Издание Обще-Кадетского Объединения под редакцией А.А. Геринга
Tuesday August 22nd 2017

Номера журнала

Бронепоезда Донской армии. – Максим Бугураев



В составе Донской армии в 1918 году была Донская железнодорожная бригада (генерал-майор Н. И. Кондырин), состоявшая из четы­рех дивизионов. Каждый дивизион — из трех броневых боевых поездов и одного ремонтного поезда.

Бронепоезда состояли нормально из двух бронеплощадок с двумя 3-дюймовыми орудия­ми и четырнадцатью тяжелыми пулеметами Максима. Экипаж броневого поезда насчиты­вал 9 офицеров и 100 нижних чинов, половина из которых были донские казаки. Командира­ми в большинстве случаев были офицеры Дон­ской артиллерии, на правах командиров бата­рей. Бронепоезда носили названия:

1-й дивизион: «Атаман Каледин», «Гундоровец», по 2 орудия, «Князь Суворов» — 4 орудия;

2-й дивизион: «Раздорец», «Митякинец», по 2 орудия, «Илья Муромец» — 4 ору­дия;

3-й дивизион, командир дивизиона войско­вой старшина И. И. Бабкин: «Партизан пол­ковник Чернецов», — подъесаул Сергей Амплиевич Ретивов (убит), капитан Киянец, «Казак Землянухин», — штабс-ка­питан Попов, «Генерал Бакланов», — сотник К. Н. Фетисов;

4-й дивизион: «Донской баян», «Ермак», «Иван Кольцо».

Два отдельных бронепоезда: «Атаман Ор­лов», — войсковой старшина Л. А. Стефанов (убит); «Атаман Назаров», — подъесаул Н. Д. Скандилов.

Эта бригада принимала участие в боях на линиях железной дороги Лихая-Царицын, Лихая-Лиски, Лихая-Купянск и Зверево Штеровка. Креме этох бронепоездов, на Северном фронте, на участке Бобров — Таловая — Поворино — Михайловка имелось три отдельных бронепоезда, действовавших самостоятельно: 1

— «Бузулук», — есаул П. А. Федоров, 2 — «Хопер», — подъесаул Н. С. Аврамов, 3 — отбитый у красных отрядом генерала Гусельщикова, — командир бронепоезда капитан Н. И. Лобыня-Быковский.

В 1919 году Донская бронепоездная брига­да была разделена на два полка. Командира­ми полков были полковник Рубанов и полков­ник Ляшенко. Дивизионы были упразднены. Каждый полк состоял из семи бронепоездов и одного ремонтного поезда. В каждый полк вхо­дил, кроме того, дивизион из двух специальных бронепоездов тяжелой артиллерии (6-дм. пуш­ки Кане), по два орудия в поезде.

Сведения эти взяты из книги «Материалы к истории Донской артиллерии», выпуск 2. Со­ставили и обработали Донской артиллерии вой­сковой старшина В. М. Нефедов и есаул Е. Е. Ковалев. Издание Союза Донских артиллери­стов, Париж, 1936.

В боях за г. Луганск, в апреле 1919 г. нам, 8-й Донской казачьей конной дивизии, помога­ли орудия Кане, установленные на площадках. Названия их я, к сожалению, не помню, но я обратил внимание на то, что эти площадки име­ли прочные упоры. Не знаю, были ли эти упо­ры на всех площадках с 6-дюймовыми пушка­ми Кане или только на тех двух, что были при нас. Эти упоры были устроены так: на всех четырех углах площадки на подвижных шар­нирах были куски рельс такой длины, что ко­гда их откидывали к земле, концы рельс каса­лись земли, но чтобы рельсы были перпендукулярны площадке (и земле), нужно было бо­ка площадки (поочередно) немного поднять, для чего имелись специальные домкраты. Вся эта процедура происходила очень быстро. И ког­да концы рельс касались и упирались в землю то отпустив домкраты, тяжестью орудия кон­цы рельс вдавливались в землю. Таким обра­зом сила удара при выстреле из орудия отдава­лась (и распределялась) не только на одни ко­леса, но и на рельсовые упоры.

Сделал выписки и сообщил:

Максим Бугураев

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв