(По воспоминаниям его командира)
Дополнение к статье Г. М. фон Гельмерсена в № 119 «Военной Были».
О гибели заградителя «Прут» было написано немало статей, но все они базировались на записях, сделанных в штабе флота в день этого события, дополненных сообщениями избежавших плена офицеров и команды этого корабля.
Имя командира «Прута» капитана 2 ранга Георгия Александровича Быкова 1-го осталось почти неизвестным. Подобранный из воды неприятелем, рапорта прислать он не мог, а позже, уже в эмиграции, по скромности своего характера, он не пожелал вмешиваться в полемику, возникшую по поводу гибели его корабля. Но много лет тому назад он рассказал мне подробно о своих переживаниях в этот день и о обстоятельствах гибели заградителя. Этот записанный мною рассказ, дополненный сведениями из русских и немецких архивных источников, приводится ниже.
«Прут», бывший пароход Добровольного флота «Москва», был построен в 1879 г. Водоизмещение его было 5.459 тонн и максимальный ход — 12 узлов. В 1909 году он был приспособлен как минный заградитель и вооружен 8 — 47-мм. орудиями ив 1914 году являлся единственным большим заградителем Черноморского флота; он брал на борт 750 мин новейших образцов, включая вахтенные, глубоководные и 75 двойных, что составляло 50% заградительных возможностей флота (Заметим, что в 1914 году русский флот стоял на первом месте по минному делу и в 1915 году русские мины с минерами были посланы в Англию для ознакомления англичан с нашей техникой. Экипаж «Прута», в отличие от только что оборудованных под заградители пароходов, был хорошо натренирован в постановке мин и состоял из 9 офицеров, доктора, иеромонаха и 296 человек команды. Кроме того, на борту находилась Минная школа и штаб начальника дивизиона заградителей контр-адмирала Львова. С февраля 1913 года «Прутом» командовал коренной черноморец, капитан 2 ранга Быков 1-й, выпуска из Морского корпуса 1893 года.
15/28 октября 1914 года, около двух часов дня, «Прут» вместе с флотом вернулся после маневров в Севастополь. Общий сигнал о трехчасовой готовности был для него заменен сигналом «приготовиться к походу», и командир был вызван в штаб. Прибыв на «Георгий Победоносец», Быков был принят адмиралом Эбергардом, приказавшим ему следовать в Ялту, быть там на следующее утро и, погрузив на борт батальон пехоты, немедленно возвращаться назад. Проходя через помещение штаба, Быков подошел к группе офицеров, оживленно разговаривающих у карты Черного моря, сказавших ему, что накануне было получено радио от парохода «Королева Ольга», сообщавшего что около 17 ч. 30 м. он встретил у Босфора германо-турецкую эскадру; сейчас пароход «Великий Князь Александр Михайлович» подтвердил свое первое донесение, что в 10 ч. 20 м. утра, на высоте Амастры, то есть в 140 милях восточнее Босфора, он встретил «Гебена» в сопровождении двух миноносцев (Война в Турцией еще не началась, но с целью наблюдения за турецким флотом были использованы снабженные радиотелеграфом пароходы Русского Общества Пароходства и Торговли, совершавшие рейсы в Константинополь и вдоль берегов Анатолии). Зайдя затем к Начальнику Охраны Рейдов капитану 1 ранга Бурхановскому для получения указаний для прохода минных заграждений, Быков высказал свое опасение, как бы «Прут» со своим батальоном не напоролся на «Гебена».
Перед выходом в море контр-адмирал Львов со своим штабом перешел на другой заградитель, а чины Минной Школы было отправлены в экипаж.
После 17 часов «Прут» снялся с бочки. Командир приказал затемнить корабль и не зажигать ходовых огней; лично он всю ночь не сходил с мостика. Дувший днем ветер постепенно затих, и горизонт очистился. Около 21 часа было расшифровано общее радио флоту: «Положение весьма серьезное. «Гебена» видели около Амастры. С рассветом быть готовыми к съемке с якоря». После полуночи, когда уже открылись огни Ялты, «Прутом» была получена телеграмма: «Ночь держаться в море. После рассвета возвращайтесь в Севастополь, вскрыв, если появится неприятель, пакет 4-Ш» (пакет с распоряжениями на случай войны и с планами минных заграждений). Немного спустя поступило общее радио заградителям: «Завтра приготовиться ставить мины».
Опасаясь ночной встречи с нашим дозорным дивизионом миноносцев, крейсировавшим между Херсонесом и Лукуллом, Быков решил держаться мористее и, выйдя на траверз Севастополя, лишь после рассвета подойти к условной точке «А», обозначавшей проход через заграждения. Быков предполагал, что на рассвете в этом районе его прикроет флот или, во всяком случае, сильный отряд и обеспечит вход в Севастополь. Он думал, что в противном случае ему приказали бы зайти в Ялту или скрыться в Балаклаве, что с его опытом не представляло затруднений, или же пройти в Севастополь, пользуясь известным ему фарватером между берегом и минным заграждением. Но на самом деле лишь находившийся в дозоре 4-й дивизион, в составе трех устаревших миноносцев типа «Ж», получил от Командующего флотом радио: «В случае появления неприятеля поддержите «Прут»».
Не говоря о сильном нервном напряжении, ночь прошла спокойно. В 5. 20 было получено общее радио флоту: «Война началась». Не имея никаких новых инструкций «Прут», находясь на траверзе Севастополя, повернул на точку «А». После побудки было приказано готовиться к постановке минного заграждения. Начался рассвет, но видимость в сторону Евпатории была плохая из-за полос тумана.
В 6. 33 со стороны берега было замечено зарево, как от сильной канонады, продолжавшееся 18 минут. Из этого Быков заключил, что между ним и Севастополем находятся вражеские корабли, и, чтобы избежать с ними встречи, увеличив ход до самого полного, повернул, примерно, на юго-восток, в направлении на Балаклаву.
В это время в отдалении, левее «Прута», были замечены шедшие параллельным ему курсом три миноносца 4-го дивизиона, которым командовал капитан 1 ранга князь Трубецкой. Внезапно, увеличив свой ход, миноносцы повернули влево и через несколько минут около них стали подниматься фонтаны от падавших кругом снарядов. Это была бесстрашная атака маленьких миноносцев Трубецкого на «Гебен», во время которой флагманский миноносец получил тяжкие повреждения. Стрелявшего по миноносцам противника не было видно, но командиру «Прута» стало ясно, что теперь неприятель находится недалеко.
Все еще не получая никаких указаний, Быков решил напомнить о «Пруте» и в 7 часов показал по радио свое место: 44″34 северной широты и 33° восточной долготы (14 миль от Херсона). На это радио ответа он не получил, но спасти «Прут» возможности уже не было.
Вскоре, слева был замечен силуэт большого корабля, почти сразу опознанного как «Гебен». С целью попробовать подойти к берегу, руль был положен круто на борт, но «Гебен» шел большим ходом наперерез, и стало очевидным, что этот маневр неосуществим. Видя это, Быков принял решение затопить заградитель и пробил водяную тревогу. Фактически, согласно приказу Командующего Флотом, на заградителях меры для этого были заранее приняты; на «Пруте», в дополнение к открытию кингстонов, иллюминаторов и портиков, под холодильником и в других местах трюма были заложены подрывные патроны, провода от которых были выведены в одно место на жилой палубе. По тревоге эти провода могли быть моментально присоединены к коммутатору (взрывателю).
Командир поставил машинный телеграф на «Стоп», но заднего хода не дал, чтобы заградитель, постепенно замедляя свою скорость, продолжал идти вперед; это было сделано, чтобы отходившие от заградителя шлюпки и бросавшиеся в воду люди быстро сказались за кормой, что позволило бы им избежать опасности от снарядов «Гебена» и возможного взрыва 710 мин, находившихся на борту.
Места в шлюпках всем не хватило, и часть команды была принуждена прыгать в воду и держаться за брошенные в воду койки.
Застопорив машину, капитан 2 ранга Быков лично передал приказание в машину открыть все кингстоны и травить пар из котлов. После водяной тревоги, кроме командира, должны были оставаться на борту старший офицер старший лейтенант Лонткевич, старший минный офицер лейтенант Рогузский и несколько специалистов из команды. Фактически, еще другие офицеры некоторое время оставались на борту: доктор Алешин был на перевязочном пункте, а престарелый иеромонах отец Антоний с крестом в руках благословлял людей на палубе. Некоторые матросы замешкались, не решаясь прыгать в воду, а для снятия последней группы у борта была оставлена шестерка под командой мичмана Архангельского.
Пройдя по носу «Прута», «Гебен» поднял сигнал: «Предлагаю сдаться». В ответ командир приказал поднять стеньговые флаги и сигнальный старшина поднял на фок-мачте большого размера парадный шелковый флаг. Командир приступил к уничтожению шифров и секретных документов.
Зайдя с правого борта, в 7.35, «Гебен» с расстояния около 25 кабельтов открыл залповый огонь из шестидюймовых орудий. В это время «Прут» уже заметно осел кормой, а шлюпки, погрузив в полном порядке возможно большее число людей, уже отошли. Первый залп лег перелетом, но второй попал в полубак, вызвав пожар и убив боцмана.
Желая ускорить потопление заградителя, командир приказал лейтенанту Рогузскому взорвать подрывные патроны. Через люк в жилую палубу Рогузский крикнул «Рви!» стоявшему у коммутатора минному кондуктору. На мостика взрыв был слышен слабо, но заградитель встряхнуло, и он начал быстро оседать кормой. Считая, что теперь все сделано, командир приказал оставшимся на борту спасаться, сам же решил корабль не покидать, следуя примеру славных командиров Сакена и Миклухи-Маклая. В это время Рогузский, выйдя из радио-рубки, с последней полученной телеграммой в руке, побежал к мостику по спардеку, но рядом с ним разорвался снаряд, выбросивший его за борт. Перегнувшись через поручни, Быков увидел Рогузского в воде, без движения; кругом него вода была окрашена в красный цвет.
Снаряды продолжали рваться в разных частях корабля, вызывая новые пожары, но ни одна мина не детонировала. Один снаряд надломил фок-мачту, и она наклонилась под большим углом, но шелковый Андреевский флаг продолжал на ней развеваться. Наконец пожар охватил всю носовую часть корабля и языки пламени и дым высоко поднялись в небо.
Один из сопровождавших «Гебен» миноносцев, став по носу «Прута» стал бессмысленно стрелять из своего орудия, но снаряды ложились за кормой, где еще находились шлюпки и плавали люди. Одним из этих снарядов был убит бросившийся в воду мичман Смирнов. Командир хотел отогнать миноносец выстрелами из 47-мм. орудия, но в это время нос «Прута» настолько поднялся, что по близко стоявшему миноносцу надо было стрелять наклонив дуло орудия вниз, но станок орудия не позволял этого сделать. Через десять минут стрельбы «Гебен» дал ход и ушел в сторону Сарыча.
Осколком снаряда капитан 2 ранга Быков был легко ранен в спину и контужен в голову, а взрывом одного из последних снарядов выброшен в воду. Вблизи оказалась переполненная шестерка, но командир, зацепившись руками за планширь, отказался занять в ней место и приказал спасать плавающих вокруг матросов. Вдруг среди дыма показался иеромонах Антоний, который спустился до нижней ступени трапа, но не решался броситься в воду, а шлюпка, облепленная со всех сторон людьми, приблизиться не могла. В это время турецкий миноносец «Самсус» подошел к шестерке и взял всех людей к себе на борт, в том числе и командира. Миноносец «Ташос» взял из воды еще некоторое количество плавающих матросов, после чего оба они пошли догонять «Гебена».
Около 8.40 «Прут» встал вертикально и с развевающимся на сломанной мачте Андреевским флагом скрылся под воду… Место его гибели примерно в 10 милях к западу от Фиолента. За это время переполненные до опасности затонуть барказ, катер и вельбот ушли на веслах по направлению к берегу и были встречены вышедшей из Балаклавы подводной лодкой «Судак», которая потом передала спасенных спешившему к месту гибели «Прута» госпитальному судну «Колхида».
Таким образом в Севастополь вернулись три офицера и 199 человек команды. В турецкий плен попали: капитан 2 ранга Быков; старший лейтенант Лонткевич, мичман Архангельский, доктор Алешин, минный кондуктор, произведший взрыв, второй кондуктор и 69 человек команды. В лагере Кутахия, куда они были доставлены, желая облегчить жизнь кондукторов, Быков заявил туркам, что их чин — офицерского ранга, и потому турки сообщили, что в плен было взято ШЕСТЬ офицеров.
Из экипажа «Прута» погибли лейтенант Рогузский, мичман Смирнов, иеромонах Антоний, боцман Калюжный и 25 человек команды.
П. А. Варнек
ПРИЛОЖЕНИЕ: Выписка из послужного списка капитана 2 ранга Георгия Александровича Быкова 1-го:
17. 2. 13 — Назначен командиром минного заградителя «Прут».
16. 10. 14. — При гибели заградителя остался последним на гибнущем корабле, решив погибнуть с ним. Сначала ранен в спину и контужен в голову, а затем взрывом других снарядов выброшен за борт, поднят из воды и взят в плен турецким флотом.
***
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГЕРИНГ, не имея возможности лично поблагодарить всех друзей, и подписчиков, вспомнивших его к Праздникам и Новому Году и приславших свои добрые пожелания ему и «ВОЕННОЙ БЫЛИ», от всей души благодарит всех и просит принять его поздравления и пожелания здравия, бодрости душевной и всякого благополучия.
Https://производствокерамики.рф https://производствокерамики.рф производство глиняных горшков вазонов и кашпо. производствокерамики.рф |
Похожие статьи:
- Следы старой катастрофы. – П.А. Варнек
- «Гебен» был на русских минах 16 октября 1914 года. – А. Н. Пестов
- Письма в Редакцию (№ 125)
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг. (№119). – Г. М. фон Гельмерсен
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году (окончание, №109) – П. А. Варнек
- ПОСЛЕДНИЕ… – А. Штром
- На транспорте «Дон». – В. А. Бекеч