71) Хотел бы найти описание состава и действий 5 стрелкового батальона против горцев западного Кавказа, в конце 1864 г. В этом батальоне служил молодым врачом мой дед.
О. О. П.
В «Военной Были» №116 господин Т. Куликовский задал ряд вопросов, касающихся форм и отличий в Императорской Армии, в Воздушном Флоте. С большим удовольствием отвечу на пять вопросов общим изложением, которое и будет сразу объяснять все вопросы.
Военные летчики — офицеры, окончив одну, из авиашкол и сдав установленный военный летный экзамен, имели право носить на погонах черные металлические орлы. Кроме того, окончившие военную авиашколу имели право носить ученый нагрудный знак из черного, оксидированного серебра. Рисунки всех знаков прилагаю.
Летчики, не окончившие военных авиашкол, не имели права носить черных орлов, но могли на погонах иметь так называемую «утку» из желтого металла. Эту утку на погонах носили наблюдатели, не окончившие специальной школы летчиков наблюдателей, летчики не офицерского звания, как добровольцы, вольноопределяющиеся, летчики — солдаты, метеорологи, фотографы, доктора, а солдатский состав имел на погонах желтую трафаретную утку.
Такое устройство помогало легче разбирать положение каждого служащего в самолетных частях. Все летчики при производстве в первый офицерский чин уже именовались военными летчиками, но могли одеть на погоны черные орлы, без права на ученый значок.
Морская авиация или гидроавиация на тех же условиях имела на погонах черные орлы, но нагрудный знак был совершенно другой.
Летчики наблюдатели, исключительно офицеры, окончившие специальную школу, имели право носить на погонах такие же орлы, как у военных летчиков, но только золотые, а также и нагрудный ученый знак, схожий с военными летчиками; в него была вертикально вделана подзорная золотая труба.
В авиации было установлено четыре формы для офицерского состава: парадная, повседневная, рабочая и полетная. Парадный мундир однобортный, и черный с бархатным воротником, ученым кантом и с серебряным шитьем, с бархатными обшлагами, все нормального типа, как для инженерных войск, брюки на выпуск с красным кантом так же черные, не в строю, а в строю краги, (обмотки ввели позже). Оружие: кортик морского типа. Служебная или повседневная: черный мундир с бархатным воротником и обшлагами, но без шитья, брюки на выпуск или в крагах, смотря по роду службы. Рабочая форма: темно-синяя рубашка с серебряными пуговицами, брюки в крагах, фуражка инженерных войск *) или пилотка.
Полетная форма: рабочая, но сверху одевалась кожаная куртка с погонами и шлем установленного образца, краги, сапоги или обмотки. В зимнее время одевали и шубы. Пилотка носилась иногда и на парадах, когда парад был при самолетах. Она была назначена для по- (?). У нее бархатные отвороты с красными кантами, суконная тулья, и то и другое черные, а по тулье наложен крестообразно серебряный узкий галун с двумя тонкими красными полосками. Спереди — кокарда уменьшенного вида, но носили и нормальную офицерскую кокарду.
Штабс-капитан артиллерии и авиации Стефановский
*) с подбородочным ремнем.
Похожие статьи:
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№116)
- Вопросы и ответы (№118)
- Письма в Редакцию (№104)
- Николаевская Морская Академия и ее профессора. – А. С. Крапивин
- Форма одежды чинов флота в царствование императора Александра I. – Юрий Солодков.
- Хроника «Военной Были» (№108)
- Вооружение и обмундирование. – Старый русский солдат
- Письма в Редакцию (№103)
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№107)