Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№120)



71) Хотел бы найти описание состава и дейст­вий 5 стрелкового батальона против горцев за­падного Кавказа, в конце 1864 г. В этом бата­льоне служил молодым врачом мой дед.

О. О. П.

В «Военной Были» №116 господин Т. Ку­ликовский задал ряд вопросов, касающихся форм и отличий в Императорской Армии, в Воз­душном Флоте. С большим удовольствием от­вечу на пять вопросов общим изложением, ко­торое и будет сразу объяснять все вопросы.

Военные летчики — офицеры, окончив одну, из авиашкол и сдав установленный военный летный экзамен, имели право носить на пого­нах черные металлические орлы. Кроме того, окончившие военную авиашколу имели право носить ученый нагрудный знак из черного, оксидированного серебра. Рисунки всех зна­ков прилагаю.

Летчики, не окончившие военных авиашкол, не имели права носить черных орлов, но мог­ли на погонах иметь так называемую «утку» из желтого металла. Эту утку на погонах носи­ли наблюдатели, не окончившие специальной школы летчиков наблюдателей, летчики не офицерского звания, как добровольцы, вольно­определяющиеся, летчики — солдаты, метеоро­логи, фотографы, доктора, а солдатский со­став имел на погонах желтую трафаретную утку.

Такое устройство помогало легче разбирать положение каждого служащего в самолетных частях. Все летчики при производстве в пер­вый офицерский чин уже именовались военны­ми летчиками, но могли одеть на погоны чер­ные орлы, без права на ученый значок.

Морская авиация или гидроавиация на тех же условиях имела на погонах черные орлы, но нагрудный знак был совершенно другой.

Летчики наблюдатели, исключительно офи­церы, окончившие специальную школу, имели право носить на погонах такие же орлы, как у военных летчиков, но только золотые, а также и нагрудный ученый знак, схожий с военными летчиками; в него была вертикально вделана подзорная золотая труба.

В авиации было установлено четыре фор­мы для офицерского состава: парадная, повсед­невная, рабочая и полетная. Парадный мундир однобортный, и черный с бархатным ворот­ником, ученым кантом и с серебряным шить­ем, с бархатными обшлагами, все нормального типа, как для инженерных войск, брюки на выпуск с красным кантом так же черные, не в строю, а в строю краги, (обмотки ввели позже). Оружие: кортик морского типа. Слу­жебная или повседневная: черный мундир с бархатным воротником и обшлагами, но без шитья, брюки на выпуск или в крагах, смот­ря по роду службы. Рабочая форма: темно-си­няя рубашка с серебряными пуговицами, брю­ки в крагах, фуражка инженерных войск *) или пилотка.

Полетная форма: рабочая, но сверху одева­лась кожаная куртка с погонами и шлем уста­новленного образца, краги, сапоги или обмотки. В зимнее время одевали и шубы. Пилотка но­силась иногда и на парадах, когда парад был при самолетах. Она была назначена для по- (?). У нее бархатные отвороты с красными кан­тами, суконная тулья, и то и другое черные, а по тулье наложен крестообразно серебряный узкий галун с двумя тонкими красными поло­сками. Спереди — кокарда уменьшенного вида, но носили и нормальную офицерскую кокарду.

Штабс-капитан артиллерии и авиации Стефановский

*) с подбородочным ремнем.

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв