Первое применение предвиденья погоды в морской войне
С тех пор как существует человек, погода была всегда его главной заботой, настолько она влияла и продолжает влиять на всю его деятельность и повседневную жизнь.
Наблюдения за погодой возникли еще на заре человечества. Возникли они из чисто практических запросов, чтобы сообразовать свою жизнь и работу с условиями климата и переменами погоды. Уже первые земледельцы и первые мореплаватели внимательно следили за погодой и даже пытались ее предвидеть. До наших дней дошли из старины народные приметы и поговорки, относящиеся к погоде и ее предсказанию. Русские поговорки говорят: «Погода может накормить, но может и разорить», «ветер с летнего восхода (то есть — с северо-востока), зимой — на мороз, а летом — к хорошей погоде; ветер с зимнего восхода (с юго-востока), летом — к засухе, а зимой — к морозу».
Старинные приметы моряка о предстоящей погоде, пришедшие еще со времен парусного флота, дают указания в стихах: При красном небе утром Моряк качает головой. А если красно с вечера, Ему и думать нечего.
Красный вечер и серое утро Верный признак ясного дня, Серый же вечер и красное утро Смущают любого моряка. Если дождик перед ветром, — Отдавайте марсафалы, Если дождик после ветра, — Поднимайте снова их. Если тучи кучатся И идут слишком быстро, То беда рангоуту, Беда и парусам. Но если ж в быстром беге, Станут они рваться, То ставьте все тогда, Вам нечего бояться.
Только значительно позже, когда человек начал уже изучать атмосферу и все происходящие в ней явления и процессы, наука эта получила название «метеорологии».
Постоянная метеорологическая служба существует сравнительно недавно, — всего лишь 100 с лишним лет. Ранее были попытки создать ее, но они продолжались недолго. Так, например, во второй половине 18-го века в четырех странах Европы организовали метеорологическую сеть с десятью станциями. Но, просуществовав недолго, эта сеть распалась.
В России первые организованные наблюдения начались в 1722 г., при Петре Великом, в Петербурге. Он же указом вменил в обязанность снаряжаемым экспедициям производить по всюду по своему пути метеорологические наблюдения, а в наиболее важных пунктах продолжать вести их, поручив это дело надежным людям.
В 1751 году Ломоносов создал в Петербурге первую в мире «метеорологическую с самопишущими приборами обсерваторию» и про водил систематические наблюдения, которые публиковались в «Ежемесячных сочинениях Академии Наук»! Чертежи и рисунки изобретенных и усовершенствованных им приборов дошли до нашего времени.
В 1754 году Ломоносов представил Академии Наук проект изучения высоких слоев атмосферы при помощи созданных им самопишущих приборов, поднимаемых на изобретенном им же летающем аппарате, названном «аэродинамической машиной». После успешного демонстрирования этой машины Академия Наук одобрила его проект. Но это еще не была настоящая связанная метеорологическая служба, а только первые попытки к ее осуществлению.
Толчком к ее созданию послужила катастрофа англо-французского флота во время Крымской войны 1854-55 гг., при осаде Севастополя. Осаждающие Севастополь англо-французские войска решили взять город штурмом после сильной бомбардировки его всем союзным флотом. Но разразившийся 14 ноября 1854 года сильный южный шторм причинил союзному флоту, стоявшему у Балаклавы, такие серьезные повреждения, что бомбардировку пришлось отставить и часть флота отправить на стоянку в Константинополь.
После этой катастрофы военный министр Франции поручил астроному — математику Le Verrier, директору Парижской обсерватории, изучить случившееся для избежания в будущем подобных случаев.
Изучив вопрос Le Verrier пришел к заключению, что шторм у Балаклавы, принесший такие аварии флоту (Погибло два корабля и множество других были сильно повреждены.), пришел из Атлантического океана и, проследив весь его путь следования, увидел, что он мог быть предвиден, если бы существовали постоянные регулярные метеорологические наблюдения во всех европейских странах. Изобретение к тому времени телеграфа позволило создать постоянную метеорологическую службу во многих государствах с быстрой централизацией метеорологических телеграмм.
Во времена гребного и парусного флота мы находим множество примеров, когда разумное использование существующей на месте боя погоды (главным образом — ветра и состояния моря) давало преимущество, и даже решало участь боя, тому, кто сумел ею вовремя воспользоваться. Но это все были случаи использования уже имеющейся на месте погоды, а не заранее предвиденной и примененной сознательно к предстоящей операции.
Еще в боях у остр. Эвбея и в Саламинском бою (480 год до P. X.) греки под начальством афинского адмирала Фемистокла успешно пользовались против персидского флота Ксеркса отчасти условиями погоды и, особенно, конфигурацией берегов.
Первое же вполне сознательное применение погоды для успешного ведения морского боя, как это ни покажется удивительным, мы находим во время Пелопонесской войны в сражении у Патраса, в 429 году до P. X.
В своей борьбе с Афинами Спарта вступила в союз с Коринфом. Поэтому афинскому адмиралу Формио было поручено не позволить соединения коринфского и спартанского флотов. В распоряжении Формио было всего лишь 20 трирем, тогда как коринфский флот насчитывал их 47, то есть больше чем в два раза. Сознавая свое превосходство и не ожидая никаких враждебных действий со стороны афинян, коринфский адмирал решил выйти из Коринфского залива и идти на соединение со спартанцами. Но Формио не остался на месте, а, также снявшись с якоря, пошел за коринфянами и начал следить за их действиями. Когда коринфяне вышли из залива, Формио пошел на них. Не решаясь принять бой в открытом море, коринфяне отошли к Патрасу и на утро выстроились у него в оригинальный боевой строй правильного круга, носами трирем наружу, а в середине круга были поставлены пять самых сильных трирем, с задачей приходить на помощь тем кораблям, которые могли бы иметь в этом нужду.
Вот тут-то Формио сознательно пользуется предвиденным изменением погоды: он знал, что позже утром начнет дуть с моря бриз, который разведет волну и, следовательно, идеальный строй коринфян не может быть удержан. Ожидая начала бриза, Формио не нападал, а стал ходить взад и вперед перед построенной эскадрой коринфян. Действительно, немного позже задул предвиденный бриз, который развел волну и коринфский строй начал сбиваться в кучу. Выбрав момент сильного замешательства коринфян, Формио напал всеми своими силами на наиболее сбившуюся часть флота.
В результате этой атаки 12 коринфских трирем было потоплено, остальные же обратились в бегство.
Вот первый пример сознательного применения предвидения погоды, благодаря чему победа оказалась на стороне более слабого афинского флота.
Только через почти две с половиною тысячи лет мы находим второй пример сознательного использования предсказаний погоды для проведения задуманной операции. Это была высадка немецкого десанта на острове Эзель в Балтийском море в октябре 1917 года, уже после революции и развала наших армии и флота.
Для успешного выполнения этой операции немецкое главное командование флотом запросило службу погоды дать предсказание тихой погоды на 8 дней. Предсказание на такой долгий срок было отклонено как невыполнимое. Но 10 октября служба погоды дала предсказание спокойной погоды на три дня вперед и это — несмотря на то, что 8 и 9 октября была штормовая погода (По расположению последующих барометрических минимумов было видно, что они пройдут южнее и следовательно погода в требуемой местности будет спокойная.).
Предсказание сбылось в точности, и транспорты высадили свой десант при благоприятной погоде.
Примеров же, когда не была заранее принята во внимание надвигающаяся штормовая погода, нарушавшая выполнение подготовленной операции, можно привести множество. Вот некоторые из них из времен первой мировой войны:
Попытка в декабре 1914 года загородить единственный угольный порт Турции — Зунгулдак, — потоплением старых пароходов, груженных для этой цели камнями, не увенчалась успехом из-за начавшегося шторма. Капитан 2 ранга Четверухин, минный офицер, подготовивший эту операцию и в ней участвовавший, говорит: «Все было предусмотрено, кроме… погоды. Она-то нас и подвела (Капитан 2 ранга Четверухин «Три встречи с «Гебеном».).
Неудачный поход «Новика» 18 октября 1914 года для постановки минного заграждения в Данцигской бухте, когда из-за сильно засвежевшей погоды с размахами качки, доходившей до 36 градусов, ему пришлось, почти дойдя до места постановки, вернуться обратно.
Новый поход «Новика», для той же цели 28 ноября того же года. Из-за свежей погоды и предсказания Обсерватории об усилении шторма, командир предпочитает переждать, о чем и сообщает в штаб командующего. Но, получив лаконический ответ начальника штаба: «Предсказания Обсерватории благоприятны. Идите!», «Новик» доходит до Рижского залива, где попадает в предвиденный шторм. Его кладет бортами, ломает стеньгу, срывает радиотелеграфную сеть, волны перекатываются через мостик. При такой погоде операция, конечно, не смогла быть выполнена (Г. Граф «На «Новике».).
В этот же день погибли, перевернувшись во время шторма, старые маленькие миноносцы «Исполнительный» и «Летучий», которые шли из Гельсингфорса в Моонзунд, имея на палубе слишком большой для них груз в виде 8 мин заграждения. Видимо, миноносцы тоже были посланы согласно с «благоприятными предсказаниями Обсерватории»!
Попытка 19 февраля 1915 года порыва союзным флотом Дарданелл. Весь день велась флотом бомбардировка турецких фортов, но из-за разразившегося на другой день SW-ro шторма операция была прервана на целых пять дней.
Трагический поход английского крейсера «Hampshire» в Архангельск с лордом Китченером на борту для установления тесной связи с русским верховным командованием. Несмотря на штормовую погоду от NO — а, крейсер в сопровождении двух миноносцев все же вышел в море. Никто не обеспокоился сведениями о дальнейшей погоде, и в результате движения сильного барометрического минимума, давшего сильное усиление шторма от SW-a, сопровождавшие миноносцы должны были вернуться, а крейсер через 40 минут после их ухода погиб, наскочив на мину. Спаслось всего несколько человек, но лорд Китченер погиб.
Надо сказать, что большие скорости передвижения судов и резко меняющиеся условия погоды в зависимости от места операции не позволяют довольствоваться только общим предсказанием, но и требуют применения детальной разработки предвидений как для пути следования, так и для места предполагаемой операции.
Доказательством этому может послужить операция набега английского отряда на Гельголандскую бухту 28 августа 1914 г., закончившаяся гибелью трех немецких крейсеров, «Майнц», «Ариадна» и «Кельн». Немецкое командование было в полном неведении относительно погоды в море, где, в противоположность ясной погоде в устьях рек, то есть у базы флота, была очень плохая видимость и местами даже лежал туман. Это дало возможность англичанам застать немцев врасплох.
Хорошим примером может также служить обстрел немцами Хартльпуля 15-16 декабря 1914 года и бой у Доггер — банки 24 января 1915 года. Благодаря отсутствию детальной, «динамической» разработки метеорологической карты, в первом случае немецкий отряд, уже проходя Доггер — банку, встретил сильный ветер, а в 7 часов утра крейсер «Страсбург» донес: «У берега — туман и большое волнение. Не могу держаться на курсе», и был принужден с миноносцами свернуть к востоку.
Во втором случае погода на месте не соответствовала общим предложениям, данным метеорологической сводкой.
Г. А. Усаров
Похожие статьи:
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Первое боевое применение авиации. – Г. Усаров
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- Три похода в Хорлы в 1920 году. – Г. А. Усаров
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Книгоиздательство «Военный Вестник». – Б. М. Кузнецов
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- №121 Март 1973 г.