(Период 1911-1918 гг.)
Вся моя служба, с производства в мичманы по окончании Морского Корпуса в 1911 году, прошла на Отряде Минных заградителей Балтийского моря на различных должностях начиная с субалтерн-офицера в Отряде новобранцев 1-ой Минной дивизии, одновременно вахтенным офицером на Минном заградителе «Амур» (под командой Флигель-Адъютанта Капитана 2 ранга M. М. Веселкина), далее — ревизора (интенданта), ротного командира и вахтенного начальника на Минном заградителе «Нарова», позже — Флаг-офицера Штаба Начальника Отряда, старшего штурманского офицера минного заградителя «Лена» и наконец флагманского штурманского офицера Штаба Отряда Минных заградителей.
Вся эта служба, как в мирное время, так и в 1-ую Всемирную войну и революцию в 1917 году в Гельсингфорсе, дает мне право называться «аборигеном» славного Отряда Минных Заградителей Балтийского моря.
Мирное время
В 1907 году Морским Генеральным штабом был создан план защиты Финского залива и подходов к крепости военно-морской базы острова Кронштадт и столицы Санкт-Петербурга постановками минных заграждений.
В то время имелся только один небольшой минный заградитель «Волга» в 1.710 тонн водоизмещения, спущенный на воду в 1905 году. В 1907 году были спущены на воду 2 однотипных минных заградителя: «Амур» и «Енисей», построенные на Балтийском заводе в С. Петербурге, в 3.200 тонн, сравнительно по тому времени быстроходные в 17 узлов и артиллерией в 5-120 мм. и 2-75 мм. орудия и 8 пулеметов.
Позже были переделаны в минные заградители бывшие старые крейсера: «Минин», «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский».
Таким образом, в 1912 году Отряд минных заградителей Балтийского моря, под командой Контр-Адмирала M. М. Шульца, состоял из:
(Минный заградитель «Онега» за негодностью довольно скоро вышел из строя).
Летом, с началом кампании Отряда Минных заградителей, начались учебные занятия по постановке мин заграждения и обучению кадров минеров-заградителей. Отряд для этой цели выходил в Финляндские шхеры, Биоркезунд (вблизи Кронштадта), где ежедневно производились практические занятия. По окончании кампании состоялись призовые постановки мин, в смысле рекордного времени, точности постановки и численности всплывших или утонувших мин, на переходную призовую серебрянную чашу, которая в мое время большей частью выигрывалась моим кораблем м. з. «Наровой» и стояла на видном месте в офицерской кают-компании.
В зимнее время шло обучение новобранцев: в Кронштадте, Либаве и С. Петербурге. Я находился в Отряде новобранцев 1-ой Минной дивизии в Либаве (Порт Императора Александра 3-го), под командой Флигель-Адъютанта Капитана 2 ранга Фабрицкого, и одновременно был зачислен на должность Вахтенного офицера на м. з. «Амур», под командой Флигель-Адъютанта M. М. Веселкина.
В апреле месяце 1912 года Отряд новобранцев выезжал эшелоном из Либавы в Царское Село на Царский смотр, с остановками в гг. Риге и Пскове, где представители местных гарнизонов встречали отряд с полковым оркестром, и мы шли строем в казармы, предназначенные для обеда. По пути с вокзала население восторженно приветствовало моряков.
Наконец прибыли в Царское Село, где отряд был расквартирован, если не ошибаюсь, по казармам Лейб-Гвардии Гусарского полка. На следующий день утром состоялся смотр Государем Императором в присутствии Наследника Цесаревича, причем, оба были в морской форме.
Несмотря на дождливую погоду, отряд представился в блестящем виде, заслужив Высочайшую похвалу. Этот день в моей жизни будет памятен до смерти.
В 1912 году, с 4 по 23 сентября состоялись большие маневры всего Действующего флота в Балтийском море с участием минных заградителей «Амур» и «Енисей» в роли легких крейсеров-разведчиков. Для усиления офицерского состава, я был командирован на «Енисей». Командующим Балтийским Флотом в то время был Вице-Адмирал Н. О. фон-Эссен (герой Порт-Артура, командир знаменитого э. м. «Новик»),
Появление в 1912 году возрожденного Российского Императорского Флота в Балтийском море имело громадное международное значение, с военной политической точки зрения.
Боевая страда
Но вот наступило лето 1914 года. Мировые события того времени развертывались с необычайной быстротой. Все ожидали войны.
14 июля была объявлена мобилизация. Балтийский и Черноморский флоты были готовы выйти в море.
Первая боевая задача ложилась на Отряд Минных заградителей Балтийского моря, который еще до официального объявления войны,
17 июля, по приказанию Командующего Балтийским флотом адмирала фон-Эссена, вышел на постановку минного заграждения громадной «Центральной позиции», по линии остров Нарген (около г. Ревеля) и Поркалауд (Финские шхеры). Постановка охранялась почти всем Действующим флотом, вышедшим в море.
Отряд Заградителей: «Ладога», «Нарова», «Амур», «Енисей» и «Волга», под командой Контр-Адмирала В. А. Канина, блестяще выполнил свою задачу, сбросив около 2.200 мин с секундомерной точностью, с незначительным количеством взорвавшихся под кормой мин, всего около 10 штук. При одном таком взрыве корму старушки «Наровы» приподняло вверх и она тяжело задрожала всем корпусом, но все же выдержала сотрясение и легла на свое место, продолжая постановку. Этот момент никак не отозвался на моральном состоянии судового личного состава корабля, а наоборот, усилил желание выполнить свой долг перед родиной и Флотом. Постановкой этого минного заграждения положение Балтийского флота значительно укрепилось. Флот как бы вздохнул после закрытия ворот в Финский залив. Командный состав, офицеры и матросы были награждены боевыми орденами.
Я помню то время, когда перед выходом Отряда заградителей на постановку минного заграждения из Поркалаудда, Командующий Флотом Вице-Адмирал фон-Эссен, придя на эскадренном миноносце «Пограничник», посетил все суда отряда и перед фронтом экипажей обратился со словами, в которых он указал, что «с этого дня каждый из нас должен забыть все свои личные дела и обратить все силы и помыслы к одной цели — защиты Родины от посягательств врага». Лично на меня, молодого офицера, эти слова произвели волнующее и одновременно восторженное впечатление. Сердце как то ёкнуло.
Тучи сгущались над Европой, и наконец грянул гром. 19 июля Государем Императором была объявлена война Германии. Приказом по Флоту Государь поздравлял с Великим днем объявления войны с надеждой, что Флот до конца выполнит свой долг перед Родиной. Приказ был воодушевленно принят всем личным составом Флота.
Тотчас же началась планомерная постановка минных заграждений в различных местах Финского залива и в неприятельских водах. Немцы в свою очередь начали те же операции.
4 августа немцами было поставлено минное заграждение на линии Руссаре (Финские шхеры и Оденсхольм) — восточный берег входа в Рижский залив. На месте постановки этого заграждения плавало масса всплывших мин, а потому оно не причинило нам особого вреда, если не считать взорвавшихся тральщиков «Проводник» и «№ 8», работавших по определению границ заграждения.
В начале войны были реквизированы немецкие транспорты, находившиеся в русских портах Финского залива, из которых пять были переделаны в минные заградители. То были:
- минный заградитель «Лена», принимавший 370 мин заграждения,
- минный заградитель «Урал», принимавший 360 мин заграждения,
- минный заградитель «Свирь», принимавший 380 мин заграждения,
- минный заградитель «Ильмень» принимавший 360 мин заграждения и
- минный заградитель «Мета, принимавший 300 мин заграждения.
Помимо постановок минных заграждений минными заградителями, начались отдельные постановки с меньшим количеством мин приспособленными для этой цели миноносцами, крейсерами и подводными лодками. Подводная лодка «Акула» в 370 тонн погибла, не вернувшись с похода.
В начале войны на все эти суда обыкновенно командировались минные офицеры Отряда Заградителей, впоследствии же все суда Действующего Флота производили постановки своими минными офицерами.
Как пример постановки в неприятельских водах, укажу на постановку «Новиком» у Данцига и Мемеля, крейсером «Россия» у острова Рюген. Я не буду касаться множества отдельных постановок, удачно, хотя и с большим риском, выполненных в неприятельских водах быстроходными судами, в которых участвовал и заградитель «Амур».
В то же время был создан отряд мелко сидящих сетевых заградителей «Шексна», «Припять» и «Ловать», назначением которых была постановка сетей с взрывающимися патронами против подводных лодок. Они показали себя и отличными минными заградителями в Рижском заливе. Из них «Шексна», осадкой всего 4 фута, была командирована в мое распоряжение для постановки мин на северной оконечности уже поставленной «Центральной позиции», но только на меньшей глубине. Погода была штилевая, а потому нам изредка простым глазом были видны ранее поставленные мины. Для всех понятно, что работа была опасная, и самочувствие — не из приятных, но задание было выполнено, и с облегченным сердцем мы вышли на чистую воду.
22 мая 1915 года минный заградитель «Енисей», на переходе из Ревеля в Рижский залив, был потоплен немецкой подводной лодкой «У 26». «Енисей» погиб геройски. При погружении корабля в воду команда пела национальный гимн «Боже, Царя храни!». Командир, Капитан 1 ранга Прохоров и вахтенный начальник не желали покидать корабля и пошли ко дну со своим кораблем. Поблизости никого из других кораблей не было, вода еще была холодная и из 220 человек офицеров и команды спаслись только один офицер, старший инженер-механик и 10 матросов.
1 августа 1915 года минный заградитель «Ладога», по окончании постановки 800 мин заграждения в районе Утэ (Оландские шхеры), возвращаясь в шхеры, наткнулся на неприятельскую мину и через 3 часа затонул. Весь экипаж был спасен миноносцами, и только 5 человек в момент взрыва выбросились за борт и утонули.
К чести минного заградителя «Амур» надо сказать что он отличился множеством минных постановок в боевую страду Рижского залива.
Я считаю долгом упомянуть, в связи с геройской защитой Рижского залива, два случая чрезвычайно рискованных постановок минных заграждений под неприятельским берегом, в районе ранее поставленных мин, на виду немецких береговых батарей: 1) Отрядом плоскодонных тральщиков с 9-ти футовой осадкой, под командой Начальника 4-го дивизиона миноносцев Капитана 1 ранга П. В. Вилькен, когда его отряд был обнаружен неприятельской батареей, но в то время отряд уже выполнил свою задачу и благополучно возвращался в Рижский залив. 2) — Второй случай постановки минного заграждения под обстрелом неприятельской батареи в районе маяков Люзерорт и Михайловского с сетевого заградителя «Припять», 6-ти футовой осадки, под командой Старшего Лейтенанта Георгия Алексеева и тральщиков типа «Капсюль».
В 1916 роду выяснилась возможность перехода Швеции на сторону воюющей Германии, а потому Командующим Балтийским Флотом Вице-Адмиралом В. А. Каниным (принявшим Флот после смерти Адмирала фон-Эссен) было решено немедленно заминировать пролив между Швецией и Оландом. На эту операцию был назначен минный заградитель «Лена», под командой Капитана 2 ранга Н. В. Третьякова. Старшим штурманским офицером на нем был Лейтенант Б. А. Арский 2-й и минным — Лейтенант В. В. Биттенбиндер. Ввиду исключительно важной задачи этой операции наблюдателем присутствовал Флагманский Штурман Штаба Командующего Балтийским Флотом Капитан 2 ранга H. Н. Крыжановский.
Минный заградитель «Лена» вышел из Мариенгама (Оланд) с расчетом ночью 15 августа поставить мины поперек пролива и тем самым закрыть вход неприятельским силам в Ботнический залив и прекратить торговое сообщение Швеции с Германией, которое до тех пор находилось под наблюдением наших подводных лодок, забравших немало немецких транспортов с военным материалом и отводивших их в наши порта или же, в случае сопротивления, взрывавших их. Придя ночью к месту начала постановки в полнейшей темноте и при свежей погоде, заметили вдали шведские дозорные миноносцы, идущие полным ходом и при полном освещении. Видимо мы не были ими замечены, так как на «Лене» царила непроницаемая темнота. В назначенное время и в точно определенном месте начали постановку мин, и сразу же с первой брошенной миной произошел сильный взрыв ее за кормой и «Леночку» подняло кормой кверху, она зарылась носом в воду, но грациозно вынырнула из шипящей волны и, как лебедь, стряхнула с себя брызги воды, легла на ровный киль, и, как ни в чем не бывало, продолжала бросать свои гостинцы. С началом взрыва команда, кроме минеров-заграждателей, выскочила из внутренних помещений корабля но быстро пришла в себя и вернулась к своим местам. То была трепетная ночь!
Закончив постановку, с рассветом мы вернулись в Мариенгам, а в дальнейшем прошли по шхерам, по «стратегическому фарватеру», специально протравленному до глубины 38 фут и обставленному судами Экспедиции обзора Финляндских шхер под начальством Полковника Корпуса гидрографов А. Н. Арского для прохода по нему крейсеров и даже линейных кораблей. Зашли в Або и Гангэ и вернулись в Гельсингфорс. Впоследствии я был назначен Флагманским Штурманом Штаба Отряда Минных заградителей и вернулся во время революции на свою старушку «Нарову».
Но волею судьбы пришлось еще ставить мины и после революционного переворота в Балтийском флоте. За недостатком штурманов пришлось самому руководить, на разных заградителях, постановкой мин заграждения в ближайших бухтах около Ревеля и Балтийском порту, ввиду ожидаемой высадки немецких войск. Походы и постановки происходили в ужасных условиях подозрительности судовых комитетов, которые, абсолютно ничего не смысля в кораблевождении, во всем видели «контрреволюцию» и вытаращенными глазами смотрели на карту, ничего не говорящую им по их неведению.
В начале октября 1917 года я покинул Балтийский флот и пробрался на Север России.
Борис Арский
Mob звукозапись купить песню песни под ключ Blik mob звукозапись купить песню песни под ключ. labzvuk.ru |
Похожие статьи:
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Сведения из формулярного списка эскадренного миноносца «Жуткий». – Н. С. Чириков
- Что произошло на “Пруте”. – П. А. Варнек
- Балтийский флот в войну 1914-1917 гг. – Н.П. Солодков
- «Гебен» был на русских минах 16 октября 1914 года. – А. Н. Пестов
- В первый раз. – Г. А. Усаров
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году (окончание, №109) – П. А. Варнек
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг. (№119). – Г. М. фон Гельмерсен