(справка)
В довоенной России часто печатались в газетах официальные сообщения о «пребывании в шхерах», о путешествиях, плаваниях, посещениях Их Величествами иностранных государств морем, на яхте «Штандарт».
Если петербургскому гарнизону и жителям столицы эту Императорскую яхту приходилось часто видеть, а моряки Балтийского флота безусловно ее еще и хорошо знали, то в остальных губерниях и областях необъятной России о яхте только слышали, не имея представления ни о ее размерах, ни о ее качествах и ее оборудовании.
Мы, осколки былой России, разбросаны по всему миру, живем вне отчизны уже пол-века, а от этой яхты, возможно, не осталось уже и следов, но все же с большим интересом прочел я случайно о ней в одном журнале конца прошлого столетия, и так, как нас, бывших военных, до сего дня интересует все касающееся наших армий и флота, то я и почитаю своим долгом поделиться почерпнутыми сведениями с читателями «Военной Были».
Постройка Императорской яхты «Штандарт» была начата в Копенгагене (Дания) 1/13 октября 1893 года на кораблестроительном заводе Бурмейстер и Война под руководством известного датского инженера — кораблестроителя Нильсена. С большим торжеством яхта была освящена 6/18 августа 1896 года. К этому дню из России были доставлены образа для церкви, сооруженной на яхте в специально для нее оборудованном помещении. Новая яхта поразила всех своим величественным видом и красотой внутреннего убранства. После пребывания в Дании Их Величества совершили на ней свое первое плавание в Англию.
Корпус яхты, до ватерлинии, окрашен в черный цвет, а ниже — в желтый. Нос и корма яхты украшены вызолоченными массивными двуглавыми орлами.
По всему борту судна тянутся две золоченые цепи. Одна из них — на высоте верхней палубы, другая, большей толщины, проходит ниже, на уровне жилой палубы.
Длина яхты 425 футов, ширина 50 футов.
Двигательный механизм, развивающий 150 тысяч лошадиных сил, состоит из двух машин, действующих самостоятельно и имеющих каждая трехлопастной винт. Паровых котлов 24, скорость хода 19 узлов, но при полном напряжении может быть доведена до 21-го. Запас угля — 900 тонн, количество достаточное для пятидневного плавания при полном и десятидневного — при среднем ходе корабля.
Все палубы стальные. Верхняя имеет тиковую настилку.
Экипаж — 350 матросов, при 20 офицерах. Вооружение — 8 орудий 47 мм. калибра. При яхте 4 паровых катера и 8 весельных шлюпок и катеров.
Машины яхты с их механизмами значительно выдвинуты на ее переднюю половину, чтобы дать больший простор для кают Царской Семьи. Отделения для Государя Императора, двух Императриц и Наследника Цесаревича состоят каждое из трех кают: кабинета — салона, спальной и ванной. Другие отделения, из двух кают, оборудованы для Великих Князей и Великих Княгинь. Во внутреннем убранстве кают вовсе нет позолоты, но заслуживает особого внимания сочетание древесных пород, употребленных для обшивки стен, и артистическая отделка деталей резной работы. Все каюты богато обставлены удобной мебелью из карельской березы, крытой цветным кретоном. Из Императорских кают два трапа из букового дерева ведут в парадную двусветную столовую, помещающуюся в верхней части яхты. В этой столовой, имеющей в длину 25 метров, в ширину 6 метров и 4 метра в вышину, могут подаваться обеды на 75 персон. Вечером парадная столовая освещается пятью электрическими люстрами и множеством стенных лампочек. Стены столовой и мебель — мозаичной работы из светлого дерева с темным инструкциями. Стулья обиты голубовато-серой кожей.
Всего на яхте 1. 100 электрических ламп, получающих ток от трех динамо-машин.
Просторная, светлая кухня облицована изразцами и снабжена превосходной вентиляцией, а пол — мозаичной работы итальянских мастеров.
Помещение командира яхты состоит из трех кают, обставленных мебелью из черного дерева замечательной отделки.
О том, как были размещены офицеры и команда, никаких сведений я не нашел, но нужно предполагать, что на таком корабле, где все помещения были обильно снабжены воздухом, светом, вентиляцией, конструктор безусловно позаботился не только об удобствах одного командира.
Сергей Двигубский
Коническую граненую опору освещения огк Купить коническую граненую опору освещения огк. ogk-opora.ru |
Похожие статьи: