Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday March 28th 2024

Номера журнала

Мирная и боевая служба отряда минных заградителей Балтийского моря. – Борис Арский



(Период 1911-1918 гг.)

Вся моя служба, с производства в мичманы по окончании Морского Корпуса в 1911 году, прошла на Отряде Минных заградителей Балтийского моря на различных должностях начиная с субалтерн-офицера в Отряде новобранцев 1-ой Минной дивизии, одновременно вахтенным офицером на Минном заградителе «Амур» (под командой Флигель-Адъютанта Капитана 2 ранга M. М. Веселкина), далее — ревизора (интенданта), ротного командира и вахтенного начальника на Минном заградителе «Нарова», позже — Флаг-офицера Штаба Начальника Отряда, старшего штурманского офицера минного заградителя «Лена» и наконец флагманского штурманского офицера Штаба Отряда Минных заградителей.

Вся эта служба, как в мирное время, так и в 1-ую Всемирную войну и революцию в 1917 году в Гельсингфорсе, дает мне право называться «аборигеном» славного Отряда Минных Заградителей Балтийского моря.

Мирное время

В 1907 году Морским Генеральным штабом был создан план защиты Финского залива и подходов к крепости военно-морской базы острова Кронштадт и столицы Санкт-Петербурга постановками минных заграждений.

В то время имелся только один небольшой минный заградитель «Волга» в 1.710 тонн водоизмещения, спущенный на воду в 1905 году. В 1907 году были спущены на воду 2 однотипных минных заградителя: «Амур» и «Енисей», построенные на Балтийском заводе в С. Петербурге, в 3.200 тонн, сравнительно по тому времени быстроходные в 17 узлов и артиллерией в 5-120 мм. и 2-75 мм. орудия и 8 пулеметов.

Позже были переделаны в минные заградители бывшие старые крейсера: «Минин», «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский».

Таким образом, в 1912 году Отряд минных заградителей Балтийского моря, под командой Контр-Адмирала M. М. Шульца, состоял из:

мин .з. «Амур» — 3.200 тонн, 225 мин,
мин. з. «Енисей» 3.200 тонн, 225 мин
мин. з. «Волга» 1.700 тонн, 225 мин,
мин. з. «Ладога» б. «Минин» 6.100 тонн, 600 мин,
мин. з. «Нарова» б. «Генерал-Адмирал» 4.480 тонн 600 мин,
мин. з. «Онега» б. «Герцог Эдинбургский» 4.525 тонн, 600 мин,

(Минный заградитель «Онега» за негодностью довольно скоро вышел из строя).

Летом, с началом кампании Отряда Минных заградителей, начались учебные занятия по постановке мин заграждения и обучению кадров минеров-заградителей. Отряд для этой цели выходил в Финляндские шхеры, Биоркезунд (вблизи Кронштадта), где ежедневно производились практические занятия. По окончании кампании состоялись призовые постановки мин, в смысле рекордного времени, точности постановки и численности всплывших или утонувших мин, на переходную призовую серебрянную чашу, которая в мое время большей частью выигрывалась моим кораблем м. з. «Наровой» и стояла на видном месте в офицерской кают-компании.

В зимнее время шло обучение новобранцев: в Кронштадте, Либаве и С. Петербурге. Я находился в Отряде новобранцев 1-ой Минной дивизии в Либаве (Порт Императора Александра 3-го), под командой Флигель-Адъютанта Капитана 2 ранга Фабрицкого, и одновременно был зачислен на должность Вахтенного офицера на м. з. «Амур», под командой Флигель-Адъютанта M. М. Веселкина.

В апреле месяце 1912 года Отряд новобранцев выезжал эшелоном из Либавы в Царское Село на Царский смотр, с остановками в гг. Риге и Пскове, где представители местных гарнизонов встречали отряд с полковым оркестром, и мы шли строем в казармы, предназначенные для обеда. По пути с вокзала население восторженно приветствовало моряков.

Наконец прибыли в Царское Село, где отряд был расквартирован, если не ошибаюсь, по казармам Лейб-Гвардии Гусарского полка. На следующий день утром состоялся смотр Государем Императором в присутствии Наследника Цесаревича, причем, оба были в морской форме.

Несмотря на дождливую погоду, отряд представился в блестящем виде, заслужив Высочайшую похвалу. Этот день в моей жизни будет памятен до смерти.

В 1912 году, с 4 по 23 сентября состоялись большие маневры всего Действующего флота в Балтийском море с участием минных заградителей «Амур» и «Енисей» в роли легких крейсеров-разведчиков. Для усиления офицерского состава, я был командирован на «Енисей». Командующим Балтийским Флотом в то время был Вице-Адмирал Н. О. фон-Эссен (герой Порт-Артура, командир знаменитого э. м. «Новик»),

Появление в 1912 году возрожденного Российского Императорского Флота в Балтийском море имело громадное международное значение, с военной политической точки зрения.

Боевая страда

Но вот наступило лето 1914 года. Мировые события того времени развертывались с необычайной быстротой. Все ожидали войны.

14 июля была объявлена мобилизация. Балтийский и Черноморский флоты были готовы выйти в море.

Первая боевая задача ложилась на Отряд Минных заградителей Балтийского моря, который еще до официального объявления войны,

17 июля, по приказанию Командующего Балтийским флотом адмирала фон-Эссена, вышел на постановку минного заграждения громадной «Центральной позиции», по линии остров Нарген (около г. Ревеля) и Поркалауд (Финские шхеры). Постановка охранялась почти всем Действующим флотом, вышедшим в море.

Отряд Заградителей: «Ладога», «Нарова», «Амур», «Енисей» и «Волга», под командой Контр-Адмирала В. А. Канина, блестяще выполнил свою задачу, сбросив около 2.200 мин с секундомерной точностью, с незначительным количеством взорвавшихся под кормой мин, всего около 10 штук. При одном таком взрыве корму старушки «Наровы» приподняло вверх и она тяжело задрожала всем корпусом, но все же выдержала сотрясение и легла на свое место, продолжая постановку. Этот момент никак не отозвался на моральном состоянии судового личного состава корабля, а наоборот, усилил желание выполнить свой долг перед родиной и Флотом. Постановкой этого минного заграждения положение Балтийского флота значительно укрепилось. Флот как бы вздохнул после закрытия ворот в Финский залив. Командный состав, офицеры и матросы были награждены боевыми орденами.

Я помню то время, когда перед выходом Отряда заградителей на постановку минного заграждения из Поркалаудда, Командующий Флотом Вице-Адмирал фон-Эссен, придя на эскадренном миноносце «Пограничник», посетил все суда отряда и перед фронтом экипажей обратился со словами, в которых он указал, что «с этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и обратить все силы и помыслы к одной цели — защиты Родины от посягательств врага». Лично на меня, молодого офицера, эти слова произвели волнующее и одновременно восторженное впечатление. Сердце как то ёкнуло.

Тучи сгущались над Европой, и наконец грянул гром. 19 июля Государем Императором была объявлена война Германии. Приказом по Флоту Государь поздравлял с Великим днем объявления войны с надеждой, что Флот до конца выполнит свой долг перед Родиной. Приказ был воодушевленно принят всем личным составом Флота.

Тотчас же началась планомерная постановка минных заграждений в различных местах Финского залива и в неприятельских водах. Немцы в свою очередь начали те же операции.

4 августа немцами было поставлено минное заграждение на линии Руссаре (Финские шхеры и Оденсхольм) — восточный берег входа в Рижский залив. На месте постановки этого заграждения плавало масса всплывших мин, а потому оно не причинило нам особого вреда, если не считать взорвавшихся тральщиков «Проводник» и «№ 8», работавших по определению границ заграждения.

В начале войны были реквизированы немецкие транспорты, находившиеся в русских портах Финского залива, из которых пять были переделаны в минные заградители. То были:

  • минный заградитель «Лена», принимавший 370 мин заграждения,
  • минный заградитель «Урал», принимавший 360 мин заграждения,
  • минный заградитель «Свирь», принимавший 380 мин заграждения,
  • минный заградитель «Ильмень» принимавший 360 мин заграждения и
  • минный заградитель «Мета, принимавший 300 мин заграждения.

Помимо постановок минных заграждений минными заградителями, начались отдельные постановки с меньшим количеством мин приспособленными для этой цели миноносцами, крейсерами и подводными лодками. Подводная лодка «Акула» в 370 тонн погибла, не вернувшись с похода.

В начале войны на все эти суда обыкновенно командировались минные офицеры Отряда Заградителей, впоследствии же все суда Действующего Флота производили постановки своими минными офицерами.

Как пример постановки в неприятельских водах, укажу на постановку «Новиком» у Данцига и Мемеля, крейсером «Россия» у острова Рюген. Я не буду касаться множества отдельных постановок, удачно, хотя и с большим риском, выполненных в неприятельских водах быстроходными судами, в которых участвовал и заградитель «Амур».

В то же время был создан отряд мелко сидящих сетевых заградителей «Шексна», «Припять» и «Ловать», назначением которых была постановка сетей с взрывающимися патронами против подводных лодок. Они показали себя и отличными минными заградителями в Рижском заливе. Из них «Шексна», осадкой всего 4 фута, была командирована в мое распоряжение для постановки мин на северной оконечности уже поставленной «Центральной позиции», но только на меньшей глубине. Погода была штилевая, а потому нам изредка простым глазом были видны ранее поставленные мины. Для всех понятно, что работа была опасная, и самочувствие — не из приятных, но задание было выполнено, и с облегченным сердцем мы вышли на чистую воду.

22 мая 1915 года минный заградитель «Енисей», на переходе из Ревеля в Рижский залив, был потоплен немецкой подводной лодкой «У 26». «Енисей» погиб геройски. При погружении корабля в воду команда пела национальный гимн «Боже, Царя храни!». Командир, Капитан 1 ранга Прохоров и вахтенный начальник не желали покидать корабля и пошли ко дну со своим кораблем. Поблизости никого из других кораблей не было, вода еще была холодная и из 220 человек офицеров и команды спаслись только один офицер, старший инженер-механик и 10 матросов.

1 августа 1915 года минный заградитель «Ладога», по окончании постановки 800 мин заграждения в районе Утэ (Оландские шхеры), возвращаясь в шхеры, наткнулся на неприятельскую мину и через 3 часа затонул. Весь экипаж был спасен миноносцами, и только 5 человек в момент взрыва выбросились за борт и утонули.

К чести минного заградителя «Амур» надо сказать что он отличился множеством минных постановок в боевую страду Рижского залива.

Я считаю долгом упомянуть, в связи с геройской защитой Рижского залива, два случая чрезвычайно рискованных постановок минных заграждений под неприятельским берегом, в районе ранее поставленных мин, на виду немецких береговых батарей: 1) Отрядом плоскодонных тральщиков с 9-ти футовой осадкой, под командой Начальника 4-го дивизиона миноносцев Капитана 1 ранга П. В. Вилькен, когда его отряд был обнаружен неприятельской батареей, но в то время отряд уже выполнил свою задачу и благополучно возвращался в Рижский залив. 2) — Второй случай постановки минного заграждения под обстрелом неприятельской батареи в районе маяков Люзерорт и Михайловского с сетевого заградителя «Припять», 6-ти футовой осадки, под командой Старшего Лейтенанта Георгия Алексеева и тральщиков типа «Капсюль».

В 1916 роду выяснилась возможность перехода Швеции на сторону воюющей Германии, а потому Командующим Балтийским Флотом Вице-Адмиралом В. А. Каниным (принявшим Флот после смерти Адмирала фон-Эссен) было решено немедленно заминировать пролив между Швецией и Оландом. На эту операцию был назначен минный заградитель «Лена», под командой Капитана 2 ранга Н. В. Третьякова. Старшим штурманским офицером на нем был Лейтенант Б. А. Арский 2-й и минным — Лейтенант В. В. Биттенбиндер. Ввиду исключительно важной задачи этой операции наблюдателем присутствовал Флагманский Штурман Штаба Командующего Балтийским Флотом Капитан 2 ранга H. Н. Крыжановский.

Минный заградитель «Лена» вышел из Мариенгама (Оланд) с расчетом ночью 15 августа поставить мины поперек пролива и тем самым закрыть вход неприятельским силам в Ботнический залив и прекратить торговое сообщение Швеции с Германией, которое до тех пор находилось под наблюдением наших подводных лодок, забравших немало немецких транспортов с военным материалом и отводивших их в наши порта или же, в случае сопротивления, взрывавших их. Придя ночью к месту начала постановки в полнейшей темноте и при свежей погоде, заметили вдали шведские дозорные миноносцы, идущие полным ходом и при полном освещении. Видимо мы не были ими замечены, так как на «Лене» царила непроницаемая темнота. В назначенное время и в точно определенном месте начали постановку мин, и сразу же с первой брошенной миной произошел сильный взрыв ее за кормой и «Леночку» подняло кормой кверху, она зарылась носом в воду, но грациозно вынырнула из шипящей волны и, как лебедь, стряхнула с себя брызги воды, легла на ровный киль, и, как ни в чем не бывало, продолжала бросать свои гостинцы. С началом взрыва команда, кроме минеров-заграждателей, выскочила из внутренних помещений корабля но быстро пришла в себя и вернулась к своим местам. То была трепетная ночь!

Закончив постановку, с рассветом мы вернулись в Мариенгам, а в дальнейшем прошли по шхерам, по «стратегическому фарватеру», специально протравленному до глубины 38 фут и обставленному судами Экспедиции обзора Финляндских шхер под начальством Полковника Корпуса гидрографов А. Н. Арского для прохода по нему крейсеров и даже линейных кораблей. Зашли в Або и Гангэ и вернулись в Гельсингфорс. Впоследствии я был назначен Флагманским Штурманом Штаба Отряда Минных заградителей и вернулся во время революции на свою старушку «Нарову».

Но волею судьбы пришлось еще ставить мины и после революционного переворота в Балтийском флоте. За недостатком штурманов пришлось самому руководить, на разных заградителях, постановкой мин заграждения в ближайших бухтах около Ревеля и Балтийском порту, ввиду ожидаемой высадки немецких войск. Походы и постановки происходили в ужасных условиях подозрительности судовых комитетов, которые, абсолютно ничего не смысля в кораблевождении, во всем видели «контрреволюцию» и вытаращенными глазами смотрели на карту, ничего не говорящую им по их неведению.

В начале октября 1917 года я покинул Балтийский флот и пробрался на Север России.

Борис Арский


Добавить отзыв