При вводе «Славы» в Рижский залив, оба л. к. «Петропавловск» и «Гангут», выйдя из Утэ и дойдя до Цереля, застопорили машины и подняли сигнал «Славе» следовать по назначению. «Слава», бывшая третьей в кильватере, вышла из строя и полным ходом прошла вдоль наших кораблей, в расстоянии каких-нибудь 1, 2 кабельтова. Без мегафона обменялись приветствиями с командиром, капитаном 1 ранга Сергеем Сергеевичем Вяземским. Был абсолютный штиль, туман поднимался над водой, видимость была не больше двух миль, так что берегов мы не видели. Корабли наши спустились до параллели Виндавы и затем курсом близким к Норду прошли через Утэ на рейд Севастополь.
28 октября 1915 года в 15 часов «Петропавловск», под флагом адмирала Кербера, и «Гангут» стали выходить из Утэ в Балтийское море. Так как выходы стерегли немецкие подводные лодки, то в охрану были даны миноносцы 6-го дивизиона (типа «Украйна»), а на случай траления — 7-й дивизион, так называемые «немки» (типа «Боевой»). Погода свежела. Наши корабли, как мастодонты, шли, величественно покачиваясь на 3-5 градусов не больше, но что делалось с «немками» — жутко было смотреть. Нужно было идти хорошим ходом, и мы все время держали от 18 до 20 узлов. Какая уж тут охрана, когда миноносцы не только за перископами, а за нашими кораблями не могли следить. Поэтому, как бесполезных, их отпустили. Не только что «Туркменцы», но и сам «Новик» не раз пытался просить разрешения ему вернуться, так как при 20 узлах против волны ему чрезмерно попадало и он держался, собственно, из самолюбия. Потому отпустили и 6-й дивизион. В походе с нами были «Рюрик», под флагом Бахирева, «Адмирал Макаров», «Баян», «Богатырь» и «Олег». Последние — полные мин заграждения. На ночь, ввиду того, что крейсера также плохо держались против волны, имея ход близкий к их максимальному (21 узел), чтобы на них не «насесть» и не принять за неприятельские, дредноуты вышли в голову отряда, а крейсера с минами поставили в хвост —концевыми.
Но ночью погода стала быстро стихать и на другой день, около восьми часов утра мы прошли параллель Южного Готланда. Перестроились, вышли за горизонт видимости с Готланда, и крейсера, идя параллельными курсами, стали ставить мины, а наши корабли спустились южнее, охраняя постановку. «Новик» всегда был на траверзе «Петропавловска» и должен был разгонять встречных нейтральных «купцов» или выяснять появляющиеся дымы.
Окончив операцию, все легли на Норд, между Готландом и шведским берегом. Погода была чудная, и нас, конечно, видели с Готланда. В проливе «Петропавловск», увернулся от плавучей мины. Пройдя северную часть Готланда и указав крейсерам следовать в Або-Алландские шхеры, дредноуты прибавили хода, и было грустно видеть, как наши надрывающиеся крейсера заметно отставали.
Наши корабли должны были идти в Ревель с «Новиком» через Финский залив, но, не встретив в месте рандеву тральщиков и миноносцев и подождав около минного заграждения, пошли также в Утэ. На рассвете встретили вышедшие из шхер миноносцы, которые и обеспечили наш вход через Утэ, и мы пошли шхерами мимо Лапвика в Гельсингфорс.
Две линии мин, поставленных к югу от Готланда, оказались недостаточными, и это заграждение нужно было удлинить к югу, для чего был совершен второй поход, как бы для продолжения предыдущей операции.
22 ноября 1915 года, около 15 часов, конвойные миноносцы стали выходить через Эре и занимать положенные места перед выходящими линейными кораблями: «Петропавловском», под флагом адмирала Кербера, и «Гангутом». Погода была тихая, но быстро наступила зимняя темнота, и миноносцы были отпущены. Построившись в линию кильватера в порядке: крейсера «Баян», «Адмирал Макаров», затем наши корабли, в кильватер им «Рюрик», «Богатырь», «Олег» и, как всегда, вне видимости «Новик», постоянно нас сопровождавший.
В 9 часов утра 23 ноября подошли к южной части выставленного нами заграждения,(в предыдущую операцию) и крейсера продолжили заграждение к югу, поставив еще 700 мин. Дредноуты держались к югу, а «Новик» еще южнее, на горизонте. Окончив операцию, около 11 часов утра перестроились и пошли опять между Швецией и Готландом, но уже все время шли переменными курсами. После Готланда погода стала быстро портиться, появилась волна, крепчал ветер и к вечеру разразилась форменная пурга. Видимости почти никакой. Мокрый снег закрыл весь впереди лежащий горизонт. При таких условиях идти на Утэ было невозможно. Нужно входить в засыпанный нашими и неприятельскими минами Финский залив. Нужны очень точные определения мест, чтобы попасть в узкие, ничем не обозначенные ворота в минном поле. Лишь один раз удалось запеленговать вспышку Верхнего Дагерортского маяка, для крюйс-пеленга. Безнадежно ждали второй возможности, но так и не дождались. Времени терять было нельзя.
Неприятельские подводные лодки были всегда вблизи позиции. В этих условиях и разыгралась драма между командиром и флагманом. Командир не решался рисковать, адмирал настаивал и взял всю ответственность на себя, что было занесено в вахтенный журнал и чему свидетелями были штурман, вахтенный начальник и дежурный артиллерист. Драма — трагедия требовала молниеносного решения, так как за нами были еще «Гангут» и «Новик». Пошли… К чести штурманов, попали точно в ворота и благополучно прибыли в Ревель… Такой риск и такие картины можно переживать только раз в жизни, но это и школа, это и ставит из всех специальностей в государственной жизни службу моряков, как самую трудную, на первое место.
Сообщил вахтенный офицер лин. кор. «Петропавловск»
лейтенант Алексей Геринг
Gaz-matrix-vip.com Заказать веселящий газ. Каталог баллонов с веселящим газом gaz-matrix-vip.com. gaz-matrix-vip.com |
Похожие статьи:
- Балтийский флот в войну 1914-1917 гг. – Н.П. Солодков
- Три похода в Хорлы в 1920 году. – Г. А. Усаров
- В первый раз. – Г. А. Усаров
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- «Кисмет». – Лейтенант Вавилов
- Ознакомление с флотом. – А. Невзоров
- Российский Военно-исторический Архив-музей в Париже. – Алексей Геринг
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен
- Хроника «Военной Были» (№116)