Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday December 5th 2024

Номера журнала

Письма в Редакцию (№120)



Прочитав статью Г. Солодкова «Уланы Его Величества под Красным», в целях историче­ской точности полагаю необходимым приба­вить к истории Улан Цесаревича следующее: кроме указанных четырех гусарских полков Сумского, Изюмского, Ахтырского и Мариу­польского к полку были добавлены рекруты и 16 июля 1803 года был сформирован генерал-адъютантом Винценгероде Одесский гусарский полк, который 11 сентября того же года был переименован в Уланский Его Императорского Высочества Цесаревича Великого Князя Кон­стантина Павловича полк.

Платон Стефанович

***

Как бывший бронепоездник (по началу — младший, а при командире капитане Юрьеве — старший артиллерийский офицер бронепо­езда («Вперед за Родину»), я с большим удо­вольствием и интересом читал статьи А. А. Вла­сова о бронепоездах Добровольческой армии, следил за описанием их боевой деятельности, но, конечно, мне особенно близки были под­робности о нашем бронепоезде. Не могу не от­дать должного автору. Проделанная им работа весьма нелегкая, но крайне ценная для воен­ного архива. Много должен был он приложить труда, терпения и любви, чтобы собрать нужные и возможно подробные сведения и представить действия каждой боевой единицы и объектив­но и достаточно подробно.

В частности, что касается нашего бронепо­езда «Вперед за Родину», (в Крыму переиме­нованного в «Севастополец»), то хотя и отсутст­вуют многие эпизоды и подробности, но и то, что о нем написано А. А. Власовым, меня не мало удивило. Я не раз себя спрашивал, отку­да он мог получить те сведения и данные, ко­торые были изложены в статьях? Ежедневный и довольно подробный журнал боевой деятель­ности, систематически на поезде вел я, но я же сам в один из критических моментов в кон­це войны должен был его уничтожить. Не пред­ставляю себе, у кого могла быть еще такая подробная запись. Во всяком случае, общая картина боевой деятельности представлена правдиво и правильно, статья написана обстоя­тельно, интересно и вполне заслуживает пох­валы. Мне даже жаль, что эти статьи кончи­лись, но… ведь кончилась и война.

Что же касается меня лично, то судьбе бы­ло угодно, чтобы последние страницы боевой де­ятельности и существования как бронепоезда «Вперед за Родину», так и «Севастопольца» были перевернуты именно мною, как командо­вавшим в те дни боевой частью этих поездов. Состав первого из них, в марте 1920 года, я спустил в Туапсе с мола в море, сняв предваритель­но техническое оборудование, доставленное в Крым, а «Севастополец» оказался в безвыход­ном положении между Мелитополем и Федоровкой, был приведен в негодность и оставлен, команда же пешком, отбиваясь от окружавшей его красной кавалерии, отступала на Крым и была вовремя спасена бронепоездом «Генерал Алексеев». Личный состав бронепоезда (ко­мандир полковник Шамов), оставил Севасто­поль 1 ноября 1920 г.

В. Тихомиров

***

ОДИННАДЦАТЬ СТРОК А.А. Герингу

Кого-то надо убедить,
Кому-то надо объяснить,
Что слово и слова О славе — не слова…
О славе нашей боевой,
Победно громовой,
Солдатской доблести,
Военной скромности.
Российской гордости
Вы не забыли
В «Военной Были».

27-10-1972

Александр Туроверов

***

Хотел бы прибавить несколько слов к ве­сьма интересной статье В. П. «Лана — Орлау» в номере 116 «Военной Выли». Хотя, как пи­шет автор, «… одно из больших сражений… закончившееся… не в пользу русской армии», именно эти битва, под руководством генерала Самсонова, закончилась отступлением герман­цев и заставила перебросить войска с западно­го фронта! (см. работу германского генерала фон-Таппена, начальника Оперативного От­деления германской армии. Французский пе­ревод с комментариями изд. Пайо 1930 г.).

В то время как разгром под Гумбиненом ар­мией генерала Ренненкампфа принудил «пере­бросить» 7/20 августа генералов Гинденбурга и Людендорфа, так и битва при Лана — Орлау решила участь войны для Германии. (О пере­броске войск результатах этого см. мнения ге­нералов Мольтке, Людендорфа и Гофмана). Стоит прочесть и дневник адмирала Мюллера, состоявшего в Ставке Императора Вильгельма, чтобы увидеть, какая паника царила на верхах германского командования 10/23 августа 1914 г. Победа при Орлау прошла незамеченной историками, так как последовавшая битва при Сольдау (а не при Танненберге, как пишут немцы), заслонила все остальное, однако, это сражение и было одной из причин поражения германцев на Марне.

А. Тарсаидзе

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв