«Только одни ошибки свои вспоминаешь с удовольствием». Оскар Уайльд.
Вместо предисловия.
О бое у Калуща мне уже случалось писать в чехословацком военном журнале «Vjenské Rzhledy» — в каком году не помню, — но статья эта погибла для меня безвозвратно. Тогда одна из моих фраз задела полковника ген. штаба Бартоша, командовавшего, в чине обер- лейтенанта, конной батареей в составе той австро-венгерской кавалерийской дивизии, которая была нашим противником на южном берегу реки Ломницы. Он ответил статьей же, некоторые данные которой я повторю в настоящей статье. Таким образом эта моя статья не является простым переводом упомянутой чешской, но заново написана по воспоминаниям о самом бое, остающимся живым в моей памяти, со включением в нее части данных из статьи полковника Бартоша.
Интересно — быть может не только для меня, — что участники этого боя, артиллеристы обоих сторон, оказались довольно скоро сослуживцами в будущей чехо-словацкой армии.
Общая обстановка.
В конце января-начале февраля 1915 года австро-венгерская армия генерала барона Пфланцер-Балтина оттеснила южный фланг армий нашего Юго-Западного фронта с Карпат, вторглась в Галицию и двигаясь на север и на восток, перерезывала тылы наших армий. Создавалось очень опасное положение, а резервов для парирования удара не было; их можно был создать лишь снятием частей со спокойных фронтов. На передвижение их в Южную Галицию требовалось много времени, но, к счастью, «война не скорый поезд» (словацкое выражение из 2-ой мировой войны), и части не опоздали.
Одна из таких мер коснулась и нас: XI армейский корпус был снят с Дунайца и двинут на юг. Его 32-ая пехотная дивизия, занимавшая на Дунайце 25-верстный участок между шоссе Тарнов-Краков и р. Вислой, была сменена в ночь с 5-го на 6-ое февраля двумя полками 5-й пех. дивизии с одним дивизионом артиллерии и 6-го февраля начала поход — пехота — по жел. дороге, артиллерия — походным порядком.
Мы шли по шоссе Ясло-Красно и далее, вдоль Карпат, а когда достигли города Санок, поезда были уже свободны. И вот, в ночь с 10-го на 11-ое февраля, во время метели, мы погрузились в вагоны и утром 11-го февраля высадились в городе Долина.
Обстановка перед началом операций
В Долине мы пробыли три дня, но из-за продолжавшейся метели самого города не видели и о нем у меня не осталось никаких воспоминаний- Можно предположить, что метель остановила и армию Пфланцер-Балтина, которая вообще шла вперед черепашьим ша- том и тем лишала операцию решающего значения.
Если в Долине мы были лишены возможности ознакомиться с городом, зато ознакомились с положением на нашем новом фронте. Оно было довольно необыкновенным: фронт представлял собой как бы бездонное ведро, западную сторону которого представлял собой наш XXII А. К., а восточную — Пфланцер-Балтин, и оба противника смотрели в одну и ту же сторону — на запад.
Нашей задачей было наступать в- сторону собственного отечества и создать русскую восточную сторону ведра вдоль верхнего течения реки Ломницы. В районе города Калуща сдерживала продвижение австрийцев на север Уссурийская конная дивизия (генерал-майор Крымов). Еще далее на восток и юго-восток со средоточивался XXVIII А. К. (ген.-от-инф. Зайончковский). Что было далее на юго-восток — не помню (кажется XXX А- К.).
13-го февраля метель утихла. Мы получили приказание перейти в Струтын Вышний. Приказание это вызвало одно приятное и одно неприятное чувство. Приятное — маленький переход, неприятное — приближается момент, когда в долине Ломницы мы станем мишенью австрийской артиллерии. Дело в том, что эта долина настолько широка, что батареи не могли бы занять позиции за холмами на ее западной стороне, но должны были бы спуститься в ровную, как стол, долину, где не могло быть никакой маски перед горами восточного берега реки. Австрийцы должны были бы видеть нас, как на ладони, и расстрелять нас даже раньше, чем мы «открыли бы рот».
В принятии на себя этого огня и заключалась бы вся наша «помощь» пехоте. Однако, помощь столь косвенная и пассивная не входит в задачу артиллерии. В те времена общевойсковые начальники задачами артиллерии интересовались мало, а более полагались на пехоту.
Итак, 14-го февраля я поехал вперед в Струтын Вышний в качестве квартирьера и торопился, чтобы обеспечить себе время на осмотр и разделение села перед прибытием дивизиона, который должен был выступить непостредственно за мной.
Отвлекусь на минуту в сторону и приведу одну подробность нашей жизни на войне, которая потом имела решающее значение на мою деятельность. В те времена офицеры нашей бригады питались отдельно от солдат и потому во время похода не ели ничего целый день. Затем, по прибытии к месту назначения, им нужно было запастись терпением и ждать, пока офицерский повар (в каждой батарее) не приготовит ужин. При этом довольно часто случалось, что желание уснуть было сильнее желания поесть, и все ложились спать голодными. Это случилось и теперь-
Я ждал дивизиона целый день, совершенно, не понимая, куда он мог деваться, и так устал и изголодался, как будто бы сам совершил усиленный поход. Только тогда, когда уже начались сумерки, показался дивизион. Вел его младший из командиров батарей подполковник Михаил Семенович Иванов, командир 6-ой батареи. Подойдя к нему, я спросил: «Что случилось? Почему так поздно?» Иванов ответил сконфуженным тоном: — «Моя вина. Заблудились!» И к этому ничего не добавил, а я не продолжал «допроса», а только удивился.
В самом деле: как дивизион мог заблудиться? В Долине Иванов квартировал как раз на углу двух шоссе. Одно из них, государственное, большое («Цесарский гостинец», как называли такие шоссе местные жители) вело прямо на восток, в Струтын Вышний. В течение трех дней сидения в Долине Михаил Семенович, казалось бы, мог посмотреть на карту, тем более, что метель держала его все время дома. И тем не менее он повел дивизион по шоссе на Калуш.
Мороз на походе вообще не благоприятствует любопытству. Все послушно следовали за Михаилом Семеновичем, и только тогда, когда дивизион прошел верст 15, а Струтын Вышний все не показывался, кто-то из офицеров рискнул снять перчатки, вынуть карту, посмотреть на нее, ужаснуться, выругаться и поднять тревогу.
Конечно, дивизион мог бы потом пройти сокращенной дорогой, повернув прямо на юг, но Михаил Семенович, очевидно, потерял веру в свою способность водить колонны и решил “танцевать от печи” вернулся с дивизионом к своей бывшей квартире, повернул на правильную дорогу и, сделав свыше 40 верст вместо 12-ти, доплелся, в конце концов, хоть уже и в темноте, к месту назначения.
Тут произошел именно тот случай, когда продрогшие и смертельно уставшие офицеры — говорю о моей 5-ой батарее — отказались от ужина, выпили по стакану чая с хлебом, рассказали мне печальную историю похода и легли спать- Мне пришлось следовать их примеру с неприятной мыслью о завтрашнем дне. Однако, начальство решило мою судьбу иначе.
Экспедиция в Калуш
Я долго не спал и уснуть мне так и не удалось. Вероятно, было уже около полуночи, когда в хату вошел разведчик и подал мне приказание командира бригады (известный в армии генерал-майор Леонид Николаевич Гобято). Содержание сводилось к следующему:
«С получением сего II дивизион отошлет один взвод в город Калущ к батальону 126-го пех. Рыльского полка, находящемуся там при Уссурийской конной дивизии. Взвод должен итти через Долину, где на разветвлении шоссе его будет ожидать казачье прикрытие. Батальон возьмет взвод на довольствие».
На бланке были две резолюции: командира дивизиона: «5-я батарея» и командира 5-ой батареи: «Поручик Милоданович и 3-й взвод», с добавлением состава взвода: 2 ящика батарейного резерва, телефонисты и пр.
На это приказание отозвался тоже не спавший штабс-капитан Курзеньев: «Вот тебе случай получить Георгия». Не отрицая этой возможности, я все же смотрел на дело и с другой стороны: днем не ел, ночь — не спать, 45 верст и опять без еды, а затем — карту я изучил еще в Долине — итти совершенно открыто по шоссе в неприятной близости от австрийских батарей, параллельно неизвестному мне в точности фронту — мало ли, что может случится. А что случиться может, на это указывает и заботливость начальства, выразившаяся в назначении мне казачьего эскорта. Однако, был и плюс: эта командировка избавляла меня от должности мишени в завтрашнем бою в долине Ломницы.
Так или иначе, но надо было прежде всего собрать свой взвод, что шло очень медленно, но, в конце-концов, было исполнено; не был найден только сверхсрочно-служащий фейерверкер Марк Левчик, который должен был бы быть моим «старшим офицером».
За 1-2 часа до рассвета я был в Долине. На злополучном разветвлении (у квартиры Михаила Семеновича) меня уже ожидало прикрытие: 18 человек с урядником во главе. Таким образом, впервые в жизни, я оказался «общевойсковым начальником», хотя и несколько разочарованным в силе своей «кавалерии». Впрочем, на это «прикрытие» я смотрел более как на memento mori. Все таки надо было им как-то распорядиться — и я приказал уряднику ехать в полуверсте впереди меня, «смотреть в оба» и в случае чего-либо подозрительного моментально мне доложить. Затем мы двинулись на восток, как всегда — шагом.
Когда взошло солнце, мороз стал уступать место оттепели. До Креховец я был спокоен: противник видеть меня не мог, а если бы и видел, я был вне пределов его артиллерийских возможностей. За Креховцами противник мог уже наблюдать за каждым нашим шагом.
Вправо от шоссе, на голом пологом скате к противнику, стояли большие палатки с красными крестами — какой-то полевой лазарет, — а на их правом фланге, с интервалом всего лишь каких-нибудь 100-200 шагов — батарея на позиции (кажется 74-ой бригады), совершенно также открыто. Такое близкое соседство, конечно, было странно.
Между тем мы поровнялись с насыпью железной дороги, которая до самого Калуша идет параллельно шоссе, на расстоянии всего лишь 10-15 шагов от последнего. Высота и профиль насыпи исключали всякую возможность для орудий ее преодолеть, если бы это вдруг понадобилось. Я был отрезан от севера и должен был держаться шоссе «яко слепой — стены». Я забыл и голод, и бессонную ночь, ехал с картой в руках и, сравнивая ее с местностью, старался найти какую-либо возможность, если по мне вдруг «хватят», но ее не было. Опасность, однако, пришла в совершенно неожиданной форме.
Мы подходили к Холину, как вдруг услышали барабанный бой и увидели огонь австрийской артиллерии, клубок разрывов шрапнелей на восточной окраине села, а затем и цель, по которой стреляли. Этой целью был импровизированный «бронепоезд», представлявший собой комбинацию из обыкновенной платформы с орудием на ней, нормального паровоза и (кажется) товарного вагона. Поезд шел навстречу нам с минимальной скоростью, я бы сказал — «шагом», его орудие куда-то стреляло, а сам он подвигался в клубке австрийских шрапнелей, и именно это сулило нам катастрофу! Я себе ясно представил, что случится, когда мы поравняемся!… На что-то надо было решиться, и решиться моментально, ибо еще 2-3 минуты и будет поздно! И вдруг явился выход!
Мы поравнялись с полевой дорогой, перпендикулярной к шоссе и проходящей сквозь насыпь на северную сторону железной дороги. Полного разрешения вопроса эта дорога не давала: по карте я видел, что в нескольких десятках шагов за насыпью она кончалась, упершись в ручей Сивку, и потому для движения севернее полотна железной дороги не годилась. Однако, ничего другого не оставалось, как юркнуть туда со своим взводом. Это я и сделал, а казаки, уже раньше замедлившие свой шаг и уменьшившие дистанцию ко взводу, последовали моментально за нами.
Очутившись на другой стороне полотна, я сразу приобрел одну выгоду: стал невидимым для противника. Но от шрапнелей не ушел, пока не увеличил расстояния от «бронепоезда«, но тут я сразу же уперся в Сивку!
Ручей был неширокий; летом всадник мог бы его перескочить, но для орудий нужен брод, а между тем вода в ручье была такая мутная, что дна не было видно, и берега казались обрывистыми. Все же наличие полевой дороги со специальным проездом в полотне железной дороги, как будто бы, указывало, что по ней можно пройти большее расстояние, чем 50 шагов до ручья, и я имел некоторую надежду, что по преодолении ручья буду в состоянии двигаться дальше целиной и выйти как-нибудь, несмотря на оттепель, на дорогу в Кропивник или Угарсталь. Весь вопрос заключался в броде: есть ли он, или его нет?
Я приказал казачьему уряднику это определить. Один из казаков сейчас же спрыгнул на коне в воду, и от его коня осталась на поверхности только шея и голова. Его товарищи в один момент вытащили из воды и его, и лошадь (я до сих пор не понимаю, как они ухитрились это сделать?).
Теперь остался только один выход: прижать своих шесть шестерок и казаков как можно ближе к железно-дорожной насыпи и надеяться, что эта насыпь окажется достаточно высокой для того, чтобы шрапнельные пули пролетали над нашими головами. Мы успели «прижаться». Но тут «бронепоезд», подошедший к нам уже шагов на 100, помог нам с своей стороны: остановился, а затем также «шагом» стал удаляться обратно к Холину. На момент можно было вздохнуть свободно, но — что делать дальше?
Холин мы, конечно, могли бы как-нибудь обойти, но восточнее его, до самого Калуша все оставалось неизменным: ручей Сивка, железная дорога, шоссе, «бронепоезд» и австрийские .шрапнели, то есть никакой свободы в маневрировании при полной неизвестности действительной трассы фронта. Скрепя сердце, я решил итти через Угарсталь на Мосциску, а оттуда на юг, в Калущ хотя тем почти удваивал остающуюся часть пути.
Тут я использовал казаков еще раз: поручил им найти дорогу по северной окраине Холина, чтобы выйти на дорогу, ведущую в Угарсталь. Казаки это сделали и затем провели взвод.
Не помню, который час дня был, но мы уже столько прошли, что нужно было сделать большой привал, чтобы напоить и накормить лошадей. Итак, в Угарстале я остановился и послал казака в Калущ с донесением командиру Рыльского батальона о вынужденном изменении маршрута и следствии этого — будущем прибытии с опозданием. Позже, в Мосциске, я отпустил вообще все прикрытие: теперь я должен был приближаться к фронту перпендикулярно и потому в конвое не нуждался.
Когда я, в конце концов, добрался до Калуща на улице стоял казак с приказанием явиться генералу Крымову. Я остановил взвод и казак провел меня в штаб генерала, находившийся тут же- В первой комнате штаба находилось несколько офицеров 2-го конно-горного артиллерийского дивизиона (Киевского), среди которых я узнал поручика Е. Н. Мельницкого, лицо которого (но не мое ему) мне было знакомо: он был фельдфебелем одной из батарей Константиновского училища, выпуска того же 1912 года, что и я — из Михайловского.
Когда генералу доложили о моем приходе, он вышел из соседней комнаты. Он был безусловно «тонняга»: человек чрезвычайно привлекательной внешности и манер. Одет он был в длинный домашний халат — явное доказательство того, что положение в Калуше прочно.
Я отрапортовал. Генерал схватил мою руку обоими своими, пожал ее и сказал: — «Дружище, вы подчиняетесь прямо мне! Сегодня ночью вы должны выпустить весь ваш комплект. Задачу вам объяснит поручик Мельницкий. Он же покажет вам наблюдательный пункт и позицию. Пристреляйтесь и ждите моего приказания для открытия огня ночью». С этими словами (которые я помню почти дословно) генерал ушел обратно в свою комнату, а на сцену выступил пор. Мельницкий, который повел меня пешком по улице к находившейся неподалеку позиции. Взвод шел шагом за нами-
(Окончание следует).
Милоданович
Похожие статьи:
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№107)
- №115 Март 1972 г.
- Бронепоезда Донской армии. – Максим Бугураев
- Последнее отступление 1917 год . – В.Е. Милоданович
- Братские могилы Симбирцев. – В.Н. Лукин
- Арьергардный бой. – В. Милоданович
- Последнее отступление (Окончание) – В.Е. Милоданович
- Кавказская Гренадерская Артиллерийская бригада Август 1914 г. — Сентябрь 1915 г. – A.B. Козьмин
- К статье в Хронике «Военной Были» № 121, стр 46 и 47. – Ф.Р.