Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Письма в Редакцию (№81)



В номере 77 журнала, в статье И. Ф. Рубец «Конные атаки Российской Императорской кавалерии в мировую войну», в абзаце 4-м сказано: «31 августа взвод Кавалергардского полка, под командой Св. Князя Ливена (Сергея)…»

Ради исторической верности, смею сделать следующие поправки: имя князя Ливена было Анатолий а не Сергей. Описанная атака, за которую князь Ливен получил Орден Св. Георгия 4-й ст. произошла не 31 августа а 3 августа.

Николай барон Будберг

В № 80 нашего журнала, на стр. 43-й в Систематическом указателе», я обратил внимание на несовсем верно переданные заглавия моих статей касательно л. гв. 1-го Стрелкового Его Величества полка. Правильно следует читать: 1) «Впечатления и эпизоды из цикла Вильно-Молодечненской операции 1915 года» — № 60 — 1963 г. стр. 5; 2) «1916 год» — № 63 1963 г. стр. 23.

Николай барон БУДБЕРГ

В своей интересной статье «Река Стоход и Рудка-Черевищенский плацдарм» в № 80 нашего журнала, полковник Я. Демьяненко пишет, между прочим, что я ошибаюсь, говоря в своей статье «Черевишенское предмостное укрепление» в № 46 «ВОЕННОЙ БЫЛИ», что этот плацдарм возник как результат боев частей 34-го армейского корпуса.

Я никогда не утверждал, что плацдарм этот возник в результате исключительно боев 34-го корпуса. Единственное, что я сказал по этому поводу это то, что части 34-го корпуса, в штабе которого я занимал с января 1917 г. должность старшего адъютанта по оперативной части, также принимали участие в боях на Стоходе, в результате которых возникло это Черевишенское предмостное укрепление.

Кроме того, я хотел бы указать еще на то обстоятельство, что в нашей Императорской армии было только два Туркестанских корпуса из которых 2-й всю войну находился на Кавказском Фронте, а 1-й, с самого начала войны на европейском. Таким образом, Туркестанский корпус, о котором вспоминает автор, был именно 1-й, который потом, в начале 1917 года, занимал участок вдоль Стохода, непосредственно левее нашего 34-го корпуса.

В. Кочубей

В статье С. П. Андоленко «Знамена армии ген. Ренненкампфа», помещенной в № 78 Вашего журнала, сообщается что знамя 119 пехот. Коломенского полка, после взятия его немцами, находилось до 1945 года, в Берлинском Цейхгаузе.

После неожиданного занятия г. Вильно красными, в самом начале второй мировой войны, я бежал на запад и провел всю войну в Берлине. Регулярно, каждое воскресенье, я отправлялся в Цейхгауз, до дня его закрытия, в конце 1944 года и неизменно заходил в отделение Музея, посвященное боям с русской армией. Там были выставлены древки знамен, частью с лентами, с орлами и со скобами, но НИ ОДНОГО РУССКОГО ПОЛОТНИЩА там не было. Единственно, в рамке на стене висел кусок полотнища, величиной с квадратный дециметр. Надпись гласила что это кусок знамени неизвестного полка, найденный на умершем военнопленном.

л. гв. Гренадерского полка капитан Максимов

 

В № 79 нашего Нала «ВОЕННАЯ БЫЛЬ», в статье А. Невзорова ««Начало первой великой войны 1914 г.», автор рассказывает о том, что в первые дни мобилизации его рота вышла на фронт, имея на положении рядовых 50 человек унтер-офицеров запаса. Подобные же сведения сообщил мне в 1938 г. штабс-капитан Клечковский. У него в роте в начале войны было 68 унтер-офицеров, призванных по мобилизации и ставших в строй рядовыми. На моей личной памяти, в Севастополе, Военно-морского Судебного ведомства ген. майор П. В. Дэвисон долго вел переписку, дойдя до самых высших инстанций об использовании по специальности своего бывшего служащего старшего фейерверкера артиллерии, направленного, по мобилизации рядовым в пехоту. Когда добились его перевода в артиллерию — было уже поздно. Он приехал полным инвалидом.

Такое возмутительное отношение к лучшему элементу запаса, видимо, было у нас явлением всеобщим и исходило от Мобилизационного отдела Главного Штаба. Неужели же там никому не пришло в голову использовать более продуктивно этот ценнейший человеческий материал.

Что сеялось в начале — было пожато в 1917 году.

В. А.

На стр. 38-й № 79 ж  Ц ВОЕННАЯ БЫЛЬ», статья П. Шапошникова «Охрана границ Российских» заканчивается так: «Заамурские конные полки, прибыв на фронт в марте 1915 года, были распределены по кавалерийским дивизиям. 1-й и 2-й полки — при 1-й гвардейской кавалерийской дивизии. В мае 1916 г. они совершили, беспримерную в военной истории, кавалерийскую атаку на укрепленную проволочными заграждениями австрийскую позицию под г. Луцком, прорвали ее и тем положили начало Брусиловскому наступлению 16-го года… Командиры этих полков… были награждены Орденами Св. Георгия…»

На самом-же деле, прибывшие в марте 1915 года на Юго-Западный фронт 1-й и 2-й Заамурские конные полки составили вторую бригаду вновь сформированной Сводной кавалерийской дивизии. Первую бригаду этой же дивизии составили полки лейб-гв. Уланский Его Величества, лейб-гв. Гродненский гусарский и 3-я батарея лейб-гв. Конной Артиллерии.

«Безпримерная в военной истории кавалерийская атака…», о которой говорит автор статьи и за которую командиры 1-го и 2-го Заамурских конных полков были награждены орденами Св. Георгия произошла не в 1916 году под Луцком, то-есть на Волыни а под г. Городенкой, в Галиции, 28 апреля ст. ст. 1915 года. В этой атаке, кроме указанных двух Заамурских конных полков, приняли участие в конном строю — 2 эскадрона Гродненских гусар (три других эскадрона атаковали окопы противника в пешем строю а 6-й эскадрон гусар находился в прикрытии 3-й батареи л. гв. Конной Артиллерии). Части, участвовавшие в этой атаке, понесли тяжелые потери: 1-й и 2-й Заамурские конные полки из пятисотенного состава были сведены в трехсотенные, Гродненские гусары потеряли 2-х офицеров и 39 гусар убитыми, 2-х офицеров и 55 гусар ранеными и 60 лошадей. (Потери гусар указаны на основании воспоминаний участника боя командира 5-го эскадрона гусар шт. ротм. А. Е. Панчулидзева).

Противник был: батальон австрийской пехоты, две роты прусского пехотного полка, и части 1 кирасирского, 4 и 6 гусарских, 4 и 10 уланских прусских полков.

Б. Лагодовский бывший офицер 3-й батареи

лейб-гвардии Конной Артиллерии.

 

В номере 80-м журнала, в статье «Орден Святого Иоанна Иерусалимского» сказано, что Император Павел 1 «учинился Великим Магистром самочинно», с чем невозможно согласиться.

Краткая историческая справка: согласно конвенции, заключенной 15 января 1797 г. между Гроссмейстером Мальтийского Ордена Св. Иоанна Иерусалимского князем Ф. де-Роган и Императором Павлом I, Император, в том же году 29 ноября, провозгласил себя протектором ордена, а 16 декабря 1798 г. и его гроссмейстером, образовав «на вечные времена «Великое Российское Приорство и дав правила для фамильных родовых наследственных командоров.

Приором был назначен Наследник Цесаревич Александр Павлович. Такое звание переходило в наследственном порядке к его царствующим преемникам. Лишена всякого основания молва об упразднении приорства Императором Александром I в 1817 г. Также и при последующих царствованиях ничего не было изменено в существовании приорства. В Париже хранится послужной список князя А. В. Трубецкого, где ему, как старшему сыну наследственного командора, Высочайше указано в 1867 г. принять это звание и носить мальтийский крест.

Кончина Императора Николая II прекратила наследственную преемственность приоров. Следующим приором стал Великий Князь Александр Михайлович до своей кончины в 1933 г., после него приором был Великий Князь Андрей Владимирович, а затем, после его кончины в 1955 г. Великий Князь Владимир Кириллович.

19 февраля 1955 года французское правительство дало разрешение на открытие Великого Российского приорства Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, которое было зарегистрировано в Журналь Оффисиель под ном. 55/239. В приорство могут вступать лишь старшие в роде потомки лиц, возведенных в то или другое звание Императором Павлом I, зарегистрированные в придворных календарях того времени.

15 марта 1956 г. в Риме состоялось признание Российского приорства под наименованием Союза потомков наследственных командоров и кавалеров Великого приорства Российского Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Об этом Ватикан уведомил своих представителей, акредитированных при государственных образованиях других стран, в том числе и князя Гюи де Полиньяка, председателя Объединения Мальтийского ордена во Франции.

Союз потомков получает ежегодно приглашения на все традиционные торжества Мальтийского ордена, происходящие в Версальском дворце. Великий Князь Владимир Кириллович получил от Мальтийского ордена звание бальи (судьи) большого креста.

Почетный кавалер И. Н. Адамович  

Добавить отзыв