Генераль. штаба полковник СЕРГЕЕВСКИЙ — Отречение (Пережитое) — из-во «Военный Вестник» Нью-Йорк 1969 г.
Это — заглавие небольшой книжки, только что вышедшей из печати в издательстве «Военный Вестник» в Нью-Йорке.
Автор — Генерального штаба полковник Сергеевский, бывший в 1917 году начальником службы связи в управлении генерал-квартирмейстера штаба Верховного Главнокомандующего, рассказывает о том, как переживались в Ставке последние дни февраля и начало марта 1917 года.
В дополнение к уже известным обстоятельствам, предшествовавшим, сопровождавшим и сопутствовавшим отречению Императора Николая 2-го, которые служат как бы канвой повествования, автор приводит некоторые подробности этих обстоятельств, до сих пор неизвестные или же оставленные историками без внимания.
К таковым нужно отнести, например, свидетельство о том, что генерал Алексеев предлагал 26 февраля Государю назначить в качестве лица, снабженного неограниченными полномочиями для подавления беспорядков в столице, «твердого и энергичного генерала», каковым он считал Великого Князя Сергия Михайловича. Но выбор Государя, как известно, остановился на генерале Н. И. Иванове, «чьи годы и характер совершенно не отвечали задаче решительного подавления революции, а государственный кругозор — требованиям поддержания или восстановления государственного порядка». Дальнейший ход событий показал, насколько генерал Иванов не сумел оправдать доверия, оказанного ему Государем, что и предвидел генерал Алексеев. Но кто может сказать, какой оборот приняло бы дело, если бы Государь внял совету своего начальника штаба.
Трудно отказаться от мысли, что самой роковой ошибкой Государя было продиктованное опасениями за судьбу семьи решение отправиться в Царское Село, и это — несмотря на настойчивые представления генерала Алексеева. Автор воскрешает в памяти читателя тягостную обстановку в Ставке, не имевшей в течение почти 40 часов (и каких часов!) никакой связи с царским поездом, и те тяжкие переживания, которые выпали на долю генерала Алексеева, не могшего взять на себя принятие мер, которые шли бы вразрез с намерениями и пожеланиями Императора.
В эти же самые дни — и позже — в своем поезде в Пскове, недостаточно информируемый, лишенный моральной поддержки близких людей, без компетентных советников, в трагическом одиночестве, Государь должен был принять решение, которого, может быть, и не пришлось бы принимать, останься он в Ставке…
По поводу роли, сыгранной в те дни в Пскове генералом Рузским, автор рассказывает о своей случайной встрече в январе 1919 года, в Кисловодске, со вдовой генерала Рузского, убитого незадолго перед тем в Пятигорске большевиками. На доклад об этой встрече генералу Романовскому (начальнику штаба Добровольческой армии) последовал недвусмысленный ответ генерала автору, неопровергнутый впоследствии, уже в 30-х годах, в эмиграции, и генералом Деникиным в беседе с автором.
Описание возвращения Государя из Пскова в Ставку, дней пребывания его в Могилеве 4-го, 5-го, 6-го и 7-го марта и прощания Государя с офицерами и солдатами Ставки 8-го марта нельзя читать без глубокого душевного волнения.
Отметим, кстати, из совсем другой уже области, очень удивившую нас подробность техники отправки телеграмм из Ставки: они, телеграммы, помечались только датой, без указания часа и минут отправления. Такое странное пренебрежение простейшим, азбучным правилом всяких сношений по телеграфу автор объясняет отсутствием большой срочности в распоряжениях, исходящих из Ставки, но тут же сам добавляет, что результаты такого порядка сказались в дни февральского переворота, когда было невозможно установить точное время отправки телеграмм и какая из них была отправлена из Ставки раньше, а какая позже.
Так же странно читать и описание эпизода с поездкой автора на квартиру Великого Князя Сергия Михайловича в ночь на 1 марта. Автомобильная команда Ставки оказывается не подчинялась начальнику службы связи, ни даже генерал-квартирмейстеру и когда для этой поездки был вызван автомобиль, выяснилось, что для начальника службы связи автомобиля не положено. Не имелось и дежурного автомобиля на случай спешного вызова. «Нужно было кому-то докладывать, будить шофера и т. д. Автомобиль прибыл через полчаса, но шофер не знал дороги и пришлось опрашивать прохожих. Затем, не доезжая до цели, машина вообще стала, «оказалось, что кончился бензин» (!).
Нужно подчеркнуть, что описанная выше организация работы в Ставке относится не к первым дням или неделям войны, когда ее можно было объяснить отсутствием опыта, а имела место на третий год войны и еще до того, когда можно было бы сослаться на послереволюционную разруху. И становится понятным, почему реформаторы Николаевской Военной Академии сочли нужным ввести в программу обучения курс «службы Генерального штаба».
Нужно пожелать книге возможно более широкого распространения.
К. Перепеловский
Похожие статьи:
- Обзор военной печати (№118)
- Обзор военной печати («Женщина — воин» и др.)
- Обзор военной печати (№117)
- Обзор военной печати (№104)
- Обзор военной печати (№112)
- Обзор военной печати (№102)
- СТO ЛЕТ НАЗАД. – Р. СПОРЭ
- Обзор военной печати (№105)
- Обзор военной печати (К.С. Попов — Воспоминания кавказского гренадера. Париж, 1925 год.). – Генерал Головин