(на № 25) О парусных «ловушках»
Частые нападения германских подводных лодок на беззащитные каботажные парусники, которые в большом количестве плавали вдоль берегов Черного моря, привели командование флотом к решению оборудовать для их защиты парусные суда — «ловушки». Эта идея основывалась на тактике немецких лодок, которые, остановив парусник выстрелом из орудия, подходили к своей жертве почти вплотную и на вызванной с парусника шлюпке или на своем тузике посылали матросов заложить в трюме подрывной патрон или, просто, устроить пожар, после чего шлюпка с командой парусника отпускалась и шла к берегу. Расходовать торпеды, которых на малых лодках было всего две, для потопления столь малоценных судов не имело смысла, и лодки берегли их для атаки военных кораблей и более крупных транспортов.
Весной 1916 года из мобилизованных для нужд Транспортной флотилии так называемых в Черном море «дубков» были выбраны две шхуны с хорошими мореходными качествами. На каждой из них был установлен вспомогательный мотор и скрытые от взоров шлюпкой, фальшивой рубкой или мнимым ящиком с грузом одна 47 мм. и одна 37 мм. пушки. На них была назначена команда из числа бывших матросов с «дубков» и один офицер, командир. Но по свидетельству командира одной немецкой подводной лодки камуфляж на этих вооруженных шхунах не всегда строго соблюдался и встреченная им однажды такая «ловушка» отличалась от своих гражданских собратьев свойственным военным судам порядком на борту, хорошей окраской и безукоризненными парусами, что вызывало подозрение в истинном назначении шхуны.
Ввиду секретности нового дела первые две «ловушки» сохранили свои номера Транспортной флотилии. Впоследствии еще две или четыре шхуны были оборудованы как «ловушки», но названия их мне неизвестны. Указанные в № 94 «Военной Были» шхуны «Наш», «Он» и «Рцы» в феврале 1917 года были куплены Морским Ведомством и зачислены в Транспортную флотилию, но были ли они вооружены, мне неизвестно. Ввиду строгого засекречивания всей этой затеи «Отрядом опасного плавания» называться они, по моему мнению, не могли.
Согласно инструкции, вооруженные шхуны должны были крейсировать, без флага, под парусами по обычным курсам каботажных парусников, делая вид, что идут из одного порта в другой. Пользоваться мотором они должны были, в принципе, лишь для маневрирования при обнаружении подводной лодки. При первом выстреле с шхуны на мачте должен был подниматься Андреевский флаг.
Первое и, собственно, единственное боевое столкновение вооруженной шхуны с подводной лодкой произошло 2 мая нов. стиля 1916 года между Евпаторией и Качей. Находившаяся здесь на позиции малая подводная лодка UB 7, имевшая лишь одну мелкокалиберную пушку, обнаружила и начала преследовать моторно-парусную шхуну; это был «транспорт» № 128 «Преподобный Сергий», который, несмотря на поднятый лодкой сигнал и выстрел из орудия, стал уходить. Когда расстояние уменьшилось, лодка открыла огонь на поражение, после чего шхуна убрала паруса, но, уменьшив этим свою скорость, продолжала идти при помощи мотора. Когда расстояние сократилось до 2.000 метров, шхуна внезапно открыла беглый огонь из 47 мм. орудия и из винтовок. Ее снаряды были слишком малы, чтобы потопить лодку, но, попав с близкого расстояния в борт, они могли лишить ее возможности погрузиться. Во избежание такого рокового попадания командир лодки дал приказание аврального погружения. По свидетельству командира лодки действия «ловушки» были в высшей степени искусны и от ее команды требовалось не мало хладнокровия, чтобы под огнем дожидаться приближения лодки на близкое расстояние. Бой не дал существенных результатов, но, установив, что среди безобидных парусников можно нарваться на опасного противника, командиры немецких подводных лодок стали действовать с осторожностью, и количество уничтожаемых ими парусников сократилось.
В несколько иной области действия вооруженной шхуны имели также положительный результат: подводная лодка UB 42 получила предписание высадить 16 ноября нов. стиля 1917 года в районе Анакрии трех грузин-националистов имевших при себе крупную сумму денег. При подходе в темноте к условленному месту с лодки была обнаружена моторно-парусная шхуна, которая, увидя лодку, повернула в ее сторону, что побудило командира лодки уйти временно в море. На следующее утро шхуна продолжала держаться против места высадки и это привело командира лодки к заключению, что секрет операции раскрыт, и он решил ее прекратить.
П. А. Варнек
Похожие статьи:
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- Ознакомление с флотом. – А. Невзоров
- Письма в Редакцию (№ 125)
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году (окончание, №109) – П. А. Варнек
- Бронепоезда Донской армии. – Максим Бугураев
- «Крейсерок» (Из далекого прошлого). – Леонид Павлов
- На немецких минах на Дунае. – А.Н. Пестов