Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Обзор военной печати (№88)



М. Каратеев — «ЖЕЛЕЗНЫЙ ХРОМЕЦ». Исторический роман эпохи завоеваний Тимура. Военно-Историч. Издательство «Танаис» Париж, 1967 г.

Этот исторический роман заменяет собою невышедший второй том романа «Богатыри проснулись», а следующий за ним закончит собой историческую эпопею «Русь и Орда». Центральной фигурой всей эпопеи является Карач-Мурза, сын бывшего Карачевского князя Василия Пантелеймоновича и царевны Фейзуле, племянницы Великого Хана Белой Орды, давшего приют князю, бежавшему от гнева Великого Хана Великой Орды. Его сын — Карач-Мурза, мусульманин, получил по тому времени прекрасное образование и связал свою судьбу со своим двоюродным братом, царевичем Тохтамышем. Ему приходилось принимать близкое участие в честолюбивых планах своего сверстника и друга.

Но в характере Карач-Мурзы сказалось влияние его дядьки Никиты Толбухина, бывшего при нем до 14-летнего возраста. Он научил своего воспитанника говорить по-русски, внушил ему любовь и уважение к Руси и, в свое время, Карач-Мурза обращается в друга Великого Князя Дмитрия Ивановича Донского и оказывает все для него возможные услуги Руси.

Первая часть романа посвящена походу особого посольства, посланного Ханом Тохтамышем к Хану Тимуру (Тамерлану) с богатейшими подарками, захваченными пленными, а так же и с племянницей Тимура — Ханум Хатедже, потерявшей мужа, убитого в сражении. Посольство двигалось медленно, встречая на пути варварски разрушенные города. В описании восстановленных городов автор приводит много интересных подробностей, а все описание похода увенчано красивыми страницами зародившейся в пустыне любви Карач-Мурзы и Ханум Хатедже. Яркими красками автор рисует сочетание женской прелести восточной красавицы и рыцарского отношения к женщине Карач-Мурзы. Природное благородство его сказалось и в защите им несчастной женщины Фатьмы, осужденной бесчестными судьями на смерть.

По прибытии посольства к Тимуру, этот последний выразил Карач-Мурзе благодарность за внимание к его племяннице, добавив, что она очень довольна этим путешествием, так довольна, что «хотела бы с тобой ехать и дальше, до самых садов Аллаха». В лагере Тимура была отпразднована свадьба, и описанию свадебных празднеств отведено несколько любопытных страниц.

Автор отметил одну характерную черту Карач-Мурзы, — у которого появилось сомнение, не наносит ли он этим браком оскорбление своей первой и единственной жене. Далее являются новые сомнения и борьба различных понятий, в конечном результате приводящая его к возвращению на родину своих, отцов. Трудно оторваться от чтения этого вышитого восточными узорами романа.

Во второй части автор уводит нас к истории борьбы между восточными владыками. К этой борьбе можно применить старую татарскую пословицу «Два бедняка помещаются на одной циновке, а для двух ханов и целый мир тесен». В этой части нужно вменить автору в великую заслугу то, что он поделился с нами своими огромными познаниями в истории взаимоотношений Руси и Орды и ханов между собой…

Остается еще раз поблагодарить автора за полученное удовольствие и поздравить новое Издательство с выпуском еще одной интересной и ценной книги.

А. Левицкий

 

А. И. ШЕЛОУМОВ — Альбом цветных репродукций с батальных картин. Мюнхен 1967 год.

В 1962 году, в Мюнхене, была устроена выставка картин художника баталиста А. И. Шелоумова, приуроченная к 150-летию нашествия Наполеона на Россию. Эта выставка имела громадный успех и дала возможность местной общественности познакомиться с творчеством нашего талантливого соотечественника.

Афанасий Иванович Шелоумов — ученик известного академика профессора Н. С. Самокиша, от которого и перенял его манеру живописи и чрезвычайную четкость. Картины Шелоумова живут, его люди и кони — это порыв и движение. Художник давно известен в Югославии, где он жил в эмиграции и где его картины не только украшали выставки, но и военные музеи. Многие его картины приобретены в США. Есть они и в Музее Русской Конницы в Нью-Йорке.

В настоящем альбоме двадцать прекрасных репродукций, одиннадцать из них рисуют эпоху нашествия Наполеона на Россию, шесть из времен гражданской войны, в которой А. И. Шелоумов принимал непосредственное участие, одна репродукция «Партизаны в 1812 г.», одна «Поход казаков в XVII веке» и, наконец, последняя носит аллегорический характер.

Можно спокойно посоветовать каждому любителю боевого прошлого нашей Родины приобрести этот прекрасный военный альбом.

М. Вельская


© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв