ТОМСКОЕ ПЕХОТНОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
Томское пехотное военное училище начало формироваться в апреле 1919 года. Формирование происходило в трудных условиях. Первое здание синодального училища было слишком мало, намеченное другое здание — епархиального училища — послужило яблоком раздора с чехами, которые всеми способами пытались его окулировать. Командир 3-й роты, оставшись за начальника училища, нашел выход из положения: имея знакомство с английской миссией, он предложил ее начальнику, майору Керквуду занять одно крыло здания. Майор с удовольствием принял предложение разместиться с комфортом, над зданием был вывешен английский флаг, и чехам пришлось облизнуться. Размещение английской миссии было для училища выгодно: все необходимое для училища появилось с помощью миссии, как по щучьему велению.
Первым начальником училища был назначен генерального штаба полковник Антонович,- К сожалению, уже в мае он получил новое назначение в Омск, в Штаб Верховного Правителя, а на его место приехал полковник Мясоедов, брат повешенного жандармского полковника Мясоедова. Новый начальник училища не был предназначен и не годился для должности начальника училища, тем более, что кадр училища был сборный и его необходимо было спаять в одно целое. Кадр 1-ой и 2-ой рот состоял из офицеров бывшей Томской школы прапорщиков, благополучно проучившихся юнкеров в течение всей войны 1914-1918 г. Кадр 3-ей роты дала Иркутская школа на Русском Острове из первого выпуска, кадр 4-ой роты был назначен из числа окончивших в Томске 4-ый ускоренный выпуск Академии Генерального Штаба.
Курс училища был составлен по программе Чугуевского военного училища и рассчитан на 3 месяца с производством в подпоручики окончивших по первому разряду.
Училище имело 4 пулемета Виккерса на русский патрон. Одеты юнкера были в новенькое английское обмундирование, все необходимое снаряжение, вооружение, постельные принадлежности, оборудование столовой — не оставляло желать лучшего, наличие кадра Академии Ген. Штаба и его материальной части давало все необходимое. Учебники, уставы л приборы были получены оттуда. Занятия производились по плану: 3 часа лекций и 5 часов строевых и тактических занятий.
Юнкерский состав 1-го выпуска составляли первая и вторая роты — студенты Томского технологического института, 3-я — кадеты Омского и Иркутского корпусов, окончившие в том учебном году, 4-ая — окончившие средние учебные заведения в том же году. Число юнкеров в ротах не превосходило 100 человек.
Краткий курс осложнялся тем, что юнкеров привлекали к несению гарнизонной службы, что сокращало время обучения. Необходимо отметить, что к каждой роте был прикомандирован английский офицер для обучения стрелковому делу и спорту, так в 3-й роте находился капитан Смит.
В июле 1-ый выпуск был произведен в подпоручики и направлен по полкам. При формировании Добровольческой дивизии ген. Крамаренко, например, во 2-ой Добровольческий полк, на его укомплектование, ушла почти целиком вся 3-я рота.
В августе начат был прием юнкеров на следующий выпуск, которые и начали заниматься с конца месяца. Однако, наступившие события — сдача 14. 11. 1919 года Омска и развал армии привели к тому, что в половине декабря была начата эвакуация Томска.
Верные присяге части выступили из Томска в поход на восток. Если Екатеринбургская школа выступила в полном составе и порядке, то того нельзя сказать о Томском пехотном училище; весь кадр 1-ой и 2-ой рот бывшей Томской школы прапорщиков остался в городе, т. е. дезертировал. Так как роты были слабо укомплектованы, то в поход пошло немного больше 200 юнкеров, на долю которых выпало прикрывать отход частей, превратившихся, благодаря бездеятельности своих начальников, в беспорядочную орду. Все это не устраивало полк. Мясоедова и он, бросив юнкеров, укрылся в уютный и теплый чешский эшелон. Позднее, опознанный на одной станции, он был арестован и препровожден в штаб ген. Вержбицкого, который оставил его на свободе, в результате чего полк. Мясоедов проделал весь путь до Верхнеудинска, в котором и сдался красным. После Мясоедова училище принял полк. Шнапперман, бывший начальник организационного отдела Томской офицерской организации, захватившей город у красных 29. 6. 1918 рода.
Однако нервы у полк. Шнаппермана выдержали только до остановки красными в селе Аманаш наших частей, беспорядочно двигавшихся на восток после красноярского погрома. В селе Голопупово произошла первая организация бегущих, так как путь на восток был закрыт. Здесь оказалось очень много начальников, которые решили сдаваться красным. Когда командир 1-ой кавалерийской дивизии генерал Милович уже поставил вопрос о сдаче, то в село вошла 4-ая Сибирская дивизия под командой ген. Смолина. Оповещенный рядовыми офицерами о происходящем, ген. Смолин занял все выходы из деревни своими караулами и, придя на собрание, отрешил от командования всех командиров частей, думающих о сдаче. В числе их оказался и полк. Шнапперман. Пережившие два таких удара юнкера оказались предоставленными самим себе и разошлись по разным частям, чем и закончили существование Томского пехотного военного училища.
Сведения получены от командира 3-ей роты училища — полковника Вишневского, взяты из книги «В огне войны» В. Иванова и других источников.
1-ОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Для пополнения офицерского состава артиллерии 1. 6.. 1919 года в гор. Омске было сформировано 1-ое Артиллерийское училище, размещенное в здании 1-го Сибирского Императора Александра I кадетского корпуса. До 1-го сентября 1919 года училище находится в Омске, а затем перебрасывается в город Владивосток. Однако во Владивостоке не находится подходящих казарм, а поэтому училище размещается в военном городке — Раздольное, в казармах артиллерийского дивизиона. Военный городок расположен в 7 верстах от железно-дорожной станции того же имени, в 7 верстах от Владивостока.
Училище имело 2 батареи, числивших в своем составе 240 юнкеров, и обслуживалось 100 ездовыми, на попечении которых было 180 лошадей. Юнкерский состав был укомплектован юнкерами-артиллеристами, не окончившими училищ в 1917 году вследствие захвата власти коммунистами. Много было кадет, юнкеров пехотных училищ и школ прапорщиков, а остальные — добровольцы, откомандированные
из частей с фронта. Фельдфебель 2-й батареи был гардемарин. Среди георгиевских кавалеров были участники не только гражданской войны, но и германской. Короче — личный состав был превосходный.
Начальником училища был назначен полк. Герцо-Виноградский, в прошлом командир батареи Константиновского артиллерийского училища, помощником по строевой части — полк. Сполатбог — бывший курсовый офицер Константиновского артилл. училища, инспектором классов — полк. Коневега, выдающийся знаток теории артиллерии, академик; среди курсовых офицеров было несколько окончивших Константиновское артилл. училище.
Юнкера были одеты в английское обмундирование с русским юнкерским погоном — красным с черным кантом.
Учебные пособия были в ограниченном количестве, часть предметов проходилось по запискам, веденным на лекциях.
На вооружении училища было 8 французских 75 мм. пушек, рассверленных под русский снаряд, из этих пушек велась учебная стрельба; на одной такой стрельбе, в Раздольном, присутствовал ген. Нокс. Было 2 русских орудия обр. 1902 года, в Омске была еще и гаубица. Кроме этого, были японские карабины и шашки. Окончившим были выданы испанские браунинги.
Курс обучения предполагался в 2 года, но события заставили его сжать на 8 месяцев, поэтому не было младшего курса, т. к. обстановка не дала возможности провести новый прием юнкеров. Молодые подпоручики не смогли даже заказать и купить училищные знаки: двуглавый орел на белом кресте и перекрещенные пушки.
Училище принимало участие в подавлении гайдовского бунта, наводило порядок наст. Океанская.
На Рождестве 1918 года был бал, для которого декорировали зал, приготовили угощение и на танцы пригласили старшие классы Владивостокской и Никольско-Уссурийской женских гимназий, на что те отозвались очень охотно; вследствие пурги праздник затянулся и на второй день.
- 1. 1920 года был получен приказ о выступлении училища во Владивосток. Начальник училища выехал во Владивосток, а в это время на станцию Раздольная прибыл состав, на котором были гардемарины для помощи погрузке, но они быстро уехали обратно.
Между тем, уже перешедший на сторону красных гарнизон Раздольного начал принимать меры по ликвидации училища, против него были выставлены 3 пулемета; дежуривший в этот день по училищу поручик Митрович немедленно выслал прислугу к двум орудиям, а пришедшую с требованием разоружиться красную делегацию из одного офицера и нескольких солдат, обругал, потребовал убрать пулеметы и выгнал из училища. На другой день училище по приказу двинулось во Владивосток. В городе было объявлено о производстве в подпоручики и зачислении в резерв чинов штаба крепости.
Материал составлен курсовым офицером училища — кап. Аглазиным и юнкерами Леонтьевым и Голеевским.
Артиллерийское Техническое училище сформировано в Омске 1. 6. 1919 года, позднее перебрасывается на Дальний Восток и судьба его неизвестна, так как единственный живой юнкер этого училища — Сучков, живущий в Новой Зеландии, не отзывается на письма.
КОРНИЛОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ 1921-1922 ГОДЫ
Обстановка во Владивостоке в 1921 году, после свержения власти коммунистов 26. 5. 1921 года, характерна политиканством командных верхов, которое насаждалось политической миссией японских оккупационных войск. Поэтому в штабах не беспокоились ни о боевой подготовке войск, ни о их самых насущных нуждах. Приказ № 41 А 6. 11 1921 года наиболее красочно подтверждает то убожество, в котором находилась Армия. Управляющий Военным Ведомством ген. Вержбицкий живописал: «…но указанное выше меркнет по сравнению с тем, что из 27.000 едоков армия может выдвинуть на фронт фактически не более 6.000 бойцов…» Как указывает в своей книге «Белоповстанцы» Б. Филимонов, при наличии в каждой части офицерских рот, сверхкомплекте офицеров в полках, нужды в военном училище не имелось. Было бы понятно, если бы были сформированы повторительные курсы для офицеров, при которых имелось бы отделение для юнкеров. Поэтому отъезд всего выпуска Хабаровского корпуса, после получения аттестата в Гродеково, в семеновскую группу войск, надо считать причиной сформирования военного училища для того, чтобы удержать выпускных кадет у себя.
Владивостокское военное училище было сформировано в октябре месяце 1921 года и размещено на Русском Острове, в казармах 3-го полка. Помещения для училища были оборудованы помещавшейся здесь в 1918-1920 годах Школой Нокса. Начальником училища был назначен ген. Тучанский, имевший золотое оружие, орден Св. Георгия, известный еще тем, что в войну 1904-1905 года два раза водил свою роту в атаку.
Училище имело в своем составе роту и эскадрон, а также офицерский взвод. В последние дни Приморья при втором приеме предполагалось сформировать еще и офицерскую роту, но это осталось в проекте, а офицеров, проходивших курс, было только 30 человек. Курс был намечен двухгодичный, поэтому училище не имело ни одного выпуска, так как в конце октября 1922 года отошло вместе с армией за китайскую границу и в Гирине, в начале 1923 года, было расформировано. Все раненые были эвакуированы в Гензан.
Командный состав составляли: по строевой части полк. Томилин, командир роты полк. Климочкин, курсовой офицер кап. Данынин, младшие офицеры — шт.-кап. Шмелев, поручик Напалкин, шт. кап. Муромцев и Маслов. Командир конного взвода полк. Бартеньев, курсовой офицер полк. Сысин, младшие офицеры — полк. Язвин и Нефедов.
Преподавателями были: саперное дело — ген. Тучанский, тактика — ген. Андогский и полк. Слижиков, артиллерия — ген. Нарбут. Учебные пособия, при наличии кадра и библиотеки Академии ген. штаба, были в потребном количестве. Классы и столовая находились в отдельном помещении. До приема 2-го выпуска — осенью 1922 года — училище имело только роту, офицерский взвод и конный взвод. Отметим, что второй прием состоял почти исключительно из окончивших кадет Омского и Хабаровского кадетских корпусов, которых в училище приняли только осенью, а не сразу же по окончании — весной: несмотря на бешеный вихрь событий все делалось в развалку, по мирному времени.
Одеты были юнкера в английское обмундирование и русские шинели. Вначале училище было просто военным, но позднее на параде, во время училищного праздника, ген. Вержбицкий, в память ген. Корнилова, служившего в свое время на Русском Острове, наградил училище наименованием «Корниловского».
В боевом отношении училище было слабым, так как не имело пулеметов, что страшно снижало его огневую мощь, а ему пришлось в последний период борьбы занимать главные участки боев. Во время Хабаровского похода училище только раз выходит против партизан в урочище «Трех Братьев», названное так из-за трех скал вблизи Владивостока. Сведения оказались верными, красных не оказалось на лицо, и юнкера вернулись обратно, не понеся потерь. Главной боевой частью училище стало в октябре месяце 1922 года, когда пришлось бросить в бой все, что было можно. Положение наших войск было безнадежным: в Хабаровском походе части были обескровлены, пополнений не было никаких: объявленная мобилизация дала только 184 человека, патронов — ружейных в первую очередь — почти не было. Рядовой состав армии, чувствуя, что он является теперь мелкой картой, небрежно сбрасываемой в игре, потерял дух и не желал больше драться в безнадежной обстановке. Даже в испытанных частях появилось забытое с 1920 года дезертирство. В такой обстановке посылка училища на фронт вызывалась самой крайней и насущной нуждой.
1-го октября 1922 года училище выходит на фронт в полном списочном составе 205 человек. Командование принял полк. Воротников. Начиная с 5-го октября начинаются бои под поселком Духовским, под станцией Свиягином, под городом Спасском. В этих боях юнкера встречают и схватываются с главной ударной частью красных — школой курсантов 2-ой Приамурской дивизии. Как ни были вышколены курсанты, как ни были они упоены уверенностью в победе, как ни были богаты воинской дерзостью, — в боевом отношении они оказались слабее юнкеров: училище в этих боях потеряло 75 человек убитыми и ранеными, а у курсантов осталось в живых из 240 человек только 67 — на две трети раненых. И это надо было отметить, потому что на бой выдавалось по 40 патрон на юнкера! Величая «штурмовые ночи Спасска», красные помалкивают про это «мелкое и не заслуживающее внимания» обстоятельство, которое замалчивается и нашими мемуаристами. Впрочем юнкера получали еще много патронов: 1-ый Пластунский стрелковый полк 13 октября, под Монастырищами, перед атакой получил по 15 — три обоймы на бой!
Личный состав училища в этих боях выполнил все, что можно было требовать от людей. В этих боях юнкера, как гренадеры Камброна под Ватерлоо, доблестно, мужественно и храбро выполнили свой долг.
После боя под Монастырищем училище было возвращено на Русский Остров, откуда 20-го октября было переброшено морем в Посьет, из которого походным порядком пошло на Ново-Киевск — китайская граница — Хунчу-Гирин. В Гирине училище было расформировано и закончило свое существование.
В Америке находятся в данное время юнкера: Валерий Крикорьянц, Олег Волков, Александр Ольховский и Николай Тарасов — ст. круса. Николай Крикорьянц — мл. курса кав. эскадрона.
Даты забылись. — Все вышеупомянутые юнкера были ранены под Свияшно и эвакуированы во Владивосток, а потом на японском пароходе в Гензан.
(Продолжение следует)
А. Еленевский
Похожие статьи:
- Письма в Редакцию. (№111)
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение, №117). – Б. А. Щепинский
- «Щипонос». – П.В. Шиловский
- Штабс-капитан В. Д. Парфенов. – Анатолий Векслер
- Чугуевское военное училище. – В. Альмендингер
- Чугуевское Военное Училище. Продолжение, №109). – В. Альмендингер
- Николаевское Инженерное училище. – А. Шварц
- Обзор военной печати (№109)