По Невскому шла гвардейская рота со знаменем. Мерно ударяли тяжелые солдатские сапоги по сбитому, желтому февральскому снегу. Кивера чуть блестели в тусклом утреннем свете и штыки ровными рядами колыхались над головами рослых молодцов. Дружно взлетали и падали полы серых шинелей, на которых ярко выделялись белые пояса.
«Ать, два, три, четыре!» вполголоса подсчитывал бравый унтер.
В однообразие мерной поступи неожиданно ворвался глухой взрыв барабана. Долго сдерживаемый поток медных звуков обрушился на улицу, затопил ее и, разбиваясь о стены домов, понесся кверху, стараясь пробиться сквозь низко нависшее желтое небо.
По сторонам роты, подпрыгивая, стараясь попасть в ногу, бежали мальчишки.
Под приземистыми арками Гостинного Двора лавочные сидельцы стояли кучками и, увлеченные воинственными звуками, одобрительно провожали глазами проходящую роту.
Красно-желтые трамваи вереницей следовали за шествием, а у каланчи над Городской Думой дежурный пожарный, вытянувшись, от давал честь проходящему знамени.
Пройдя мимо Казанского Собора, рота, повернув направо, на Морскую, скрылась в сумраке широкой арки Генерального Штаба; огласив победными звуками пустынную Дворцовую площадь, обогнула гранитную колонну Благословенного и исчезла за большими чугунными воротами дворца.
День был пасмурный, морозный. «Пост номер шесть, на углу, что против биржи» находился на набережной, у ворот дворцового сада, обнесенного оградой розового гранита. Часовой стоял у полосатой будки. Перед ним расстилалось белое поле замерзшей Невы. Вдали, над низкими, тяжелыми стенами крепости, чуть блестел протестантский шпиль Петропавловского Собора, увенчанный золотым ангелом, а на противоположном берегу «адмиралтейская игла» упиралась своим золотым фрегатом в низкое небо.
Когда-то Петр строил новый Амстердам, строил каналы .горбатые мосты, набережные. Но, несмотря на все старания, от «Амстердама» только и остались, что приземистая крепость со шпилем, маленький голландский дворец в Летнем Саду и тихие каналы.
После Петра город спешно выростал из низких болот, но новые строители -о Голландии уже не думали. Бедная, прямолинейная протестантская простота уступила место вдохновениям Средиземного моря, — Греции, Риму, Венеции.
Налево от крепости — храм Паллады с двумя ростральными колоннами замерзал, занесенный снегом. Два льва, опустив тяжелые лапы на каменные шары, охраняли широкую гранитную лестницу на набережную против Сенатской площади где могучий и грозный всадник, вздыбив коня на гребне гранитной волны, одним движением распростертой длани вел Россию на новые пути.
Татары в коричневых халатах и тюбетейках скалывают лед с тротуаров перед дворцом.
У гранитной лестницы, расчищенная на льду и обсаженная елками дорога ведет на другую сторону Невы. Бородатый мужик с обледенелой бородой, на коньках, толкая перед собой кресло на полозьях, за гривенник перевозит желающих на другой берег.
Самоеды, зашитые в оленьи шкуры, катают на оленях любопытных прохожих. Вдали, поблескивая синими искрами, бегает по рельсам, проложенным по льду, маленький трамвай. Посреди реки, мужики в овчинных тулупах и рукавицах выпиливают толстые пласты прозрачно-зеленого льда и на дровнях везут их в город.
Ровно в полдень белое облачко вырастает на верках крепости. Глухой пушечный гром потрясает стены дворцов. Оглушенные прохожие спешно вынимают часы. Куранты на колокольне начинают бить двенадцать ударов, и хитрая заморская механика играет «Коль Славен».
Из-за угла дворцового сада появляется разводящий с новой сменой. Набережная постепенно оживляется. Кареты, сани, извозчики, обгоняя друг друга, торопятся по крепко прибитому снегу. Пара быстрых коней, крытых широко развевающейся синей сетью, разбрасывая комья снега, проносит посольские сани. Сзади, на запятках, стоит держась за ремни, ливрейный выездной с темно-зеленым плюмажем на шляпе и экзотической саблей на широкой разукрашенной портупее.
Дети, закутанные в башлыки, с гамашами на ногах, чинно идут перед гувернанткой. Блестящая пролетка мелькает красной гусарской фуражкой.
Громадный кавалергард, щелкая шпорами, держа в левой руке длинный палаш, вытягивается перед маленьким, сгорбленным генералом в отставке, с трудом передвигаюшим ноги в толстых, окованных медными задниками калошах. Генерал, чуть подымая руку, еле слышно хрипит привычное: «Проходи»!
У чугунных ворот дворцового сада появляются два околодочных в белых перчатках. Десяток городовых уже стоят в разных местах вокруг ограды и вдоль дворца.
Тяжелые ворота тихо отворяются. Околодочные и городовые замирают в ожидании. В воротах появляется большой закрытый автомобиль, и представители порядка превращаются в статуи. Часовой, резко повернув голову налево, лихо, в два счета, берет на караул.
В автомобиле Государь. Две Великие Княжны с любопытством следят за усердным часовым. Государь чуть трогает козырек фуражки, и автомобиль, управляемый свиты генерал-майором, поворачивает направо, вдоль набережной. Ворота закрылись, а околодочные и городовые, так же, как появились, незаметно исчезли.
Зимой в Петербурге темнеет рано, и уже к четырем часам дня вдоль набережной зажглись высокие двойные фонари.
Ветер переменился и теперь ледяным холодом веяло справа, из-за реки. Небо еще ниже нависло над городом. Легкие снежинки, гонимые ветром, все чаще метались по воздуху. Быстро стало темно и серая мгла окутала набережную, Неву, высокие окна и колонны дворца.
Крепость напротив растворилась во мраке. Далекие огни Васильевского острова потухли. Часовой стоял один у своей будки, и весь его видимый мир ограничивался кругом света от ближайшего фонаря.
Ветер порывами бросал с вышины обезумелые снежинки, которые у самой земли, подхваченные обратным течением, плотной толпой неслись наверх и исчезали в темном хаосе неба.
Теперь снег шел сплошной белой стеной, покрывая набережную, парапеты Невы, будку часового и его самого. Стало тихо, той особенной тишиной, которая всегда сопутствует снегопаду. Несмотря на черные суконные рукавицы, пальцы немели, и часовому порой казалось, что кровь застывала в жилах.
А впереди, там, где еще так недавно была видна крепость, вьюга заливалась и стонала над скованной рекой. Ничто не защищало теперь набережную с ее дворцами от напора полярных ветров. С трудом двигаясь против ветра, показалась смена. Пришел приказ надеть овчинную шубу и толстые кожаные «кеньги», хранившиеся в будке.
Ни неистовые холода, ни снег, ни темнота не могли помешать постоянным петербургским приемам и выездам, которые для петербуржца были необходимым бегством от длинной, темной зимы, бегством в яркий свет, в шумное блестящее собрание, где горы цветов «из Ниццы» своим видом и запахом переносили воображение в края мимоз и глициний. На время забывалась тяжелая зима и можно было окунуться в обман утешительных иллюзий.
Вот почему в Петербурге театры и, особенно, балеты, даже с их коленкоровыми рощами и фальшивым солнцем, были всегда переполнены.
Приемы во дворцах, частных особняках и домах, отличались красотой и великолепием. Начинались они в начале декабря и беспрерывно длились до Великого Поста, в самые холодные и темные месяцы года, иногда по два, три за один вечер.
Балы начинались поздно и приглашенные собирались уже после 11-ти часов вечера. Проведя ночь «средь шумного бала», окутанные запахом мимоз, гвоздик и роз, усталые от вальсов, мазурок, контрадансов, петербуржцы возвращались домой под утро, которое ничем не отличалось от только что ушедшей темной ночи.
Зимой, кроме балов, Петербург с увлечением катался на коньках. Этим спортом увлекались все, кто мог и был достаточно привычен к русской морозной зиме. То было именно катанье, а не бег, так как кроме редких профессионалов, для большинства это было веселое развлечение на открытом воздухе.
Катков было два : один — в Таврическом саду, другой на Фонтанке, у Семеновского моста. В Таврическом катались только обладатели особых билетов. На Семеновском — же всякий, заплативший двугривенный.
Таврический сад, у дворца того же имени, слегка холмистый, с небольшим озером, окруженным высокими берегами, на которых дремали старые липы, березы и ели, находился в тихой части города, в конце Сергиевской, по обеим сторонам которой чередовались красивые особняки. На высоком берегу озера стоял небольшой деревянный домик. Короткий, но очень крутой ледяной спуск вел на чистый, гладкий лед.
Катающихся обыкновенно было немного. О фигурном катании мало кто заботился. Катались кто как мог. Посреди озера, иногда, смелый конькобежец, на удивление публике, ловко выделывал восьмерки на льду, даже делая то же задним ходом.
Но главное веселье было в конце озера, там, где две высокие деревянные горы стояли одна против другой. Горы были очень крутые, покрытые большими прямоугольниками невского льда.
Низкие, тяжелые сани, крытые цветным бархатом, чуть трогая лед, почти по воздуху, неслись вниз между двух деревянных стенок. Ветер обжигает лицо, свистит в ушах, слезы туманят зрение и тут же замерзают на ресницах. Сани несутся, чуть подбрасываемые неровностями льда. Со скоростью стрелы они вылетают на озеро и, пронесшись по льду шагов триста, останавливаются на маленьком подъеме у второй горы.
Мужики подымают колесом санки на верх горы; отсюда начинается обратное путешествие, и до темноты можно было увлекаться это захватывающей душу ездой.
Способы спускания с гор были разные. Без саней, стоя на коньках, стоя на санках. Несколько санок, сцепленных вместе, и человек десять, кто сидя, кто лежа, а кто сидя верхом на лежащем, бросались под гору со скоростью поезда.
В предыдущее царствование Императрица Мария Феодоровна любила спускаться с этих гор и часто посещала Таврический сад, и тогда на катке играл хор трубачей Кавалергардского полка, шефом которого была Императрица.
Семеновский каток, на Фонтанке, у моста того же названия, был каток платный, где всякий мог кататься весь день, даже до полуночи, так как с темнотой каток освещался электрическими фонарями. Все здесь было проще и не было красоты Тавриды. Каток был зажат между гранитными берегами набережных и обнесен кругом высокой стеной из полотна.
Толпы людей всякого чина и звания сновали по белому от бесчисленных следов льду. В крытой будке военный духовой оркестр без устали тянул «На сопках Манчжурии» или «Тоску по Родине». Кругом, по особой дорожке, носились по три, по два, обгоняя друг друга, заложив руки за спину, равномерно вытягивая длинные, затянутые в узкие трико ноги, профессиональные бегуны в вязаных колпаках и на длинных, тонких, прямых коньках, пригодных только для беговой езды. Так они носились без устали, часами, и прохожие на Семеновском мосту, как зачарованные, тоже стояли часами у парапета и, не взирая ни на холод, ни на снег, смотрели на неутомимых бегунов.
Уже девятого марта, в день, когда над полями и в окнах булочных появлялись жаворонки, оттепель шла полным ходом. Природа торопилась нагнать потерянное за долгую зиму время. С крыш капало; зеленые ушаты у сточных труб были полны воды. Иногда отмерзший лед с грохотом вываливался из труб, обдавая прохожих ледяной водой. Текли ручьи, снег потемнел, съежился. Нева, покрывшись темными пятнами, застыла в ожидании. Ночью теплый ветер с Финского залива вздул воду. Лед начал трещать, ломаться, громоздить глыбы одна на другую.
На рассвете лед тронулся. Весь день, грозно шумя, шел он, кружась и сталкиваясь в черных омутах бурлящей реки.
«Лед тронулся!», «лед тронулся!» — с радостью говорили петербуржцы друг другу.
Конец бесконечной зимней ночи, конец холодам. Еще в феврале весна казалась невозможностью; о ней даже не думали. И вот теперь, в одну ночь, совершилось чудо: «лед тронулся!».
Лед шел два дня и очищенная, веселая Нева радостно блистала под прохладными вешними лучами солнца. Стало заметно теплее. Но радоваться было еще рано. Опять стало холодно и площади чистого, белого льда плыли по течению Невы. То шел ладожский лед. На короткий срок вернулась зима, но теперь никто в нее не верил. Дня через три Ладога прошла, и больше ничто не могло помешать бурной, прозрачной, единственной в своем роде петербургской весне.
Теплый, легкий ветер дул с моря. Первый гребной баркас коменданта крепости переплыл Неву, как это делалось каждую весну со времен Петра Великого. Навигация по реке была открыта.
Грязный снег быстро стаял и тысячи дворников скребли и чистили улицы. Сани уступили место экипажам на колесах и даже извозчики выглядели теперь веселее и чище. Таксометров в те времена не было и вот как нанимали извозчиков: идет по улице старушка с тяжелым узлом. Нагоняет ее порожняк. «Садитесь, барыня», зазывает извозчик, «мигом довезу!». Старушка подозрительно смотрит на извозчика «А сколько, батюшка, до Апраксина»? — «Шесть гривен, пожалуйте!», говорит извозчик, придерживая лошадь. «Что ты, Господь с тобой», пугается старушка, «видано ли дело, шесть гривен! четвертак, больше не дам!».
Извозчик клянется, машет руками: «Барыня, помилуйте, накиньте двугривенный!». Старушка молчит, извозчик шагом едет рядом. Оба деляют вид полного равнодушия. После долгих колебаний старушка решается: «Алтынный накину, а больше и не проси». Извозчик с досады хватает себя по коленям. В это время приближается другой порожняк. Извозчик быстро оборачивается, спешно отстегивает кожаный фартук и кричит: «Пожалуйте, барыня!». Старушка с видом победителя садится в пролетку.
Легкий ветер дует с моря; белые чайки кружатся над водой. Зеленый ялик качается на небольшой волне. Буксиры с трудом тащат вереницы груженых барок. У мостов трубы падают назад, и буксиры, окутанные дымом, исчезают под низкими пролетами. Снуют по разным направлениям небольшие пароходики Финляндского общества.
Мальчик у пристани непрестанно выкрикивает: «Калинкин мост, пьять копеек! Калинкин мост, пьять копеек!»
Гудки пароходов гулко звучат в прохладном воздухе, повторяясь эхом на другой стороне.
Сколько бодрости в весеннем воздухе Петербурга! Как хорош прохладный солнечный день, и как четко падают тени на торцовые мостовые! После бесконечно длинной зимы это весеннее возрождение Петербурга кажется настоящим чудом. «Медный Всадник» озаренный солнечными лучами, больше не страшит замерзающих прохожих. В такую весну забыты бури, наводнения и Его дерзкий вызов судьбе.
Первого мая, на Марсовом поле бывали великолепные военные парады. Гвардейская кавалерия в блеске золотых доспехов тяжелым топотом сотрясала ряды дворцов. С грохотом проносились батареи. Под дробь барабанов и звуки военной музыки проходили гвардейские полки за полками: Петровские, Преображенцы и Семеновцы, Измайловцы Императрицы Анны Иоанновны, курносые Павловцы, Егеря, стрелки…. Шла история Российской Империи.
Государь, верхом на коне, принимал парад, который кончился общей атакой кавалерии.
А рядом, за Лебяжьей канавкой, Летний Сад уже свеже-зеленый, был местом тишины и спокойствия. Крылов со своего кресла добродушно поглядывал на детей, игравших у его подножия. Вдоль аллей, под сводами старых лип, стояли белые мраморные статуи, с таким трудом вывезенные из-за границы Петром Великим. Статуи эти были посредственными копиями оригиналов, но без них и особенно без Сатурна, пожирающего своего ребенка, трудно себе представить Летний Сад.
Монументальная решетка отделяла сад от Французской набережной. Ряд высоких, розового гранита колонн, увенчанных такими же урнами, был соединен удивительной по простоте и красоте рисунка чугунной решеткой. С одной стороны Летний Сад были ограничен Лебяжьей канавкой, а с другой — Фонтанкой.
Как хорошо, как по-петербургски звучат оба эти названия! Фонтанка, канал, обрамленный гранитными берегами, был для Петра той частью Голландии, которую он во что бы то ни стало хотел воспроизвести в своем «Парадизе».
Действительно, петербургские каналы были почти точными копиями каналов Гааги, Дельф, Амстердама. Но на русской почве, созданные другими руками, русскими, они потеряли голландскую скромную провинциальность. Здесь, в Петербурге, каналы с их чудесными решетками, горбатыми висящими мостами, свидетельствовали о размахе строителей и Императорском умении создавать красоту.
Тут нельзя не вспомнить «Зимнюю Канавку», отделявшую Зимний Дворец от Эрмитажа Тихая, темно-зеленая вода Канавки зажата высокими стенами дворцов с нишами и статуями, а наверху над каналом повис «Мост вздохов». Здесь Венеция, так неожиданно выросшая почти у полярного круга.
На Фонтанке всегда было движение. Сновали финляндские пароходики, тихо плыли баржи с дровами. Стояли у берегов живорыбные садки. Летом набережные каналов покрывались штабелями березовых дров и лохматые грузчики на тачках свозили их на берег.
С наступлением весны по улицам раздаются выкрики бродячих продавцов: «Пельсины, лимоны ха-а-рооши!», нараспев тянет малый в белом переднике с лотком на голове. Татарин с бритой головой и мешком за плечом ходит по дворам и, подражая муэдзину, гнусаво кричит: «Халат, халат, хорош халат!».
Если случится пожар, дежурный на каланче подымает тревогу. На мачте взлетает шар, два или три, в зависимости от размеров пожара. Пожарные команды с шумом и грохотом скачут по булыжникам на пожар. Впереди, на белом коне, трубач в медной каске неустанно трубит сигналы: «Прочь с дороги! прочь с дороги! берегись, прохожий!». За ним, если пожар большой, стоя на подножке пролетки, опершись на плечо кучера, сам бранд-майор. Следом — три, четыре одномастные четверки. Белая, как снег, везет сверкающий, дымящийся паровой насос. Вторая — с лестницами, шлангами и баграми. Гнедая — с пожарными в касках и топорами на боку. Шествие заключалось двумя-тремя зелеными бочками с водой.
На полном скаку, с трубным гласом и брандмайором, ведущим свою команду в атаку, пожарная команда была любимым зрелищем петербужцев.
Кажется, нет другого города в мире, где весна была бы таким символом радостного пробуждения после длинного сна и поневоле в эти дни все стремилось на открытый воздух, под лучи возродившегося солнца.
С конца апреля, по воскресеньям после полудня, набережная, от Троицкого моста и до Зимнего дворца, покрывалась толпами гуляющих, и по торцовым мостовым шагом двигались бесконечные вереницы экипажей.
Тут были парные венские коляски, легкие блестящие одиночки. Извозчики — «лихачи», которые возили, большей частью, сыновей купеческих или биржевых маклеров. У некоторых на концах оглобель были вделаны электрические фонари, что многим казалось пределом цивилизации, а на поясах на спине кучеров висели часы для пущего удобства седоков.
Толпа, двигавшаяся по обеим сторонам набережной, по выражению городовых, состояла из «чистой публики», пришедшей сюда, чтобы «себя показать, да и на других посмотреть».
В полукруглых углублениях гранитного парапета, спиной к реке, стояли лицеисты или правоведы в дореформенных треуголках. Мимо шли полные достоинства камер-пажи в касках, белых перчатках и со шпагами. Иногда попадались белоподкладочники – студенты. Юнкер Николаевского Кавалерийского Училища в алой бескозырке, лихо надетой на-бекрень, в шинели такой длинной, что она почти мела мостовую, позванивая шпорами, победоносно шествовал на удивление скромным девицам, гуляющим под строгим надзором гувернанток.
Мелькают белые фуражки кавалергардов, конногвардейцев, кирасир. В открытых колясках, с ливрейными выездными, проезжают дамы, элегантные, а иногда, более чем элегантные.
Посольские коляски с кучерами, украшенными на спине большими трехугольниками из серебряного позумента. Кое где редкие автомобили, высокие, на тощих колесах.
Все это двигается, пешком или на колесах, беспрестанно кланяясь, отдавая честь, снимая шляпы. На всех — печать веселого оживления. Даже старые генералы, оставив дома калоши и ватные фуражки, на несколько часов чувствуют себя почти корнетами.
В день Благовещения, на Конногвардейском бульваре шло народное гулянье, и о «чистой публике» здесь говорить уже не приходилось. Гуляли мастеровые, рабочие, портнихи, горничные, швейцары, лакеи, мелкие чиновники и просто размалеванные бабы.
Со смехом, говором, треньканьем балалаек, частыми переливами лихой гармошки, посвистываньем глиняных дудок, выкриками продавцов, лузгая семечки, разряженная толпа двигалась тесным потоком между двумя рядами балаганов, палаток, прилавков. Снуют продавцы с лотками, выкрикивая свои товары.
Парень навеселе, на радость зевакам, пускает по ветру цветные воздушные шары. Плутоватый разносчик кричит, показывая стеклянную .трубку, в которой дутый из стекла чертик подымается и опускается в жидкости: «Американский житель, большой воды любитель! Всего десять копеек!». Мальчишка с пачкой пожелтевших романов Поль-де Кока и Понсон дю Терайля охрипшим голосом, скороговоркой сыплет: «Полудевы, книга роман, вместо рубля пять копеек!» или же «Роман девицы Лавальер, а также Тайны Мадридского Двора» — гривенник пара!».
Так проходит день, и наступает светлая, прозрачная «белая ночь», и когда в полночь идешь по пустынному светлому городу, странное ощущение охватывает душу. Вечер, тьма, как-то связаны с концом, со смертью; здесь же, в белую ночь, веет бессмертием.
День продолжается и, хотя куранты в полночь бьют свои двенадцать ударов, ночь не проходит. Неугасимо светится безмолвный ночной день, слегка затуманенный синеватым освещением, в котором тяжелая крепость, горбатые мосты, гранитные здания, парапеты, памятники, немного расплывчато как бы висят в воздухе.
В такую ночь хорошо ехать на Острова, на Стрелку, и там встретить восход солнца, которое за ночь никуда не уходило, а лишь на мгновение окунулось в недвижные воды Финского залива.
Первого мая войска одевали летние, защитные формы и выступали в лагеря.
Уже издали слышна неровная дробь конских копыт. Ближе, ближе заливается хор песенников «Полянка, полянка, поляночка моя…» Эскадроны идут в лагеря в Красное Село.
Уходят пехотные полки, артиллерия. Город постепенно разгружается от военных.
Кто может, уезжает к себе в далекие деревни; кто победнее, переезжает на дачи в окрестностях Петербурга. Город пустеет, и к началу июля у пустых домов торчат одни дворники в цветных ситцевых рубашках, в жилетах и белых передниках, с медными бляхами на груди.
Наступает жаркое, пыльное, короткое лето. Вместо березовых дров, баржи привозят кирпичи, песок, камни. Вырастают леса и каменщики выводят стены новых домов.
Жарко, пыльно… Но… «вянет лист, проходит лето…», и наступает как-то сразу холодная, мокрая осень.
В окна вставляются двойные рамы, и уже к декабрю мороз свирепо сковывает Неву. И опять часовой у «поста номер шесть, на углу, что напротив биржи», стоит недвижно у своей будки и мерзнет под порывами пронизывающего ледяного ветра, дующего прямо с Северного полюса.
С. А. Безобразов.
Похожие статьи:
- Воспоминания о Великом Сибирском походе и о борьбе с красными в Забайкалье. – С. Марков
- Шторм 14 ноября 1854 года. – А. Макарович
- Из записок во время похода в Персию. – А. А. Столыпин
- СКЕЛЬКА . 15 октября 1920 года. – Л. Пеньков
- Из воспоминаний гардемарина. – Н. Кулябко-Корецкий
- Воспоминания саперного офицера о войне 1914-1917 гг. – Г.К.
- В 1903 ГОДУ (Из воспоминаний о І-м Московском Корпусе)
- Елочка. – Владимир Новиков.
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг