Воспоминания 1913-1914 гг.
Каникулярные проблемы таким образом сравнительно удачно спали с моих плеч, и началась опять нормальная жизнь: подъем, классы, строевые занятия, репетиции и т. д. В феврале классные занятия подошли к концу, и в марте начались переходные экзамены. Экзамены частично совпали с великим постом и нашим говением, что несколько затрудняло подготовку. На экзаменах пришлось попотеть, но результаты были отличные.
Второй специальный класс также закончил экзамены, и это окончание обыкновенно, по традиции, ознаменовывалось церемонией, о которой хотелось бы вспомнить, — это «похороны тактики». Не уверен, но думаю, что это были последние в истории училища «похороны» (наш курс их уже не устраивал). Таинственная, захватывающая и опасная для юнкеров традиция прошла благополучно, никто из юнкеров не пострадал, — пострадал, и очень серьезно, учебник тактики полковника Бонч-Бруевича (уничтожено было большое число принадлежавших училищу книг). Приготовления к «похоронам» начались заблаговременно. Из листов учебника делался покойник, «так
тика», гроб облепливался листами учебника, из листов учебника тактики делались «облачения», восковки от классных тактических занятий дополняли страницы учебников. День для «похорон», вернее — ночь, выбирался так, чтобы дежурный офицер был подобрее и снисходительнее (если не ошибаюсь, в этот день дежурным офицером по училищу был штабс-капитан Булюбаш, курсовой офицер 3-й роты). «Похороны» начались после «отбоя» и обхода камер дежурным офицером. Только дежурный офицер скрылся в своей комнате на первом этаже, как все «проснулось» и началось…
В западном крыле здания, в коридоре 3-й роты начала формироваться процессия: «священники» надели «ризы», «покойник» положен в «гроб», почетная стража, одетая в белое (нижнее белье) и вооруженная рапирами (заблаговременно взятыми из цейхгауза), заняла свои места; участники процессии построились, и под звуки похоронного марша процессия тронулась из помещения 3-й роты, по главному коридору (1-й и 2-й рот) в направлении на крыло здания 4-й роты, где вся церемония кончалась. В коридоре, по обеим сторонам стояли шпалерами юнкера младших классов. Ритуал кончался тем, что все уничтожалось в отхожем месте 4-й роты. Дежурный офицер «не слышал», и все прошло вполне благополучно. На другой день, однако, было впечатление, что о «похоронах» знал не только дежурный офицер, но и начальник училища. Взысканий наложено не было, кроме того, что юнкера при сдаче книг должны были заплатить за уничтоженные книги. Дань традиции была отдана.
Приближался пасхальный отпуск, но он был омрачен для меня тем, что опять случи-
лось со мной — не совсем по моей вине — событие, давшее мне (максимум наказания) восемь нарядов в не очередь.
Как-то после обеда я с юнкером Джевелло прогуливались на плацу, потом присели на скамейку и вдруг заметили, что в некотором расстоянии от нас проходит полковник Павлов, командир батальона. Джевелло в это время отвернулся, то же сделал и я, но я сказал Джевелло, что нам следовало бы встать и отдать честь. Он же мне на это ответил, что мы слишком далеко от него (мы были приблизительно в 25-30 шагах). Через несколько секунд услышали мы голос полковника, он позвал нас и приказал немедленно доложить дежурному офицеру, что мы не отдали ему честь. Отправились мы в комнату дежурного офицера и доложили. Дежурным был, к нашему несчастью, штабс-капитан Рощупкин (курсовой офицер 3-й роты, придирчивый и неприятный). Вечером на поверке мы услышали: юнкера А. и Д. за неотдание чести командиру батальона — восемь нарядов в не очередь. Наряды нам дал вступивший в командование ротой капитан Ольховский согласно записи в журнале дежурного офицера. Заслуженные наряды кончились для нас, когда мы были уже в лагере. Пришлось послужить дневальными как следует. Получили мы хорошую практику. Наказание это не повлияло на мой пасхальный отпуск.
Младшие юнкера (общего и 1-го специального класса), в том числе и я, на Пасху уехали в отпуск, а старшие юнкера (2-го специального класса) отправились в экскурсию в Крым, где они посетили Севастополь (с осмотром броненосцев «Пантелеймона», «Три Святителя» и других), Ялту и удостоились ВЫСОЧАЙШЕГО смотра в Ливадии (Государь с семьей сфотографировался с юнкерами и об этой экскурсии рассказывает Т. П. —тогда полковник Ген. штаба Протозанов — в сборнике «Чугуевцы» — 1921-1936).
Отпуск прошел для меня на этот раз благополучно: ничего особенного не случилось.
После Пасхи производились топографические съемки. Съемки для юнкеров 1-го специального класса были обыкновенно незабываемым временем: мы должны были исполнить свою задачу и в то же самое время хорошо и вольно провести время на лоне природы (Кочеток, дом лесника, Зачуговка — памятны всем юнкерам-чугуевцам). После съемок начались ротные тактические занятия в поле. Местность около Чугуева очень разнообразна, так что можно было производить всякого рода маневры. Вообще после Пасхи, до выхода в лагерь, мы проводили время больше вне здания училища. Кроме тактических занятий, были занятия и по фортификации, например, мы строили долговременное укрепление на поле за садом, что был напротив восточного крыла здания (4-й роты). Пришлось усердно поработать с киркой и лопатой, — попотели мы изрядно: окопы стоя со ступенькой и без, маскировка, блиндажи и т. д., и все точно по предписанным размерам. Полковник Астафьев все время наблюдал. Однажды там же занимались самоокапыванием — на скорость изготовления окопа лежа. Кроме ротного начальства, при этом присутствовал и полк. Астафьев. Это занятие мне запомнилось очень хорошо: лег я, отложил винтовку, как полагается по уставу, вытянул лопату, начал копать и, о ужас! — попал я на муравьиное гнездо. Быстро я выкопал окоп в положенное время и правильно. В результате я стал жертвой ужасного нашествия муравьев (к моему счастью, без последствий, только немного покусали).
Приблизительно в это время в училище произошли некоторые перемены в командном составе: начальник училища Ген. шт. ген. м. Фок и командир 1-й роты, гвардии капитан Григорович, получив назначение, ушли в строй. Начальником училища был назначен командир 33-го Восточно-Сибирского стрелкового полка Ген. шт. ген. м. Фенстер (позже, во время войны он переменил свою фамилию на Врасский); командиром 1-й роты был назначен капитан Ольховский.
Следующим этапом нашей жизни был выход в лагерь. Лагерь был расположен в сосновом лесу на берегу р. Северный Донец, сравнительно недалеко от здания училища. Лагерная жизнь привлекла нас, особенно тех, кто еще там ни разу не был: старшие юнкера не раз рассказывали о прелестях лагеря. В начале июня был назначен выход в лагерь.
С вечера готовились мы к выступлению: получили из цейхгауза вещевые мешки, лопаты, подсумки, патронташи и, в общем – все, что нам недоставало к походной выкладке. Утром, в походной выкладке, со скатанными шинелями через плечо, но с почти пустыми вещевыми мешками, роты выстроились на плацу и с музыкой, походным порядком отправились в лагерь. Палатки в лагере уже были для нас приготовлены и ждали нашего прихода. Пообедав первый раз в лагере (столовая была под навесом), мы начали устраиваться в палатках — по пять юнкеров в каждой (с койками для каждого и столом посредине). Началась лагерная жизнь, — интересная и полная разнообразия.
Проходили мы стрельбу боевыми патронами (до сих пор стреляли только дробинками). Стрельбище от нашего лагеря (мы пользовались стрельбищем 10-го армейского корпуса) было довольно далеко, — нужно было пройти сперва несколько верст по сосновому лесу, потом через корпусный лагерь 10-го армейского корпуса у с. Малиновки и через учебное поле. Утром рано было приятно идти (хотя, проходя корпусный лагерь, нужно было иметь винтовки в положении «смирно»), но возвращаться домой уже было хуже: возвращались около полудня, в жару. Кроме того, идя по лесу, где дорога была усыпана сухими сосновыми иглами, сапоги скользили, как на льду. В дни, свободные от стрельбы, выходили на тактические занятия через лес, в направлении на д. Масловку (с холостыми патронами). Тактические занятия были ротные и в составе батальона. Несколько раз были устроены ночные тактические занятия, — они были интересны, но слишком уж мы страдали от комаров) — заедали (курили махорку и некурящие). В общем в лагере было несколько свободнее и интереснее, чем в здании, было больше разнообразия. В свободное от занятий время разрешалось купанье в реке и катанье на лодках. Любители пользовались свободой и уходили ночью в «самодралку» (самовольная отлучка), пойманные же карались изрядно. Вечерняя заря в лагере была также интереснее, чем в здании: происходила она на передней линейке, иногда с оркестром. Лето 1914 года было сравнительно сухое, дождей было мало, так что мы могли полностью пользоваться благами лагерной жизни. Только один раз — вспоминаю — был продолжительный дождь, и мне как раз в это время пришлось отбывать мой последний наряд в не очередь дневальным. Днем было не так плохо, но ночью было весьма неприятно — холодно, лил дождь, грибок для дневального протекал и шинель была совершенно мокрая, к тому же еще дул сильный ветер.
Жизнь в лагере проходила нормально и ничем особенным не нарушалась, и юнкера мечтали о предстоящих маневрах: они должны были быть очень интересными. По окончании лагеря (около 15 июля) предполагалось выступление на маневры в направлении на Белгород. Как известно, в половине июня в г. Сараево (Босния) был убит австрийский престолонаследник. Это событие совершенно неожиданно нарушило нормальный ход жизни. Вначале как-то казалось, что конфликт будет разрешен, но к концу месяца положение стало острее и начались события, последствия которых мы тогда не могли предвидеть. Если до сих пор юнкера мало интересовались газетами и событиями, происходившими вне училища (на это было мало времени), то теперь каждая газета прочитывалась группами и горячо обсуждалось общее политическое положение и возможность вооруженного конфликта между Сербией и Австрией, а, может быть, и между Россией и Австрией и, вероятно, Германией. Настроение было повышенное, но все же у нас, в захолустном Чугуеве, не особенно чувствовалась напряженная международная политическая обстановка. Однако в начале июля уже начали поговаривать, что маневры не состоятся и, возможно, что старшие юнкера будут произведены в подпоручики раньше срока.
10 июля Австрия объявила мобилизацию, и с этого дня события пошли ускоренным темпом. Развязка приближалась. В воскресенье 13 июля жизнь в лагере изменилась совершенно.
В субботу 12 июля большинство юнкеров старшего класса собралось ехать в отпуск в Харьков для окончательной примерки офицерского обмундирования (офицерское обмундирование мирного времени для выпускных юнкеров обыкновенно шилось частными портными в Харькове). День был спокойный, и ничего особенного не предвиделось. Перед обедом я вступил в мое первое дежурство по роте. После обеда старшие юнкера, в том числе и мой брат, спокойно отправились в Харьков. Уехала в отпуск также часть младших, так что в лагере осталось сравнительно мало юнкеров. В лагере тихо, ночь прошла спокойно. Утро воскресенья 13 июля было прекрасное.
Около 10 часов в расположение роты пришел дежурный по батальону портупей-юнкер (это был мой взводный) и сообщил, что, по-видимому, предвидится что-то особенное, — съезжаются офицеры училища (против обыкновения, в воскресенье) из города в лагерь и что около 11 часов ожидается прибытие в лагерь начальника училища ген. м. Фенстера (к этому времени он уже вступил в исполнение своей должности). Высказывалось предположение, — не производство ли? Действительно, вскоре после 11 часов дежурный офицер передал по линии через дневальных: «Юнкерам старшего класса собраться на передней линейке, у знамени». Быстро сравнительно небольшое число старших юнкеров с офицерами построились на передней линейке и начальник училища прочел телеграмму о производстве. Прокричали «ура», начальник училища и офицеры поздравили новых подпоручиков, и с этого момента лагерь принял необычный вид. Спокойствие нарушилось.
Молодые подпоручики прибежали в роту и немедленно старались принять офицерский вид,
— надевали на себя все, что имели с собой в лагере офицерского: один надел погоны, другой офицерскую кокарду, — все на юнкерское обмундирование. Полного офицерского обмундирования никто из них в лагере не имел, оно было в Харькове у портных, или в городе — в цейхгаузе. Производство взволновало, конечно, не только старших юнкеров, но и всех нас, остальных. Прежде всего, юнкера 1-го специального класса стали старшим классом, а, главное, ускоренное производство означало что-то особенное в общей политической обстановке; мы еще не знали, что производство в Петербурге было в субботу и что в тот же день уже был объявлен предмобилизационный период. С нетерпением мы ждали приезда из Харькова новых подпоручиков и новостей из газет. Обед в этот день прошел в несколько ином порядке: были поданы к обеду два сигнала — сбор офицерский и нормальный. За столами сидели юнкера и господа офицеры. Еще до наступления вечера многие, узнавшие в Харькове из газет о производстве, возвратились из отпуска; для некоторых, возвратившихся позже вечером, производство было сюрпризом.
Из привезенных отпускными газет мы узнали последние новости и было ясно, что вооруженный конфликт неминуем.
С момента производства старших юнкеров, жизнь в лагере и в училище вышла из нормы: все — в волнении, все — в ожидании новых распоряжений, новых событий. В ротах немедленно был назначен новый командный состав. На занятия не выходили и жили больше происходящим вокруг: приготовлением новых подпоручиков к отъезду, выходом из лагеря частей 10-го армейского корпуса, приготовлением гусар к выходу в поход. 13 июля начался предмобилизационный период и 14 июля с утра мы наблюдали из нашего лагеря, как по шоссе из корпусного лагеря, через д. Малиновку, проходили части 10-го армейского корпуса, направляясь в места своего постоянного расквартирования.
17 июля был первый день всеобщей мобилизации.
На 18 июля был назначен отъезд новых подпоручиков в свои части: нормальный в мирное время 28-дневный отпуск после производства был отменен, и они должны были прибыть в части в поверстный срок. Поело обеда 18 июля отъезжающие и провожавшие их офицеры училища и юнкера собрались на станции, был подан специальный поезд до Харькова, и часам к пяти мы распрощались. Прощание было трогательным, — ведь они, большинство, отправлялись прямо на фронт. В тот же вечер погрузился в вагоны и отбыл на границу 10-й гусарский Ингерманландский полк.
Брат мой, взявший вакансию в 35-й пехотный Брянский полк со стоянкой в Кременчуге, в счет поверстного срока проехал из Харькова в Симферополь (домой), пробыл там один день и отправился догонять полк, выступивший к тому времени на границу.
19 июля была объявлена война, — грянул гром! — и с этого дня настал перелом в судьбе не только нашей, но и нашей Родины, — до сегодняшнего дня мы переживаем последствия дня 19 июля 1914 года. Отъезд наших старших, мобилизация, объявление войны и вообще все происходившее вокруг нас сильно изменило жизнь в лагере.
Кто из нас не помнит патриотический подъем, охвативший в те дни всю Россию. Тихая, спокойная лагерная жизнь окончилась. С нетерпением ожидались дальнейшие распоряжения. Слухи шли разные. Газеты с сообщениями с фронта прочитывались с большим интересом, и «ура!», особенно в послеобеденное время, когда читались газеты, разносилось по лагерю с одного конца до другого. Вспоминаю, как читалось, например, сообщение о подвиге Кузьмы Крючкова…
Наконец, было получено распоряжение: возвратиться из лагеря в город и немедленно приступить к занятиям. 22 июля, по случаю царского праздника, состоялся последний парад в лагере, и после обеда роты походным порядком выступили в Чугуев, в здание училища. Согласно распоряжению, юнкера 1-го специального класса должны были ускоренным темпом пройти курс 2-го специального класса и, может быть, через несколько месяцев состоится производство в офицеры. Дата производства не называлась.
Итак, лагерь преждевременно окончился. Кончилась лагерная жизнь, полная интересных переживаний на лоне природы, в прекрасном сосновом лесу. Сожалеть, однако, не приходилось: перед нами стояли новые задачи.
Классные занятия начались сразу же усиленным темпом и вскоре была сообщена программа нашего курса: некоторые предметы 2-го специального класса были выпущены (военная история, военная география) а другие сокращены (артиллерия), а за их счет прибавлены часы тактики и других предметов; весь курс должен был быть пройден к 1 октября, то есть за два месяца, когда предполагалось наше производство в офицеры.
В конце июля начало прибывать в училище новое пополнение, главным образом — вольноопределяющиеся из запасных полков. В то же самое время некоторые наши преподаватели отбыли или собирались отбыть на фронт, как например: Ген. шт. полк. Вязмитинов, преподававший военную историю и военную географию; Ген. шт. капитан Баев, преподаватель тактики и администрации. Прощание с кап. Боевым, нашим бывшим преподавателем, было трогательно и интересно тем, что он, прощаясь с нами, вспомнил то, о чем он всегда говорил на лекциях: как на фронте, в боевой обстановке будет применяться устав полевой службы. До своего отъезда, он уже получил с фронта от своих бывших учеников несколько писем, в которых они описывали свои первые впечатления.
Начало войны внесло большие перемены в жизнь училища. Занятия классные и строевые пошли усиленным темпом, читались со вниманием газеты, и с еще большим вниманием следили мы за событиями на фронте. Особенно тяжело переносилась неудача наших армий в Восточной Пруссии. Все же, несмотря на неудачи первого периода войны, казалось нам, что война не будет продолжительной и потому все мы с нетерпением ждали дня нашего производства в офицеры, чтобы еще успеть побывать на фронте. Вспоминая это сейчас, более пятидесяти лет спустя, удивляешься, как мало были мы тогда информированы и, может быть, до некоторой степени наивны.
Теперь у нас было два главных предмета: тактика и артиллерия. Вместо ушедшего на фронт Ген. штаба кап. Баева мы получили нового преподавателя тактики, Ген. штаба подполковника Попова. Был он знающий, опытный и интересный преподаватель и совершенно иного характера, чем капитан Баев. Учебник тактики Бонч-Бруевича он сильно критиковал, считал содержание его несовременным и имел свои собственные взгляды: часто он упоминал о недостаточном количестве артиллерии, особенно тяжелой. Говоря о современном огне на поле сражения и беря только примеры из японской войны, он все время обращал внимание на то, что предусмотренный запас снарядов и патронов в войсках будет быстро исчерпан. Как увидели мы во время войны и после нее, полковник Попов был прав в критике Бонч-Бруевича и многого другого. Преподавателем артиллерии остался подполковник Мордвинов.
Время проходило быстро, и в сентябре определилось точно, что наше производство состоится 1 октября. В половине сентября была разборка вакансий. Порядок разборки вакансий принес многим разочарование, до известной степени и мне.
В мирное время вакансии разбирались по полкам, а именно: в училище присылалось известное количество вакансий в определенные полки (части); юнкера — по старшинству баллов — выбирали себе полк (часть) и при производстве зачислялись в списки полка (части). Для нас же был установлен иной порядок: вакансии разбираются по военным округам, с производством в подпоручики армейской пехоты.
Наш курс оканчивало 111 юнкеров. Вакансии были присланы в военные округа: Омский — пять, Киевский — пятнадцать, Московский — двадцать две, Казанский — шестьдесят восемь и одна именная вакансия для портупей-юнкера Джевелло — в Терское казачье войско (как для казака).
Для меня был интересен Киевский военный округ, так как я предполагал, что, выбирая Киевский округ, я смогу легче попасть в запасный батальон, пополняющий 9-ю пехотную дивизию, и оттуда в полк к брату (все мои предположения, как оказалось позже, были совершенно неправильными). Самые ходкие вакансии, как это ни странно, были в Омский военный округ, и для меня еще оставалась последняя — пятая; она меня не интересовала и ее взял следовавший за мной по списку Шклярук-Леонкевич (четырнадцатый по баллам). Я взял вакансию, как хотел, в Киевский военный округ.
Во второй половине сентября заканчивались классные занятия и производилась окончательная пригонка офицерского обмундирования. С обмундированием у нас было легче, чем это было в мирное время: мы получали только походное обмундирование и оно подготавливалось для нас в училищной швальне.
К концу сентября начало прибывать новое пополнение (между ними были вольноопределяющиеся, уже побывавшие на фронте) и теперь оставалось ждать приказа о производстве. Так как в ротных помещениях было мало места для вновь прибывших, то весь наш выпускной класс перевели в нижний этаж, где была устроена для нас спальня с постелями в два яруса. Там уже нормального порядка не было. 30 сентября выдали нам офицерское обмундирование, шашки, револьверы и бинокли.
Наступило утро 1 октября. Встали нормально, но на прогулку с ротой не вышли. После чая все мы отправились в классные отделения ждать приказа о производстве. Ждали, конечно, нетерпеливо, но с каждым часом пришлось набираться все большим и большим терпением: прошел завтрак, прошел обед, прошел ужин и, наконец, прошла вечерняя поверка, а телеграммы о производстве нет как нет. Все мы, разочарованные, отправились в свое помещение. Шум, громкое выражение неудовольствия и начали устраиваться ко сну. Однако около 9 часов, когда часть юнкеров уже улеглась в постели, кто-то прибежал в помещение и сообщил, что телеграмма якобы получена. Прождав целый день напрасно, никто уже этому не верил, но вскоре, действительно, пришло распоряжение дежурного офицера: всем юнкерам выпускного класса немедленно собраться в коридоре 1-й и 2-й рот, куда прибудут начальник училища. Быстро построились, прибыли офицеры, и вскоре пришел начальник училища ген. Фенстер (ген. Врасский), который прочел телеграмму Военного Министра, что Высочайшим приказом от 1 октября юнкера старшего класса производятся в подпоручики армейской пехоты со старшинством с 12 июля 1914 года. После громкого «ура!» вновь произведенных, начальник училища поздравил всех с производством. После церемонии все мы отправились в свое помещение, откуда многие, сразу же переодевшись в офицерскую форму, отправились в город, отпраздновать производство.
Лично я первый раз в офицерской форме вышел утром 2 октября; странно было проходить утром по плацу, где в это время были на прогулке младшие классы, и когда новые фельдфебеля рот, видя нас, проходящих мимо, командовали ротам: «Смирно, равнение направо!» Вспоминаю, как было еще более странным встретить на плацу идущего напротив капитана Самыгина (первая встреча с офицером!), самого строгого офицера в училище, и встретить его как офицер, а не юнкер.
Третьего октября вечером, получив документы и простившись с юнкерами и офицерами, покинул я вместе с многими другими училище и Чугуев, чтобы больше никогда не вернуться туда.
Так окончилось мое пребывание в Чугуевском военном училище и началась офицерская жизнь, о первых днях которой я сообщил в статье «Первые сто десять дней после производства в офицеры», помещенной в журнале «Военная Быль» №№86 и 87.
В. Альмендингер
Гарантийное письмо для осужденного Гарантийное письмо для осужденного как правильно составить гарантии ное письмо. best2ndflltd.ru |
Похожие статьи:
- Чугуевское военное училище. – В. Альмендингер
- Чугуевское Военное Училище. Продолжение, №109). – В. Альмендингер
- «Щипонос». – П.В. Шиловский
- Кадетский лагерь. – Н. А. Косяков
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
- Николаевское Инженерное училище. – А. Шварц
- Штабс-капитан В. Д. Парфенов. – Анатолий Векслер
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Юнкера. – В. П.