Под таким заглавием эта библиографическая редкость в виде небольшой книжки была издана в Санкт-Петербурге в 1854 году Гидрографическим департаментом и напечатана в типографии Морского ведомства.
Но еще в газете «Морской Телеграф» 1827 года за № 18 в перечислении трудов Ломоносова упоминается о его проекте под названием: «Письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», написанном в 1755 году.
И только со вступлением на престол Императрицы Екатерины 2-й, в связи с ее мерами по возрождению флота, Ломоносов представил 20 сентября 1763 года «Его Императорскому Высочеству, пресветлейшему Государю Цесаревичу Великому Князю Павлу Петровичу, герцогу Шлезвиг-Голстинскому, Стормарнскому, Дитмарсенскому, графу Олденбургскому и Делменгорскому, Наследнику Норвежскому, флотов Российских генералу-Адмиралу, милостивейшему Государю — «Краткое Описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
В целях преобразований во флоте Императрица Екатерина 2-я учреждает в ноябре этого же 1763 года «Морскую Российских флотов Комиссию» и членами ее утверждает следующих образованнейших офицеров того времени: вице-адмирала Мордвинова, генерал-поручика Чернышева, отставного вице-адмирала Милославского и контр-адмирала Спиридова. Наследник Цесаревич Павел препроводил этот проект Ломоносова 22 декабря 1763 года в вышеупомянутую Комиссию с тем, чтобы: «если по внимательном рассуждении не сыщется в этом деле невозможностей, то, положив, как приступить к оному, меня о том уведомить; тогда можем поднесть доклад Ее Императорскому Величеству на Высочайшую аппробацию».
Вот копия доклада Ломоносова Наследнику Цесаревичу Павлу:
«Пресветлейший Государь Цесаревич Великий Князь, Милостивейший Государь! Великий прадед Вашего Императорского Высочества между прочими своими преимущественными делами и подвигами первым почитал упражнением сооружение флотов Российских. Его неутомимою рукою введены корабли военные на Белое, Азовское, Варяжское и Каспийское моря, и показана морская российская сила всем окрестным державам в краткое время громкими победами. Его благословенное предначинание ожидает от Вашего Императорского Высочества благополучного продолжения и приращения, о коем весьма не сомневаемся, когда радостно видим, что премудрая Родительница Вашего Высочества всемилостивейшая Самодержица наша отменным вниманием обращает прозорливое око на состояние морского своего могущества и ради Вашего основательства в сем важном государственном учреждении с самых нежных (ранних) лет главное оного правительство (управление) препоручить благоизволила, дабы по Ее попечительным предводительством флотских дел знание и к ним охота купно (одновременно) с Вашими летами возрастала и укреплялась. Могущество и обширность морей, Российскую Империю окружающих, требуют такового рачения (старания) и знания. Между протчими, Северный океан есть пространное поле, где под Вашего Императорского Высочества правлением усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерной пользой через изобретение (открытие) восточно-северного мореплавания в Индию и Америку. Представляющиеся в том трудности и опасности, сколько добропорядочным предприятием удалятся, но вдвое того оскудеют, или вовсе исчезнут счастием Вашего Императорского Высочества и Божеским споспешествованием во всех благонамеренных делах премудрые Екатерины. Сей мой посильный труд, от усердия к пользе отечества происшедший и Вашему Императорскому Высочеству посвященный, ежели некоторого уважения Вашего удостоен будет, крайним моим почту удовольствием. Вашего Императорского Высочества подданнейший и всеусерднейший раб Михайло Ломоносов Сентября 20-го дня 1763 года
В этому проекте — докладе «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» Ломоносов обобщил опыт своих предков — поморов и работы морских офицеров — участников Великой Северной экспедиции.
Получив этот проект, «Морская Российских Флотов Комиссия» выписала из Архангельска четырех поморов — промышленников, бывавших уже на Шпицбергене и Новой Земле, и из флота потребовала всех матросов-поморов, какие побывали в тех странах.
Наш академик — помор Ломоносов присутствовал при допросе и отобрании сведений. Он сначала предлагал отправить экспедицию на восток от северо-восточной оконечности Новой Земли, где зимовал еще в 1596 году Беренц и куда достигнуть было, по его мнению, не трудно. Но собранные от поморов, промышленников и матросов сведения его убедили в том, что Новая Земля мало доступна, и потому в марте месяце 1764 года он представляет Комиссии первое прибавление к проекту, в котором объясняет, что выгоднее отправиться к западу с острова Шпицберген. 24 апреля этого же 1764 года он подал второе прибавление — «сочиненное по новым известиям промышленников из островов Американских и по вопросу компанейщиков Тобольского купца Ильи Снигирева и Вологодского купца Ивана Буренина», — в котором, на основании полученных сведений об открытии островов Алеутской гряды (Американских) Умнака и Алахшака (или Аляска), еще более доказывает удобность и возможность прохода Полярным морем, так как эти острова расположены — «у северных берегов Америки, около половины расстояния от Комчатского устья до Шпицбергена».
Он торопит снаряжением экспедиции, пока планета Юпитер, хорошо определяющая долготу места, обращается в самых северных странах.
***
14 мая 1764 года последовал Императрицы Екатерины 2-й —
«Высочайший Указ о назначении экспедиции Чичагова»: «Для пользы мореплавания и купечества на Восток наших верных подданных за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку и далее. Того ради Всемилостивейше повелеваем, не упуская времени, положить сему предприятию начало нынешним летом под именем «ВОЗОБНОВЛЕНИЯ КИТОВЫХ И ДРУГИХ ЗВЕРИНЫХ И РЫБНЫХ ПРОМЫСЛОВ НА ШПИЦБЕРГЕН» таким образом: 1. Начать оный путь от города Архангельского до западных берегов острова Шпицбергена, откуда идти в открытое море в вест, склоняясь к норду, до ближних берегов Гренландских, которых достигнув, простираться подле оного на правую руку, к западно-северному мысу Северной Америки. 2. Для сего путешествия отправить Главным командиром искусного и надежного офицера и с ним двух других, так же бывалых и знающих людей, на трех невеликих морских судах, к сему предприятию удобных, которых взять, буде есть, от городского адмиралтейства или купить, либо нанять у тамошних промышленников. 3. В команду поручить оным офицерам надлежащее число унтер-офицеров, знающих навигацию, и матрозов; и сверх того придать бывалых на оном Шпицбергене и на Новой Земле искусных тамошних кормщиков и мореходце» на каждое судно сколько за благо найдется. 4. Взять из удобного места на свое судно по тамошней промышленичей избе для зимовья, если оно случится. 5. Оные судна снабдить довольным провиантом на два или три года; и сверх того всякими надобными орудиями, без скудости. 6. На произведение определяем употребить из адмиралтейской суммы до двадцати тысяч рублей на счет оной Комиссии. 7. Отправляющимся в сей путь офицерам жалуем, для ободрения, при самом отправлении повышением чина; потом, когда их тщанием достигнут благополучно до назначенного места, то могут себя сами объявить Высочайшим именем Нашим повышенными другим рангом; а после возвращения из оного походу, по рассмотрению их усердия, и третьим рангом награждены быть имеют. 8. Во время сего пути всем офицерам, унтер-офицерам и рядовым определяем по их чинам двойное жалование, а наемным людям — двойную плату против обыкновенной, которые и года на два вперед выдать можно. 9. В случае благополучного успеху сего предприятия, Всемилостивейше обещаем: Всем бывшим в том пути окладное рядовое жалованье каждому по смерть, не считая того, что в продолжении своей службы впредь по чину получать будут. 10. Кому же в сем предприятии смерть приключится, того оставшим, жене — по замужество (то есть до второго брака) или по смерть, а детям — до возрасту, производить половинное окладное, по чину покойного, жалованье. 11. На все сие и на протчее, что к тому принадлежит, сочинить и дать главно-команду имеющему офицеру обстоятельную инструкцию для порядочного управления и для всяких чаятельных случаев. 12. По сему делу повелеваем присутствовать Статскому Советнику и Профессору Михайлу Ломоносову. 13. ВСЕ СИЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СОДЕРЖАТЬ ТАЙНО И ПОТОМУ СЕГО НАШЕГО УКАЗУ, ПО ВРЕМЕНИ, НЕ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ И НАШЕМУ СЕНАТУ.
Адмиралтейств-Коллегия, получив это Высочайшее повеление Императрицы, того же 14 мая 1764 года в заседании решила немедленно вызвать находившегося в Казани у отправления казенных лесов капитан-лейтенанта Василия Бабаева, который был признан способным «к отправлению экспедиции».
Прочих двух командиров, «в том числе главного», решили избрать в следующее заседание, которое состоялось 17 мая, и на нем уже присутствовал и профессор М. Ломоносов. Начальником экспедиции был выбран капитан 2 ранга Михайло Рябинин. Ему была объявлена сущность дела и обещанные Государыней награды, но и была взята подписка о том, что он обещает содержать в величайшей тайне и секрете все только что услышанное.
Адмиралтейств-Коллегия вначале предполагала отправить экспедицию в том же 1764 году назначила для нее находившиеся в Архангельске из посланных местных портов еще в прошлом году два пинка и один бот, которые повелела готовить немедленно, донося об успехах работ еженедельно курьерами.
Но члены «Морской Российских Флотов Комиссии» так же, как Ломоносов, такую поспешность осудили и нашли даже опасной. Внимая им, Императрица 25 мая издала Указ:
«Буде Коллегия рассудит, что способнее и более успеху ожидать можно от начатия кампании в предбудущего году, то на оное Я согласна».
Тогда только Адмиралтейств-Коллегия признала за лучшее построить три новых судна, одно длиною в 90 фут., а другие два — по 82 фут.
Их постройку поручили в Архангельске мастеру Ламбе Ламесу и приказали приготовить эти суда к отплытию, для перехода в Колу, к сентябрю месяцу.
Что сталось с капитаном 2 ранга Рябининым неизвестно.
Начальником экспедиции и командирами двух других судов были утверждены следующие офицеры:
- Капитан 1 ранга Чичагов (начальник),
- Капитан 2 ранга Никифор Панов,
- Капитан-лейтенант Василий Бабаев.
К ним в помощь:
- Лейтенанты Петр Барноволоков, Федор Озеров и Петр Поярков.
Ломоносов принимал самое деятельное участие во всех совещаниях по подготовке экспедиции, писал инструкцию, выбирал и заказывал инструменты, учил отправляющихся в экспедицию делать барометры, термометры, даже предложил модель вентилятора, по которой таковой и был сделан. Знаменитый гидрограф Нагаев составил для экспедиции «Наставление мореплавателям», являвшееся руководством к морскому счислению и съемкам.
Академик Румовский написал «Способ находить длину места посредством луны» и составил по Французскому календарю и по разным сочинениям де-ла-Калля *) (Галле) «таблицы расстояний луны от солнца на С.-Петербургский меридиан».
Назначенные для зимовья на Шпицбергене 10 изб, баня и амбар, так же как и часть припасов провианта, были отправлены на остров летом 1764 года на пинке «Слон» под командованием лейтенанта Немтинова и на шести наемных судах, тоже под командой морских офицеров. Назначенные же для самой экспедиции суда, согласно пожеланию Государыни, были названы фамилиями их командиров: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев».
Они были построены особенно прочно, обшиты сверх обыкновенной обшивки сосновыми досками, а по форштевням обиты железом. Для лучшего распределения груза, вместо балласта было положено полосовое железо. В палубах поделаны печи. Вооружены были: «Чичагов» — 16 пушками, а «Панов» и «Бабаев» по 10 пушек каждое, и сверх того, для сигналов, по одной кугольной мортирке. Укомплектованы они людьми так: на «Чичагове» 76 человек, а на «Панове» и «Бабаеве» по 51 человеку, по одному лейтенанту, по 2 штурмана и по 2 ученика. В числе нижних чинов на «Чичагове» 12 промышленников, а на других по семь; матросов на первом 26, а на других по 13; по одному разных мастеровых, — кузнецов, парусников, конопатников, купоров, плотников, и по одному священнику.
Для команды были пошиты овчинные шубы, такое же нижнее платье, треухи на голову, бахилы и рукавицы с варегами. Сверх регламентной дачи отпущены на команду противоцынготные припасы как-то: 148 ведер сосновой водки, 10 пудов меда-сырца, 46 фунтов горчицы, 3½ пуда хмеля, 58 пудов пшеничной муки, 6 четвертей луку, 60,5 пудов толокна, 45 батманов чесноку, 46 ушатов морошки, ржаного солоду и 1 анкерок ренского уксуса.
Вольному кухмистеру Кейзеру было заказано сделать сушеного супа, со специями и без специй, по 1½ пуда каждого сорта, что было послано сухим путем в Колу.
Ничего не щадили для успеха экспедиции. Навигационных инструментов было дано 31 штука. Также были предоставлены еще сокращенные журналы плаваний в Америке Беринга и Чирикова и копии их карт.
Когда командиры были уже в Коле, Императрица Екатерина по особому Ее вниманию к экспедиции послала им в подарок каждому по золотым секундным часам. Словом, Государыня ничего не жалела для успеха экспедиции.
***
9 мая 1765 года Чичагов вышел в море с тремя судами. Встречая в течение более трех месяцев всюду непроходимые льды, и так как время уже клонилось к осени, по совещании с другими командирами 20 августа прибыли в Архангельск.
Эта первая неудача весьма огорчила Адмиралтейств-Коллегию. Но было решено на будущее лето снова отправить Чичагова с теми же тремя судами, которые были опять посланы на Колу. На этот раз было разрешено действовать по своему усмотрению, нисколько не стесняясь инструкцией.
В постановлении Адмиралтейств-Коллегии 18 января 1766 года сказано:
«Покушение надо повторить, дабы увидеть, не возможно ли встретившейся препон в первый раз при другом разе преодолеть… Дабы столь славное и полезное предприятие произвести ничего не упустили и через то узнали бы или возможность, или конечную невозможность предполагаемого проезда».
Но и во второй раз плавание было неуспешно. Из Колы вышли 19 мая 1766 года и 16 июля, при сильном противном северном ветре, достигли северной оконечности острова Шпицбергена.
18 июля достигли широты 80° 30 и здесь были совершенно остановлены бесконечными льдами.
В тот же день пошли обратно и 10 сентября прибыли в Архангельск.
В своем обращении к морским офицерам, которое приложил к корабельным журналам двух походов экспедиции, капитан 1 ранга Чичагов, отдавая себя на суд всех морских офицеров, перечисляет трудности и опасности, им преодоленные в этих далеких и еще неизвестных морях, полных льдами, с почти беспрерывными туманами, где моряк жертвует своей жизнью, не зная достоверно «что получит за это, — честь или, что чаще случается, — вечное нарекание, и его неудача будет приписана его безрассудству и неосторожности».
Последующие плавания в этих водах оправдали Чичагова. Но в то время стыдились своей неудачи и не объявляли результатов этой задуманной Ломоносовым экспедиции. Профессор скончался еще 4 апреля 1765 года и не знал о неудаче экспедиции Чичагова. По воле Императрицы проект Ломоносова и походы экспедиции Чичагова держались в величайшем секрете «даже и от Сената до времени» и оставались тайной. Знало о проекте Ломоносова очень ограниченное число лиц. Потом о нем забыли…
Этот полный свой труд Ломоносов озаглавил так:
«Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию.
Он содержит пять глав.
1-я, из 20 параграфов — «О разных мореплаваниях, предпринятых для сыскания проходу в Ост-Индию западно-северными морями».
2-я, тоже 20 параграфов — «О поисках морского проходу в Ост-Индию в северо-восточной части Сибирского океана».
3-я, из 41 параграфа — «О возможности мореплавания Сибирским океаном в Ост-Индию, признаваемые по натуральным обстоятельствам.
4-я, из 15 параграфов — «О приуготовлении к мореплаванию Сибирским океаном.
5-я, из 23 параграфов — «О самом предприятии северного мореплавания и о утверждении и умножении Российского могущества на Востоке.
В заключение он приводит причины неудач прежних походов, как англичан и голландцев, так и русских.
Затем, в дополнение, он написал в марте 1764 года «Первое прибавление — «О северном мореплавании на восток по Сибирскому океану» и в апреле того же года — «Прибавление второе, сочиненное по новым известиям промышленников».
Г. фон Гельмерсен
__________
*) Неправильный перевод с французского: Jean-François Gallet, 1744-1799, французский математик, автор Table des Logarithmes.
Похожие статьи:
- Первые офицеры Российского Императорского флота русского происхождения. – Г. фон Гельмерсен
- №116 Май 1972 г.
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№109)
- Размышления о русских наградных для ношения медалях. – Евгений Молло
- №121 Март 1973 г.
- В первый раз. – Г. А. Усаров
- №117 Июль 1972 г.
- К статье «Нумизматические памятники русской Америки». – Евгений Молло