вопрос, второй сделал то же самое, третьим был я… С трепетом тяну билет: третий! Лермонтов!
— Разрешите отвечать?
Отвечал я блестяще, приводил массу цитат, сравнивал прозу и поэзию Лермонтова с другими писателями и поэтами, декламировал и
Исчерпывающе отвечал на все «летучие» вопросы.
— Отлично! Садитесь!
Я — пулей вон из зала, но Тихон Михайлович схватил меня в дверях, обнимает меня и со слезами на глазах извиняется: «Голубчик, прости! Зря обидел тебя, непременно приходи ко мне сегодня обедать». Я крепко обнял и в обе щеки расцеловал милого Воробьева и сам чуть не плакал, но не мог ему сказать, что он был прав и что только чудо опровергло его заключение. На обед к нему я, конечно, не пошел, просто не мог, — совестно было.
И вот прошло 60 лет, и я не могу забыть ни мой страх, ни то, что мог подвести любимого учителя, ни мой блестящий ответ на экзамене и единственное 12 из всего отделения… Помню так, как будто бы это было только вчера! Тогда была не моя удача, а его светлая душа незримо указала мне тот счастливый билет.
Инженер — технолог Радкевич, единственный преподаватель без чина, ходил в длиннополом черном сюртуке, преподавал в 7-м классе химию, а в параллельных двух отделениях и математику. Химию он просто нежно любил, на уроках по этому предмету перерождался, светясь каким-то внутренним светом. Сухой и очень краткий курс неорганической химии он преподносил нам так интересно, что мы сидели у него на уроках в химическом кабинете, разинув рты. Столько нового и интересного он нам рассказывал. Мы его слушали с удовольствием, но немного и побаивались, так как он часто говорил: «Только набитый ду-ак (он не выговаривал буквы «р») смеет не знать таких простых вещей!..» Никто из нас не хотел прослыть таким дураком, а потому слабых отметок как-то не было… Как-то раз один из забубённых лентяев ничего не знал и Радкевич посмотрел на него, сокрушенно покачал головой и сказал: «Стыдно, кадет! Садитесь!» и ничего ему не поставил. Три дня этот кадет из дураков у нас не выходил и в следующий же урок хорошо ответил и получил приличный балл.
Выпускные экзамены по математике мы сдавали и устные и письменные. Устные — каждое отделение отдельно, а письменные сразу всем классом. В огромном танцевальном зале расставлялись 86 столиков и стульев в шахматном порядке, между столиками ходили Котрахов, Радкевич и все три воспитателя нашего 7-го класса. Списать, «содрать», подсказать было абсолютно невозможно. Экзамен по аналитической геометрии, на экзамен полагается два часа. В конце этого срока, минут за десять, Радкевич подходит к столику, где сидел кадет С., очень прилежный мальчик, но совершенно не способный к решению математических задач, и громко, на весь зал, говорит: «Пе-й-вую задачу решили без ошибки 85 кадет, один вы ни че-йта не понимаете! Пишите!» и… продиктовал ему решение задачи. С. вышел в Киевское военное училище и окончил его старшим портупей — юнкером.
Кроме педагогической деятельности, Радкевич исполнял и чисто инженерную работу: он заведовал нашей корпусной электростанцией.
Яркой фигурой был учитель рисования Евлампиев (сам он произносил свою фамилию «Я-влампиев»), окончивший Петербургскую Академию художеств. Он был выдающимся педагогом и посредственным художником. Рисовальный класс был устроен амфитеатром, внизу, на отдельном большом столе стояли группы различных предметов, которые мы и должны были изображать на наших планшетах. Целый час, переходя от одного к другому, Евлампиев каждому показывал, как надо что делать, объясняя очень толково и не только рассказом, но и показом. Все должны были уметь рисовать карандашом, углем, и пером, начиная от кубика и шара и кончая бюстами греческих богов, и акварелью изобразить группу разных горшков, тыкв, медных кувшинов и прочего добра… Лучших рисовальщиков он учил писать и маслом. Рисовали они главным образом копии картин известных художников с оригиналов, которые Саранчев привозил из Киева от богача — мецената Терещенко, из его богатой картинной галереи. Этими прекрасно исполненными картинами были украшены стены во всех четырех ротах корпуса, причем все — в очень хороших рамах. Перед отъездом на летние каникулы Евлампиев всегда советовал нарисовать что-либо с натуры, дома. Всегда находилось несколько человек, привозивших свои наброски в корпус, чем они доставляли большую радость нашему учителю. В классе стоял на столе деревянный человечек, по которому Евлампиев объяснял нам, как надо на рисунке передавать движение.
В эмиграции пришлось много рисовать и вспомнить добром и корпус и нашего «Явлампиева», но и не только за это: помню, еще в третьем классе последний урок перед отпуском на Рождество, — отметки выставлены, все рисунки сданы, и Евлампиев прочел нам «Лошадиную фамилию» Чехова… Читал он изумительно, и весь класс умирал со смеху. Это было мое первое знакомство с Чеховым и начало моего восхищения нашим великим писателем.
***
Были у нас в корпусе и кадетские оркестры, духовой, струнный и даже балалаечный, был и отличный хор, но я был далек от музыкального мира из-за дефекта в ушах, и учитель пения, каждый год выбиравший голоса для хора, всегда говорил мне: «Голос сильный, но противный! Так только батареей командовать, а не в хоре петь!».
Была метеорологическая станция, которой я заведовал полгода, но она не оставила каких-нибудь красочных воспоминаний.
Из воспитателей вспоминаю добром всегда приветливых, доступных и заботливых подполковников Потемкина и Катасонова, полковника князя Шаховского и капитана Сергея Николаевича Пожидаева. Пожидаев наблюдал за работой в классе ручного труда, где производились столярные работы, резьба по дереву, инкрустации, выжигание, металлопластика и т. д. Чего только он не знал и чего нам не показывал! Обладая тонким вкусом, он смог бы поставить образцовую декоративную мастерскую и всероссийского масштаба.
Хочется еще вспомнить нашего эконома Петрова, которого нам, кадетам, редко можно было встретить: огороды, молочная ферма, пекарня, кладовые и кухня заполняли все его время. Кормил он нас отлично, на сладкое у нас каждый день бывали свежевыпеченные пирожные, а кваса такого, какой был у нас в корпусе, трудно было сыскать и в старинном монастыре. Но вспоминается он мне не как добрый и рачительный хозяин, а как редкой души человек. Каждые каникулы оставались в корпусе несколько человек кадет, ехать которым было некуда, и вот наш эконом брал к себе домой одного или двух таких кадет, как бы усыновляя этих бездомных мальчиков и предоставляя им семейный уют и ласку. Вот за эту заботу о бедных детях земной поклон его памяти!
В каждом ротном зале была своя библиотека, открытая каждый день после обеда. Если для 1-го и 2-го классов было 2-3.000 книг, то в библиотеке 6-го и 7-го классов их было свыше 10 тысяч. Выписывались все современные журналы для юношества как «Природа и люди», «Вокруг света», «Нива», а также и «Разведчик».
Для персонала корпуса была своя фундаментальная библиотека, занимавшая целый зал около учительской комнаты. Эта библиотека служила также местом заседаний педагогического комитета. Около книжных шкафов была конторка для библиотекаря и стол со стульями для читающих журналы.
Между двумя классами стоял рояль, на котором разрешалось играть тем, кто брал уроки игры на рояле, а ключ от рояля находился у дежурного по роте воспитателя.
На окнах всюду были цветы, а в простенках, на тумбах, большие кадки с пальмами. Около библиотечных шкафов — хороший бильярд, на котором по вечерам и в плохую погоду состязались любители «пирамидки».
Рядом с картинами висели на стенах групповые снимки предыдущих выпусков.
В общем зал 1-й роты напоминал собой зал большого клуба с разнообразным ассортиментом развлечений: рояль, шахматы, бильярд, библиотека…
***
Прозвучал звонок, и окончился последний урок в корпусе. Завтра — начало подготовки к выпускным экзаменам, а их много надо держать по всем предметам. К каждому экзамену полагалось 2-3 дня для подготовки. Выдали по всем предметам программы, где весь курс разделен на определенное количество вопросов — билетов, и по такому конспекту так удобно было готовиться: никаких сюрпризов, каждый кадет знал, какие вопросы будут задаваться на экзамене, а потому старался повторить весь пройденный курс.
Итак я окончил кадетский корпус, остались пустяки, — экзамены! На следующее утро после прогулки все идут на уроки, а у нас уроков больше нет, и мы, весь седьмой класс, собираемся вместе и поем вслед идущим по классам кадетам:
«Дети, в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно,
Попроворней одевайтесь,
Смотрит солнышко в окно…».
В 1908 году один из графов Строгановых продавал свое имение невдалеке от Сум и генерал Саранчев съездил к нему и получил в подарок корпусу большую библиотеку с редчайшими книгами 18-го и 19-го веков на всех европейских языках, а также и картинную галерею из этого имения.
Там был десяток огромных полотен прекрасно исполненных копий картин фламандской школы, украсивших стены нашего вестибюля и простенки парадной лестницы. Портреты Императоров и Императриц 18-го века, писаные масляными красками, и между ними замечательный портрет Екатерины Великой, сидящей в кресле, написанный с натуры, лучший из всех мною когда-либо виденных. Портреты эти украсили наш танцевальный зал.
Наш корпус, один из самых молодых, за свою недолгую жизнь успел все же дать двух фельдфебелей в Михайловском артиллерийском училище в 1910 и 1913 гг., — двух братьев Челюскиных, и в 1914 году — вахмистра в Николаевском кавалерийском училище, Линицкого, да и в других училищах сумцы зарекомендовали себя с лучшей стороны и тем самым разнесли по всей матушке — Руси добрую славу о молодом корпусе.
Мне хочется еще сказать, что, будучи в течение 23 лет преподавателем югославских гимназий, мне пришлось принять участие в трех международных конгрессах (педагогических) в Праге, Гейдельберге и в Нанси, где нам, делегатам, показывали лучшие учебные заведения Чехии, Германии и Франции. Пришлось познакомиться с методикой преподавания, с психологией и педагогикой Европы…
Мне нечему было у них учиться!
Нигде не видел я храма науки, стоявшего даже приблизительно на такой же высоте, как наш корпус в Сумах, маленьком уездном городке необъятной России…
Б. Ряснянский
Похожие статьи:
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Ташкентский Наследника Цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус. – П. И. Крылов
- Письма в Редакцию. (№111)
- Кадетский лагерь. – Н. А. Косяков
- Письма в Редакцию (№118)
- «Новая порода людей» Императрицы Екатерины и первый Кадетский Корпус. – К. Н. де-Рошфор
- Михаил Илларионович Кутузов и Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. – Юрий Солодков
- Донской Кадетский корпус в Новочеркасске. – Е. Балабин
- КАДЕТУ – А.ГЕНКИН.