I. ВОЕННЫЕ ИНЖЕНЕРЫ И ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ до 1819 года.
Первые упоминания об инженер-генерале и инженерах встречаются в воинском уставе 1698 года.
В письме к Виниусу от 10 мая 1700 года Царь Петр указывает: «…инженерам быть при артиллерии».
Все эти инженеры были иностранного происхождения, изучавшими свое искусство на примерах известного всей Европе французского военного инженера Вобана (1633-1707), про которого говорили:
«Ville assiégée par Vauban — ville prise, ville fortifiée par Vauban — ville imprenable».
Поступив на русскую службу, иностранные инженеры внесли французскую терминологию в названия деталей фортификационных построек и названия специалистов инженерных войск (минеры, саперы и пионеры). Эти же, без сомнения, инженеры руководили работами при осаде Нарвы (1700-1705) и в 1709 году постройкой бастионного фронта вокруг Кремля в Москре и редутов на поле Полтавской баталии.
Об инженерах эпохи Петра Великого сохранились сведения о двух из них:
- 1) инженер поручик Иван Гумерт (уроженец Эстляндии), который в 1699 году обучал чинов бомбардирской роты артиллерийскому делу и инженерным наукам,
- 2) генерал де Кулонг, назначенный в 1722 году генерал-директором над фортификациями, причем было указано: «в его же дирекции быть всем инженерам, инженерной и минной ротам».
Как мы увидим дальше, инженерная рота не была строевой частью, но инженерной школой.
В 1712 году в Москве была основана первая инженерная школа. В том же году созданы штаты первой инженерной войсковой части: минерной роты.
Образование в инженерных школах давалось скудное: обучали «цифири и мурверку», то есть арифметике и фортификации. По окончании инженерной школы только лучшие ученики производились в офицеры, неуспешные в науках поступали в минерную роту сержантами, капралами, ефрейторами и минерами.
Указом 1713 года повелено офицерам и унтер-офицерам л. гв. Преображенского полка: «зимой не проводить время в праздности и гульбе, а обучаться инженерству».
В 1719 году была открыта инженерная школа в С. Петербурге, на укомплектование которой были взяты ученики Московской школы.
Интересен указ от 10 марта 1721 года следующего содержания об учреждении л. гв. в Преображенском полку инженерной школы: «Зело нужно, чтобы офицеры знали инженерство,буде не все, то хотя часть оного; ибо случается, кто куда откомандирован бывает в даль или в какой-либо пост, где надлежит оборону себе сделать; а инженеров всюду в такие малые дела посылать невозможно; также когда нужда позовет вдруг около всего войска сделать траншамент, то где инженерам возможно около всего войска сию работу в несколько часов исправить; а когда офицеры знают, то по данной диспозиции или где в отлучке, тотчас оное исправить могут; того для объявить всем обер и унтер-офицерам нашего полка, чтобы инженерству учились; а особенно которые 25 лет и моложе, с таким объявлением, что сих лет ежели кто не будет знать, а особливо инженерной. нужной части, тот не будет произведен выше того чина, в котором он ныне обретается; а для сего Учения всегда где полк на квартиры занимать особенный двор, и чтобы из наших офицеров, которые инженерство знают, по одному или по два, непрестанно, в оной переменясь, жили и офицеров обучали, в чем майором смотреть накрепко, который у полка присутствует.
Нужнейшая часть инженерства:
- 1) пять частей арифметики, а по самой крайней нужде хотя одна нумерация,
- 2) план геометрию со всеми циркульными приемами,
- 3) маштаб, по которому мог чертить на бумаге и после оное перевесть на землю, к делу,
- 4) шанцы полевые в группе, рисование фасов, фланков, куртин с их дефензиею и профилию,
- 5)цирком валацион и контро валацион линии, с их дефензиею и профилем и фельдбатареи».
В 1723 году, при преобразовании Бомбардирской роты, в ее состав вошло капральство инженерных учеников, подтвержденное указом Петра II от 14 ноября 1728 года. Просуществовало это капральство всего 9 лет, так как при Императрице Анне в ее указе от 1732 года оно больше не упоминается.
8 июля 1723 года последовал ордер Военной Коллегии в канцелярию главной артиллерии: «Император указал инженерную и минерную готы учредить и обучать генерал-майору де Колонгу, а комплектовать оные роты из учеников С. Петербургской и Московской школ и оные свесть в одно место и быть им под дирекциею сего генерал-майора». Это как будто показывает, что обе инженерные школы перестали существовать, слившись в инженерную роту.
Одним из последних указов Петра I от 13 января 1724 года было дарование инженерным и минерным офицерам наравне с артиллерийскими старшинства на один чин выше пехоты и конницы.
23 мая 1727 года во главе военно-инженерного ведомства, отделенного от артиллерии, поставлен был генерал фон Миних, получивший звание «над фортификациями всей Российской Империи обер-директор».
3 июня 1728 года учреждены штаты инженерного корпуса, инженерной школы (единственной, называвшейся в конце царствования Петра I инженерной ротой), минной роты и для управления контора.
В этом как бы намечаются прототипы корпуса военных инженеров, главного инженерного училища, инженерных войск и главного инженерного управления (контора для управления).
Для комплектования минерной роты повторяется указ Петра Великого о назначении в эту роту учеников «которые, быв в школе несколько лет, к наукам явятся непонятны».
В 1745 году инженерное ведомство было вновь слито с артиллерией и подчинено генерал фельдцейхмейстеру Принцу Гессен-Гомбургскому.
В 1756 году главою артиллерийского и инженерного ведомства назначается граф Петр Иванович Шувалов. При нем в 1758 году инженерная школа соединяется с артиллерийской.
12 февраля 1762 года в управление артиллерийского и инженерного ведомств назначается генерал-фельдцейхмейстер Вильбоа. В том же году артиллерийско-инженерная школа была преобразована в артиллерийский и инженерный кадетский корпус.
Этот корпус просуществовал до 1800 года, когда был переименован во Второй кадетский корпус и стал терять свой специальный характер, а в 1805 году был окончательно сравнен с Первым кадетским корпусом, бывшим Сухопутным Шляхетным кадетским корпусом. Из окончивших артиллерийский и инженерный кадетский корпус следует упомянуть двух:
1) Выпуска 1797 года генерал-лейтенант Н. Г. Сазонов 1-ый.
Первый командир лейб-гвардии Саперного батальона (1812-1820).
2) Выпуска 1800 года генерал-лейтенант А. К. Геруа, второй командир лейб-гвардии Саперного батальона (1820-1828).
23 октября 1802 года последовал Высочайший Указ об образовании самостоятельной инженерной экспедиции, которой состоять под управлением инженер-генерала и инспектора всего инженерного департамента. Этим указом инженерное ведомство отделялось во второй раз от артиллерийского. Одной из обязанностей инженерной экспедиции являлось: «… всемерно стараться снабдить инженерный департамент способными офицерами и о распространении познаний изящного сего искусства в посвещающих себя оному».
Инспектором инженерного департамента и управляющим инженерной экспедицией был назначен инженер-генерал П. К. Сухтелен. В 1810 году эту должность занял до 1817 года инженер генерал-майор К. И. Опперман.
В 1804 году по предложению инспектора инженеров генерала Сухтелена была вновь учреждена специальная инженерная школа (корпус) для инженерных кондукторов (штат 25 воспитанников). В 1810 году эта школа была преобразована (вероятно, по инициативе генерала Оппермана). Объем преподавания был значительно расширен, причем одновременно при школе (корпусе) были учреждены офицерские классы с курсом в один год.
Для поступления кондуктором в инженерный корпус требовался приемный экзамен по математике, а для производства в офицеры новый экзамен с серьезными требованиями по математике, инженерным наукам, артиллерии и тактике. Срок пребывания кондукторов в инженерном корпусе был от одного года до четырех лет. По-видимому, все зависело от домашней подготовки и возраста.
Молодые офицеры инженерных войск комплектовались почти исключительно из кондукторов инженерного корпуса и из юнкеров (наши вольноопределяющиеся 1-го разряда) саперных и пионерных полков. Гораздо реже в первый офицерский чин производились окончившие школу колонновожатых кватирмейстерской части (Подготовительная школа будущих офицеров Генерального штаба) и кадетские корпуса.
По имеющимся в нашем распоряжении материалам можно привести краткие сведения о службе трех офицеров:
а) окончившие инженерный корпус
1) генерал-лейтенант К. К. Засс 2-ой (1791-1857)
В 1804 г. поступил кондуктором в инженерный корпус (тринадцати лет, в 1808 г. произведен в подпоручики.
2) генерал-майор Дон 2-ой (1791-1828).
В 1809 поступил кондукторов инженерный корпус,
в 1810 г. произведен в подпоручики.
б) из школы колонновожатых квартирмейстерской части
3) инженер-генерал И. И. Дон 1-ый (17841859).
В 1804 г. поступил в школу, в 1806 г. произведен в подпоручики, в 1849-1856 генерал-инспектор по инженерной части.
II. ГЛАВНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ
1819-1855
В 1817 году Великий Князь Николай Павлович в день своего совершеннолетия был назначен Императором Александром I Генерал-инспектором по инженерной части.
Помощником своим Великий Князь выбрал генерал-лейтенанта К. И. Оппермана, своего бывшего воспитателя и воспитателя Великого Князя Михаила Павловича.
Великий Князь Николай Павлович вступил в исполнение своих обязанностей 20 января 1818 года, и сразу же в сотрудничестве с генералом Опперманом, генерал-майором графом Сиверсом и полковником бароном Эльснером стал энергично разрабатывать проект создания новой школы для подготовки офицеров инженерных войск и военных инженеров.
Новая школа, получившая название ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА, была открыта 24 ноября 1819 года и помещена в Михайловском Замке, известном с тех пор как Инженерный Замок, название, сохранившееся до сего времени.
Первым начальником училища был назначен генерал-майор граф Сивере, 1819-1827, а его помощником полковник барон Эльснер.
Училище состояло из двух отделений: низшего, кондукторского (из трех классов), и высшего, офицерского (из двух классов). Комплект низшего отделения был 96 кондукторов, а высшего — 49 офицеров.
Поступавшие в училище держали конкурсный экзамен и соответственно познаниям принимались во все кондукторские классы.
Лучшие по отметкам кондуктора переходили в первый офицерский класс без экзамена (приблизительно 75%), а остальные выпускались в строевые инженерные части.
Последним начальником Главного Инженерного Училища был генерал Ломновский, он же был и первым начальником Николаевского Инженерного Училища (со смертью генерала Ломновского связан рассказ Н. С. Лескова: «Привидение в Инженерном Замке»).
III. НИКОЛАЕВСКОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ.
1855-1917.
Николаевское Инженерное Училище имело целью:
а) подготовку офицеров для службы в строевых частях инженерных войск,
б) служить подготовкой для поступления в Николаевскую Инженерную Академию.
Училище состояло из трех классов (96 юнкеров), прежних трех кондукторских.
В 1864 году штат увеличен до 126 человек и в строевом отношении училище составило одну роту.
В 1896 году училище было переформировано в 2-ротный батальон, получивший в 1902 году знамя. Штат юнкеров был увеличен до 250. Курс был по-прежнему трехлетний, но обязательных было только 2 курса, на третий (дополнительный) переводилась только часть юнкеров. В офицеры выпускались и со 2-го и с 3-го курса.
С 1906 года третий курс снова сделан обязательным и училище было разделено на три класса (младший, средний и старший).
По окончании училища юнкера производились в подпоручики с двумя годами старшинства в чине, а выходящие в гвардию только с одним годом старшинства.
Громадное большинство юнкеров поступало в инженерные войска, но начиная с 1900-ых годов некоторые стали выходить в полки гвардейской пехоты и — единственный случай мирного времени — в гвардейскую кавалерию (князь Кочубей — в Кавалергардский полк).
Во время войны 1914-1917 г. г. в училище было произведено 7 ускоренных выпусков. Николаевское Инженерное Училище (последний, 8-ой ускоренный курс) было единственным военным училищем петроградского гарнизона, которое в дни октябрьского переворота было выведено из своих помещений и принимало активное участие в обороне центральной телеграфной и телефонной станции. Среди юнкеров были потери, и был убит один офицер, подполковник Михальчук.
IV. НИКОЛАЕВСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ.
1855-1914.
Как было уже упомянуто выше, 30 августа 1855 года офицерские классы Главного Инженерного Училища были преобразованы в Николаевскую Инженерную Академию, которая входила в состав Императорской Военной Академии. Академия состояла из двух классов: младшего и старшего.
В Академию могли поступить офицеры тотчас же по выходе из Николаевского Инженерного Училища.
В 1863 году Академия была подчинена Генерал-Инспектору по инженерной части.
В 1867 году в Академии было открыто дополнительное отделение (впоследствии дополнительный курс) и установлено, что только окончившим это отделение давалось право на звание военного инженера. Штат обучающихся в Академии был в 75 человек. Вместе с тем были изменены правила для поступления в Академию: в Академию принимаются офицеры всех родов войск, причем окончившие Николаевское Инженерное Училище, прослужившие в офицерском звании и в строю не менее
2 лет, а остальные — прослужившие не менее
3 лет, из которых 2 года в строю. Прием производился ежегодно по конкурсным экзаменам по программе полного курса Николаевского Инженерного Училища.
Перед войной 1914 года штатное число обучающихся в Академии офицеров было 110 человек.
На дополнительный курс переходили все окончившие 2-ой класс по первому разряду. Для успешного окончания дополнительного курса надо было иметь — по 12-балльной системе:
— по главным предметам и практическим работам 10 баллов,
— и из вспомогательных предметов — не менее 9 в среднем.
Офицеры, отвечавшие этим требованиям, получали следующие права:
1) на присвоение Высочайшим приказом звания военного инженера,
2) на награждение очередным орденом или получение 2-годового оклада жалования.
Перечень наук, читавшихся в Академии, занял бы слишком много места, достаточно сказать, что звание военного инженера давало одновременно права гражданского инженера и инженера путей сообщения.
Николаевская Инженерная Академия находилась с 1913 года в ведении начальника Главного Военно-Технического Управления (до этого Главное Военно-Инженерное). Начальник Академии являлся одновременно и начальником Училища.
Для обсуждения вопросов по учебной и ученой части при Академии имелась конференция. Профессорский и преподавательский состав состоял из 7 ординарных и 7 экстраординарных профессоров, 18 преподавателей и 8 репетиторов, занимавших 3 ученых кафедры по:
1) фортификации
2) строительному искусству
3) строительной механике.
При объявлении войны в 1914 году все военные академии, в том числе и Николаевская Инженерная были закрыты.
V. ТРАДИЦИИ УЧИЛИЩА.
Как и во всех военных училищах, так и в Николаевском Инженерном были свои традиции.
Никакого цука, конечно, не было. По традиции, юнкера старших классов относились к юнкерам младших классов с исключительной вежливостью, любезностью и предупредительностью, что сразу создавало самые корректные отношения и усиливало естественное уважение к старшим со стороны младших.
Начальствующие юнкера, фельдфебеля и портупей-юнкера, не накладывали дисциплинарных взысканий. Если происходил промах, то фельдфебель вызывал к себе провинившегося и, стоя, делал внушение.
Когда, после окончания занятий, младшие юнкера зубрили для подготовки репетиций, кто-нибудь из юнкеров старшего класса заходил, помогал, и… вел беседу о традициях училища и об интересных или забавных происшествиях старого времени. Так обсуждался и распространенный принцип «ловченье — свет, неловченье — тьма». Представлялось, что этот принцип следовало понимать как навык для быстрого нахождения выхода из затруднительного положения: в боевом отношении это соответствует «частной инициативе». Принципу не следует давать значения плутовства.
Юнкера старшего класса занимались одиночной выправкой младших. Вели занятия у ящика с песком (сооружение миниатюрных полевых укреплений) и занятия у понтонов, которые были выставлены в галерее, выходящей в летний сад.
Тем не менее юнкера младшего класса *при выборе мест в камерах (спальнях) и в столовой занимали последние места. В строю их ставили в первую шеренгу и при шанцевом инструменте они носили лопаты вместо топоров более легких (вторая шеренга). При летних занятиях в лагере при наведении понтонных мостов младшие юнкера носили на плечах тяжелые «передовики» (главные балки моста).
Младшие юнкера в столовой занимали за столами места в середине, «апостольские», и когда блюда к ним приходили, то оставалось мало и приходилось посылать за добавкой, которая немедленно приходила, но заставляла дольше сидеть за столом.
Наконец, дневальство по ротам несли только юнкера младшего класса.
В день училищного праздника (24 ноября) принято было ходить в запрещенный для юнкеров театр «Буфф». Билеты брались на галерку, юнкера приходили за полчаса до начала спектакля. Во время антракта, когда зажигали свет, юнкера уходили в коридор, чтобы их не видели. Расходились из театра после ухода зрителей.
При переезде в лагерь в Усть-Ижору, на пароходе играл оркестр, при проезде против Смольного Института юнкерский оркестр играл музыку из модных опереток.
При поступлении в училище юнкера должны были дать обещание соблюдать при окончании училища важную традицию: выбирать вакансии не по старшинству занимаемых должностей (фельдфебеля, портупей-юнкера), а по старшинству среднего балла по окончании училища, причем в этот средний балл не входили отметки по строевым занятиям, по верховой езде и по иностранным языкам. Часто бывало, что лучшие вакансии доставались юнкеру, не имевшему нашивок.
Входило в традицию запомнить надпись над главным входом в Инженерный Замок: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ В ДОЛГОТУ ДНЕЙ».
VI. ТРАДИЦИОННЫЕ СКЛОННОСТИ.
.Приведенная выше традиция определения старшинства для разбора вакансий указывает на некоторые склонности. Юнкера не особенно любили ротные и батальонные строевые учения (окрещенные ими не совсем удобным для печати словом).
Все другие физические и спортивные учения: гимнастику, стрельбу, фехтование **) верховую езду, вольтижировку, юнкера, наоборот, любили. К урокам танцев относились серьезно (балы инженерного училища пользовались в петербургском обществе успехом наравне с балами морского корпуса).
Уроки танцев преподавались артистом Императорского балета раз в неделю, по вечерам. По традиции и с ведома начальства, на последний урок танцев юнкера старшего класса могли надевать шпоры.
Составили: П. В. Шиловский и С. В. Широков
*) Ротные учения производились на плацу училища, выходящем на Летний Сад, а для батальонных учений училище в составе двух рот под звуки флейт и барабанов выходило через главные ворота Замка и направлялось в Михайловский манеж.
**) На конкурсе по фехтованию между военными училищами Петербургского военного округа в 1910 году первый приз выиграла команда Николаевского Инженерного училища.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Военная Энциклопедия 1914 г. приводит список бывших питомцев, выдвинувшихся своею деятельностью и приобревших известность на различных поприщах: военном, общественном, ученом и литературном. Таковы имена: ген. гр. Э. И. Тотлебена, героя Севостопольской обороны и осады Плевны, К. П. Кауфмана, Ф. Ф. Радецкого, героя обороны Шипки
(1877-78), А. 3. Теляковского, Г. Е. Паукера, министра Путей Сообщения, Г. А. Леера, Р. И. Кондратенко, героя обороны ПортАртура, A. Р. Шуляченко, Н. П. Петрова (труды по гидродинамике), X. X. Головина, Струве, B. И. Березина, Н. Л. Щукина.
Из писателей:
Ф. М. Достоевского, Д. В. Григоровича. Ученых”: И. М. Сеченова, П. Н. Яблочкина. Художников:
К. А. Трутовского (Сорочинская ярмарка) и многих других.
Охта парк апартаменты снять посуточно Охта парк апартаменты снять посуточно аренда апартаментов охта парк снять. ohtaparkluxresort.ru |
Похожие статьи:
- №113 Ноябрь 1971 г.
- Николаевское Инженерное училище. – А. Шварц
- «Щипонос». – П.В. Шиловский
- Письма в Редакцию. (№111)
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№120)
- Николаевская Морская Академия и ее профессора. – А. С. Крапивин
- О прапорщиках производства 1 июля 1914 г. – В. Бастунов
- Вопросы и ответы (№118)
- Обзор военной печати (№109)