СЛУЧАИ В СОТНЕ НИКОЛАЕВСКОГО КАВАЛЕРИЙСКОГО УЧИЛИЩА
Большим событием в жизни училища всегда бывал приезд Государя Императора. Приезд этот всегда был неожиданным, занятия не прекращались, Государь обходил помещения и отъезд Его сопровождался всегда гурьбой юнкеров, бежавших за санями, пока Государь не отправлял всех домой.
Приезд Государя в 1900 году, когда я был в старшем классе, ознаменовался следующим происшествием:
Во время лагерных сборов юнкера могли входить в конюшню, когда угодно, входить в конюшню зимой же им запрещалось. И вот, пока Государь обходил смены строевых занятий, три юнкера, кажется — донец и два кубанца, пошли в конюшню и передали конюху приказание командира сотни дать им таких-то лошадей. Не подозревавший подвоха конюх лошадей дал, юнкера сели на них и спрятались на улице, за углом дома, мимо которого должен был проезжать Государь, отбывая из училища.
Как только показались Государевы сани, юнкера выскочили из-за угла дома и поскакали по сторонам саней, джигитуя, насколько им это позволяло уличное движение, — делали двойные прыжки, доставали на карьере землю и снег и т. п. Когда выехали на Исаакиевскую площадь, лошадь одного из юнкеров понесла и наскочила на извощичьи сани, сделав прыжок между кучером и седоком. Извощик испугался и остановился. Государь подъехал к нему и спросил: «Не зашибли кого юнкер?» Получив ответ, что все благополучно, Государь подозвал юнкеров и спросил, с разрешения ли начальства они его сопровождают? Юнкера чистосердечно рассказали, как все было. Государь рассмеялся и сказал: «Ну, благодарю вас за конвой, поезжайте домой и поблагодарите от меня командира сотни, но только поезжайте непременно шагом, а то вы мне еще что-либо наделаете!»
Между тем, строгий командир сотни был вне себя от гнева и, когда три юнкера явились к нему с повинной, он поднял страшный крик, топал ногами, приказал сейчас же садиться в карцер и объявил что переведет их в третий разряд по поведению. Это означало, что по окончании училища они будут выпущены в полки урядниками, с правом производства в офицеры только через полгода и, конечно, без всякого старшинства.
Юнкера молча выслушали разнос, и затем один из них спросил: «Разрешите доложить?»
«Ну, что еще вы мне будете докладывать?» «Государь Император благодарил нас за конвой и просил передать Вам свою благодарность».
Командир сотни явно растерялся и на вопрос юнкера: «Разрешите идти в карцер?» ответил: «Я не смею наказывать за проступок, за который благодарит Государь Император! Идите с Богом!»
Так благополучно окончилось это происшествие и, в дальнейшем, в бытность мою офицером лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, при встречах со мной Государь часто вспоминал этот случай и смеялся.
Е. Балабин
ВЫСОЧАЙШИЕ НАГРАДЫ КАЗАЧЬИМ ЧАСТЯМ
К интересной статье Н. И. З. о Кубанских пластунах могу добавить, что подвиги этих батальонов обратили на себя внимание Государя Императора, который дал им в награду Шефство Членов Императорской Фамилии:
С. Андоленко
Похожие статьи:
- № 104 — МАЙ 1970 г.
- СТO ЛЕТ НАЗАД. – Р. СПОРЭ
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- «Щипонос». – П.В. Шиловский
- №117 Июль 1972 г.
- Штабс-капитан В. Д. Парфенов. – Анатолий Векслер
- Школа-приют Заамурского Округа Пограничной Стражи. – Сергей Латышев
- Письма в Редакцию. – Юрий Солодков, А. Хохлов
- Большие маневры под Псковом в Высочайшем присутствии в 1903 г. – Юрий Солодков