О ЧЕМ ПИСАТЬ?
(Вместо рецензии)
Отец «ВОЕННОЙ БЫЛИ» и ее редактор уже неоднократно обращался к нам, прося воспоминаний о боевых действиях нашей армии. И, благодаря целому ряду уже напечатанных воспоминаний об участии полка автора, его роты, эскадрона, батареи в боях, наша военная история обогатилась ценнейшими вкладами. Надо, ведь, нарочито подчеркнуть, что здесь, в эмиграции, мы можем писать совершенно свободно повинуясь только своей памяти и совести, чего часто нельзя сделать даже самым добросовестным военным писателям в Советском Союзе. Эта-то свобода писания и делает боевые описания наших сотрудников бесценными для истории Русской Армии.
Но я позволю себе считать, что бытовые очерки имеют много большее воспитательное значение. Чисто исторические очерки боевых действий могут увлечь только либо еще живых участников тех же боев, либо военных историков, кропотливо восстанавливающих полную картину того или иного боя, того или иного боевого периода. Масса же читателей, волей неволей удерживает из таких очерков только героические моменты или чисто бытовые картинки фронтовой и боевой обстановки.
Вот почему я считаю, что, в смысле передачи новым поколениям всех лучших традиций и заветов нашей армии, самыми ценными являются рассказы, посвященные описанию геройских поступков как целых частей, так и отдельных солдат и офицеров, воспоминаниям о наших начальниках и сослуживцах, своим примером ведших нас по путям долга «доблести, добра и красоты» и, наконец, просто описания нашего военного, флотского, училищного и корпусного быта.
При том любовном описании, которое дает каждый автор, вспоминая кто нашего «Отца кадет» Великого Князя Константина Константиновича, кто генерала Хамина, кто генерала Самсонова, кто приезд Государя в полк, кто съемки в «Славной Школе», кто производство в офицеры, и так без конца, у самого читателя не может не создаться какой-то привязанности к описываемым героям или к изображаемой жизни, а из этой привязанности вытекает и стремление подражать ей или им.
Здесь я не могу не остановиться специально на «Оловянном солдатике» Н. Турбина, помещенном в №59 «ВОЕННОЙ БЫЛИ».
Заметили ли вы, дорогие братья-читатели «БЫЛИ», какое значение имеет этот рассказ в нашей военной литературе? Заметили ли вы, что в нем, с подкупающей простотой, выведены МЫ САМИ, каждый из нас, таким каким он был мальчиком, кадетом, юнкером, молодым офицером! Вовка играющий в солдатики с Зиночкой, послушно за ним следующей, Вовка, читающий ей подвиг князя Андрея из «Войны и Мира» и сам, только и живущий мечтой об осуществлении им самим такого же подвига? И Зиночка, с вдруг сжавшимся сердцем, думающая «а вдруг война? Вовка полезет в огонь и в воду. Он такой — или с крестом или под ним…» Вовик, совершающий подвиг и осуществляющий свою (и каждого из нас) мечту о Георгиевском крестике, но платящий за это дорогой ценой, выходящий из госпиталя калекой и, в своей скромности и чистоте, не смеющий больше надеяться на счастье осуществленной любви «Видишь, какой я… безногий солдатик (как тот оловянный, которого когда-то Зиночка не дала кадету Вовке выкинуть, а бережно спрятала в заветную шкатулочку)… Взять и выбросить или положить на ватку в твою заветную шкатулочку и спрятать в самый темный угол шкафа».
И тут Зиночка, лучший тип русской женщины и жены офицера, совершит свой подвиг любви, готовой на постоянную жертву будущей супружеской жизни с героем — калекой и заключает Вовика на всю жизнь в свои объятия.
Ведь Вовик и Зиночка — это ТИПЫ, это воплощение того, чем были мы и подруги нашей юности, выведенные так просто, что как-будто читаешь свои собственные воспоминания в давно забытом и вдруг найденном дневнике. А вдумаешся — каждое слово драгоценный камень и ни одного из них не выкинешь, не повредив картине. Картине, в которой, как в зеркале чистой воды, выведена наша детская и юношеская жизнь с ее простотой, чистотой и, не поддающимся никакому сомнению, идеалом — послужить любой ценой Родине. И рядом с нами, в незабываемом финале, такая же чистая, простая и жертвенная Зиночка.
Исполать тебе, неведомый мне писатель, Николай Турбин. Твоим рассказом ты до глубины души растрогал нас, но что еще бесконечно ценнее, ты рассказал всем поколениям России, идущим за нами — чем мы были, чем мы жили, во что мы верили и чему служили.
Все это было, но, право, кажется сказкой в окружающем нас западном мире. Чудной сказкой кажется. И одно утешает только — сознание, что эта чудная сказка будет понятной там, на Родине и непременно взволнует и увлечет к подражанию не одно молодое сердце. Сознание это мое совершенно обосновано. Никакие жесточайшие режимы не смогут переделать русскую душу, и в 1964 году она отзовется на те же призывы, которым отвечали наши души в 1913 году. А потому, чудная для нас и родная сказка об «Оловянном солдатике» будет своей и на родной земле и это то есть лучшая и единственно возможная для нас форма служения Отечеству.
И если повесть о Вовике и Зиночке уже не нуждается в повторении, то сколько есть, наверное, еще в памяти многих из нас (особенно старших) возвышающих душу воспоминаний из их молодости в нашей России, которым надо обязательно появиться на страницах «БЫЛИ», чтобы передать наши идеалы идущим за нами сыновьям и дочерям Великой России.
В. Будде
Ген. А. П. БОГАЕВСКИЙ — Воспоминания 1918 г. Ледяной поход. Париж 1963 г.
21 сентября ст. стиля, в бою под Марграбовым, убит был командир 4 гусар. Мариупольского полка полковник Кириллов. Популярность покойного в полку была очень велика. Офицеры говорили между собой, что подобного убитому — командира не сыщешь, но, вскоре же, новый командир привлек сердца всех офицеров и гусар. Это был Африкан Петрович Богаевский.
Ум, такт, скромность, благородство, доброжелательное отношение к подчиненному — вот отличительные черты характера Африка- на Петровича.
Вся его небольшая книга, обнимающая тяжелую сверх-героическую эпопею белой борьбы, пропитана этими, свойственными автору, качествами. Это несомненно воспоминания личных переживаний, но, не взирая на это, нигде его личное «я» не выдвигается на первый план. Автор чрезвычайно осторожен в своих суждениях, когда они клонятся к обвинению. К примеру: признавая досадные несогласия между генералами Корниловым и Алексеевым, Африкан Петрович чрезвычайно деликатно обходит острые углы. Также и в отношении генерала П. X. Попова он предоставляет критику его действий беспристрастной истории, но тут же отмечает заслугу генерала Попова перед Войском, подчеркивая, что «Степняки» спасли честь Донского казачества. А. П. Богаевский не скупится на похвальные оценки тем, кто этого, действительно, заслуживает.
Книга читается очень легко, аккуратно издана, ей предшествует стихотворение Н. Евсеева «Первопоходникам» и украшена она портретами белых вождей и героев Ледяного и Степного походов.
А. Л.
Похожие статьи:
- Военно-историческое издательство «Военная Быль» (№116).
- Обзор военной печати (№119)
- Обзор военной печати (№109)
- О конной артиллерии в Российской армии. – К.В. Киселевский
- Обзор военной печати (Полк. М.Н. Левитов «Корниловский Ударный полк» — материалы для истории Корниловского ударного полка. Париж, 1974 г.) – К.П.
- Обзор военной печати («Женщина — воин» и др.)
- №117 Июль 1972 г.
- Обзор военной печати (№102)
- Письма в Редакцию (№ 128)