ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ.
Старший офицер учебного судна «Березань» капитан 2 ранга Г. только, что развел команду по работам и отправил барказ с водолазами для практических спусков. Продолжая ходить по палубе, старший офицер задумался. Его весьма заинтересовало одно обстоятельство, хотя и незначительное само по себе, но весьма загадочное. Дело заключалось в том, что раньше при назначении на барказ офицера для наблюдения за водолазными работами, приходилось очередного мичмана отправлять на барказ почти силою, до того эти господа не любили водолазные работы. С некоторых же пор произошла резкая перемена. Мичмана, а их было в распоряжении старшего офицера четверо, не только не увиливали от этого скучного наряда, но совершенно наоборот — от желающих идти с водолазами не было отбоя. «Вот и сегодня, — думал старший офицер, — едва лишь я открыл рот, чтобы назначить мичмана П., как сразу же все четверо изъявили желание идти на барказ, а самый юный, мичман Н. даже начал мне доказывать, что он бесповоротно решил идти в Водолазный класс, хотя раньше уверял всех, что он в душе «артиллерист». Тут несомненно что-то подозрительное. Бесспорно мичмана на водолазных работах нашли себе какой-то «профит», ибо не такой они народ, чтобы сразу вдруг, ни с того ни с сего полюбить вдруг водолазное дело. Но какой «профит»? В чем тут дело? Старший офицер, сам в молодости бывший весьма ловким и изобретательным мичманом, решить и сообразить не мог. «Надо будет хорошенько понаблюдать за этими господами», — закончил свои мысли старший офицер.
И вот старший офицер стал замечать, что от времени до времени в кают-компании к столу стало появляться заграничное вино и иногда весьма недурное. Иногда к кофе вдруг подавался очень приличный коньяк. Притом распоряжались этими бутылками, которых, правда, одновременно бывало не более одной-двух, и с редким радушием потчевали всех этими напитками — мичмана. И вообще случаи появления за столом мичманского вина чаще всего следовали непосредственно за днями, когда бывали практические занятия с водолазами. Обратил внимание старший офицер и на то, что все «мичманские» бутылки были без этикеток. На вопрос же одного из офицеров, почему это так, мичмана хором понесли такую галиматью и неразбериху, что сам черт ногу сломит.
И вдруг внезапная мысль осенила старшего офицера, — да ведь водолазов мы почему-то спускаем всегда на одном и том же месте, у Таможенной пристани… Никому не говоря ни слова, старший офицер при следующей отправке водолазов для спуска отдал следующее приказание: «Ввиду слишком долгой практики водолазов на одной и той же малой глубине, впредь постепенно тренировать их на больших глубинах, для чего барказу выходить на Большой рейд». Это распоряжение как громом поразило бедных мичманов и уже желающих идти больше не оказалось. В дальнейшем старший офицер узнал от самих же мичманов следующее: у Таможенной пристани спокон веку приставал пароход «Олег», ходивший еженедельным рейсом в Константинополь. Команда этого парохода, а иногда может быть и пассажиры, стремясь пронести на берег контрабандным путем, спиртные напитки, когда замечали на пути таможенных чиновников, предпочитали бросать бутылки в море, чем быть пойманными с поличным. Случайно обнаружив на дне у пристани бутылку, в дальнейшем мичмана развили это в настоящий, хорошо организованный промысел.
Единственно, что старшему офицеру так никогда и не удалось узнать, это какой «нерукописный» договор существовал между мичманами и самими водолазами и какой процент бутылок шел в пользу последних.
ЛИНГВИСТ
В крохотной, но очень уютной кают-компании русской посольской яхты «Колхида», стоявшей на бочках в общей линии иностранных стационеров у пристани Топ-Хане, на Босфоре, офицеры только что сели завтракать. Кают-компания «Колхиды» состояла из солидного лейтенанта на окладе 1), являвшегося старшим офицером яхты, старшего судового механика в чине капитана, немолодого уже, крайне мрачного и желчного доктора и двух мичманов.
Едва только офицеры приступили к закуске, успев сделать «по единой» рюмке водки, как в переговорную трубу раздался голос вахтенного, который с палубы доложил: «Так что, Ваше Высокоблагородие, к нам едут английский офицер». Дежурный офицер пулей вылетел из кают-компании по трапу на палубу и вовремя успел встретить иностранного гостя. Приезжий был лейтенант Бенсон, с рядом стоявшего английского стационера «Имоджен», систер-шипа 2) нашей «Колхиды». Обе эти яхты даже когда-то принадлежали одному владельцу, какому-то богатому лорду. Офицеры всех иностранных стационеров в Константинополе почти все знали друг друга, во всяком случае официально, а потому, так как приезжий не обратился к встречавшему его русскому офицеру ни с одной из трафаретных фраз, обозначавших обычно либо поздравление с чем-нибудь, либо приглашение принять участие в расцвечивании флагами 3) и т. п., то дежурный офицер пригласил английского лейтенанта в кают-компанию. Гость оказался неговорящим ни на одном языке, кроме английского, среди же офицеров «Колхиды», кроме лейтенанта, бойко начавшего развлекать гостя, никто не говорил в достаточной мере по-английски. После нескольких любезных фраз лейтенант предложил гостю позавтракать, но когда гость отказался, то немедленно появились на столе «виски энд сода».
Подкрепившись виски, гость начал что-то объяснять лейтенанту, который весьма оживленно ему поддакивал, а временами, обращаясь в полоборта в сторону мичманов и подмигивая им, вполголоса бросал по адресу гостя «ну и молодчага же он». Посидев с четверть часа и поговорив еще немного, гость встал, распрощался и отбыл к себе на яхту. Едва лишь он уехал, как все офицеры хором забросали лейтенанта вопросами: что ему было надо? почему он приезжал? Да еще в такое неположенное время.
Лейтенант, окинув всех сидящих за столом взглядом, в котором просвечивало плохо скрытое сожаление о серости вопрошавших авторитетным, с полным сознанием своего превосходства тоном пробасил: «Как ни один из вас, господа, так-таки ни черта и не понял из нашего разговора? Стыдно, господа! Морской офицер должен владеть по крайне мере хотя бы английским языком, без которого заграницей буквально нельзя сделать ни шагу» и, обращаясь к мичманам, прибавил: «Вижу, что вы не плавали на востоке, а то не сидели бы сейчас такими истуканами, а впрочем — молода еще в Саксонии не была 4), закончил лейтенант свою обличительную речь любимой поговоркой. «Так вот знайте же, что лейтенант Бенсон приезжал в кают-компанию с прощальным визитом, по случаю отъезда в Англию». Кто-то из офицеров робко спросил лейтенанта: «Совсем уезжает или в отпуск?» Лейтенант, чуть подумав, решительно ответил: «Не совсем, а в отпуск, на три недели, серье вы этакое».
«Истуканы» в образе мичманов чуть заметно переглянулись между собой, и в глазах их, только на секунду, блеснули веселенькие искорки. Этот мимолетний обмен мичманов взглядами, к счастью незамеченный лейтенантом, казалось мог выражать и радость, что лейтенант в своей грозной филиппике обложил «серьем» не только мичманов, но и механика, и доктора, кстати тоже плававших на востоке и не менее самого лейтенанта, но об этом обстоятельстве последний в азарте видимо забыл, а также и то, что ведь и мы в корпусе заучались английскому языку, да ведь еще по Гаррисону. На этом разговор о визите английского офицера прекратился, а вскоре и вовсе был забыт.
На следующий день после подъема флага, к левому трапу «Колхиды» пристал английский тузик и на палубу поднялся кондукторского звания боцман «Имоджен» и так же уверенно, не торопясь, как у себя на яхте, направился в командный кубрик. Через минуту английский боцман вышел вновь из кубрика на палубу в сопровождении боцмана «Колхиды» строевого боцманмата Тернового, и оба, обмениваясь какими-то короткими фразами, решительно пошли на ют, где английский боцман стал внимательно рассматривать ютовый тент. Боцман же Терновой жестами и словами давал своему английскому коллеге, видимо, какие-то необходимые советы и указания. На каком диалекте объяснялись боцмана неизвестно, так как до дежурного офицера донеслась лишь последняя фраза Тернового: «Тогда будет усё вери гуд», произнесенная с одновременным указанием пальцем на подъемный строп тента. Пожав, не без достоинства, друг другу руки, английский боцман пошел на свой тузик, а русский — провожая его у трапа, держал руку под козырек, пока тот не отвалил от борта.
Всем происшедшим офицеры «Колхиды» были настолько заинтригованы, что, позвав боцмана в кают-компанию, немедленно спросили его, в чем дело и почему приезжал к нему английский боцман? И вот Терновой ответил буквально следующее: «Так что, Ваше Высокоблагородие, ихнему командиру очень нравится, как у нас стоит ютовый тент, и они вчерашний день посылали своего лейтенанта до вас, Вашескородие», — обратился боцман к лейтенанту, «тольки лейтенант ихний ничего не узнали, потому, Вашескородие, они плохо выражаются и по-нашему не умеют. Потому командир англицкий послали сегодня своего боцмана до меня и приказали ему, — ты, мол, боцман, так спроси у русского боцмана насчет тенту, потому хочу, чтобы и у нас ютовый тент стоял также хорошо, как и на «Колхиде». Вот, Вашескородие, я усё и показал и объяснил ихнему боцману. Башковатый он у них, Вашескородие, враз все понял и даже вэрри уэл сказал», закончил боцман Терновой с большим достоинством.
Легко себе представить, что произошло в кают-компании после ухода боцмана. Старший механик раскатисто хохотал, «истуканы» — мичмана лопались от душившего их смеха и буквально от удовольствия вращались вокруг своей собственной оси, особенно когда доктор обычно молчавший, прибавил язвительно: «Эх-эх, не успел я спросить у боцмана, плавал ли он раньше на Дальнем Востоке». Лингвист же лейтенант, о котором трудно было сказать, — покраснел ли он хоть немного, так как цвет лица и даже волос у него всегда отливал краснотой, без малейшего смущения, хотя и с несколько меньшей, однако, уверенностью, стал доказывать офицерам, что лейтенант Бенсон шотландец, «а эти подлецы — шотландцы обычно так плохо говорят по-английски, что даже всякий порядочный природный англичанин с трудом их понимает».
1) «Лейтенант на окладе» в то время — пробывший уже известное число лет в чине. Впоследствии был заменен чином старшего лейтенанта.
2) «Систер-шип» — корабль одного и того-же типа.
3) «Расцвечивание флагами», в те времена в праздничные дни все сигнальные флаги поднимались на общем леере от бушприта через ноки мачт и до флагштока.
4) Очень употребительная на флоте поговорка, происхождение которой теряется во тьме веков.
БОСФОРСКАЯ ТРАДИЦИЯ
На левом, Анатолийском, берегу Босфора, немного ниже развалин Анатоли-Хиссар, расположен красивый, весь в зелени садов, поселок Кандилли. Эта дачная местность с незапамятных времен населялась преимущественно англичанами и служила летним местопребыванием для английской колонии Константинополя. Но было также немало английских семейств, проживавших там и круглый год.
Одно из таких семейств занимало одну из первых, считая по течению, вилл, расположенных у самого берега, буквально у самого уреза воды. Каики и сандалы приставали непосредственно к нижней ступени очень небольшой каменной лестницы, ведшей в дом. Вилла эта была довольно велика, обладала прекрасной, широкой верандой, выходившей на Босфор, и была окружена красивым тенистым садом. Фамилия семьи, обитавшей в этой вилле, нам неизвестна, но проживала она там с начала девяностых, а может быть и раньше, годов прошлого столетия и в продолжение первого десятка столетия двадцатого. Никто не знал также, когда началось это оригинальное знакомство, если только это можно назвать знакомством, обитателей этой виллы с военными судами Русского флота.
Старые черноморцы вспоминали лишь, что вначале всякий раз, когда суда нашего флота проходили мимо этой виллы, суда давали один длинный свисток, после чего неизменно на веранде дачи появлялась чета молодых англичан, сердечно приветствовавших русский корабль. В ответ офицеры русских судов махали им фуражками. Обычай этот передавался из года в год с одного русского корабля на другой и постепенно перешел в традицию. С другой стороны, со стороны английского семейства, традиция эта тоже строго соблюдалась и передавалась видимо, из поколения в поколение.
Вначале, как уже упоминалось, появлялась на веранде лишь одна супружеская пара — чета владельцев виллы, но вскоре стали выносить и младенца, а с годами появилось и несколько детей. Время шло, но проходящие мимо английской виллы русские военные суда неизменно давали условный свисток, а на веранде виллы появлялось сначала увеличивавшееся английское семейство. Затем, с подрастанием второго поколения, оно опять уменьшалось, видимо, по мере того, как становясь на ноги, дети покидали отчий дом, а еще с годами начало появляться на веранде и третье поколение. Но всегда и неизменно все обитатели виллы любезно обменивались с русскими офицерами взаимными приветствиями.
24 ноября 1907 года в Босфор входила на станцию, после очередного ремонта в России, посольская яхта «Колхида». Командир яхты был недавно переведенный из Балтики капитан 2 ранга, из офицеров, за исключением одного лейтенанта, все тоже входили в Босфор впервые но лейтенант, бывший раньше на Босфоре, рассказал командиру и собравшимся на мостике офицерам описанный выше традиционный обычай. И вот, подходя к Кандилли, «Колхида» дала условный один длинный свисток. Через несколько времени двери на веранду дачи открылись, и поддерживаемый под руку камердинером, вышел седой старик, а вслед за ним молодая дама и нянька с младенцем на руках. И беспомощный старик и молодая дама начали махать рукой и платком, а дама, кроме того, взяв из рук няньки младенца, подняла его как бы по направлению проходившей яхты, символически привлекая тем к приветствованию русского корабля и третье поколение. Командир и все офицеры «Колхиды» усиленно махали фуражками, а командир, кроме того, приказал вахтенному начальнику отсалютовать еще и флагом, что было немедленно исполнено. Яхта быстро прошла траверз дачи и стала удаляться вниз по течению. Дама с младенцем вошла в дом, и только один старик долго еще оставался на веранде, несмотря на настойчивые попытки слуги его увести. Кто скажет, — какие мысли о далеком прошлом проносились в этот момент в голове отжившего свой век старика?
Неизвестно, продолжалась ли и дальше эта босфорския традиция? Неизвестно и когда и как начался этот трогательный обычай. Какой русский командир, с какого корабля, первый ввел его? Какие личные дружеские или сердечные отношения связывали его и с кем из членов этой семьи? Неизвестной осталась и фамилия этого почтенного семейства, но все рассказанное здесь — не вымысел, а реальная быль. Увы, ушедшие безвозвратно годы много унесли с собой высокого и прекрасного, а современная жизнь с красотой плохо уживается… Она ее еще пока только терпит…
НЕЧАЯННЫЙ ВЫСТРЕЛ
Осенью 1912 года началась так называемая первая балканская война. Союзные армии Болгарии, Сербии, Греции и Черногории в октябре того же года, после ряда решительных, успешных боев, победоносно докатились до Чаталджинских позиций и стали угрожать самому Константинополю. Обстоятельство это сильно встревожило дипломатов великих держав по двум причинам: дальнейший успех коалиции мог в 24 часа изменить существующий «статус-кво» на Ближнем Востоке, а во-вторых, разбитая турецкая армия, бросившись назад, могла начать резать христиан, — иностранные колонии Константинополя. Поэтому, для защиты своих подданных державы решили собрать на Босфоре международную эскадру. С середины октября эскадра эта стала собираться на Босфоре под флагом французского адмирала Дартиж дю Фурнэ, впоследствии, во время великой войны, одно время командовавшего французским флотом.
В первых числах ноября эскадра была уже в полном составе, примерно около 30 судов десяти различных наций. Русский отряд, входивший в состав этой эскадры, состоял из линейного корабля «Ростислав», крейсера»Кагул», канонерской лодки сперва «Кубанец», а затем — «Донец» и посольской яхты «Колхида». На русских судах находились две роты 50-го пехотного Белостокского полка. Вскоре международный десант, общей численностью до 2½ тысяч штыков, был свезен с эскадры на берег для несения охраны посольств, консульств и разбитого для сего на секторы города Константинополя. Все суда эскадры стояли первые месяцы на боевом положении: все орудия всех калибров были всегда заряжены, прожектора наготове, связь с десантом обеспечена, транспорта для принятия иностранных колоний — под парами. В таких условиях в начале января 1913 года произошел следующий случай.
Однажды утром на линейном корабле «Ростислав» шло артиллерийское учение, — двигались башни, наводились орудия, работали элеваторы подачи. Старший офицер, старший и младшие артиллерийские офицеры обходили палубу и все плутонги, проверяя боевую готовность корабля. В батарейной палубе, в батарее 47 м/м пушек тоже шло учение. Здесь, в дополнение обычной прислуге, были расписаны по пушкам и пехотные солдаты, в виде второй смены. Комендор Озеров, старшина 47 м/м пушки №4, очень бравый и расторопный комендор, с увлечением рассказывал и объяснял солдатам все действия №№ прислуги. В порыве полного увлечения своей специальностью Озеров забыл, что пушка его заряжена и, поясняя, как «сильно дергая за шнур», производится выстрел, в действительности сам и произвел настоящий выстрел. Едва лишь выстрел раздался, как бедный Озеров, побледнев, присел как-то, схватился за голову и прошептал: «Ну, теперь я пропал».
Вылетевший снаряд пролетел над кормой английского крейсера «Веймоут», по палубе которого гулял, с трубкой в зубах, его командир. Затем, снаряд разорвался о воду и несколько его осколков полетело на берег. Один осколок, впился в ствол дерева Дворцового сада, а другой перебил решетку султанского дворца Долма-Бахче, в котором в это время как раз и имел пребывание султан.
Вначале командир «Ростислава» капитан 1 ранга Михаил Павлович Саблин и офицеры этого корабля не придали особо важного значения происшедшему, полагая что осколки вряд ли долетели до берега. Не придал значения этому выстрелу, видимо, и командир английского крейсера, над головой которого просвистал снаряд. Капитан этот лишь на один момент остановился, взглянул удивленно сначала на «Ростислав», затем на берег, и вновь зашагал по палубе своего крейсера, даже не вынув трубки изо рта. Но не так спокойно отнеслись к происшедшему немцы.
С линейного крейсера «Гебен», единственного в составе международной эскадры новейшего корабля типа «Дредноут» сейчас же отвалил катер с офицерами в статском платье и пристал к берегу, примерно к тому месту, куда полетели осколки русского снаряда. С «Ростислава» можно было наблюдать, как германские офицеры внимательно исследовали решетку дворца, деревья и весь прилегающий район. Но и этому не было придано особенного значения, — ну и пусть себе исследуют, если делать им нечего.
Примерно через полчаса после этого нечаянного выстрела к трапу «Ростислава» пристал вельбот с турецкой султанской яхты «Эртогрул» и командир ее капитан 2 ранга Джавид Бей лично приехал с неофициальным визитом к командиру «Ростислава». Турецкий капитан сообщил М. П. Саблину следующее: «Я прибыл к вам по собственному почину, как моряк к моряку. Сегодня у вас произошел выстрел и осколками снаряда повреждена решетка дворца и, быть может, поврежден покой Его Величества Султана. Поэтому я дружески советую вам отправить офицера во дворец и принести там первому камергеру Его Величества извинения». Капитан 1 ранга Саблин, сердечно поблагодарив командира, ответил, что он не знал, что осколки долетели до берега, но раз это так — он сам лично немедленно отправится во дворец с извинениями. Командир «Эртогрул» был очень этим обрадован и отбыл к себе командир же «Ростислава», облачившись в мундир, отправился во дворец и принес там свои извинения первому камергеру, любезно принявшему русского командира и угостившему его кофе.
Из дворца М. П. Саблин отправился в российское Императорское посольство, где доложил нашему послу M. Н. Гирсу о случившемся, рассказав все подробности и свой визит во дворец. Посол вполне одобрил действия командира и, в свою очередь, лично поехал к Великому Визирю, коему и выразил сожаления Императорского правительства по поводу происшедшего. Таким образом, в течение полутора-двух часов были приняты все полагающиеся в подобных случаях дипломатические шаги и досадный инцидент был исчерпан.
Но не того желали немцы и их союзники — младотурки. Их целью было, всячески раздувая этот случай, создать предлог для возвращения на суда последних частей десанта, еще остававшихся на берегу, а быть может даже и для удаления международной эскадры с Босфора. Младотурецкая печать, инспирируемая немцами во главе с германским послом в Константинаполе фон-Вангенгеймом, на все лады разжигала страсти и муссировала этот инцидент. Но, официально, ничего уже поделать было нельзя.
Едва ли не через час после визита русского посла к Великому Визирю, к последнему поступила официальная жалоба военного министерства и протесты комитета «Единение и Прогресс», но Великий Визирь ответил лишь, что инцидент исчерпан, так как российское Императорское правительство выразило уже ему свои сожаления. Прессе и политиканствующим кругам оставалось только злобствовать и заниматься инсинуациями.
Но пока происходили все эти «дипломатические» события, вернемся к несчастному виновнику нечаянного выстрела комендору Озерову.
Командир «Ростислава», вообще хладнокровно отнесшийся к инциденту, видимо наказывать Озерова не собирался, но старший из командиров русских судов на рейде, командир крейсера «Кагул» отнесся к вопросу иначе. Он приказал комендора Озерова арестовать, разжаловать и даже предать его суду. Об этих мерах командир «Кагула», вместе с изложением всего происшедшего, срочно донес по радио командующему морскими силами в Севастополь. Однако в ближайшую же ночь был по радио получен ответ командующего вице-адмирала Андрея Августовича Эбергарда. Адмирал приказывал: «Комендора Озерова из-под ареста освободить, никаких взысканий на него не накладывать и, — как далее говорил адмирал, — он уверен, что тяжелые нравственные переживания комендора Озерова будут для этого последнего лучшим и самым действительным наказанием».
Этим инцидент случайного выстрела был окончательно исчерпан, но несколько дней спустя, к крайнему сожалению русских командиров и офицеров, выяснилось, что в итоге случая с нечаянным выстрелом все же оказался один пострадавший, а именно — симпатичный командир яхты «Эртогрул». Его добрый товарищеский жест — визит по своей личной инициативе к командиру «Ростислава», с целью предупредить международный инцидент, был объяснен его начальством иначе, и морской министр, без сомнения из младотурецкого комитета, отрешил от должности и уволил командира «Эртогрула», образованного моряка английской школы, очевидно противника малотурецкой партии, в отставку.
К счастью, отставка эта длилась, видимо, недолго. Пишущему эти строки в мае 1914 года пришлось проходить Босфор на яхте «Алмаз». Встречая, в качестве вахтенного начальника, приезжавших к командиру «Алмаза» с ответными визитами лиц, пишущий эти строки с искренней радостью встретил среди приезжавших и симпатичного капитана 2 ранга Джавид Бея, полностью восстановленного по службе и вновь командовавшего тем же «Эртогрулом».
Н. Р. Гутан
Похожие статьи:
- Из флотских воспоминаний (№116). – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний (№115). – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний (Продолжение, №111). – Н. Р. Гутан.
- Из флотских воспоминаний (№113). – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний (№112). – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний (№114). – Н. В. Гутан
- Из воспоминаний гардемарина. – Н. Кулябко-Корецкий
- №113 Ноябрь 1971 г.
- № 128 Июнь 1974 г