Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Суворовские полки. – С. Андоленко



Суворов, явление военной истории евро­пейского масштаба. Заключить его в узкие полковые рамки, говорить что он был Семеновцем, Фанагорийцем или Преображенцем, непроизводительно. Для него не могло быть его полка, потому что он любил все русские полки, всех считал своими и все они, в рав­ной степени его боготворили.

«Казаки, карабинеры, Гренадеры и стрелки, Всякий на свои манеры, Вьют Суворову венки…

И после его смерти его не забыли и он незримо продолжал нести, в рядах русских войск, свою службу, которая прекратится только тогда когда кончится бытие России. «И теперь, когда на битву, Русские полки идут, Он за них творит молитву, Про него они поют».

Он всех любил и всех считал своими деть­ми. Были ему родными Апшеронцы. Не вел ли он их в штыки, с их знаменем в руках, в день Куннерсдорфа? Родными ему были и Стародубовские карабинеры, что на его гла­зах скакали через Рымникские валы, как род­ными же ему были и Азовцы, бравшие по его приказу «Прагский ретраншемент» и Шлиссельбургские мушкетеры, спасшие его в Кинбурнской драке и кирасиры 3-го полка (Орденцы), отводившие от него удары враже­ских сабель. Все российские полки имел под своей командой «Российский Победоносец» и всех их любил.

Но, с некоторыми из этих полков Суворо­ва связывали особые воспоминания. В их ря­дах он служил, их мундир он носил, коман­довал ими в мире или на войне. До послед­него дня существования Императорской ар­мии, память Суворова жила в этих полках. Считать Суворова своим однополчанином бы­ло большой честью.

Лейб-гвардии СЕМЕНОВСКИЙ полк

Почему внук и сын Преображенцев, а, впо­следствии и отец Преображенца, Суворов был записан в Семеновский полк? Не лишено ин­тереса отметить, что и служа в Семеновском полку, Суворов жил у Преображенцев, у сво­его дяди, офицера этого полка.

В те времена, Гвардия представляла из се­бя одно целое. Недорослей писали — «в Гвар­дию», в полки, в которых были вакансии, без различия в которые. Особого полкового духа не было, дух был гвардейский. Как «чада од­ного корня», Преображенцы и Семеновцы от­личались особыми, истинно братскими, отно­шениями. Но, совершенно справедливо гор­дились потом Семеновцы тем, что в рядах именно их полка, Суворов научился служить и, познав солдата, полюбил его всей душой… «положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение…»

Челобитную об определении его в полк солдатом, «понеже он в службу еще нигде не определен», Суворов подал в 1742 г., двенад­цати лет от роду. Резолюция полкового «штапа» гласила: «написать лейб-гвардии в Семеновский полк в солдаты сверху комплекта, без жалованья и, для обучения наук, отпу­стить в дом его на два года».

Обучение затянулось, в 1747 г., все еще находясь в отпуску, Суворов был произведен в капралы и только 1 января 1748 г. прибыл в полк, на действительную службу. В 1749 г. он был произведен в подпрапорщики, а в 1751 г. — в сержанты. В полку Суворов служил 6 лет, а числился в нем — 12, но, чтобы одеть гвардейский офицерский мундир, ему пришлось подождать… штурма Измаила.

Солдатская его служба началась в 8-ой ро­те. В ее рядах, он находился до производства в сержанты, когда был переведен в 1-ю ро­ту. В заботах о «вящщем сохранении памяти великого русского полководца в рядах того полка, где он воспринял первые уроки воен­ной службы, где, в течение многих лет, слу­жил солдатом», Государь Император 18 ноября 1910 г. Высочайше повелел: «имя Генералис­симуса князя Суворова зачислить в списки лейб-гвардии Семеновского полка а 8-й роте, именоваться: 8-й Генералиссимуса князя Су­ворова ротой». В обиходе, весь 11-й батальон л.-гв. Семеновского полка назывался «Суво­ровским».

ИНГЕРМАНЛАНДСКИЙ пехотный полк. Впоследствии 9-й пехотный Ингерманландский Императора Петра Великого полк.

В 1754 г., сержант Суворов был «выпу­щен» поручиком в армию, с определением в Ингерманландский полк. Таким образом, пер­вым офицерским мундиром Суворова был мундир Ингерманландского полка, состоявшего при Петре в одной дивизии с Преображенцами и Семеновцами. В этом полку Суворов прослужил два года, до чина премьер-майора, в который он был произведен в 1756 г. Когда началась война с Пруссией и выяснилось что Ингерманландцы останутся в России, Суво­ров подал прошение о назначении в действу­ющую армию.

КАЗАНСКИЙ пехотный полк. Впоследствии 64-й пехотный Казанский полк.

В 1765 г., Суворов был переведен в этот полк премьер-майором и в нем же произве­ден был в подполковники. Нес ли действитель­ную службу в рядах этого полка, Суворов, часто занимавший в Пруссии штабные и адъ­ютантские должности, нам неизвестно, но мун­дир его носил и в списках его состоял не­сколько лет. В 1761 г. Бутурлин писал: «ге­нерал-майор Берг выхваляет особливую спо­собность подполковника Казанского пехотно­го полка Суворова…»

Но штабная деятельность его не удовле­творяла. его тянуло в строй.

ТВЕРСКОЙ драгунский полк

Расформирован в 1775 г. и эскадроны его распределены по другим полкам.

Командир полка заболел и, в ноябре 1761 г., Суворову было поручено временное коман­дование Тверскими драгунами. Во главе их, он принял участие в многочисленных боевых столкновениях и был ранен. Интересен отзыв Румянцева: «Хотя в пехотном полку счисля­ется, однако склонность и привычку больше к кавалерии, нежели к пехоте, получил».

Суворов везде был на своем месте.

АРХАНГЕЛОГОРОДСКИЙ драгунский полк.

Присоединен в 1775 г. к Санкт-Петербургско­му драгунскому, впоследствии 1-й уланский Санкт-Петербурский генерал-фельдмаршала князя Меншикова полк.

Возвращение в строй командира Тверских драгун, заставило Суворова искать другой полк, ему дали в командование Архангелогородских драгун. Война скоро была кончена. 26 августа 1762 г. Суворов был произведен в полковни­ки и назначен командиром Астраханского пе­хотного полка.

АСТРАХАНСКИЙ пехотный полк. Потомком его был — 14-й гренадерский Гру­зинский Наследника Цесаревича полк.

Производство Суворова в полковники, с назначением командиром Астраханского пол­ка, состоялось перед самым отъездом Импе­ратрицы Екатерины в Москву, на коронацию. Полк остался в Петербурге, вместе со своим командиром, продолжая содержать городские караулы. По возвращении Государыни, Аст­раханский полк был сменен на Петербургской стоянке, Суздальским и Суворов, успевший уже себя зарекомендовать выдающимся на­чальником, 6 апреля 1763 г. был назначен его командиром.

СУЗДАЛЬСКИЙ пехотный полк.

Впоследствии: 62-й пехотный Суздальский Генералиссимуса князя Суворова полк.

Шестилетнее командование этим полком имело большое значение в жизни Суворова. Во главе его, полководец создал сбою строй­ную систему воспитания и обучения, увековеченную в его «Полковом Учреждении». О степени, на которую поставил Суворов свой полк свидетельствует оценка его Императри­цей, признавшей его лучшим в Русской ар­мии.

В 1768 г., Суворов повел сбой полк в по­ход против поляков, но по приходе на театр военных действий, получил в командование бригаду.

Тесная связь Суздальцев с Суворовым по­лучила свое признание в день столетней го­довщины кончины полководца. 6. мая 1900 г. полк был назван 62-м пехотным Суздальским Генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского полком.

лейб-гвардии ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ полк.

За штурм Измаила, Суворов был пожало­ван подполковником в л. гв. Преображенский полк. Назначение это было боевой наградой, так как полковником полка была сама Импе­ратрица. Суворов вошел в «штап» полка и, при приездах своих в Петербург, занимался полковыми делами. Мундир этот фельдмаршал носил до своей кончины. В 1796 г., Импера­тор Павел назначил его Шефом батальона полка. Случалось Суворову и лично учить свой батальон.

ФАНАГОРИЙСКИЙ гренадерский полк. Впоследствии: 11-й гренадерский Фанагорийский Генералиссимуса князя Суворова полк.

Полк этот обратил на себя внимание сво­ей храбростью под Измаилом и под Прагой и был отличен Суворовым. В 1796 г. Император Павел назначил фельдмаршала Шефом полка, который получил его имя. 17 августа 1826 г. Император Николай Павлович приказал: «в уважение к заслугам Генералиссимуса князя Суворова, бывшего в 1796 г. шефом полка, дать этому полку навсегда его имя».

Между 1877 и 1882 гг. шефом полка был родной внук полководца генерал-адъютант князь Суворов. В 1910 г., в изъятие из об­щих правил, полку были пожалованы знаки отличия на головные уборы и офицерские знаки, с надписью «За взятие штурмом Из­маила в 1790 г. и Праги в 1794 г.» В 1912 г. ему было предоставлено право проходить це­ремониальным маршем, держа винтовки «на руку». Это было новое признание чрезвычай­ных заслуг полководца перед Россией, ока­занное полку, который вся армия давно уже привыкла считать «суворовским».

1-й ДОНСКОЙ казачий полк.

Известна особенная привязанность Суворо­ва к Донским казакам, без которых он не любил выступать в поход. В память постоян­ной службы Донцов при Генералиссимусе, 16 апреля 1900 г. 1-й Донской казачий полк по­лучил Суворова вечным шефом и был назван 1-м Донским казачьим Генералиссимуса кня­зя Суворова полком». Видно это имя прине­сло ему счастье, так как 10 мая 1916 г., шеф­ство полка принял на себя сам Государь и он стал именоваться: 1-м Донским казачьим Генералиссимуса Суворова, ныне Его Величе­ства полком.

Но отошли в вечность славные полки, окончила свой век Императорская «Суворов­ская» армия, но не умерло имя князя Суво­рова в памяти того народа, которому служил и которого прославлял величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов.

С. Андоленко

Добавить отзыв