«Китобой» был единственным кораблем красного Балтийского Флота, который во время боев под Красной Горкой в июне 1919 года спустил красный флаг, поднял Андреевский и перешел на сторону наступающих частей Северо-Западной Армии генерала Юденича.
Обстоятельства этого перехода, до сих пор еще нигде полностью не опубликованные, были таковы (материалом для нашей статьи послужили докладная записка инжен. мех. мичмана С. Н. Чистякова, вып. Мор. Инжен. учил. 1916 г., и вахтенный журнал пос. судна «Китобой»):
С 11 июня 1919 г. «Китобой», входивший в то время в состав 3-го дивизиона сторожевых судов, находился в дозоре на подходах к Кронштадту, между маяками Толбухиным и Шепелевым. 13 июня он был свидетелем как перехода форта «Красная Горка» на сторону белых, так и артиллерийской дуэли между ним и лин. кораб. «Петропавловск» и «Андрей Первозванный». В тот же день в 16 ч., стор. судно «Якорь» подошло к «Китобою» для смены с дозора. «Якорь» был под брейд-вымпелом Начальника 3-го дивизиона сторожевых судов ст. лейтен. Моисеева, который для возвращения в Кронштадт перешел на «Китобой».
Начальник дивизиона, командир «Китобоя», мичман В. И. Сперанский (вып, 1915 г. из Морс, корп.), и дивизионный механик инж. мех. мичман Чистяков спустились в кают-компанию и здесь впервые обсудили возможность перехода на сторону белых. Приводим дословные выдержки из докладной записки ин. мех. мич. Чистякова: «… 18. 30 — Падение 12-дм. снаряда у нашего борта, и в 18.35 мы срочно снимаемся с якоря, «Якорь» идет нам в кильватер. 18.37 — падение 12-дм. снаряда справа от кормы. «Красная Горка» стреляет по «Китобою», по-видимому предполагая, что мы корректируем стрельбу лин. кор. «Андрей Первозванный» и «Петропавловск»… Наступил острый психологический момент. Настроение у команды встревоженное и нерешительное. На вопрос Начальника дивизиона с мостика: «Куда идти?» боцман и еще несколько человек показали руками на запад… 19.35 — Спустили красный флаг и подняли Андреевский. Увидев это, «Якорь» круто положил руля на борт, обстрелял нас из пулемета и пошел в Кронштадт, дав радио, что «Китобой» уходит… 19.40 — Получили радио из Кронштадта: «Китобою» немедленно вернуться, иначе эск. мин. «Свобода» (быв. «Владимир»), догонит и потопит. Когда увидели со стороны Кронштадта быстро приближающийся дым, то приблизились к берегу, намереваясь выброситься в случае подхода «Свободы». В 20.10 вышли в Батарейную бухту, где и стали на якорь…»
Закончим историю перехода «Китобоя» на сторону белых и последовавшего незаконного захвата его англичанами на основании следующих выдержек из вахтенного журнала «Китобоя»:
«Пятница 13 июня… 20.15 — Начальник дивизиона и дивизионный механик съехали на берег для того, чтобы войти в связь с белыми войсками…
20.25 — Правее Шепелева показался дым, и с берегового поста сообщили: «Идет эскадр. минон. «Свобода».
20.28 — Эск. мин. «Свобода» повернул на ост, обстрелянный батареей «Серая Лошадь». (прим. авт. — береговая батарея «Серая Лошадь» к тому времени тоже перешла на сторону белых).
Суббота 14 июня… 20. 35 — Снялись с якоря. Вышли по назначению (в Копорскую губу). С нами идет командир Ингерманландского полка (прим. автора — одна из белых частей, наступавшая вдоль Финского залива).
21. 08 — Изменили курс на 213 истинный. Слева за кормой показался дым, по-видимому, эскад. мин. типа «Новик».
21.15 — Нас преследует эскад. мин. типа «Новик», идет южным берегом, расстояние семь миль.
21.16 — «Серая Лошадь» открыла огонь. Падение слева и под носом у миноносца, который сейчас же повернул обратно.
23. 05 — Подошли к. мысу Дубовскому… Видны две подводные лодки и английский миноносец. Дали малый ход.
23.15 — Застопорили машину. Стали на якорь.
23.18 — Начальник дивизиона и дивизионный механик на шлюпке пошли к подводным лодкам.
23.45 — К левому борту подошла английская лодка «L-11». К правому борту подошла шлюпка с миноносца с английскими офицерами и матросами.
23.50 — Началось разоружение и грабеж «Китобоя» англичанами.
23. 55 — Спущен Андреевский флаг и поднят английский…
В конце января 1920 года команда «Китобоя», стоявшего в то время в Ревеле, находившемся в руках эстонцев, дезертировала. Для того чтобы сохранить Андреевский флаг и спасти корабль для России, Командующий Морскими Силами Юго-Западного правительства контр-адмирал В. К. Пилкин отдал приказ об укомплектовании «Китобоя» холостыми морскими офицерами, находившимися в то время на Отряде быстроходных катеров, в Танковом батальоне и на бронепоездах. Командиром был назначен лейтенант О. О. Ферсман (вып. 1910 г. из Морского корп.). Так как эстонцы намеревались захватить корабль и отказали в дальнейшей выдаче угля, на «Китобой» были погружены мокрые дрова, купленные на частном рынке, на средства отпущенные адмиралом Пилкиным.
Около полудня 15 февраля, обманув внимание эстонских часовых, с помощью случайно подошедших английских офицеров «Китобой» по личному приказу адмирала Пилкина отдал швартовы и вышел на полузамерзший Ревельский рейд, приготовив к бою свои две 75-мм. пушки и подав к ним свой боевой запас, состоявший из 30 снарядов. Как выяснилось позже, корабли эстонского флота из-за зимнего ремонта и разобранных турбин не могли выйти в погоню. Идя на дровах через непротраленные минные заграждения ходом не свыше 4 узлов, «Китобой», следуя письменному приказу адмирала Пилкина (см. приложение), дошел до Либавы, находившейся в то время в руках латвийского правительства.
После столкновения с местными латвийскими властями, пытавшимися задержать и купить маленький корабль, «Китобой» наконец получил от англичан запас угля и 27 февраля вошел на Копенгагенский рейд. Здесь выяснилось, что Северный фронт генерала Миллера пал и таким образом первоначальный план похода в Мурманск неосуществим.
Тем временем англичане, не желавшие появления Андреевского флага в европейских водах, решили захватить «Китобой» на том основании, что он якобы сделался их законным призом в июне 1919 года. Согласно телеграмме британского адмиралтейства, переданной командиру «Китобоя», корабль после необходимого ремонта должен был быть послан в Англию с английской командой и с русской командой, в качестве пассажиров.
Отвергнув это требование и отказавшись допустить на борт прибывшую английскую ремонтную команду, лейтенант Ферсман через российского посланника в Дании и российского морского агента в Лондоне предъявил протест против действий англичан и заявил, что без боя он «Китобой» не сдаст. В ожидании же возможных попыток захватить корабль Ферсман приказал приготовить все находящиеся на борту пулеметы, а также заложить подрывные патроны, с тем чтобы в крайнем случае вывести корабль на внешний рейд и там его взорвать.
Благодаря вмешательству Вдовствующей Государыни Императрицы Марии Федоровны, находившейся в то время в Копенгагене, и моральной поддержке датчан, французов и славянских стран, британское адмиралтейство вняло хлопотам нашего морского агента»адмирала Волкова и в конце концов официально отказалось от своих притязаний на «Китобой».
В июле 1920 г. «Китобой» покинул наконец Копенгаген и вышел в свой долгий поход вокруг Европы в Черное море. Так как германское правительство на основании своего договора с советской Россией отказало кораблю в праве прохода через Кильский канал, через два часа после своего прибытия «Китобой» должен был покинуть Киль и, чтобы выйти в Северное море, обогнуть весь Ютландский полуостров.
Волокита с выдачей средств, ассигнованных на поход в Париже, частые поломки изношенной машины, недостаток опытных кочегаров и машинной команды послужили причиной того, что наш маленький, в 230 тонн, корабль, обогнув всю Европу, добрался до Черного моря только 12 ноября 1920 года (нового стиля). Из 37 человек команды, вышедшей на нем из Ревеля, к этому времени на нем осталось только 9 офицеров и 1 нижний чин.
Подойдя к Севастополю, мы узнали о начавшейся эвакуации. «Китобой» принял в ней деятельное участие и вернулся в Константинополь, имея на буксире эскадр. минон. «Звонкий». Оттуда он уже в составе русской эскадры совершил переход в Бизерту, где и закончил свою жизнь как русский военный корабль в 1923 году.
Чем же замечательна история этого маленького «Китобоя», который по воле судьбы за свою короткую 16-летнюю жизнь побывал не только под Андреевским флагом, но и под флагами пяти иностранных держав? Конечно, не простым исполнением долга службы, всегда бывшим отличительной чертой российского Императорского флота, замечательна она тем, что «Китобой», один из самых маленьких кораблей нашего флота, благодаря настойчивости своего командира О. О. Ферсмана, несмотря на отсутствие поддержки былой могущественной России, несмотря на все технические, финансовые и дипломатические затруднения, с офицерами, без ропота занявшими все матросские должности, сумел выполнить приказ своего адмирала и дойти в Черное море из Балтийского, сохранив с достоинством до конца как честь России, так и честь нашего родного Андреевского флота. Воистину, с «Китобоем» можно повторить старую русскую поговорку, что и с малым можно сделать великое.
мичман Н. А. Боголюбов
ПРИЛОЖЕНИЕ
Копия приказа контр-адмирала Пилкина командиру «Китобоя»:
«С получением сего вам надлежит идти в Северную Россию, в Мурманск, в распоряжение старшего морского начальника. Маршрут вам назначается следующий: Либава (погрузка угля от французского морского командования) и Копенгаген. В этом порту вы, снесясь с нашим морским агентом в Норвегии, выясните те норвежские порты, в которых вам можно будет принять уголь.
В зависимости от обстановки вам предоставляется менять по вашему усмотрению как маршрут, так и порт назначения, а в случае выяснения невозможности похода, вам разрешается передать корабль, условно или совсем, предпочтительно французскому морскому командованию или продать его. Вам предоставляется право, если вы сочтете необходимым для сохранения чести Андреевского флага, уничтожить вверенный вам корабль. В случае продажи корабля полученная сумма, за исключением расходов на отправку личного состава, если это окажется возможным, на один из фронтов или расчета с ними по нормам Северо-Западной армии, должна быть передана в депозит Северо-Западной армии.
Вследствие исключительных обстоятельств плавания вам предоставляется, применяя по возможности русские морские законы, действовать по вашему усмотрению, назначать ваших подчиненных, независимо от их старшинства, на те судовые должности, где они могут быть полезны. Вы можете списывать вредных для службы лиц и вообще применять самые решительные меры для сохранения порядка и для безопасности плавания. Вместе с тем ваш опыт и такт укажут вам образ действий, который окажется необходимым вследствие смешанного состава экипажа, большинство которого составляют офицеры.
Вам надлежит следить, чтобы между всеми чинами корабля были установлены дружеские отношения. В иностранных портах вам придется быть особенно осторожным, так как вы не имеете достаточно сил и средств, чтобы защитить Флаг и русское имя от оскорблений. Поэтому скромное поведение на берегу чинов корабля особенно необходимо.
Я твердо уверен, что поход корабля под вашей командой, при условиях исключительной трудности, будет впоследствии занесен в летопись замечательных событий русского флота».
Печать. Подписи: Контр-адмирал Пилкин Флаг-капитан капитан 2 ранга Лушков
Система защиты от утечки воды Gsm система защиты от утечки воды. h2ocontact.ru |
Похожие статьи:
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Андреевский флаг адмирала Брауна и фрегат «Геркулес». – А.Штром
- Хроника «Военной Были» (№113)
- Что произошло на “Пруте”. – П. А. Варнек
- Из флотских воспоминаний (№116). – Н. Р. Гутан
- 3НАМЕНА КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ