2-й Отряд судов Черноморского флота или, в просторечии, Азовский Отряд, с начальником, пользовавшимся правами отдельно командующего, был основан во второй половине декабря 1919 года. Начальником Отряда был назначен только что произведенный энергичный капитан 1 ранга Машуков (приказ о назначении от 25 декабря 1919 г. по ст. стилю). Базой Отряда служила Керчь, и действия Отряда распространялись на Азовское море и часть Черноморского побережья, прилегающую к Таманскому берегу.
Образование такого отдельного отряда было вызвано тем, что Азовское море приобрело значение очень важного участка, ввиду оставления нами Ростова и Ейска, появления на его берегах красных и также трудными боями в районе Геническа. Отряд предполагалось сформировать из вооруженных и вооружавшихся паровых шхун, а главными силами должны были быть канонерские лодки «СТРАЖ» и «ГРОЗНЫЙ», построенные в это время для пограничной стражи, и канонерская лодка «ТЕРЕЦ», посланная ранее к Геническу, для поддержки правого фланга наших частей, на Арабатской Стрелке. «ТЕРЕЦ» снабжался необходимым при помощи ледоколов «Всадник», «Гайдамак» и «Джигит», вооруженных тогда еще только 75-мм пушками. Изредка туда же подходил и «ГРОЗНЫЙ», имевший ледокольные образования. Тогда это были все наличные силы отряда. «СТРАЖ» еще не был готов, а вооружение других шло медленно.
Зима 1919-20 гг. была лютая. Азовское море стало, и ледоколы с трудом, пробивались к Геническу и к стоявшему во льду «Терцу». Образовались торосы, которые ползли на «Терец» и сжимали его со всех сторон. Зимою «ТЕРЕЦ» несколько раз яростно отбивал атаки красной пехоты. Наконец, двинувшиеся льды прижали «ТЕРЕЦ» почти к берегу и к марту месяцу оказалось, что он совсем на мелком месте. К этому времени «ГРОЗНЫЙ» и даже ледоколы с большим трудом могли передвигаться во льдах. Их ждали к середине марта в Керчь (пишущий эти строки прибыл на Отряд 9 марта).
На всех ледоколах в то время администрация и команда были вольнонаемные, были они под флагом Министерства Торговли и Промышленности. Только на «ДЖИГИТЕ» был военный комендант. Предполагалась, с приходом ледоколов в Керчь, замена администрации военным командованием и постепенная смена вольнонаемной команды матросами военного флота. На «Джигит» был назначен помощником военного коменданта мичман Нелавицкий. Обязанности артиллерийского офицера при 75-мм. орудии на баке исполнял поручик по Адмиралтейству Эглит. Капитаном ледокола числился типичный коммерческий капитан Усачев, при двух помощниках, а старшим механиком был Батиевский, тоже при двух помощниках. Все они, кроме Усачева, оставляемого на должности в качестве специалиста по ледокольно-спасательному делу, предназначались к списанию.
«ГАЙДАМАК», с прибытием командира старшего лейтенанта Б. JI. Новикова и старшего офицера лейтенанта Б. А. Калиновича, тоже стал приобретать военный вид.
Таким образом, постепенно слагался 2-й Отряд Судов.
В концу марта стали снаряжать экспедицию для снятия «ТЕРЦА» с мели. Все надежды были возложены на «ДЖИГИТ», как на самый сильный ледокол и, когда море открылось и только в северной его части оставались лишь плавучие льдины небольших размеров, мы плавно рассекали бурные волны Азовского моря, направляясь к Геническу.
Накануне выхода прибыл к нам новый командир старший лейтенант Георгий Николаевич Болотин, наскоро принявший вечером корабль. Хозяйство и денежная отчетность были сданы вновь прибывшему ревизору, подпоручику Корпуса Корабельных Офицеров Долголенко. Вольнонаемная команда была недовольна некоторой задержкой уплаты жалованья. Ледокол еще не принял военного вида и нес флаг Министерства Торговли и Промышленности. На этот поход, командир еще считался комендантом, я — его помощником и вахтенным начальником.
Ранним мартовским утром подошли мы к Геническу, возле которого маячил силуэт беспомощного «ТЕРЦА». Имея осадку, при полной нагрузке, в 18 фут, мы медленно, вымеряя лотом, приближались к цели. Ближе 150 сажен мы подойти не могли и с такого расстояния стали заводить перлиня. Мы сплеснили 12 ” пеньковый канат новый и старый 6 ” стальной, которого имелось еще 100 сажен.
От «ТЕРЦА» отделилась шестерка, и на ней прибыл к нам его командир, капитан. 2 ранга Шрамченко, и штурманский офицер, тогда еще мичман Гасовский. Подойдя на возможно близкую дистанцию, мы отдали якорь и начали вырабатывать план работ. «Терец» сидел почти всем своим корпусом на береговой отмели, фута на три выше ватерлинии. При его положении, с кормой, завалившейся в сторону Геническа, стрелять могли орудия только по правому борту. У кормового 6-дм. орудия был оторван ствол. Эти дни было затишье, прерывавшееся краткими поединками с красным бронепоездом которых обычно бронепоезд не выдерживал и уходил. Иногда поднималась красная воздушная «колбаса», обстреливаемая нашей артиллерией.
Работы по снятию лодки начались в тот же день. Заводкой буксиров распоряжался наш специалист капитан Усачев, а всей вообще операцией руководил командир «ТЕРЦА», капитан 2 ранга Шрамченко. Концы завозили шлюпки с «ТЕРЦА», под командой своих офицеров. Работа не ладилась. Перлиня лопались, уголь был плохой, мелкий, — полный пар не держался до лее пяти минут. Неприятель нам не мешал, но чувствовалось, что дух команды был надломлен. Все надеялись, что с приходом ледоколов в день или два «ТЕРЕЦ» будет на чистой воде. После первой же неудачи, когда Усачев пробовал всякие способы, в том числе и «смычки» (переход с малого на полный сразу), стало ясно, что работа затянется и необходима промывка грунта. Команда упала духом. Работа, и очень тяжелая, шла впустую: с большим трудом, в продолжении многих часов заводили на большое расстояние тяжелые стальные 6 ” и пеньковые 12 ” перлиня, и все для того, чтобы — один нажим и они мгновенно рвались.
Затребовали катер для промывки грунта под лодкой. Пока же, чтобы что-нибудь делать, продолжали тянуть, но достигли всего лишь того, что «ТЕРЕЦ» получил некоторый крен. Неприятель тревожил редко. Наконец, в нашем деле появился «НОГАЙСК», небольшой буксирчик, не помню, откуда взявшийся. Он был быстро приспособлен к промывке грунта. Обслуживала его команда с «ТЕРЦА».
В один из этих дней, после полуночи, дежурный по «ДЖИГИТУ» офицер, поручик Эглит, выйдя наверх, не обнаружил вахтенной смены ни наверху, ни в машине. Это было в 0 ч. 30 м. Шлюпки на бакштове не оказалось, пулемета на баке также. Картина ясная: команда бежала. Подняли тревогу. По семафору вызвали с «ТЕРЦА» «НОГАЙСК», который пришел через полчаса, с вооруженной командой при офицерах. Принял вооруженный караул с «ДЖИГИТА», и пошли мы рыскать по заливу, Осадка до семи фут, ночь, плавающие льдины, отсутствие компаса. Напрасно рыскали часа два. Бежало 10 человек старой вольнонаемной команды.
Этот случай послужил скверным примером особенно для команды «ТЕРЦА», обескураженной безуспешностью операции по снятию с мели, во что они уже и не верили.
Скоро наступила Святая Пасха, принесшая еще больше разочарований. Случай удачного бегства к красным прочно засел в головах и других чинов команды. Зараза попала на благоприятную почву. На сей раз также совершенно беспрепятственно бежал «НОГАЙСК» с полным составом обслуживавшей его команды. Бежал он в 4 часа дня, просто отвалив от борта «ДЖИГИТА», где он принимал уголь, в чем ему помогали и все офицеры «ТЕРЦА» и «ДЖИГИТА». С утра на первый день Пасхи выдался густой туман. В десяти метрах ничего не было видно. Море тихо. Мы ожидаем «НОГАЙСК». Сегодня Пасха, но оба командира решили не терять времени и погрузить его углем сегодня, дабы не потерять день для промывки грунта. Были вызваны добровольцы с обоих кораблей, и все офицеры, для примера, вышли на” погрузку.
Около четырех часов дня, после окончания погрузки, мы, грязные от угольной пыли, спустились вниз, чтобы, умывшись, приветствовать своих гостей с «ТЕРЦА» рюмкой водки в кают-компании. Почти сейчас же отчетливый ружейный залп по ледяному поясу «ДЖИГИТА» и возня наверху заставили нас, разобрав винтовки, выбежать наверх. Скрываясь в густом тумане, уходил «НОГАЙСК». Ругань и перебранка на нем перемешивались с беспорядочной стрельбой. Наше орудие бездействовало, — был снят ударник. Мы стояли в полном оцепенении. Все было проделано дерзко, неожиданно и потому успешно.
Среди бежавших было лишь три простых казака, остальные — ученики мореходных училищ, неокончившие гимназисты, реалисты, в том числе один племянник офицера с «ТЕРЦА».
«НОГАЙСК» выбросился где-то у неприятельского берега, в глубине Генического залива. На «ДЖИГИТЕ» были легко ранены два матроса.
Пошли совсем печальные дни. «ДЖИГИТ» беспомощно стоял в 150 саженях от «ТЕРЦА» и, для проформы, изредка «тянул». Наконец, из Керчи появились транспорт со снарядами для «ТЕРЦА» и какой-то буксир для промывки. Это были вестники какого-то оживления. С воздуха потянуло предстоявшей операцией по завладению Геническом. Главные наши силы, «ГРОЗНЫЙ», «СТРАЖ» паровая вооруж. шхуна «КАКО-ГЕОРГИЙ», были в море где-то у Цареводаровки или Бердянска. Их ждали у нас. Пока шла перегрузка снарядов для «ТЕРЦА», мы узнавали новости. Предполагалась небольшая десантная операция для завладения Геническими позициями или для демонстрации.
Наконец, на рейд пришли главные силы Отряда и транспорта с десантом, около тысячи человек пехоты при взводе артиллерии. Операция началась немедленно. Ею руководил капитан 1 ранга Машуков, находившийся на «ГАЙДАМАКЕ». Начался обстрел Геническа. «СТРАЖ», «ГРОЗНЫЙ» и «КАКО-ГЕОРГИЙ», крейсируя по заливу, метким огнем разрушали укрепления красных на подступах к Геническу. Иногда открывал огонь и «ТЕРЕЦ». Наш «ДЖИГИТ» оставался молчаливым зрителем происходившего. Начальник оперативной части капитан 2 ранга Б. В. Карпов и брат командира «ДЖИГИТА» лейтенант Б. Н. Болотин находились с успешно высаженным десантом на берегу, для связи с флотом. К вечеру стало известно, что наша пехота ворвалась в Геническ, заняв его на несколько часов, но была выбита, и ее разрозненные остатки бежали, частью вброд на Арабатскую Стрелку. Посты связи были разоружены красными. Лейтенант Болотин не вернулся, а капитан 2 ранга Карпов еле спасся на какой-то шлюпченке. Так печально закончилась эта операция.
За эти дни работы по снятию «ТЕРЦА» сильно подвинулись вперед. Два больших буксира, не переставая, промывали грунт под ним. К вечеру, «ГАЙДАМАКУ» было приказано иметь полные пары, а «ДЖИГИТ» был отставлен от буксировки, так как угля на нем, и к тому же плохого, оставалось только на переход до Керчи.
Всю ночь «ГАЙДАМАК» работал полным ходом, и к рассвету «ТЕРЕЦ» наконец медленно тронулся с места и пошел на чистую воду. Всеобщая радость была велика. Три недели работал над этим «ДЖИГИТ» и, наконец, вся работа была завершена «ГАЙДАМАКОМ».
Через сутки «ДЖИГИТ» привел «ТЕРЦА» в Керчь и еще через два дня в Севастополь, где стоявшие на рейде корабли устроили ему торжественную встречу.
На «ТЕРЕЦ» прибыл Главнокомандующий генерал Врангель и раздал награды команде. Все офицеры за боевые отличия были произведены в следующие чины, командир, капитан 2 ранга Шрамченко, произведен в капитаны 1 ранга, с назначением командиром транспорта «РИОН», уходившего в заграничное плавание.
«ТЕРЕЦ» был поставлен в Севастополе возле мастерских для ремонта, где и остался навсегда, после эвакуации 1920 года..
И. Нелавицкий
Govoritel.ru/megafony-ruchnye Ручной мегафон с USB. Рупор мощный с плеером USB govoritel.ru/megafony-ruchnye. govoritel.ru |
Похожие статьи:
- ПОСЛЕДНИЕ… – А. Штром
- На транспорте «Дон». – В. А. Бекеч
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№109)
- Сведения из формулярного списка эскадренного миноносца «Жуткий». – Н. С. Чириков
- 13-я и 34-я пехотные дивизии. – И. Н. Горяйнов
- Лига Обновления Флота и шхуна “УТРО”. – А. А. Штром
- Памяти капитана 2-го ранга Н.С. Чирикова. – В.М. Федоровский
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- Образование флота Добровольческой армии. – П.А. Варнек